Отзыв: Имение М. Н. Раевского (Россия, Алушта) - Ламбат! Ламбат! Приют покоя, Для сердца милый уголок!
Достоинства: Его и правда не забыть.
Недостатки: Дворец нуждается в реставрации.
Этот отзыв является продолжением отзыва Парк санатория "Карасан"
В нем в основном речь пойдет о дворце, построенном для Михаила Николаевича Раевского. И все же не возможно отделить дворец от парка.
В отзыве про парк я начала с имени создателя парка генерал-губернатора Тавриды А. М. Бороздина, но предыстория этого места не менее интересна.
После присоединения Крыма к России Екатерина Вторая дарила земли не только своим фаворитам, русским вельможам, но и иностранцам. Территория от Партенита и до Кучук-Ламбата была подарена императрицей английскому принцу де Линю, который собирался сделать здесь колонию для исправления английских преступников, а так же негров и арабов, вывезенных из колоний и скитавшихся по Лондону. Исправлять преступников принц собирался каторжными работами на плантациях, которые собирался разбить в долине. У экскурсоводов, когда они рассказывают об этом округляются глаза и дрожит голос.
О планах де Линя узнал посол в Англии Семен Романович Воронцов, принцу дали понять, что такие планы не смогут осуществится. Де Линь был вынужден был продать эти земли русской казне. Через некоторое время владельцем долины становится А. М. Бороздин и плантациям суждено было превратиться в имение с чудесным парком.
После смерти Бороздина имение переходит к Николаю Николаевичу Раевскому, который женился на племяннице А. М. Бороздина. В дальнейшем имение переходило по наследству от отца к сыну и сейчас дворцово-парковый комплекс называется имением Раевских. Сейчас здесь находится санаторий "Карасан".
Имению и парку повезло, если не считать английского принца де Линя в дальнейшем хозяева имения были увлеченными ботаниками и садоводами.
В отзыве о парке санатория "Карасан" я писала про А. М. Бороздина и Н. Н. Раевского - владельцев имения заложивших чудесный парк, который считался самым красивым на южном берегу Крыма, сейчас от парка не много осталось и о том, что сохранилось можно поспорить.
В этом отзыве я хочу немного рассказать про Михаила Николаевича Раевского и дворец, который строился для него, поэтому и отзыв назван его именем.
Михаил Раевский младший сын Николая Николаевича Раевского и Анны Михайловны Бороздиной. Михаил родился в Керчи 15 февраля 1841 года, в 1,5 года потерял отца и большую часть детства провел с матерью и старшим братом в Европе, с 15 лет жил и учился в Москве. После окончания Московского университета мечтал о карьере ученного, но под влиянием родственников посвятил себя военному делу.
Отличился во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
Всю жизнь М. Н. Раевский увлекался ботаникой и сельским хозяйством, особонно нравилось ему плодоводство. В своих имениях в Херсонской губернии и в Крыму Раевский завел питомники и коллекции плодовых и декоративных растений, а сады и виноградники привел в образцовый порядок.
В 1883 году Михаил Николаевич был назначен директором Департамента земледелия Министерства государственных имуществ. В 1884 года был перемещён на должность члена Совета министра государственных имуществ, которую занимал до конца жизни. С 1884 по 1891 годы жил в имении Карасан. Надзирал за Никитским ботаническим садом, ревизировал школы садоводства в Крыму.
В 1891 году покинул полуостров и поселился в Царском Селе. Был президентом Императорского общества садоводства и автором первых российских учебников по плодоводству «Плодовая школа» и «Плодовый сад», печатался в журнале «Плодоводство».
Умер Михаил Николаевич 10 октября 1893 года в Севастополе.
В 1885—1887 годах для Михаила Раевского, на месте прежнего деревянного имения в мавританском стиле архитектором Карлом Эшлиманом был построен новый дом в неомавританском стиле, известный как дворец Раевских.
Карл Эшлиман не стал строго придерживаться одного стиля - мавританский стиль - это заказ Раевского, который хотел сохранить стиль прежнего имения и коктейль из элементов барокко, русской и крымско-татарской архитектуры украсили дворец.
Это главный, северный, фасад.
Он украшен ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания) с порталом и гранеными колоннами. Декорирован большими мавританскими окнами с витражами и лепными орнаментами.
Так выглядят окна 2 этажа из холла.
Потрясающие кружево лепных орнаментов.
Дворец построен из мраморовидного известняка, я уже писала о том, что города южного берега Крыма в сером цвете, спасает их яркость юга: солнце, яркое небо и южные, зачастую вечнозеленые растения.
И конечно элементы декора.
Как в те времена водилось все сделано в ручную, рисунки не повторяются и рассматривать их можно бесконечно.
