Отзыв: Мультфильм "Кот и Лиса" (2004) - Современная актуальная вариация старой сказки
Достоинства: интересная трактовка старого сюжета, гротескные образы, хороший текст, прекрасная озвучка
Недостатки: слишком сильный упор на «смешную» подачу материала, аморализм многих персонажей
Мы посмотрели мультик «Кот и Лиса» из цикла «Гора самоцветов» еще года два назад. Детям очень понравился и несколько раз его пересматривали. Даже и сейчас иногда смотрим.
Для меня прямо-таки напрашивается сравнение с мультом 1981 года «Кот Котофеевич» (есть еще совсем бородатая версия образца 1946 года «У страха глаза велики»). И старый мульт, и новый очень люблю. И сама сказка мне тоже нравится. Отличаются они сильно, поэтому нельзя сказать даже, что новый мульт является, как сейчас принято говорить, «ремейком» старого. Отличается и сюжет, и набор персонажей и ключевая идея.
Вначале – о самом важном. Идея сказки вообще в том, что хитрый кот, изгнанный хозяевами, нашел себе в лесу конгениальную подругу и вместе они задали жару. Как и у многих народных сказок, тут с первого взгляда и не скажешь, в чем смысл (хотя название версии 1946 года как бы намекает) – сказка многогранна, ее можно рассматривать и с этой стороны, и с той, и каждый раз открывать новые смыслы. К примеру, можно извлечь урок о том, что если даже тебя прогнали – надо смотреть вперед, а не сожалеть о прошлом, и благодаря уму и находчивости ты не пропадешь. Или о том, что любую, даже самую провальную ситуацию можно обернуть в свою пользу – надо только не терять присутствия духа и стараться не упускать инициативу. Можно также увидеть здесь некую вариацию на тему хлестаковщины, отражающую максиму «смелость города берет».
Данная версия сказки выдвигает на первый план хитроумие Лисы и представляет всю ситуацию как следствие действий персонажей. Причем Лиса тут главный деятель. Она расчетлива и склонна все планировать заранее, виртуозно манипулируя всеми остальными персонажами.
Предыдущий вариант («Кот Котофеевич» 1981 года) делал акцент на взаимной помощи и на том, как хорошо жить вместе в хорошем доме.
А вариант 1946 года делал акцент на хитрости Лисы и на том, что она перехитрила сама себя.
В этом плане современный мульт «Кот и Лиса» 2004 года кажется мне наиболее адекватным, хотя Кот показан в нем весьма карикатурно. В предыдущем акцент стоял на том, что Кот весь из себя такой несчастный, выгнанный за старость, сидит на пеньке и поет жалостливую песню. А здесь он очень гармоничен – все время гоняется за мышами и от вида вкусного теряет голову. Я бы особо отметил то, что Кот здесь как бы не реагирует на ситуацию – он ведет себя как всегда. Может быть, кто-то скажет, что это плохая черта характера, ведь надо стараться адекватно реагировать на изменение окружающей обстановки. Но мне кажется, что 1) реакция важна не сама по себе, а как средство сохранения своего благополучия, а 2) не должно меняться что-то важное внутри тебя. Кот в этом мульте – совершенно цельная натура и он не меняется сам, а меняет ситуацию вокруг себя (правда, меняет не столько он, сколько Лиса, но это детали). На мой взгляд, это очень важный посыл мультика – если ты таков, каким ты должен быть (а Кот здесь является самым настоящим котом – он абсолютный кот), то ты при изменении ситуации должен не себя менять, а ситуацию. Ведь смысл героизма всегда в борьбе со стихией – в попытке изменить обстоятельства. Вот об этом напоминает нам мультик Кот и Лиса.
Конечно, я говорю пафосными словами, а в мульте все это изображено, естественно, в современном стебном стиле, то есть гиперкарикатурно, отчего очень смешно. Сценаристу таланта не занимать – мульт можно растаскивать на цитаты.
«Ах какой Вы важный воевода, Котофей Иванович! Какая выправка, какой мундир! А что, Котофей Иванович, давай поженимся? – Поженимся? А тебя как звать-то?»
