Отзыв: Книга "Приключения Незнайки и его друзей" - издательство Эксмо - Как быть с современными детьми
Достоинства: Прекрасная детская книга.
Недостатки: Для детей никаких.
Любимая детская трилогия о приключениях Незнайки со временем может начать реально бить по голове, если начинать самому себе задавать некоторые вопросы. Традиционно, этого лучше не делать, но у меня, как у того самого Незнайки, получается с трудом. Тем более, когда речь идет об этом веселом, неунывающем коротышке, который прекрасно умеет выдумывать что-то новое и интересное.
"Приключения Незнайки и его друзей" сразу же ставит передо мной вопрос о происхождении коротышек, о способах удержания численности популяции, смертность и размножение. Книга детская, поэтому, ладно, все это я должен оставить по ту сторону детства, пусть оно будет так, но на вещи очевидные я не могу не обращать внимания.
Давайте обратимся к простому вопросу - у нас есть некое противопоставление малышей и малышек в этой первой части, начинание доброе, потому что ведет к всеобщему равенству, а детям чуть ли не на пальцах показывают значимость лиц разного пола. Это я понял, но как мне понять такую вещь - малышкам действительно нужны малыши, иначе в их городе сгниют все фрукты, те помогают им физически - именно, что помогают, потому что те и сами справляются, если что, а также малыши осуществляют механизацию труда.
Тема же, зачем нужны малышки, Носовым абсолютно не раскрыта, я так ничего кроме жалких пирогов в палатке придумать и не смог. Мне, сроду домашних пирогов не видевшего, это все должно быть понятно, но почему-то совершенно непонятно. Каким-то намеком дается какая-то морализирующая составляющая, дескать, малышки делают этот мир мягче, но и она повернута другим боком, ибо эти самые малышки прекрасно показали, что сами с собой обойдутся. Какая-нибудь Стрекоза наденет шаровары и с пилой залезет на дерево, десяток малышек поднесут яблоко и сами, а профессий мужских нет, это особенно подчеркнуто, ибо и медики есть среди малышек, и музыканты, и даже поэтесса. Нет механиков, что в общем-то никого не огорчает и нет художника. Более того, звучит откровенный шовинистический призыв со стороны доктора Пилюлькина, что, дескать, малыши лучше, чем малышки. Вот уж доктор отчебучил.
История художника Тюбика в женском городе требует отдельного упоминания. По стопам нашего генсека времен 60-х, Носов неоднозначно выразил свое отношение к представителям этого творческого направления, причем не единожды. Все мы помним отзывы и Хрущева, и Козлика в "Незнайке на Луне" об абстракционистах, они очень похожи, хотя у Носова и выглядят более приличными. Все же детская книга. В "Приключениях Незнайки" форма более мягкая, но шаблонная мазня, которой занимаются Тюбик и Авоська, хорошо характеризует не только невысокие запросы населения, но и сущность самих творцов. Помните как это было?
Больше всего меня убивает общая структура, предложенная Носовым. Во второй части автор немного приоткрывает завесу по поводу происходящего в первой части и становится ясно, что у малышей в Цветочном городе существует некий товарно-вещевой обмен. При этом Пилюлькин не является сам провизором, кто там для него лекарства изготовляет, я не берусь предполагать, но хотя бы на том основании, что он врач, еще претендует на какое-то моральное преимущество перед другими и уважение.
Но самая бессмысленная единица - это Знайка. Понятно, что государство поддерживает науку при социализме, ибо только научно-техническая революция может по Марксу нас привести к коммунизму, но здесь это подано нелогично и непонятно. Более того, Знайке вручены некие функции руководителя на том основании, что он якобы "умный". В чем он умный, я не понимаю, или это только по очкам определяется? Сам я могу наблюдать только реальные успехи Знайки на практическом поприще - он здесь изобрел некий летательный аппарат, который предсказуемо скорее всего бы угробил вместе с ним и его друзей, его следовало сразу же назвать "Титаник" или чем похуже. Малышки очень четко определили сущность воздушного шара, назвав его приспособлением для хулиганства. Были, конечно, в истории человечества летуны на ядрах, но они не втягивали в это многочисленных жертв. По чести жертв были другие люди. В общем, я так понял, что Знайка по статусу какой-нибудь секретарь райкома. То есть, обычный нахлебник.
