Отзыв: Исторический парк "Россия - моя история" (Россия, Пермь) - попытка правительства и РПЦ сделать из нас слепых патриотов
Достоинства: Освящены неизвестные моменты из истории края, интересные игры для школьников
Недостатки: Отсутствие материальных артефактов, пересказ учебника, субъективность в освещении событий, политизированность истории, участие в создании парка РПЦ
Парк разместился в двух зданиях- Речной вокзал и Пермь I. Всего 3 выставки и 2 периода соответственно - Рюриковичи, Романовы и XX-XXI века. Я напишу рецензию на последнюю, так как она наиболее показательна.
На мой взгляд, создателям проекта было важно донести до нас то, что мы являемся преемницей истории России. Именно поэтому в повествование были вписаны современные нам события. Обычно в исторических музеях современности уделяется не много внимания и не даётся столь однозначных оценок как в этом проекте. Выставка заканчивается 2016 годом, и если проект называется «Россия-моя история», то 2016 – это тоже уже часть истории. Мне кажется это нечестным, так как для оценки таких близких к нам событий должно пройти время, должен состояться «суд над историей», если можно так сказать, но здесь всё решили за нас.
Это то, что находится на поверхности, но, если посмотреть внимательнее, можно найти и другие послания. Например, то, что Россию на фоне других стран, пытаются показать как единственную в мире поборницу морали, хранительницу духовности и праведности. Западные государства здесь действуют только из прагматичных целей, могут менять союзников в коалициях, а Россия стремится мирно погасить международные конфликты и защитить слабых.
Из этого вытекает другая задача проекта – сплочение российского народа перед внешними и внутренними врагами. Несколько раз в выставке говорится о расширении НАТО на восток, о финансировании элит из-за границы и их предательстве, а всяких либералов называют уничижительными словами. Проект нацелен на то, чтобы сформировать ложное представление у посетителей о том, что все мы находимся в кольце врагов, а внутри действует пятая колонна.
Организация проекта
Основными инициаторами проекты выступили Патриарший совет по культуре и Правительство Москвы. Во-первых, такое слияние церкви и власти само по себе представляется сомнительным, и возникает вопрос – имеет ли РПЦ право вмешиваться в деятельность светских учреждений? Во-вторых, если в организацию проекта напрямую вмешивается власть, то содержание проекта заранее известно – оно будет принизано идеями государственничества. Это подтверждает и то, что на официальном сайте парка находится отзыв В. В. Путина, в котором говорится, что «экспозиция даёт объективную картину истории».
Оснащение проекта
Первые впечатления от проекта начинаются ещё со входа в Речной вокзал, посетителей спрашивают - какую выставку они хотят увидеть, показывают, где купить билеты и оставить верхнюю одежду, для Перми такое обслуживание в музеях- редкость. Всё это приятно удивляет. Такое настроение сразу пропадает при знакомстве с экспозицией. На посетителя давят мрачные цвета и освещение.
Кажется, что выставка так хочет привлечь внимание человека, и поэтому сразу на входе есть и баннеры с цитатами, и сенсорный экран, и фильм о Первой мировой, который люди смотрят не больше минуты. На мой взгляд, организаторы неудачно использовали лайтбоксы, расставив их по кругу и разместив информацию и спереди, и сзади, иногда к ним было невозможно подобраться.
Сразу стало понятно, что красными цветами выделяются «плохие» события, а синим - «хорошие» с точки зрения власти. «Плохие» события так же сопровождались грустной музыкой, которая была слышна в тихих залах и мешала восприятию.
Сенсорные экраны иногда давали сбой и обрывали информацию. По темам, касающихся культуры или науки, давались очень короткие неинформативные справки. Использование некоторых цитат на баннерах кажется неуместным, к событиям 100-летней давности прикладывают комментарии людей, которые никогда в них не участвовали. А множество высказываний Ленина как будто вырваны из контекста. Вообще, Ленину здесь даётся однозначная отрицательная оценка в отличии от Сталина. В цветовом решении события, связанные с Лениным, сопровождаются красными цветами. У Сталина преобладают синие цвета.
