Отзыв: Фильм "Мистер Холмс" (2015) - Великий мастер дедукции пытается разгадать последнюю загадку
Достоинства: Спокойный, неторопливый фильм о вечных вопросах.
Недостатки: Этот Холмс - совсем другой, не конандойловский, и может вам не понравиться, особенно, если вам еще нет 40.
Как известно, Конан Дойл не слишком любил своего самого знаменитого персонажа, и даже пытался его утопить в Рейхенбахском водопаде (чертовски надоело о нём писать)... что ж, отношение вполне заслуженно. "Классический" Холмс довольно картонен и скучен, недаром в советские времена он проходил по разряду детской литературы.
Фильм "Мистер Холмс" использует конандойловскую фабулу лишь как отправную точку, как знакомые всем декорации, - чтобы поговорить о вещах совсем других, чем улики и хитрые дедуктивные умозаключения. В этом смысле претензии многих зрителей ("это не Шерлок Холмс") - абсолютно справедливы. Несмотря на бережно сохраненную фактологию и мелкие чёрточки "настоящего" Холмса - дух первоисточника (простота, отсутствие подтекстов, аллюзий и недоговоренностей) - здесь отсутствует. Не мудрено - ведь фильм является экранизацией не Конан Дойля, а Митча Каллина, написавшего уже в 21 веке "по мотивам" повесть о закате жизни Холмса.
Итак, по сюжету 93-летний Холмс на фоне меланхоличных пейзажей Суссекса (зелёные поля, меловые откосы, побережье) занимается пчелами и пытается наперекор подступающему Альцгеймеру понять и осознать перед близкой смертью детали своего "последнего дела" 30-летней давности, из-за которого он сказал сам себе "вон из профессии" и ушёл на покой.
Тема старости, предсмертия и распада личности - мягко говоря, не слишком-то весёлая. И может показаться скучной, особенно не достигшим хотя бы среднего возраста. Неторопливое, медитативное развитие сюжета тоже ставит явный возрастной ценз на просмотр.
О чём же эта картина, если не об уликах?
О смерти, как итоге жизни.
О том, что делать, если всю жизнь ты посвятил лишь работе (как очень многие, кстати) и вдруг понял, что это было не самым верным и не единственно возможным ответом на главную загадку.
Фильм несколько мелодраматичен и сентиментален. Не знаю, отнести ли это к его недостаткам, или наоборот - а как еще можно снять подобное, кроме как в сентиментальной манере?...
Иэн Маккелан очень хорош, Лора Линни и Майло Паркер тоже играют отлично. Вообще, фильм очень камерный, поэтому игра актеров выходит на первый план, и они не подкачали.
Музыка - это неожиданно Картер Бёруэлл, любимый композитор Коэнов, тоже пришедшийся к месту.
Что ж, надо закончить какой-нибудь цитатой, раз уж не получилось с неё начать.
Неплохо подойдёт и эта:
«
— Мертвые не так уж далеки от нас. Они просто на другой стороне стены. Это мы на этой стороне, все мы так...
— Одиноки? Я был одинок. Всю жизнь. Но с компенсацией интеллекта.
— И этого может быть достаточно?
— Да, если повезло найти свое место в этом мире. И другую душу, с которой можно быть в одиночестве.
»
Фильм "Мистер Холмс" использует конандойловскую фабулу лишь как отправную точку, как знакомые всем декорации, - чтобы поговорить о вещах совсем других, чем улики и хитрые дедуктивные умозаключения. В этом смысле претензии многих зрителей ("это не Шерлок Холмс") - абсолютно справедливы. Несмотря на бережно сохраненную фактологию и мелкие чёрточки "настоящего" Холмса - дух первоисточника (простота, отсутствие подтекстов, аллюзий и недоговоренностей) - здесь отсутствует. Не мудрено - ведь фильм является экранизацией не Конан Дойля, а Митча Каллина, написавшего уже в 21 веке "по мотивам" повесть о закате жизни Холмса.
Итак, по сюжету 93-летний Холмс на фоне меланхоличных пейзажей Суссекса (зелёные поля, меловые откосы, побережье) занимается пчелами и пытается наперекор подступающему Альцгеймеру понять и осознать перед близкой смертью детали своего "последнего дела" 30-летней давности, из-за которого он сказал сам себе "вон из профессии" и ушёл на покой.
Тема старости, предсмертия и распада личности - мягко говоря, не слишком-то весёлая. И может показаться скучной, особенно не достигшим хотя бы среднего возраста. Неторопливое, медитативное развитие сюжета тоже ставит явный возрастной ценз на просмотр.
О чём же эта картина, если не об уликах?
О смерти, как итоге жизни.
О том, что делать, если всю жизнь ты посвятил лишь работе (как очень многие, кстати) и вдруг понял, что это было не самым верным и не единственно возможным ответом на главную загадку.
Фильм несколько мелодраматичен и сентиментален. Не знаю, отнести ли это к его недостаткам, или наоборот - а как еще можно снять подобное, кроме как в сентиментальной манере?...
Иэн Маккелан очень хорош, Лора Линни и Майло Паркер тоже играют отлично. Вообще, фильм очень камерный, поэтому игра актеров выходит на первый план, и они не подкачали.
Музыка - это неожиданно Картер Бёруэлл, любимый композитор Коэнов, тоже пришедшийся к месту.
Что ж, надо закончить какой-нибудь цитатой, раз уж не получилось с неё начать.
Неплохо подойдёт и эта:
«
— Мертвые не так уж далеки от нас. Они просто на другой стороне стены. Это мы на этой стороне, все мы так...
— Одиноки? Я был одинок. Всю жизнь. Но с компенсацией интеллекта.
— И этого может быть достаточно?
— Да, если повезло найти свое место в этом мире. И другую душу, с которой можно быть в одиночестве.
»
Общее впечатление | Великий мастер дедукции пытается разгадать последнюю загадку |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7