Отзыв: Книга "Мальва" - Максим Горький - Первые рассказы «Мальва» и «Челкаш». Горьковские фразы, Горьковский типаж.
Достоинства: Красивая женщина, красивое море в замечательном рассказе.
Недостатки: Нет
Красавица Мальва
Среди босяков.
Ведет себя вольно,
Не зная оков.
Первый период творчества Алексея Максимовича Горького выразился для меня в его босяцких рассказах, таких как «Челкаш», «Макар Чудра», «Коновалов», «Мальва» и других. Своими ногами исходил Горький всю южную часть России, добывая себе на пропитание, как попало и, не гнушаясь никакой работой. Выматывающая под горячим солнцем каторжная работа в портах на морских рыбных промыслах, на застройке мола и так далее, описанная в вышеназванных рассказах, - все это страницы из собственной автобиографии. Во времена этих хождений, порой мучительно угнетающих, но, однако же, поддерживающих настроение множеством новых и замечательных впечатлений
Критики того времени обвиняли Горького в том, что в своих первых творениях автор негативно относится к крестьянству, к землепашцу, идеализируя босяков и унижая мужика Гаврилу в «Челкаше» или Якова в «Мальве». Впрочем, Алексей Максимович совсем не стремился принизить крестьянина сравнением со свободным бродягой Челкашом. Горький изображает основным и положительным реальным лицом деклассированного персонажа, который противопоставлен в повседневной жизни, согласуясь с традиционной классикой и природой романтического рассказа. Те человеческие черты характера Гаврилы, на которые ссылаются противники Горького, - это чистая нравственность, не порочная наивность, мечты о добросовестном труде хлебопашца и искреннее желание защитить ее неудержимой вспышкой агрессивности, которую можно по человечески понять и простить, как это делает Челкаш, - ведь все это доносится до читателей не вопреки писателю, а по его волеизъявлению. Смотря на Гаврилу, Челкаш вспомнил и свое земледельческое прошлое. В конце этой "маленькой драмы, разыгравшейся между двумя людьми", так же навеянной романтической по своему настрою, общественно униженный персонаж - по традиции - принимает помощь от справедливого разбойника, помощь, которая необходимым образом меняет его жизнь. Также один из критиков считает, что между людей, тонко воспринимающих красоты природы "места крестьянину нет". Правда ли это? В произведении "Мальва" Яков, крепкий, красивый, с веселыми глазами, может оценить и прелесть морской стихии: "Он повернул... свое лицо в кудрявой темно-русой бороде, и, блеснув глазами, сказал:
-... А хорошо тут, - море-то какое!"
И в следующий раз добродушные глаза Якова, уже наслаждаясь закатом, улыбались, окидывая необозримость моря. И даже произнесенная при этом фраза "Ежели бы все это земля была! Да чернозем бы! Да распахать бы..." может быть понято не как духовная ограниченность, а как уважение к работе на земле. Не уважительная характеристика не столько Якова, сколько крестьянина вообще вставлена в уста Сергея в момент его сговоренности с Мальвой и совсем не должна быть воспринята как авторская. Не случайно вставлена реплика: "Без них (Сергея и Мальвы) красота ночи увеличилась".
Я не вижу места "ненависти к крестьянству" и в иной современной аналитике горьковской "Мальвы". Не останавливая своего внимания на ней подробно, отмечу, что в противоречии между вольностью природы и зависимостью общества, в роли которого показана деревня, именно деревенский уклад выступает хранителем традиционной христиански наполненной нравственности, тогда как, природное начало высвечено мотивами бесовщины (Мальва - ведьма, чертовка, злая дьяволица) и язычества. Тем не менее, и в красавице Мальве, по моему мнению, в душе хранится тоска по христианской святости и непорочности. Это чувство родственно тем смутным переживаниям о прошедшем, которые воспринимает Челкаш при столкновении с Гаврилой.
Одним из первых писателей в художественной литературе Максим Горький открывает проблему женской свободы. Об этом повествуется в его рассказе “Мальва”. В этом творении автор нарисовал портрет женщины, которая пытается получить право на свободную жизнь, на честную и открытую любовь в забитом несвободном обществе. Мальва своим поведением и характером говорит мужчинам, что не потерпит зависимости ни от одного из них, ни от каких бы там сильных мира сего.
Не удивительно, что происходящее в рассказах, повестях, романах и пьесах Максима Горького воспринималось как освежающий порыв ветра, как яркий луч в царстве тьмы. Большое количество его творческих созданий писались в начале девятнадцатого века. Эти времена многими считались мрачными, "безгеройными". Прочитывая страницы Алексея Максимовича, я останавливаю свое внимание на том, что даже самые тяжкие драмы, как правило, происходят на фоне ослепляющей, сверкающей всеми прелестями природы. Вот, к примеру, с чего начинается произведение "Мальва", рассказывающее о тяжелой жизни, о столкновении двух поколений: "Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячей серебряных улыбок...". Прелесть и гармоничность, царствующие в природе, противопоставляются жизни людской, в которой полно некрасивого, жестокого, мрачного и даже устрашающего. Особенно выпукло этот контраст виден в случае, когда среди тишины, разнообразия красок заката вдруг раздается "пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова". И эти окрики, "гадкие, как мокрицы", кончают чудо, коробят музыкальность волн. Я думаю, что без красот природы автор не имел бы возможности так мощно и доходчиво отразить всю неприглядную и мерзостную жизнь рабочих на рыбных промыслах. Ласкающее, умиротворяющее смеющееся море изображено в «Мальве», и этот чудный образ с естественной непринужденностью сливается с обликом вольнолюбивой красавицы Мальвы. А недалекий человечек Яков сумел увидеть в море только соленую воду.
Таким образом, для писателя картины природы стали важными и сами по себе — как олицетворяющие красоту и богатство родимой земли, и как символы художественного воплощения. В романтических творениях символическое изображение, условности пейзажей выходят на ведущий план. В них содержится и необходимая декоративность, которая соответствует стилю этих авторских находок — сказок, легенд, аллегорий.
Любовь и свобода
Для Мальвы вся жизнь
И ей от природы
В дары оптимизм.
Время использования | По зову души |
Общее впечатление | Первые рассказы «Мальва» и «Челкаш». Горьковские фразы, Горьковский типаж. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву