Отзыв: Сериал "Элементарно" (2012) - Слишком элементарно.
Достоинства: Очередной детективно-комический сериал, с парой как-бы-оригинальных (на деле неоригинальных) сюжетных находок.
Недостатки: Занудность, вторичность.
Шерлок Холмс - герой супер-популярный, можно сказать, "архетип сыщика", точнее, один из них (второй - чандлеровский Марлоу, хотя Нат Пинкертон с этим бы поспорил, и даже подрался; а есть еще и третий, четвёртый, но стоп). Конечно, Эдгар Аллан По успел описать "сыщика с лупой и дедукцией наперевес" раньше Конан Дойла, но так частенько и бывает в истории - первоначальный прототип получается кривоватый, и вся слава достаётся не изобретателю, а тому, кто довёл изобретение до ума, отладил, или хотя бы удачно продал.
По статистике, два фильма в год (в среднем) снимается про Холмса. Казалось бы, что тут можно новое сделать?... Но вот вам якобы находка - "корнет, вы женщина?" (с) - кто не узнал, цитата из фильма "Гусарская баллада" (1962).
Как всегда, новое - это хорошо забытое старое. Был такой Рекс Стаут, средне популярный американский писатель-детективщик, творил в середине 20-го века (кстати, любителям классического детектива крайне рекомендую его романы про Ниро Вульфа и Арчи Гудвина, если еще не пробовали). Так вот - он как-то написал рассказ, где полу в шутку, полу всерьёз доказывал, что Уотсон был женщиной: все эти споры Холмса и Уотсона у камина, это же явные семейные "разборки"!
Рассказ Стаута короткий и забавный, а сериал "Элементарно" на ту же тему (Уотсон - женщина) - бесконечный и занудный. Если первый сезон смотреть еще как-то можно, то дальше становится совсем уж скучно. Не спасает и вечная "палочка-выручалочка" сериалов - герои стали настолько родными, что будешь смотреть что угодно, лишь бы про них; здесь это не работает, во всяком случае, для меня.
В общем, воровать нужно не реализацию идей, а сами идеи. Вот, возьмите "Доктор Хаус" - это же тот же самый "Холмс", просто вместо лупы стетоскоп (только ленивый не написал, что прототипом конандойловского Холмса был врач). И Уотсон-Уилсон там вполне классический... а вышло всё равно всё замечательно. А почему? А потому, что в оригинальную идею было привнесено очень много своего, интересного материала. А "Элементарно" - слишком элементарен, насквозь вторичен и стандартен, почти никаких находок, прорывов, интересных образов; даже странно, что шесть сезонов это киношка висит и не падает. Что ж, как говорил Лец, "бывают пьесы настолько слабые, что никак не могут сойти со сцены".
По статистике, два фильма в год (в среднем) снимается про Холмса. Казалось бы, что тут можно новое сделать?... Но вот вам якобы находка - "корнет, вы женщина?" (с) - кто не узнал, цитата из фильма "Гусарская баллада" (1962).
Как всегда, новое - это хорошо забытое старое. Был такой Рекс Стаут, средне популярный американский писатель-детективщик, творил в середине 20-го века (кстати, любителям классического детектива крайне рекомендую его романы про Ниро Вульфа и Арчи Гудвина, если еще не пробовали). Так вот - он как-то написал рассказ, где полу в шутку, полу всерьёз доказывал, что Уотсон был женщиной: все эти споры Холмса и Уотсона у камина, это же явные семейные "разборки"!
Рассказ Стаута короткий и забавный, а сериал "Элементарно" на ту же тему (Уотсон - женщина) - бесконечный и занудный. Если первый сезон смотреть еще как-то можно, то дальше становится совсем уж скучно. Не спасает и вечная "палочка-выручалочка" сериалов - герои стали настолько родными, что будешь смотреть что угодно, лишь бы про них; здесь это не работает, во всяком случае, для меня.
В общем, воровать нужно не реализацию идей, а сами идеи. Вот, возьмите "Доктор Хаус" - это же тот же самый "Холмс", просто вместо лупы стетоскоп (только ленивый не написал, что прототипом конандойловского Холмса был врач). И Уотсон-Уилсон там вполне классический... а вышло всё равно всё замечательно. А почему? А потому, что в оригинальную идею было привнесено очень много своего, интересного материала. А "Элементарно" - слишком элементарен, насквозь вторичен и стандартен, почти никаких находок, прорывов, интересных образов; даже странно, что шесть сезонов это киношка висит и не падает. Что ж, как говорил Лец, "бывают пьесы настолько слабые, что никак не могут сойти со сцены".
Общее впечатление | Слишком элементарно. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву24
Мне Стаут кажется намного более популярным, чем средне, при чём вполне заслуженно, у него много классных детективов.
Хотя по сравнению с Донцовой они оба и рядом не лежали, по тиражам :)
В России Стаут неоднократно входил в тройку самых издаваемых авторов за год.
И да, "средне популярный" сомнительный термин, но Стаут и правда сильно популярен в определенных кругах, а все остальные про него ничего не слышали.
-----
В любом случае, это "авторы из прошлого", так мне кажется. Да что говорить, тут сама книга становится "атрибутом прошлого", компьютерные игры и сериалы - вот день сегодняшний. Конечно, ничто не умирает насовсем, кинематограф например не убил театр. Книга выживет, но займёт достаточно маргинальную нишу.
Сейчас Гришэм плотно занял нишу популярного писателя развлекательно-юридической тематики.
Я сомневаюсь, что игры и сериалы основательно вытеснят книгу, чтение как вариант получения информации имеет ряд преимуществ, которые не закрывают альтернативы.
Может в недалёком будущем, варианты с большей интерактивностью и охватом нескольких каналов восприятия смогут это сделать, но сейчас рано.
А этот фильм еще не самое большое издевательство над бедным Холмсом, - раньше я считала таковым "Следствие ведут колобки", но поняла, что пародия на Холмса и принца Флоризеля в исполнении альтернативно одаренного Охлобыстина хуже.
-
Ниро Вульф, безусловно, вторичен как идея, и "сильно на любителя", но он своеобразен, много интересных забавных чёрточек. А динамику я ценю у Хэммета, где она на "философской" основе, в отличие от Гарднера, который писал километрами просто для денег.
Писатель, особенно детективного жанра, не художник-портретист, хорошо должен выглядеть не сыщик в костюме, а сюжет, история и интрига.
У Стаута есть отличные истории, с разнообразной тематикой, от расследований на тему авторского права до кулинарных шоу, а Гарднер менял клиентам имена, роману название и продолжение о Мейсоне готово)
Тайны Ниро Вульфа с Хаттоном, сериал 1969, наша версия, итальянская, ещё что-то американское в 90 или 80-х.
На английском в сети есть, насчёт перевода не уверен.
Ну как старые, старше 50-х мне тоже уже не идёт, до тонких ценителей немого кино есть куда расти)