Отзыв: Фильм "Догвилль" (2003) - Фильм – как социально-психологический эксперимент (не для любителей лёгкого развлекательного кино).
Достоинства: Стимулирует мыслительный процесс на вечную тему добра и зла.
Недостатки: Сильный драматизм фильма влияет угнетающе.
- В фильме "Догвилль" противопоставлены одна молодая девушка Грейс (Николь Кидман) и население очень маленького городка, каждый в котором считает себя очень хорошим человеком.
Но девушка оказалась настолько высокой нравственной и душевной чистоты, что в каком-то странном противовесе добра и зла каждый из горожан при общении с нею постепенно теряет свои хорошие качества… Чем больше человеколюбивая девушка проявляет доброты и милосердия к людям, тем хуже они с нею обходятся. Да, не зря говорится, что «добро должно быть с кулаками», потому что сострадание и односторонняя добродетель ко всем без разбора так могут развратить людей, получающих это добро, что из одаряющего их милосердием они сделают раба, требуя себе еще больше благодеяний.
Аннотацию к этому фильму можно выразить цитатой из проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Фильм местами смотреть очень больно, несправедливость и жестокость людей к Грейс возмущают. Но и позиция очень уж беззубой Грейс тоже злит. Если такая умная и духовно развитая личность способна во имя своих идей миролюбия дать себя на поругание, тем самым и поругателей своих ставя на порочный путь соблазнения их к злодеяниям, то не такая уж она и умная и духовная…
В конце фильма отец девушки даёт ей наставление, говоря, что она слишком высокомерна в своей нравственности, потому что считает других людей просто неспособными к ней. Пройдя через страдания, полученные в «благодарность» за добро, девушка соглашается с отцом, и этот факт, видимо, меняет её мировоззрение. Ведь теперь ей следует признать, что, если люди способны отличать добро от зла, то за своё зло они должны получать воздаяние. Потому что «каково аукнется, таково и откликнется». Или «Око за око». И изменённая идеология Грейс требует от неё новых адекватных действий… Развязка фильма по-библейски предсказуема.
Это только краткие мои умозаключения по поводу сюжета. Рассуждать на тему всех затронутых в фильме духовных и социальных вопросов можно ещё долго, но однозначными мнения и выводы вряд ли будут…
- Фильм интересен ещё и необычным режиссёрским решением – в нём напрочь отсутствуют бытовые декорации. Их заменяют нарисованные на полу дома и улицы, и минимум откровенно бутафорских предметов. Этот нестандартный подход режиссёра родился явно не от недостатка финансирования, а для того только, чтобы подчеркнуть основную цель фильма – демонстрацию человеческих взаимоотношений.
Играют все актеры в этом фильме так потрясающе и так естественно, что нереальность схематичного фона почти сразу перестаёт быть заметной зрителю. А Николь Кидман в своей роли совершенно неподражаема, она как будто светлый ангел, по недоразумению своему оказавшийся среди невежественных фарисеев.
Конечно, история человека-ангела могла бы быть и менее мрачной, но такова уж версия создателей этого фильма.
Но девушка оказалась настолько высокой нравственной и душевной чистоты, что в каком-то странном противовесе добра и зла каждый из горожан при общении с нею постепенно теряет свои хорошие качества… Чем больше человеколюбивая девушка проявляет доброты и милосердия к людям, тем хуже они с нею обходятся. Да, не зря говорится, что «добро должно быть с кулаками», потому что сострадание и односторонняя добродетель ко всем без разбора так могут развратить людей, получающих это добро, что из одаряющего их милосердием они сделают раба, требуя себе еще больше благодеяний.
Аннотацию к этому фильму можно выразить цитатой из проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Фильм местами смотреть очень больно, несправедливость и жестокость людей к Грейс возмущают. Но и позиция очень уж беззубой Грейс тоже злит. Если такая умная и духовно развитая личность способна во имя своих идей миролюбия дать себя на поругание, тем самым и поругателей своих ставя на порочный путь соблазнения их к злодеяниям, то не такая уж она и умная и духовная…
В конце фильма отец девушки даёт ей наставление, говоря, что она слишком высокомерна в своей нравственности, потому что считает других людей просто неспособными к ней. Пройдя через страдания, полученные в «благодарность» за добро, девушка соглашается с отцом, и этот факт, видимо, меняет её мировоззрение. Ведь теперь ей следует признать, что, если люди способны отличать добро от зла, то за своё зло они должны получать воздаяние. Потому что «каково аукнется, таково и откликнется». Или «Око за око». И изменённая идеология Грейс требует от неё новых адекватных действий… Развязка фильма по-библейски предсказуема.
Это только краткие мои умозаключения по поводу сюжета. Рассуждать на тему всех затронутых в фильме духовных и социальных вопросов можно ещё долго, но однозначными мнения и выводы вряд ли будут…
- Фильм интересен ещё и необычным режиссёрским решением – в нём напрочь отсутствуют бытовые декорации. Их заменяют нарисованные на полу дома и улицы, и минимум откровенно бутафорских предметов. Этот нестандартный подход режиссёра родился явно не от недостатка финансирования, а для того только, чтобы подчеркнуть основную цель фильма – демонстрацию человеческих взаимоотношений.
Играют все актеры в этом фильме так потрясающе и так естественно, что нереальность схематичного фона почти сразу перестаёт быть заметной зрителю. А Николь Кидман в своей роли совершенно неподражаема, она как будто светлый ангел, по недоразумению своему оказавшийся среди невежественных фарисеев.
Конечно, история человека-ангела могла бы быть и менее мрачной, но такова уж версия создателей этого фильма.
Общее впечатление | Фильм – как социально-психологический эксперимент (не для любителей лёгкого развлекательного кино). |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21