Отзыв: Книга "Телеграмма" - Константин Паустовский - Позвоните родителям прямо сейчас!
Достоинства: Сильнейший нравственный посыл не забывать родителей
Недостатки: Нет
Добрый день всем!
Вновь продолжаю читать и перечитывать рассказы Константина Паустовского. На этот раз передо мною его рассказ «Телеграмма», опубликованный автором в 1946 году. Но, тем не менее, предпосылки появления этого рассказа можно увидеть и в произведениях 1937 года. Я имею ввиду цикл «Летние дни» и повесть «Мещёрская сторона», в которых есть упоминание о дочери одного известного художника, и вот воспоминание это и трансформировалось через почти десять лет в отдельный рассказ - «Телеграмма».
Сюжет данного шедевра малой прозы уместится в буквально в паре предложений.
Перед нами одинокая женщина (автор не говорит о ее возрасте, но, по всей видимости, он весьма преклонный), живущая в глухой деревне, в «мемориальном» доме, который построил её отец - выдающейся художник. У Катерины Петровны, так зовут одинокую женщину, есть дочь – Настя, живущая и работающая в Ленинграде в Союзе художников.
Если говорить о композиции, то рассказ можно рассматривать разделенным на три части.
Вот в первой части читатель знакомится с Катериной Петровной, убеждается в том, какой она необычный человек. Описывается ее существование в глухой деревне. Причем речь идет даже не столько о физической помощи, - пожилая женщина видится абсолютно чужой жителям деревни Заборье, с ними у главной героини нет никаких точек соприкосновения, хотя люди ее окружают хорошие и бескорыстно ей помогают.
Вторая часть рассказывает нам о дочери Насте, о её суетной работе, а также характере.
А вот третья часть собственно и связана с историей о телеграмме, говоря строго, о двух телеграммах.
Заслуживает внимания, в связи с этим, еще один герой – сторож Тихон. Автор противопоставляет его невежество и его по-настоящему доброе, бескорыстное и отзывчивое сердце.
Это он сочинил из сострадания для умирающей Катерины Петровны телеграмму, под видом Насти, в которой сообщает от её лица, что, якобы, скоро приедет. Вот этот по-настоящему чистый порыв, а также чтение этой телеграммы и является кульминационным пиком рассказа, на страницах которого мы видим и других замечательных и добрых людей, но им не под силу скрасить одиночество главной героини, ждущей Настю. Катерина Петровна не докучает Насте даже письмами, стараясь не беспокоить, пишет только один раз, и это письмо трогает до слез.
Парадокс в том, что если бы мы не узнали в первых частях рассказа, что происходит и как живет Катерина Петровна, можно было бы посчитать Настю очень отзывчивым, тонко чувствующим, и сердечным человеком, ведь она не только любит искусство, но и стремится помочь чужой беде. Чужой, но не материнской… Ну работа, понятное дело, но, видимо еще и интересы по части мужчин имели место, хоть автор об этом и не пишет, ведь в мире искусства нравы всегда были более демократичные. По этой причине, может быть, Настя и к себе не брала мать, кто знает.
А когда «бабочки в животе порхают», то тут хоть трава не расти, ведь письмо от матери она прочла даже не сразу, а поехала так вообще через две недели.
Раскаяние, как и следовало ожидать, приходит слишком поздно. Это и опустевший материнский дом, и стыдливый, крадучийся от стыда уезд из деревни, - все это описано очень сильно.
Авторское осуждение звучит не прямо, но голос совести дает понять, как черство, эгоистично и несправедливо поступила Настя к собственной матери.
Вновь продолжаю читать и перечитывать рассказы Константина Паустовского. На этот раз передо мною его рассказ «Телеграмма», опубликованный автором в 1946 году. Но, тем не менее, предпосылки появления этого рассказа можно увидеть и в произведениях 1937 года. Я имею ввиду цикл «Летние дни» и повесть «Мещёрская сторона», в которых есть упоминание о дочери одного известного художника, и вот воспоминание это и трансформировалось через почти десять лет в отдельный рассказ - «Телеграмма».
Сюжет данного шедевра малой прозы уместится в буквально в паре предложений.
Перед нами одинокая женщина (автор не говорит о ее возрасте, но, по всей видимости, он весьма преклонный), живущая в глухой деревне, в «мемориальном» доме, который построил её отец - выдающейся художник. У Катерины Петровны, так зовут одинокую женщину, есть дочь – Настя, живущая и работающая в Ленинграде в Союзе художников.
Если говорить о композиции, то рассказ можно рассматривать разделенным на три части.
Вот в первой части читатель знакомится с Катериной Петровной, убеждается в том, какой она необычный человек. Описывается ее существование в глухой деревне. Причем речь идет даже не столько о физической помощи, - пожилая женщина видится абсолютно чужой жителям деревни Заборье, с ними у главной героини нет никаких точек соприкосновения, хотя люди ее окружают хорошие и бескорыстно ей помогают.
Вторая часть рассказывает нам о дочери Насте, о её суетной работе, а также характере.
А вот третья часть собственно и связана с историей о телеграмме, говоря строго, о двух телеграммах.
Заслуживает внимания, в связи с этим, еще один герой – сторож Тихон. Автор противопоставляет его невежество и его по-настоящему доброе, бескорыстное и отзывчивое сердце.
Это он сочинил из сострадания для умирающей Катерины Петровны телеграмму, под видом Насти, в которой сообщает от её лица, что, якобы, скоро приедет. Вот этот по-настоящему чистый порыв, а также чтение этой телеграммы и является кульминационным пиком рассказа, на страницах которого мы видим и других замечательных и добрых людей, но им не под силу скрасить одиночество главной героини, ждущей Настю. Катерина Петровна не докучает Насте даже письмами, стараясь не беспокоить, пишет только один раз, и это письмо трогает до слез.
Парадокс в том, что если бы мы не узнали в первых частях рассказа, что происходит и как живет Катерина Петровна, можно было бы посчитать Настю очень отзывчивым, тонко чувствующим, и сердечным человеком, ведь она не только любит искусство, но и стремится помочь чужой беде. Чужой, но не материнской… Ну работа, понятное дело, но, видимо еще и интересы по части мужчин имели место, хоть автор об этом и не пишет, ведь в мире искусства нравы всегда были более демократичные. По этой причине, может быть, Настя и к себе не брала мать, кто знает.
А когда «бабочки в животе порхают», то тут хоть трава не расти, ведь письмо от матери она прочла даже не сразу, а поехала так вообще через две недели.
Раскаяние, как и следовало ожидать, приходит слишком поздно. Это и опустевший материнский дом, и стыдливый, крадучийся от стыда уезд из деревни, - все это описано очень сильно.
Авторское осуждение звучит не прямо, но голос совести дает понять, как черство, эгоистично и несправедливо поступила Настя к собственной матери.
Время использования | 2 раза |
Общее впечатление | Позвоните родителям прямо сейчас! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9
Но слишком вы легко додумали за автора, может и жилищные условия не позволяли в то время-то, может и сама мать не хотела покидать родную деревню, мало ли причин.
Впрочем, дело вкуса.