Северный фасад украшен горельефом (когда фигуры на плоскости значительно выступают, приближаясь по форме к скульптурным) «Мадонны с младенцем».
В современных источниках упорно пишут о легенде, что при постройке дворца использовали камни с руин древнего храма, который находился на Аю-Даге. Якобы поэтому у Раевских не было детей и только после появления на фасаде Мадонны супруги дождались первенца.
Этого не может быть, так как Михаил Николаевич отказался от занимаемой должности директора Департамента земледелия Министерства государственных имуществ вскоре после назначения из-за болезни дочери и в декабре 1884 года и уехал в свое имение в Кучук-Ламбат. К моменту начала строительства дворца (1885г.) у четы Раевских было уже семеро детей, а всего Мария Григорьевна Раевская родила 10 детей.
Возможно Мадонна появилась в честь хозяйки имения — Марии Григорьевны Раевской или матери Михаила, умершей в 1883 году.
Во времена Раевских стены дворца были заплетены розами и китайской глицинией, думаю, что растения разрастутся и будут опять украшать дворец как в былые времена.
Западный фасад архитектор украсил в стиле ханского дворца в Бахчисарае деревянным балконом с косыми решетками, на декорированных опорах-консолях.
В Бахчисарайском дворце такие балконы были в гареме и жены могли смотреть на мир скрываясь за косыми решетками.
На восточном фасаде гранёная башенка с куполом, мавританскими окнами и мезонином, балкон на башенке уничтожен землетрясением 1927 года.
Южный фасад, обращён к морю, отделан в дачном стиле и украшен деревянной резьбой, арками, наличниками и ажурными подзорами.
Напомню, что дворец был построен на месте старой усадьбы, которая не подлежала ремонту. В прежнем доме тоже были веранды с видом на море и гости Бороздина любовались чудесной бухтой.
Сейчас с веранды открывается вид на клумбу с веерными пальмами и рощу вековых итальянских сосен - пиний.
Моря уже не видно даже сквозь колоннаду стволов пиний - за ними выросли другие деревья.
Море можно увидеть лишь со смотровых площадок, их несколько в парке. Возможно таким был раньше вид с террасы дворца и бывшей усадьбы.
Но мне очень понравилось то, что я увидела сидя в тени на балконе.
День был жаркий, солнце в зените и тем не менее на балконе было прохладно - широкий потолок балкона позволил мне посидеть в тени.
Помимо чудесного парка, заворожила игра тени и света на мозаичном полу от резных ограждений балкона.
Дворец очень пострадал от землетрясения 1927 года, и был восстановлен в течении 3-х лет.
Во время Великой Отечественной были утрачены интерьеры дворца, само же здание не пострадало.
В последний раз дворец реставрировали в 1950 году и это очень заметно, к сожалению здание нуждается не только в ремонте, но и элементарной уборке.
Сейчас во дворце расположился лечебно - административный корпус санатория.
Я зашла в холл. Интерьеры и правда практически не сохранились и все же о том каким был дворец можно дорисовать воображением, любуясь мраморным камином
с кованной решеткой.
Полагаю во дворце царили легкость и изящество.
И уделялось внимание деталям.
Работы мастеров восхищают. Это касается всех сооружений того времени - от крестьянской избы до дворцов.
Как много времени и умения уделяли окружающим предметам: одежде (вышивка, кружева), предметам быта (резьба по дереву, лепнина, кованные изделия...)
В наше время все кажется фантастикой, как сооружения египетских пирамид - как им это удавалось!
Как видите сохранились потолки, спасибо медсестре, она пригласила в помещения с лепными потолками. И мраморный пол в холле.
Состояние конечно печально, но то, что дворец удалось сохранить радует. Витраж при входе.
Этот же витраж из холла.
Очень надеюсь, что к усадьбе будут относится как к национальному достоянию, созданному трудом лучших людей России — Андреем Михайловичем и Михаилом Михайловичем Бороздиными, четырьмя поколениями Раевских.
Мыс Плака и дворец княгини Гагариной со смотровой площадки парка.
Вот как выглядит смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид на бухту от горы Аю-даг до мыса Плака.
С Набережной дворца не видно - его скрывают деревья векового парка.
А с мыса Плака дворец хорошо просматривается.
Забуду — ль я Кучук-Ламбата
Дом, кипарисы, дивный сад,
К заливу чуть приметный скат,
Плоды и зелень винограда?
И. П. Бороздин.
Вместо рекомендаций хочу привести строки стихотворения А. Н. Муравьева, которые отражают мои чувства, когда я приезжаю в Утес.
Где легкокрылое, златое
Летает счастье и далек
Унылый мир с его страстями...
