Отзыв: Фильм "Стакан воды" (1979) - "Шпаги звон как звон бокала..."
Достоинства: Блестящая игра актеров, остроумные диалоги, красивые костюмы, добротный сценарий
Недостатки: Исторические ляпы
В продолжение темы о "вкусе эпохи" (отзывы о фильме "Вальмон", книге "Пес дьявола" и др.).
Увидела здесь отзывы о фильме "Стакан воды", улыбнулась и решила присоединиться.
Потрясающий фильм! 2 актера, к-рых я откровенно не люблю и 1, к к-рой я, мягко говоря, равнодушна, превратили милую, но не более пьесу Эжена Скриба "Стакан воды, или Причины и следствия" в сверкающий бриллиант.
Как и большинство исторических (или псевдоисторических) фильмов он не лишен ляпов (в именах, фактах, особенно датах), но на общем фоне это становится совершенно безразлично.
ХVIII в. Консервативная Англия (вообще-то уже Великобритания). Несмотря на Матильду и Елизавету I (я называю именно королев, и сделавших положительный вклад в историю - Марии Стюарт, например, в Великобритании не поставлен ни один памятник), женщина - бесправное существо, не может получить хорошее образование, ее юридически разрешено бить, муж может ее продать и т. д.
Но... женский ум всегда найдет себе дорогу! Блистательная, умная, энергичная герцогиня Мальборо - правительница гардеробной (высший пост для женщины при дворе) и хранительница кошелька (казны) королевы. Историки и современники признавали ее самой влиятельной женщиной (вежливые добавляли : после королевы). Реальная Сара Мальборо серьезно отличалась от той, к-рую мы видим на экране (и к-рая выведена в пьесе всего-то лет через 100 - явно автор должен был знать материал лучше, чем мы). Но большинство зрителей искренне симпатизируют этой волевой, язвительной женщине, к-рая фактически руководит страной в тяжелое время политических и военных конфликтов. "Она больше генерал, чем ее муж!" - отдает ей должное ее экранный соперник. И эта умница теряет все из-за пустоголового мальчишки! (Конечно, история верной жены менее привлекательна для зрителя).
Другой вариант -королева Анна. Последняя из Стюартов. В реальности хромающая, толстая, но далеко не глупая - объединить Англию и Шотландию это не каждому дано! Но благодаря мемуарам герцогини Мальборо она предстала перед потомками слабой, нерешительной и невежественной женщиной. В этом русле решен и образ в фильме: апатия, незнание, чем себя занять (вспомнилось из другого фильма: "-Как настроение у его высочества? - Скучает, скучает!"), подчинение либо чужому влиянию либо собственному настроению, если оно, наконец, проявлялось. Но если не за одной, так за другой решительной спиной можно было бы еще долго править, играя в карты, читая любовные романы и томясь от непонятных чувств. Но тоже споткнулась о смазливого (по мнению сошедших с ума женщин) мальчишку!
Абигайль (вообще-то Хилл). Бедная родственница, пристроенная, на свою голову, герцогиней и сменившая ее в качестве новой фаворитки. Никаких исторических действий с ее стороны я не нашла, но "свалить" железную леди XVIII в. - для этого надо иметь недюжинные способности (или хотя бы стервозность и оказаться в нужное воемя в нужном месте). Вот стервозность в экранной героине точно есть. На моего мужчину покушаются! При чем тут Европа? Европа подождет! Они сговорились что-ли? Тот же мальчишка.
"О, судьба Англии! От чего ты зависишь"
Кстати, кроме того, что он был конюхом у мужа королевы Анны и его звали Сэмюэль, я больше ничего не нашла, даже портрета.
Единственный интересный мужчина в фильме (я люблю Дмитриева, но здесь он проходной персонаж) -это лорд Болингброк. Реально философ, военный министр, министр иностранных дел, фактический глава правительства в последнее время перед смертью Анны, писатель ( его "Письма об изучении и пользе истории" актуальны до сих пор), умный, порочный. Н-да... а экранный опять интереснее.
И особый вкус, особую остроту фильму придает не любовное противостояние 3 женщин, а непрекращающаяся дуэль между лордом Болингброком и герцогиней Мальборо.
Один подкидывает письмо королеве, другая его сжигает. Один угрожает утром опубликовать анекдот о жестокосердии герцогини в отношении бедной родственницы, другая - что уже вечером его автор будет в тюрьме писать трактат об искусстве делать долги. и так до бесконечности.
"Какая великолепная ненависть! Она пробуждает мою смелость и возбуждает во мне дух соревнования".
Как только эти двое почвляются в кадре вместе, вокруг летят электрические разряды.
"О, если бы небо, вместо того, чтобы бросить во враждующие лагери, соединило нас, мы бы управляли миром!"
Да, это была бы достойная пара.
Кстати, в пьесе нет концовки фильма - фрагмент из мемуаров сэра Генри, к-рый взял на память о герцогине еее любимую ворону. На память о достойном противнике? или единственной женщине, к-рая заставляла его кровь бежать быстрее?
Прекрасные костюмы, неплохие, хоть и малочисленнве виды (кажется, в Марфино), блестящая игра актеров, добротная работа Ю. Карасика -сценариста и режиссера в одном лице (м. б., кто-н. помнит его фильм "Дикая собака динго"). Результат - ограненный бриллиант, фильм, к-рый пересматриваешь с удовольствием.