Некоторые игры, проектируемые на столы, могут показаться интересными, особенно для школьников. Например, тест, где нужно выбрать реакции Хрущёва на картины авангардистов в Манеже. Мне кажется, это хорошее решение – такие квесты отвлекают от морально тяжёлой выставки.
Несмотря на то, что эта часть выставки называется «1945-2016», повествование начинается с событий Первой мировой войны. Далее повествование идёт по стандартному школьному учебнику. На каких моментах заостряет внимание выставка? Это всегда тяжёлые, трагичные события для России – Первая мировая война, Февраль и Октябрь 1917 г., Вторая мировая война, распад СССР. В этих эпизодах максимально гнетущая атмосфера, тёмное освещение, душещипательная музыка, живые картины и т. п. Отношение создателей выставки к двум мировым войнам в целом схожее. России отдаётся место всеобщего мирового спасителя. Интересно, что обе войны сопровождаются комментариями Путина, который к этим событиям отношения не имеет. На фотографии с шествием бессмертного полка так же присутствует президент и медийные лица, хотя уместнее было бы показать, например, ветеранов.
К событиям 17-го и 91-го гг. отношение так же однозначное. Это были события, имевшие антигосударственный характер. Несмотря на то, что власть так пугает нас повторением 90-х, она забывает о том, что сама является продуктом 90-х.
Если историю XX века хотя бы немного пытаются показать объективно, то с XXI веком это даже не пытаются делать. На стэндах везде появляется Путин и все успехи, которые имеет Россия сейчас, случились благодаря этому человеку. Меня поразило нескрываемое пренебрежительное отношение к оппозиции, например, антипутинистов здесь называют русофобами, а смена власти равняется смене российской цивилизационной модели (и есть ли вообще такая модель?). Должность президента перестала быть просто временно занимаемым местом, а переросла в титул «национального лидера». На отдельном баннере есть список государств, где произошли так называемые «оранжевые революции». Интересно, что здесь задействованы страны бывшего СССР, хотя в истории XX в. республики не появляются.
Также, как и школьные учебники, выставка больше всего освещает политику и деятельность политических лидеров, а культурную и бытовую историю мы можем узнать только из небольших справок на сенсорных панелях. Например, мы видим, как коллективизация насаждалась сверху, нам дают сухую статистику, но то, как она проходила глазами народа, мы не узнаём. Нам показывают постановочные фотографии улыбающихся колхозников, но это не отражает реальных событий.
Небольшим плюсом здесь можно назвать то, что в каждый сюжет была вписана история Пермского края, которую старались показать объективно.
Удобство выставки
Так как даже на одну выставку тратиться минимум 1,5 часа при внимательном изучении, человек быстро устаёт от просмотра, но мест для отдыха во время выставки не организовано, посидеть можно только в кинотеатре. Если посетителю нужно срочно покинуть выставку, то нужно искать выход либо в самом конце, либо в начале, но это проблема не только этого парка, а почти всех музеев.
Одним из неудобств стала недоступность сенсорных экранов при большой очереди. Вообще в них загрузили слишком много информации, и, если изучать каждый его раздел, уйдёт не меньше 3-х часов на выставку. Но к счастью, никто не изучает их так внимательно, и я уверена, что в этих устройствах есть такие разделы, которые никто не смотрел, у человека просто теряется интерес, так как слишком много информации.
Ощущения после выставки
После посещения парка сложилось впечатление, что меня пытались перевоспитать за эти полтора часа. В выставке есть на всё готовые ярлыки и ответы, и размышлять мне уже ни о чём не нужно. Видимо, власти на выходе хотят получить послушную массу, которая готова сделать всё ради государства, например, пойти на войну, согласиться на ущемление своих прав, или на несоблюдение закона главными лицами. А РПЦ, которая часто появляется в выставке, претендует на нравственного воспитателя, который слепит из человека патриота-государственника.
На эмоциональном уровне возникло опустошение, так как в выставке почти нет моментов, где бы российский народ не испытывал горечи и страданий. Наверно, на это и рассчитывали организаторы, с одной стороны они хотели изобразить народ как мученик, с другой стороны, показать, что мы всегда героически справимся с этими проблемами.
