Отзыв: Книга "Есенин" - Виталий Безруков - Золотая голова
Достоинства: биография поэта, обилие стихов, слог, связь с сериалом
Недостатки: структура первой части, ляпы, мат
Сериал "Есенин" 2005-го года я стараюсь пересматривать каждый год к 28-му декабря. Для меня это своего рода ритуал. У любого трушного поклонника обязательно есть какие-нибудь очень личные фанатские пунктики, связанные с его кумиром. Обычно это выражается в периодическом перечитывании произведений любимого автора, а вот у меня в данном случае - в пересмотре сериала, снятого о нем.
Стихи стихами, а данный сериал не просто попурри из его лучших произведений, это как очередной раз за 11 серий прожить вместе с главным героем его жизнь. Очень яркую и насыщенную. Но слишком короткую. Понимаю, это художественное произведение, призванное играть на эмоциях и осмысленно идти на определенные допущения. Зато захлестывает и вызывает отклик такая субъективная трактовка в разы сильнее, чем пресная документалистика с сухим закадровым голосом. Последней, кстати, на эту тему посмотрел немало, но ни одна документалка не вызвала у меня желания пересматривать ее каждый год. Наверное, это о чем-то говорит.
И вот, значит, годы шли, смотрел я этот сериал, да пересматривал, и однажды меня стукнуло... а книгу-то я не читал. Забегая вперед, могу сказать - перечитывать каждый год, при всем уважении к автору, я не буду. Не потому что книга плохая. Просто в сериале благодаря отличным актерам, их игре и качественному звуковому оформлению ощущается значительно больше жизни. Плюс по своей структуре он более цельный.
Напомню, по сюжету полковник Эдуард Хлысталов (в сериале Александр Хлыстов) возобновляет расследование по факту самоубийства Есенина из-за появления в этом деле новых улик. Отец главного героя в свое время был репрессирован за то, что пел песни на стихи поэта, от чего расследование становится для него личным делом.
Книжный персонаж Хлысталова по проработке серьезно уступает двойнику из сериала. Во всей книги с его участием имеется, по сути, всего три эпизода, расположенных по классике: в начале, в середине, и в конце. В сериале же Хлыстов с Есениным, можно сказать, шли нога в ногу. Между ними был выстроен классный временной тандем: разбирая биографию поэта в условном настоящем от лица полковника, нам затем от имени Есенина показывали все эти события в прошлом. И такое было буквально в каждой серии. Флэшбек все-таки более киношный элемент, чем литературный. И тем логичнее, что книга по этому пункту серьезно проигрывает видеоформату. Заигрывание с временными линиями в сериале создает дополнительную динамику, которой книге как раз очень не хватает. Там Есенина очень много, и очень мало Хлысталова.
В определенной степени это даже хорошо. Книга же не в честь полковника названа. Некоторые эпизоды биографии действительно в письменном варианте раскрыты более детально. К примеру, вся вторая часть полностью посвящена путешествию Есенина и Дункан за границу. Описано подробно и прямо в разрезе стран. Также в сравнении с сериалом значительно больше внимания уделено его роману с Августой Миклашевской. Правда, обозвать это романом будет слишком громко. Августа - одна из дам, с которой у Сереги, что называется, не срослось. Не даром Безруков от лица поэта называет ее "августовской прохладой".
События в сериале выстроены четко по хронологии и охватывают период с 1915 по 1925 гг. Книга состоит из трех частей, и в первой из них почему-то даты поданы вразнобой. Автор скачет с одной на другую, от чего в подаче биографии ощущается беспорядок и сумбур. Во второй и третьей частях подобного уже нет.
Тут же, кстати, попался на глаза книжный ляп - в 22-м году один из персонажей читает стихотворение 23-го. Специально не искал - просто знаю это стихотворение наизусть, как и его дату. Может есть и другие подобные косяки, не знаю. Садиться и специально сверять... это уже из области хейтерских профессиональных занятий. Но тем не менее, это минус. Причем в сериале эта сцена тоже присутствует, но стихов в ней нет.
В общем и целом, читать и сравнивать книгу с сериалом было очень интересно. Реплики персонажей в голове звучали голосами актеров - настолько крепко их образы отпечатались в памяти. Часто проскакивали прямые цитаты из сериала, уже заученные за многократный просмотр. Хотя в целом диалоги в этих двух произведения разнятся довольно сильно.
Немного подпортил впечатление мат. Когда упоротый Серега на эмоциях кого-то прикладывает крепким словцом, это вполне нормально для нетрезвого русского поэта. Но у Безрукова также присутствуют и моменты, когда органичным мат назвать совсем не получается. В принципе, это не критично, но можно было бы формулировочки и помягче выбрать, сударь.
Ну а в целом, принятие официальной версии смерти Сергея Есенина во многом зависит от отношения к его творчеству. Если оно тебе близко и не безразлично, то не будет и безразлична версия самоубийства. Именно поэтому чисто по-фанатски книга Безрукова заслуживает большой уважухи. Мужик, не дождавшись возобновления расследования, взял и написал так, как все происходило по его личному мнению. Разумеется, найдутся те, кто назовет эту книгу, как и сериал по ней, полной ерундой. Для меня лично версия событий, поданная здесь, вполне убедительна. Художественная литература для того и создана. Когда нет возможности узнать правду, очень хочется ее придумать.