От простых обывателей, которые собирают там на реке огурцы и доят арбузы, от них и толку больше. Ну, там, любит Пончик поесть, а Сиропчик выпить - от того никакой беды нет. На кого охотится Пулька, это тоже вне моей фантазии. Мясо, как таковое, появляется исключительно только на Луне, можно обратить внимание, что в первых двух частях пища у коротышек исключительно растительная. Ворчун же вообще очень позитивный человек, смешной, хотя ему и приписывают в качестве смертных грехов смесь уныния с гневом. Не думаю, что это так, слишком уж глобально. Чревоугодники Пончик и Сиропчик более опасны, хотя и им далеко до Пилюлькина со Знайкой с их гордыней.
Творческая элита тоже не особенно хорошо себя проявляет с тем же бедным Незнайкой, действительно, музыканты и художники не хотят терять собственной эксклюзивности, потому никого обучать не намерены. Поэты изображены Носовым прелестно, сразу видно, что с натуры писаны, и Цветик, и Самоцветик невероятно напыщенные и капризные. Меня даже физически затрясло.
Незнайка в подобной структуре просто не будет иметь своего места, такие вещи как его умение хорошо общаться и инициативность сроду в наших структурах не имели никакого значения, более того, их подавляли. Небольшой местечковый бунт против системы не так Незнайке и нужен, потому что он знает, что при социализме было модно возиться с пьяным сантехниками, воспитывать их и брать над ними шефство. То есть, в таком виде он только порождение самой системы.
Ужасающим образом Носов нашел Незнайке пару (!), что должно было возмутить всех поклонников Знайки и пионерии, потому как таких раньше должно было быть подавляющее большинство. Но все мы знаем, что этого и не было, всем нравился именно Незнайка, а хитрый Носов завернул в красивую обертку совсем другое, потому что его очаровательный Незнайка оставляет за бортом всю ту навязчивую чепуху, которой якобы учит книга Носова. В итоге книга об обязанностях системы и о свободе Незнайки.
"Приключения Незнайки и его друзей" сразу же ставит передо мной вопрос о происхождении коротышек, о способах удержания численности популяции, смертность и размножение. Книга детская, поэтому, ладно, все это я должен оставить по ту сторону детства, пусть оно будет так, но на вещи очевидные я не могу не обращать внимания.
Давайте обратимся к простому вопросу - у нас есть некое противопоставление малышей и малышек в этой первой части, начинание доброе, потому что ведет к всеобщему равенству, а детям чуть ли не на пальцах показывают значимость лиц разного пола. Это я понял, но как мне понять такую вещь - малышкам действительно нужны малыши, иначе в их городе сгниют все фрукты, те помогают им физически - именно, что помогают, потому что те и сами справляются, если что, а также малыши осуществляют механизацию труда.
Тема же, зачем нужны малышки, Носовым абсолютно не раскрыта, я так ничего кроме жалких пирогов в палатке придумать и не смог. Мне, сроду домашних пирогов не видевшего, это все должно быть понятно, но почему-то совершенно непонятно. Каким-то намеком дается какая-то морализирующая составляющая, дескать, малышки делают этот мир мягче, но и она повернута другим боком, ибо эти самые малышки прекрасно показали, что сами с собой обойдутся. Какая-нибудь Стрекоза наденет шаровары и с пилой залезет на дерево, десяток малышек поднесут яблоко и сами, а профессий мужских нет, это особенно подчеркнуто, ибо и медики есть среди малышек, и музыканты, и даже поэтесса. Нет механиков, что в общем-то никого не огорчает и нет художника. Более того, звучит откровенный шовинистический призыв со стороны доктора Пилюлькина, что, дескать, малыши лучше, чем малышки. Вот уж доктор отчебучил.