В нем в основном речь пойдет о дворце, построенном для Михаила Николаевича Раевского. И все же не возможно отделить дворец от парка.
В отзыве про парк я начала с имени создателя парка генерал-губернатора Тавриды А. М. Бороздина, но предыстория этого места не менее интересна.
После присоединения Крыма к России Екатерина Вторая дарила земли не только своим фаворитам, русским вельможам, но и иностранцам. Территория от Партенита и до Кучук-Ламбата была подарена императрицей английскому принцу де Линю, который собирался сделать здесь колонию для исправления английских преступников, а так же негров и арабов, вывезенных из колоний и скитавшихся по Лондону. Исправлять преступников принц собирался каторжными работами на плантациях, которые собирался разбить в долине. У экскурсоводов, когда они рассказывают об этом округляются глаза и дрожит голос.
О планах де Линя узнал посол в Англии Семен Романович Воронцов, принцу дали понять, что такие планы не смогут осуществится. Де Линь был вынужден был продать эти земли русской казне. Через некоторое время владельцем долины становится А. М. Бороздин и плантациям суждено было превратиться в имение с чудесным парком.
После смерти Бороздина имение переходит к Николаю Николаевичу Раевскому, который женился на племяннице А. М. Бороздина. В дальнейшем имение переходило по наследству от отца к сыну и сейчас дворцово-парковый комплекс называется имением Раевских. Сейчас здесь находится санаторий "Карасан".
Имению и парку повезло, если не считать английского принца де Линя в дальнейшем хозяева имения были увлеченными ботаниками и садоводами.
В отзыве о парке санатория "Карасан" я писала про А. М. Бороздина и Н. Н. Раевского - владельцев имения заложивших чудесный парк, который считался самым красивым на южном берегу Крыма, сейчас от парка не много осталось и о том, что сохранилось можно поспорить.
В этом отзыве я хочу немного рассказать про Михаила Николаевича Раевского и дворец, который строился для него, поэтому и отзыв назван его именем.
Михаил Раевский младший сын Николая Николаевича Раевского и Анны Михайловны Бороздиной. Михаил родился в Керчи 15 февраля 1841 года, в 1,5 года потерял отца и большую часть детства провел с матерью и старшим братом в Европе, с 15 лет жил и учился в Москве. После окончания Московского университета мечтал о карьере ученного, но под влиянием родственников посвятил себя военному делу.
Отличился во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
Всю жизнь М. Н. Раевский увлекался ботаникой и сельским хозяйством, особонно нравилось ему плодоводство. В своих имениях в Херсонской губернии и в Крыму Раевский завел питомники и коллекции плодовых и декоративных растений, а сады и виноградники привел в образцовый порядок.
В 1883 году Михаил Николаевич был назначен директором Департамента земледелия Министерства государственных имуществ. В 1884 года был перемещён на должность члена Совета министра государственных имуществ, которую занимал до конца жизни. С 1884 по 1891 годы жил в имении Карасан. Надзирал за Никитским ботаническим садом, ревизировал школы садоводства в Крыму.
В 1891 году покинул полуостров и поселился в Царском Селе. Был президентом Императорского общества садоводства и автором первых российских учебников по плодоводству «Плодовая школа» и «Плодовый сад», печатался в журнале «Плодоводство».
Умер Михаил Николаевич 10 октября 1893 года в Севастополе.
В 1885—1887 годах для Михаила Раевского, на месте прежнего деревянного имения в мавританском стиле архитектором Карлом Эшлиманом был построен новый дом в неомавританском стиле, известный как дворец Раевских.
Карл Эшлиман не стал строго придерживаться одного стиля - мавританский стиль - это заказ Раевского, который хотел сохранить стиль прежнего имения и коктейль из элементов барокко, русской и крымско-татарской архитектуры украсили дворец.
Это главный, северный, фасад.
Он украшен ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания) с порталом и гранеными колоннами. Декорирован большими мавританскими окнами с витражами и лепными орнаментами.
Так выглядят окна 2 этажа из холла.
Потрясающие кружево лепных орнаментов.
Дворец построен из мраморовидного известняка, я уже писала о том, что города южного берега Крыма в сером цвете, спасает их яркость юга: солнце, яркое небо и южные, зачастую вечнозеленые растения.
И конечно элементы декора.
Как в те времена водилось все сделано в ручную, рисунки не повторяются и рассматривать их можно бесконечно.
Северный фасад украшен горельефом (когда фигуры на плоскости значительно выступают, приближаясь по форме к скульптурным) «Мадонны с младенцем».
В современных источниках упорно пишут о легенде, что при постройке дворца использовали камни с руин древнего храма, который находился на Аю-Даге. Якобы поэтому у Раевских не было детей и только после появления на фасаде Мадонны супруги дождались первенца.