В то же время гротескность и карикатурность образов, доведена, я бы сказал, до предела. Мужик (бывший хозяин кота) – унося кота в лес, злобно хихикает, как опереточный злодей. Медведь – настолько огромный, что выше деревьев, когда идет – дрожит земля. Ну и так далее. В экстремальной ситуации все мечутся и вопят во все горло. Это, конечно, смешно, но, честно говоря, уже утомляет, как шаблонный прием современного мультостроения, применяемый чуть более чем в 100 % современных мультиков, претендующих на юмор.
Вообще, на мой взгляд, создатели мультика слишком старательно делали упор на «смешную» сторону событий и подачу материала. Справились с поставленной задачей на «отменно», но вплотную подошли к черте, за которой уже, как мне кажется, начинается абсурд и деградация. Подошли, но не перешли за эту черту, так что мультик все же остается сбалансированным и сказочным, хотя местами и напоминает комедийное шоу.
Детский ли это мультик? Я бы сказал, что все-таки да. Несмотря на серьезность тематики и аморализм персонажей и ситуаций (унаследованный от народно-сказочного первоисточника). Пафос мультика – в тотальном прагматизме. Все персонажи мультика ведут себя не совсем так, как предписывают современные правила хорошего тона. В то же время, если воспринимать сказку не как учебник морали, а как источник сведений о жизни в реальном обществе, то ей просто цены нет. Для самого нежного возраста она не слишком полезна, а вот лет с 3-4 ее вполне можно (и я бы сказал – нужно) смотреть.
Обращать внимание маленьких зрителей здесь надо не на то, как ведут себя персонажи, а на то, что они при этом делают.
К тому же внимательного зрителя порадуют многие моменты, богатые отсылками к другим произведениям культуры. Например, тот момент, где Лиса пытается привлечь внимание Медведя, находящегося за кустами малины. И стучит по корзине, и топает ногами – все без толку. Но стоит тихонько сорвать ягодку, как Медведь тут как тут. Это не просто смешно. Это самая настоящая стратегема.
Или мотив с пуговицей, вставляемой в глаз Коту наподобие не то монокля, не то черной повязки, не то искусственного глаза. Там, где Лиса перед важной встречей достает эту пуговицу из банки для крупы, протирает и дает Коту… – ну вы сами знаете, откуда этот момент, да?
Для меня прямо-таки напрашивается сравнение с мультом 1981 года «Кот Котофеевич» (есть еще совсем бородатая версия образца 1946 года «У страха глаза велики»). И старый мульт, и новый очень люблю. И сама сказка мне тоже нравится. Отличаются они сильно, поэтому нельзя сказать даже, что новый мульт является, как сейчас принято говорить, «ремейком» старого. Отличается и сюжет, и набор персонажей и ключевая идея.
Вначале – о самом важном. Идея сказки вообще в том, что хитрый кот, изгнанный хозяевами, нашел себе в лесу конгениальную подругу и вместе они задали жару. Как и у многих народных сказок, тут с первого взгляда и не скажешь, в чем смысл (хотя название версии 1946 года как бы намекает) – сказка многогранна, ее можно рассматривать и с этой стороны, и с той, и каждый раз открывать новые смыслы. К примеру, можно извлечь урок о том, что если даже тебя прогнали – надо смотреть вперед, а не сожалеть о прошлом, и благодаря уму и находчивости ты не пропадешь. Или о том, что любую, даже самую провальную ситуацию можно обернуть в свою пользу – надо только не терять присутствия духа и стараться не упускать инициативу. Можно также увидеть здесь некую вариацию на тему хлестаковщины, отражающую максиму «смелость города берет».
Данная версия сказки выдвигает на первый план хитроумие Лисы и представляет всю ситуацию как следствие действий персонажей. Причем Лиса тут главный деятель. Она расчетлива и склонна все планировать заранее, виртуозно манипулируя всеми остальными персонажами.
Предыдущий вариант («Кот Котофеевич» 1981 года) делал акцент на взаимной помощи и на том, как хорошо жить вместе в хорошем доме.
А вариант 1946 года делал акцент на хитрости Лисы и на том, что она перехитрила сама себя.