Стихи стихами, а данный сериал не просто попурри из его лучших произведений, это как очередной раз за 11 серий прожить вместе с главным героем его жизнь. Очень яркую и насыщенную. Но слишком короткую. Понимаю, это художественное произведение, призванное играть на эмоциях и осмысленно идти на определенные допущения. Зато захлестывает и вызывает отклик такая субъективная трактовка в разы сильнее, чем пресная документалистика с сухим закадровым голосом. Последней, кстати, на эту тему посмотрел немало, но ни одна документалка не вызвала у меня желания пересматривать ее каждый год. Наверное, это о чем-то говорит.
И вот, значит, годы шли, смотрел я этот сериал, да пересматривал, и однажды меня стукнуло... а книгу-то я не читал. Забегая вперед, могу сказать - перечитывать каждый год, при всем уважении к автору, я не буду. Не потому что книга плохая. Просто в сериале благодаря отличным актерам, их игре и качественному звуковому оформлению ощущается значительно больше жизни. Плюс по своей структуре он более цельный.
Напомню, по сюжету полковник Эдуард Хлысталов (в сериале Александр Хлыстов) возобновляет расследование по факту самоубийства Есенина из-за появления в этом деле новых улик. Отец главного героя в свое время был репрессирован за то, что пел песни на стихи поэта, от чего расследование становится для него личным делом.
Книжный персонаж Хлысталова по проработке серьезно уступает двойнику из сериала. Во всей книги с его участием имеется, по сути, всего три эпизода, расположенных по классике: в начале, в середине, и в конце. В сериале же Хлыстов с Есениным, можно сказать, шли нога в ногу. Между ними был выстроен классный временной тандем: разбирая биографию поэта в условном настоящем от лица полковника, нам затем от имени Есенина показывали все эти события в прошлом. И такое было буквально в каждой серии. Флэшбек все-таки более киношный элемент, чем литературный. И тем логичнее, что книга по этому пункту серьезно проигрывает видеоформату. Заигрывание с временными линиями в сериале создает дополнительную динамику, которой книге как раз очень не хватает. Там Есенина очень много, и очень мало Хлысталова.
В определенной степени это даже хорошо. Книга же не в честь полковника названа. Некоторые эпизоды биографии действительно в письменном варианте раскрыты более детально. К примеру, вся вторая часть полностью посвящена путешествию Есенина и Дункан за границу. Описано подробно и прямо в разрезе стран. Также в сравнении с сериалом значительно больше внимания уделено его роману с Августой Миклашевской. Правда, обозвать это романом будет слишком громко. Августа - одна из дам, с которой у Сереги, что называется, не срослось. Не даром Безруков от лица поэта называет ее "августовской прохладой".
События в сериале выстроены четко по хронологии и охватывают период с 1915 по 1925 гг. Книга состоит из трех частей, и в первой из них почему-то даты поданы вразнобой. Автор скачет с одной на другую, от чего в подаче биографии ощущается беспорядок и сумбур. Во второй и третьей частях подобного уже нет.
Тут же, кстати, попался на глаза книжный ляп - в 22-м году один из персонажей читает стихотворение 23-го. Специально не искал - просто знаю это стихотворение наизусть, как и его дату. Может есть и другие подобные косяки, не знаю. Садиться и специально сверять... это уже из области хейтерских профессиональных занятий. Но тем не менее, это минус. Причем в сериале эта сцена тоже присутствует, но стихов в ней нет.
В общем и целом, читать и сравнивать книгу с сериалом было очень интересно. Реплики персонажей в голове звучали голосами актеров - настолько крепко их образы отпечатались в памяти. Часто проскакивали прямые цитаты из сериала, уже заученные за многократный просмотр. Хотя в целом диалоги в этих двух произведения разнятся довольно сильно.
Немного подпортил впечатление мат. Когда упоротый Серега на эмоциях кого-то прикладывает крепким словцом, это вполне нормально для нетрезвого русского поэта. Но у Безрукова также присутствуют и моменты, когда органичным мат назвать совсем не получается. В принципе, это не критично, но можно было бы формулировочки и помягче выбрать, сударь.
Ну а в целом, принятие официальной версии смерти Сергея Есенина во многом зависит от отношения к его творчеству. Если оно тебе близко и не безразлично, то не будет и безразлична версия самоубийства. Именно поэтому чисто по-фанатски книга Безрукова заслуживает большой уважухи. Мужик, не дождавшись возобновления расследования, взял и написал так, как все происходило по его личному мнению. Разумеется, найдутся те, кто назовет эту книгу, как и сериал по ней, полной ерундой. Для меня лично версия событий, поданная здесь, вполне убедительна. Художественная литература для того и создана. Когда нет возможности узнать правду, очень хочется ее придумать.
Общее впечатление | Золотая голова |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву12
Читать Толика нет никакого желания. Он хоть и считался другом Сергея, влиял на него не в лучшую сторону и завидовал во всю. Это почти в каждой документалке есть. По версии Безрукова, кстати, именно он стал причиной развода Есенина с Райх (второй брак): забил поэту голову, что ребенок не от него.
И сам факт, что товарищ на смерти друга через выпущенные книги пытался хапнуть славы, тоже весьма показателен.