Этого не может быть, так как Михаил Николаевич отказался от занимаемой должности директора Департамента земледелия Министерства государственных имуществ вскоре после назначения из-за болезни дочери и в декабре 1884 года и уехал в свое имение в Кучук-Ламбат. К моменту начала строительства дворца (1885г.) у четы Раевских было уже семеро детей, а всего Мария Григорьевна Раевская родила 10 детей.
Возможно Мадонна появилась в честь хозяйки имения — Марии Григорьевны Раевской или матери Михаила, умершей в 1883 году.
Во времена Раевских стены дворца были заплетены розами и китайской глицинией, думаю, что растения разрастутся и будут опять украшать дворец как в былые времена.
Западный фасад архитектор украсил в стиле ханского дворца в Бахчисарае деревянным балконом с косыми решетками, на декорированных опорах-консолях.
В Бахчисарайском дворце такие балконы были в гареме и жены могли смотреть на мир скрываясь за косыми решетками.
На восточном фасаде гранёная башенка с куполом, мавританскими окнами и мезонином, балкон на башенке уничтожен землетрясением 1927 года.
Южный фасад, обращён к морю, отделан в дачном стиле и украшен деревянной резьбой, арками, наличниками и ажурными подзорами.
Напомню, что дворец был построен на месте старой усадьбы, которая не подлежала ремонту. В прежнем доме тоже были веранды с видом на море и гости Бороздина любовались чудесной бухтой.
Сейчас с веранды открывается вид на клумбу с веерными пальмами и рощу вековых итальянских сосен - пиний.
Моря уже не видно даже сквозь колоннаду стволов пиний - за ними выросли другие деревья.
Море можно увидеть лишь со смотровых площадок, их несколько в парке. Возможно таким был раньше вид с террасы дворца и бывшей усадьбы.
Но мне очень понравилось то, что я увидела сидя в тени на балконе.
День был жаркий, солнце в зените и тем не менее на балконе было прохладно - широкий потолок балкона позволил мне посидеть в тени.
Помимо чудесного парка, заворожила игра тени и света на мозаичном полу от резных ограждений балкона.
Дворец очень пострадал от землетрясения 1927 года, и был восстановлен в течении 3-х лет.
Во время Великой Отечественной были утрачены интерьеры дворца, само же здание не пострадало.
В последний раз дворец реставрировали в 1950 году и это очень заметно, к сожалению здание нуждается не только в ремонте, но и элементарной уборке.
Сейчас во дворце расположился лечебно - административный корпус санатория.
Я зашла в холл. Интерьеры и правда практически не сохранились и все же о том каким был дворец можно дорисовать воображением, любуясь мраморным камином
с кованной решеткой.
Полагаю во дворце царили легкость и изящество.
И уделялось внимание деталям.
Работы мастеров восхищают. Это касается всех сооружений того времени - от крестьянской избы до дворцов.
Как много времени и умения уделяли окружающим предметам: одежде (вышивка, кружева), предметам быта (резьба по дереву, лепнина, кованные изделия...)
В наше время все кажется фантастикой, как сооружения египетских пирамид - как им это удавалось!
Как видите сохранились потолки, спасибо медсестре, она пригласила в помещения с лепными потолками. И мраморный пол в холле.
Состояние конечно печально, но то, что дворец удалось сохранить радует. Витраж при входе.
Этот же витраж из холла.
Очень надеюсь, что к усадьбе будут относится как к национальному достоянию, созданному трудом лучших людей России — Андреем Михайловичем и Михаилом Михайловичем Бороздиными, четырьмя поколениями Раевских.
Мыс Плака и дворец княгини Гагариной со смотровой площадки парка.
Вот как выглядит смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид на бухту от горы Аю-даг до мыса Плака.
С Набережной дворца не видно - его скрывают деревья векового парка.
А с мыса Плака дворец хорошо просматривается.
Забуду — ль я Кучук-Ламбата
Дом, кипарисы, дивный сад,
К заливу чуть приметный скат,
Плоды и зелень винограда?
И. П. Бороздин.
Вместо рекомендаций хочу привести строки стихотворения А. Н. Муравьева, которые отражают мои чувства, когда я приезжаю в Утес.
Где легкокрылое, златое
Летает счастье и далек
Унылый мир с его страстями...
Время использования | Несколько раз |
Стоимость | 200 ₽ |
Год посещения | 2018 |
Общее впечатление | Ламбат! Ламбат! Приют покоя, Для сердца милый уголок! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву51
(Завтра, тоже по вашему отзыву. Поедем с сыном к Крепости Фуна. Мне очень хотела в поход на Демерджи, но боюсь малой не потянет.)