Отзыв: Книга "Яма" - Александр Куприн - Красочно и правдиво о пороках общества
Достоинства: Выразительный язык, детальная прорисовка образов, реалистичность
Недостатки: Изображение неприятных сцен, общая угнетающая атмосфера
Продолжая знакомиться с творчеством одного из своих любимых писателей – А. И. Куприна, я недавно прочёл его повесть «Яма».
В этом довольно объёмном произведении описывается быт публичного дома, отчего общая атмосфера повествования весьма удручающая.
Как мне видится, одной из ключевых задач А. И. Куприн считал показать контраст, имеющий место в жизни обитательниц заведения. С одной стороны, разнообразные вечеринки, танцы и даже балы, сопровождающие приём гостей, нередко приносят удовольствие, спасают от однообразия и, казалось бы, превращают жизнь в своего рода нескончаемый праздник. Вот только можно ли вообще назвать весь этот внешний антураж жизнью и тем более праздником? Скорее, это не жизнь, а лишь существование, борьба за выживание в жестоком мире. За мишурным фасадом веселья скрываются поломанные судьбы несчастных девушек, не сумевших реализовать свой внутренний потенциал и вынужденных перебиваться подачками от похотливых и в подавляющем большинстве случаев не имеющих к ним никакого уважения клиентов. Досадно, что в основном обитательницы публичного дома уже смирились со своей участью, не видят выхода из тупика и даже не хотят предпринимать никаких действий для изменения ситуации.
Однако у человека с ещё не «замыленным» взором, человека свободного и открытого новым веяниям прогрессивного века подобная пассивная и пессимистичная позиция вызывает недоумение и даже известную долю протеста и злости. Именно таким человеком стал в повести способный студент, как-то раз за компанию с приятелями наведавшийся в Яму (так назывался район города с публичными домами) и поражённый укладом жизни тамошних девушек. Идущий из глубины души бунт против безжалостной системы, наживающейся на молодых женщинах, толкает его на отчаянный поступок – несмотря на все предостережения и порой даже открытые насмешки своего окружения, студент решает забрать из публичного дома девушку к себе на содержание, чтобы освободить её от губительных пут публичного дома и дать ей путёвку в жизнь.
Но прагматичные друзья студента оказываются правы – все попытки выстроить со взятой из дома терпимости девушкой дружеские отношения и адаптировать её к жизни в социуме оказываются безрезультатными. Напротив, сам студент, кажется, начинает постепенно скатываться в пропасть – он не всегда справляется с физическим влечением к девушке, испытывает финансовые трудности, повсеместно сталкивается с непониманием и порицанием. В итоге, к сожалению, всё возвращается на круги своя, и взятая студентом девушка вновь уходит в публичный дом, воспринимая такой поворот событий едва ли не как спасение от пугающей её своей непривычностью и сложностью обычной жизни.
Завершает повесть А. И. Куприн на ещё более мрачной ноте, описывая разные напасти, которые с пугающей регулярностью стали обрушиваться в определённый момент на публичный дом и его обитательниц и в итоге привели к закрытию заведения. Девушки разбрелись кто куда, и никому из них не суждено было обрести в дальнейшем своё счастье – кто-то закончил свои дни в тюрьме, а кто-то и вовсе покинул этот мир.
Повесть явно написана не для развлечения читателя. Основная цель автора, выражаясь трафаретным языком школьных учебников, – вскрыть пороки общества. Можно в чём-то не соглашаться с А. И. Куприным, придираться к вкладываемым им в уста своих героев речам, но несомненно одно – писатель со свойственной ему детальностью и достоверностью воссоздал в «Яме» неприглядный фрагмент нашего мира, о котором скорее принято умалчивать. «Яма», в отличие, скажем, от «Олеси» не доставит эстетического удовольствия, но зато подтолкнёт к размышлениям, заставит посмотреть на ситуацию более внимательно и постараться увидеть её глубинные корни и поразмышлять над возможными путями их устранения. А ведь в этом и состоит истинная задача литературы.
В этом довольно объёмном произведении описывается быт публичного дома, отчего общая атмосфера повествования весьма удручающая.
Как мне видится, одной из ключевых задач А. И. Куприн считал показать контраст, имеющий место в жизни обитательниц заведения. С одной стороны, разнообразные вечеринки, танцы и даже балы, сопровождающие приём гостей, нередко приносят удовольствие, спасают от однообразия и, казалось бы, превращают жизнь в своего рода нескончаемый праздник. Вот только можно ли вообще назвать весь этот внешний антураж жизнью и тем более праздником? Скорее, это не жизнь, а лишь существование, борьба за выживание в жестоком мире. За мишурным фасадом веселья скрываются поломанные судьбы несчастных девушек, не сумевших реализовать свой внутренний потенциал и вынужденных перебиваться подачками от похотливых и в подавляющем большинстве случаев не имеющих к ним никакого уважения клиентов. Досадно, что в основном обитательницы публичного дома уже смирились со своей участью, не видят выхода из тупика и даже не хотят предпринимать никаких действий для изменения ситуации.
Однако у человека с ещё не «замыленным» взором, человека свободного и открытого новым веяниям прогрессивного века подобная пассивная и пессимистичная позиция вызывает недоумение и даже известную долю протеста и злости. Именно таким человеком стал в повести способный студент, как-то раз за компанию с приятелями наведавшийся в Яму (так назывался район города с публичными домами) и поражённый укладом жизни тамошних девушек. Идущий из глубины души бунт против безжалостной системы, наживающейся на молодых женщинах, толкает его на отчаянный поступок – несмотря на все предостережения и порой даже открытые насмешки своего окружения, студент решает забрать из публичного дома девушку к себе на содержание, чтобы освободить её от губительных пут публичного дома и дать ей путёвку в жизнь.
Но прагматичные друзья студента оказываются правы – все попытки выстроить со взятой из дома терпимости девушкой дружеские отношения и адаптировать её к жизни в социуме оказываются безрезультатными. Напротив, сам студент, кажется, начинает постепенно скатываться в пропасть – он не всегда справляется с физическим влечением к девушке, испытывает финансовые трудности, повсеместно сталкивается с непониманием и порицанием. В итоге, к сожалению, всё возвращается на круги своя, и взятая студентом девушка вновь уходит в публичный дом, воспринимая такой поворот событий едва ли не как спасение от пугающей её своей непривычностью и сложностью обычной жизни.
Завершает повесть А. И. Куприн на ещё более мрачной ноте, описывая разные напасти, которые с пугающей регулярностью стали обрушиваться в определённый момент на публичный дом и его обитательниц и в итоге привели к закрытию заведения. Девушки разбрелись кто куда, и никому из них не суждено было обрести в дальнейшем своё счастье – кто-то закончил свои дни в тюрьме, а кто-то и вовсе покинул этот мир.
Повесть явно написана не для развлечения читателя. Основная цель автора, выражаясь трафаретным языком школьных учебников, – вскрыть пороки общества. Можно в чём-то не соглашаться с А. И. Куприным, придираться к вкладываемым им в уста своих героев речам, но несомненно одно – писатель со свойственной ему детальностью и достоверностью воссоздал в «Яме» неприглядный фрагмент нашего мира, о котором скорее принято умалчивать. «Яма», в отличие, скажем, от «Олеси» не доставит эстетического удовольствия, но зато подтолкнёт к размышлениям, заставит посмотреть на ситуацию более внимательно и постараться увидеть её глубинные корни и поразмышлять над возможными путями их устранения. А ведь в этом и состоит истинная задача литературы.
Время использования | Периодически |
Общее впечатление | Красочно и правдиво о пороках общества |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3