В этом плане современный мульт «Кот и Лиса» 2004 года кажется мне наиболее адекватным, хотя Кот показан в нем весьма карикатурно. В предыдущем акцент стоял на том, что Кот весь из себя такой несчастный, выгнанный за старость, сидит на пеньке и поет жалостливую песню. А здесь он очень гармоничен – все время гоняется за мышами и от вида вкусного теряет голову. Я бы особо отметил то, что Кот здесь как бы не реагирует на ситуацию – он ведет себя как всегда. Может быть, кто-то скажет, что это плохая черта характера, ведь надо стараться адекватно реагировать на изменение окружающей обстановки. Но мне кажется, что 1) реакция важна не сама по себе, а как средство сохранения своего благополучия, а 2) не должно меняться что-то важное внутри тебя. Кот в этом мульте – совершенно цельная натура и он не меняется сам, а меняет ситуацию вокруг себя (правда, меняет не столько он, сколько Лиса, но это детали). На мой взгляд, это очень важный посыл мультика – если ты таков, каким ты должен быть (а Кот здесь является самым настоящим котом – он абсолютный кот), то ты при изменении ситуации должен не себя менять, а ситуацию. Ведь смысл героизма всегда в борьбе со стихией – в попытке изменить обстоятельства. Вот об этом напоминает нам мультик Кот и Лиса.
Конечно, я говорю пафосными словами, а в мульте все это изображено, естественно, в современном стебном стиле, то есть гиперкарикатурно, отчего очень смешно. Сценаристу таланта не занимать – мульт можно растаскивать на цитаты.
«Ах какой Вы важный воевода, Котофей Иванович! Какая выправка, какой мундир! А что, Котофей Иванович, давай поженимся? – Поженимся? А тебя как звать-то?»
В то же время гротескность и карикатурность образов, доведена, я бы сказал, до предела. Мужик (бывший хозяин кота) – унося кота в лес, злобно хихикает, как опереточный злодей. Медведь – настолько огромный, что выше деревьев, когда идет – дрожит земля. Ну и так далее. В экстремальной ситуации все мечутся и вопят во все горло. Это, конечно, смешно, но, честно говоря, уже утомляет, как шаблонный прием современного мультостроения, применяемый чуть более чем в 100 % современных мультиков, претендующих на юмор.
Вообще, на мой взгляд, создатели мультика слишком старательно делали упор на «смешную» сторону событий и подачу материала. Справились с поставленной задачей на «отменно», но вплотную подошли к черте, за которой уже, как мне кажется, начинается абсурд и деградация. Подошли, но не перешли за эту черту, так что мультик все же остается сбалансированным и сказочным, хотя местами и напоминает комедийное шоу.
Детский ли это мультик? Я бы сказал, что все-таки да. Несмотря на серьезность тематики и аморализм персонажей и ситуаций (унаследованный от народно-сказочного первоисточника). Пафос мультика – в тотальном прагматизме. Все персонажи мультика ведут себя не совсем так, как предписывают современные правила хорошего тона. В то же время, если воспринимать сказку не как учебник морали, а как источник сведений о жизни в реальном обществе, то ей просто цены нет. Для самого нежного возраста она не слишком полезна, а вот лет с 3-4 ее вполне можно (и я бы сказал – нужно) смотреть.
Обращать внимание маленьких зрителей здесь надо не на то, как ведут себя персонажи, а на то, что они при этом делают.
К тому же внимательного зрителя порадуют многие моменты, богатые отсылками к другим произведениям культуры. Например, тот момент, где Лиса пытается привлечь внимание Медведя, находящегося за кустами малины. И стучит по корзине, и топает ногами – все без толку. Но стоит тихонько сорвать ягодку, как Медведь тут как тут. Это не просто смешно. Это самая настоящая стратегема.
Или мотив с пуговицей, вставляемой в глаз Коту наподобие не то монокля, не то черной повязки, не то искусственного глаза. Там, где Лиса перед важной встречей достает эту пуговицу из банки для крупы, протирает и дает Коту… – ну вы сами знаете, откуда этот момент, да?
Время использования | 2 года |
Общее впечатление | Современная актуальная вариация старой сказки |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву15
Кот нынче не тот пошел…