Но не смотря на то, что этот парк полон недостатков, я бы рекомендовала сходить туда пермякам, так как, чтобы разбираться в какой-то теме, нужно смотреть и хорошее и плохое.
На мой взгляд, создателям проекта было важно донести до нас то, что мы являемся преемницей истории России. Именно поэтому в повествование были вписаны современные нам события. Обычно в исторических музеях современности уделяется не много внимания и не даётся столь однозначных оценок как в этом проекте. Выставка заканчивается 2016 годом, и если проект называется «Россия-моя история», то 2016 – это тоже уже часть истории. Мне кажется это нечестным, так как для оценки таких близких к нам событий должно пройти время, должен состояться «суд над историей», если можно так сказать, но здесь всё решили за нас.
Это то, что находится на поверхности, но, если посмотреть внимательнее, можно найти и другие послания. Например, то, что Россию на фоне других стран, пытаются показать как единственную в мире поборницу морали, хранительницу духовности и праведности. Западные государства здесь действуют только из прагматичных целей, могут менять союзников в коалициях, а Россия стремится мирно погасить международные конфликты и защитить слабых.
Из этого вытекает другая задача проекта – сплочение российского народа перед внешними и внутренними врагами. Несколько раз в выставке говорится о расширении НАТО на восток, о финансировании элит из-за границы и их предательстве, а всяких либералов называют уничижительными словами. Проект нацелен на то, чтобы сформировать ложное представление у посетителей о том, что все мы находимся в кольце врагов, а внутри действует пятая колонна.
Организация проекта
Основными инициаторами проекты выступили Патриарший совет по культуре и Правительство Москвы. Во-первых, такое слияние церкви и власти само по себе представляется сомнительным, и возникает вопрос – имеет ли РПЦ право вмешиваться в деятельность светских учреждений? Во-вторых, если в организацию проекта напрямую вмешивается власть, то содержание проекта заранее известно – оно будет принизано идеями государственничества. Это подтверждает и то, что на официальном сайте парка находится отзыв В. В. Путина, в котором говорится, что «экспозиция даёт объективную картину истории».
Оснащение проекта
Первые впечатления от проекта начинаются ещё со входа в Речной вокзал, посетителей спрашивают - какую выставку они хотят увидеть, показывают, где купить билеты и оставить верхнюю одежду, для Перми такое обслуживание в музеях- редкость. Всё это приятно удивляет. Такое настроение сразу пропадает при знакомстве с экспозицией. На посетителя давят мрачные цвета и освещение.
Кажется, что выставка так хочет привлечь внимание человека, и поэтому сразу на входе есть и баннеры с цитатами, и сенсорный экран, и фильм о Первой мировой, который люди смотрят не больше минуты. На мой взгляд, организаторы неудачно использовали лайтбоксы, расставив их по кругу и разместив информацию и спереди, и сзади, иногда к ним было невозможно подобраться.
Сразу стало понятно, что красными цветами выделяются «плохие» события, а синим - «хорошие» с точки зрения власти. «Плохие» события так же сопровождались грустной музыкой, которая была слышна в тихих залах и мешала восприятию.
Сенсорные экраны иногда давали сбой и обрывали информацию. По темам, касающихся культуры или науки, давались очень короткие неинформативные справки. Использование некоторых цитат на баннерах кажется неуместным, к событиям 100-летней давности прикладывают комментарии людей, которые никогда в них не участвовали. А множество высказываний Ленина как будто вырваны из контекста. Вообще, Ленину здесь даётся однозначная отрицательная оценка в отличии от Сталина. В цветовом решении события, связанные с Лениным, сопровождаются красными цветами. У Сталина преобладают синие цвета.
Некоторые игры, проектируемые на столы, могут показаться интересными, особенно для школьников. Например, тест, где нужно выбрать реакции Хрущёва на картины авангардистов в Манеже. Мне кажется, это хорошее решение – такие квесты отвлекают от морально тяжёлой выставки.