Увидела здесь отзывы о фильме "Стакан воды", улыбнулась и решила присоединиться.
Потрясающий фильм! 2 актера, к-рых я откровенно не люблю и 1, к к-рой я, мягко говоря, равнодушна, превратили милую, но не более пьесу Эжена Скриба "Стакан воды, или Причины и следствия" в сверкающий бриллиант.
Как и большинство исторических (или псевдоисторических) фильмов он не лишен ляпов (в именах, фактах, особенно датах), но на общем фоне это становится совершенно безразлично.
ХVIII в. Консервативная Англия (вообще-то уже Великобритания). Несмотря на Матильду и Елизавету I (я называю именно королев, и сделавших положительный вклад в историю - Марии Стюарт, например, в Великобритании не поставлен ни один памятник), женщина - бесправное существо, не может получить хорошее образование, ее юридически разрешено бить, муж может ее продать и т. д.
Но... женский ум всегда найдет себе дорогу! Блистательная, умная, энергичная герцогиня Мальборо - правительница гардеробной (высший пост для женщины при дворе) и хранительница кошелька (казны) королевы. Историки и современники признавали ее самой влиятельной женщиной (вежливые добавляли : после королевы). Реальная Сара Мальборо серьезно отличалась от той, к-рую мы видим на экране (и к-рая выведена в пьесе всего-то лет через 100 - явно автор должен был знать материал лучше, чем мы). Но большинство зрителей искренне симпатизируют этой волевой, язвительной женщине, к-рая фактически руководит страной в тяжелое время политических и военных конфликтов. "Она больше генерал, чем ее муж!" - отдает ей должное ее экранный соперник. И эта умница теряет все из-за пустоголового мальчишки! (Конечно, история верной жены менее привлекательна для зрителя).
Другой вариант -королева Анна. Последняя из Стюартов. В реальности хромающая, толстая, но далеко не глупая - объединить Англию и Шотландию это не каждому дано! Но благодаря мемуарам герцогини Мальборо она предстала перед потомками слабой, нерешительной и невежественной женщиной. В этом русле решен и образ в фильме: апатия, незнание, чем себя занять (вспомнилось из другого фильма: "-Как настроение у его высочества? - Скучает, скучает!"), подчинение либо чужому влиянию либо собственному настроению, если оно, наконец, проявлялось. Но если не за одной, так за другой решительной спиной можно было бы еще долго править, играя в карты, читая любовные романы и томясь от непонятных чувств. Но тоже споткнулась о смазливого (по мнению сошедших с ума женщин) мальчишку!
Абигайль (вообще-то Хилл). Бедная родственница, пристроенная, на свою голову, герцогиней и сменившая ее в качестве новой фаворитки. Никаких исторических действий с ее стороны я не нашла, но "свалить" железную леди XVIII в. - для этого надо иметь недюжинные способности (или хотя бы стервозность и оказаться в нужное воемя в нужном месте). Вот стервозность в экранной героине точно есть. На моего мужчину покушаются! При чем тут Европа? Европа подождет! Они сговорились что-ли? Тот же мальчишка.
"О, судьба Англии! От чего ты зависишь"
Кстати, кроме того, что он был конюхом у мужа королевы Анны и его звали Сэмюэль, я больше ничего не нашла, даже портрета.
Единственный интересный мужчина в фильме (я люблю Дмитриева, но здесь он проходной персонаж) -это лорд Болингброк. Реально философ, военный министр, министр иностранных дел, фактический глава правительства в последнее время перед смертью Анны, писатель ( его "Письма об изучении и пользе истории" актуальны до сих пор), умный, порочный. Н-да... а экранный опять интереснее.
И особый вкус, особую остроту фильму придает не любовное противостояние 3 женщин, а непрекращающаяся дуэль между лордом Болингброком и герцогиней Мальборо.
Один подкидывает письмо королеве, другая его сжигает. Один угрожает утром опубликовать анекдот о жестокосердии герцогини в отношении бедной родственницы, другая - что уже вечером его автор будет в тюрьме писать трактат об искусстве делать долги. и так до бесконечности.
"Какая великолепная ненависть! Она пробуждает мою смелость и возбуждает во мне дух соревнования".
Как только эти двое почвляются в кадре вместе, вокруг летят электрические разряды.
"О, если бы небо, вместо того, чтобы бросить во враждующие лагери, соединило нас, мы бы управляли миром!"
Да, это была бы достойная пара.
Кстати, в пьесе нет концовки фильма - фрагмент из мемуаров сэра Генри, к-рый взял на память о герцогине еее любимую ворону. На память о достойном противнике? или единственной женщине, к-рая заставляла его кровь бежать быстрее?
Прекрасные костюмы, неплохие, хоть и малочисленнве виды (кажется, в Марфино), блестящая игра актеров, добротная работа Ю. Карасика -сценариста и режиссера в одном лице (м. б., кто-н. помнит его фильм "Дикая собака динго"). Результат - ограненный бриллиант, фильм, к-рый пересматриваешь с удовольствием.
Общее впечатление | "Шпаги звон как звон бокала..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву10
А фильм этот люблю. И Демидова тут хороша…
…
Вон-" в августе 44го" через много лет после премьеры увидела случайно последние пять минут- и сразу зацепило. Сейчас один из любимейших современных фильмов наших про войну! И так периодически происходит. А специально- нет, не смотрю.