История художника Тюбика в женском городе требует отдельного упоминания. По стопам нашего генсека времен 60-х, Носов неоднозначно выразил свое отношение к представителям этого творческого направления, причем не единожды. Все мы помним отзывы и Хрущева, и Козлика в "Незнайке на Луне" об абстракционистах, они очень похожи, хотя у Носова и выглядят более приличными. Все же детская книга. В "Приключениях Незнайки" форма более мягкая, но шаблонная мазня, которой занимаются Тюбик и Авоська, хорошо характеризует не только невысокие запросы населения, но и сущность самих творцов. Помните как это было?
Больше всего меня убивает общая структура, предложенная Носовым. Во второй части автор немного приоткрывает завесу по поводу происходящего в первой части и становится ясно, что у малышей в Цветочном городе существует некий товарно-вещевой обмен. При этом Пилюлькин не является сам провизором, кто там для него лекарства изготовляет, я не берусь предполагать, но хотя бы на том основании, что он врач, еще претендует на какое-то моральное преимущество перед другими и уважение.
Но самая бессмысленная единица - это Знайка. Понятно, что государство поддерживает науку при социализме, ибо только научно-техническая революция может по Марксу нас привести к коммунизму, но здесь это подано нелогично и непонятно. Более того, Знайке вручены некие функции руководителя на том основании, что он якобы "умный". В чем он умный, я не понимаю, или это только по очкам определяется? Сам я могу наблюдать только реальные успехи Знайки на практическом поприще - он здесь изобрел некий летательный аппарат, который предсказуемо скорее всего бы угробил вместе с ним и его друзей, его следовало сразу же назвать "Титаник" или чем похуже. Малышки очень четко определили сущность воздушного шара, назвав его приспособлением для хулиганства. Были, конечно, в истории человечества летуны на ядрах, но они не втягивали в это многочисленных жертв. По чести жертв были другие люди. В общем, я так понял, что Знайка по статусу какой-нибудь секретарь райкома. То есть, обычный нахлебник.
От простых обывателей, которые собирают там на реке огурцы и доят арбузы, от них и толку больше. Ну, там, любит Пончик поесть, а Сиропчик выпить - от того никакой беды нет. На кого охотится Пулька, это тоже вне моей фантазии. Мясо, как таковое, появляется исключительно только на Луне, можно обратить внимание, что в первых двух частях пища у коротышек исключительно растительная. Ворчун же вообще очень позитивный человек, смешной, хотя ему и приписывают в качестве смертных грехов смесь уныния с гневом. Не думаю, что это так, слишком уж глобально. Чревоугодники Пончик и Сиропчик более опасны, хотя и им далеко до Пилюлькина со Знайкой с их гордыней.
Творческая элита тоже не особенно хорошо себя проявляет с тем же бедным Незнайкой, действительно, музыканты и художники не хотят терять собственной эксклюзивности, потому никого обучать не намерены. Поэты изображены Носовым прелестно, сразу видно, что с натуры писаны, и Цветик, и Самоцветик невероятно напыщенные и капризные. Меня даже физически затрясло.
Незнайка в подобной структуре просто не будет иметь своего места, такие вещи как его умение хорошо общаться и инициативность сроду в наших структурах не имели никакого значения, более того, их подавляли. Небольшой местечковый бунт против системы не так Незнайке и нужен, потому что он знает, что при социализме было модно возиться с пьяным сантехниками, воспитывать их и брать над ними шефство. То есть, в таком виде он только порождение самой системы.
Ужасающим образом Носов нашел Незнайке пару (!), что должно было возмутить всех поклонников Знайки и пионерии, потому как таких раньше должно было быть подавляющее большинство. Но все мы знаем, что этого и не было, всем нравился именно Незнайка, а хитрый Носов завернул в красивую обертку совсем другое, потому что его очаровательный Незнайка оставляет за бортом всю ту навязчивую чепуху, которой якобы учит книга Носова. В итоге книга об обязанностях системы и о свободе Незнайки.
Общее впечатление | Как быть с современными детьми |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву44
Здесь же печаль притаилась - за домашние пироги автор отзыва грустит ;)
А я ее просто терпеть не могла. Бесил этот придурок - Незнайка.))
И до сих пор не люблю. Хоть и пришлось ее перечитывать много раз, читая детям вслух.