Несмотря на то, что эта часть выставки называется «1945-2016», повествование начинается с событий Первой мировой войны. Далее повествование идёт по стандартному школьному учебнику. На каких моментах заостряет внимание выставка? Это всегда тяжёлые, трагичные события для России – Первая мировая война, Февраль и Октябрь 1917 г., Вторая мировая война, распад СССР. В этих эпизодах максимально гнетущая атмосфера, тёмное освещение, душещипательная музыка, живые картины и т. п. Отношение создателей выставки к двум мировым войнам в целом схожее. России отдаётся место всеобщего мирового спасителя. Интересно, что обе войны сопровождаются комментариями Путина, который к этим событиям отношения не имеет. На фотографии с шествием бессмертного полка так же присутствует президент и медийные лица, хотя уместнее было бы показать, например, ветеранов.
К событиям 17-го и 91-го гг. отношение так же однозначное. Это были события, имевшие антигосударственный характер. Несмотря на то, что власть так пугает нас повторением 90-х, она забывает о том, что сама является продуктом 90-х.
Если историю XX века хотя бы немного пытаются показать объективно, то с XXI веком это даже не пытаются делать. На стэндах везде появляется Путин и все успехи, которые имеет Россия сейчас, случились благодаря этому человеку. Меня поразило нескрываемое пренебрежительное отношение к оппозиции, например, антипутинистов здесь называют русофобами, а смена власти равняется смене российской цивилизационной модели (и есть ли вообще такая модель?). Должность президента перестала быть просто временно занимаемым местом, а переросла в титул «национального лидера». На отдельном баннере есть список государств, где произошли так называемые «оранжевые революции». Интересно, что здесь задействованы страны бывшего СССР, хотя в истории XX в. республики не появляются.
Также, как и школьные учебники, выставка больше всего освещает политику и деятельность политических лидеров, а культурную и бытовую историю мы можем узнать только из небольших справок на сенсорных панелях. Например, мы видим, как коллективизация насаждалась сверху, нам дают сухую статистику, но то, как она проходила глазами народа, мы не узнаём. Нам показывают постановочные фотографии улыбающихся колхозников, но это не отражает реальных событий.
Небольшим плюсом здесь можно назвать то, что в каждый сюжет была вписана история Пермского края, которую старались показать объективно.
Удобство выставки
Так как даже на одну выставку тратиться минимум 1,5 часа при внимательном изучении, человек быстро устаёт от просмотра, но мест для отдыха во время выставки не организовано, посидеть можно только в кинотеатре. Если посетителю нужно срочно покинуть выставку, то нужно искать выход либо в самом конце, либо в начале, но это проблема не только этого парка, а почти всех музеев.
Одним из неудобств стала недоступность сенсорных экранов при большой очереди. Вообще в них загрузили слишком много информации, и, если изучать каждый его раздел, уйдёт не меньше 3-х часов на выставку. Но к счастью, никто не изучает их так внимательно, и я уверена, что в этих устройствах есть такие разделы, которые никто не смотрел, у человека просто теряется интерес, так как слишком много информации.
Ощущения после выставки
После посещения парка сложилось впечатление, что меня пытались перевоспитать за эти полтора часа. В выставке есть на всё готовые ярлыки и ответы, и размышлять мне уже ни о чём не нужно. Видимо, власти на выходе хотят получить послушную массу, которая готова сделать всё ради государства, например, пойти на войну, согласиться на ущемление своих прав, или на несоблюдение закона главными лицами. А РПЦ, которая часто появляется в выставке, претендует на нравственного воспитателя, который слепит из человека патриота-государственника.
На эмоциональном уровне возникло опустошение, так как в выставке почти нет моментов, где бы российский народ не испытывал горечи и страданий. Наверно, на это и рассчитывали организаторы, с одной стороны они хотели изобразить народ как мученик, с другой стороны, показать, что мы всегда героически справимся с этими проблемами.
Но не смотря на то, что этот парк полон недостатков, я бы рекомендовала сходить туда пермякам, так как, чтобы разбираться в какой-то теме, нужно смотреть и хорошее и плохое.
Время использования | 1 |
Стоимость | 100 ₽ |
Год посещения | 2018 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Пермский край |
Район | городской округ Пермь |
Город или поселок | Пермь |
Улица | Пермь. ул. Монастырская |
Дом № | 2 |
Общее впечатление | попытка правительства и РПЦ сделать из нас слепых патриотов |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву