Отзыв: Книга "Мы" - Евгений Замятин - Человек номер №0: нет больше «Я» - есть безличное «МЫ». Ну и что?
Достоинства: + необычный стиль изложения; + сюжет; + есть целостные персонажи
Недостатки: - тема раскрыта не до конца; - не раскрыты мотивы поведения людей; - нет трагедии - есть только фон!)
Доброго времени суток.
Ух, чего только не привидится на сон грядущий!)) Наверное, сюжет своей книги Евгений Иванович Замятин, как и полагается талантливому человеку, - увидел в кошмарном сне. Иначе от куда такая мрачная, отдающая болотной тиной и сыростью фабула?) Нет, вы только не подумайте, я не смеюсь над величайшим романом ХХ века, наоборот, данное произведение меня действительно затянуло. Но ненадолго. Интеграл - наскучил, номера - надоели, а люди-номера надоели ещё больше... Математическая вселенная Замятина, написанная тяжёлым «техническим» языком - получилась слишком фантастичной и слишком абсурдной. Но, надо признать, очень вкрадчивой.
==Кратко о сюжете: от утопии в антиутопию.==
«Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, — наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия — мы испытываем слово.» (с)
Извечное противостояние личности и государства – это, пожалуй, классический сюжет всех антиутопий. Он прослеживается в большинстве произведений известных «антиутопистов», таких как: Д. Оруэлл «1984», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», О. Хаксли «О дивный новый мир». Многие называют Евгения Замятина основоположником жанра антиутопии, что в корне не верно. Несомненно, роман-антиутопия «Мы» стал бестселлером своего времени, раскрыв читателю новый мир литературы. Однако первые труды в жанре антиутопии были созданы гораздо раньше, и принадлежат античному философу Аристотелю. Отечественный роман М. Хераскова «Кадм и Гармония» написанный в начале 18 века и во все был незаслуженно забыт, несмотря на то, что стал глубоким отражением современности.
Итак, вернёмся к сюжету.))
Когда столкнётесь с множеством непонятных технических «терминов», не удивляйтесь, - повествование ведётся от лица главного героя-математика.
Сюжет романа разворачивается вокруг одного из жителей Единого Государства - Д-503. Имён собственных больше нет, нет института семьи и брака, нет избирательной системы, нет неприкосновенности частной жизни, нет табака, алкоголя и наркотиков. Последние строго запрещены, а за их употребление следует кара. Однако главный герой не унывает – он искренне доволен такой жизнью, более того, он не ищет себе другой. Он гениальный математик, строитель космического корабля «Интеграл». Его восхищает безукоризненность цифр и сложность технических конструкций. Он – часть единого целого и поэтому счастлив.
Прочитав эти строки, вы обязательно воскликните: «Как же так?! Как можно быть счастливым в таком ужа-а-а-сном мире?». Всё просто: главному герою он таким не кажется.
«Я люблю — уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим — только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни — весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки.» (с)
Что-то не пахнет тут личной трагедией. Нет здесь забитых тоталитаризмом гениев, замученных поэтов и писателей, затравленных в ГУЛАГах заключенных.
Единое Государство проникло во все сферы человеческой жизни: люди живут в стеклянных домах, подчиняются регламенту, а количество половых актов устанавливает лаборатория. Ну, разве это не абсурд? – изумленно спросите вы. Нет, это просто фантастика!!))
В общем, как ни странно, но главный герой мне до безобразия был симпатичен, пока в его жизнь не пришла она…
==«Шерше ля фам». Ищите женщину!==
Роковая женщина – это больше, чем персонаж, это «золотой штамп» художественной литературы. Если вы обнаружили на страницах какого-нибудь романа хорошенького паренька, - будьте уверенны, - где-то рядом затаилась эта хищница, которая обязательно всё испортит. И не только ему, всем!))
«Она сидела в низеньком кресле. На четырехугольном столике перед ней флакон с чем-то ядовито-зеленым, два крошечных стаканчика на ножках. В углу рта у нее дымилось — в тончайшей бумажной трубочке это древнее курение (как называется — сейчас забыл).» (с)
Увы, наш герой пал, но он сражался до последней капли алкоголя. После выпитого ликёра, выкуренной сигареты (напомню, за это наказывали), он быстро забыл Интеграл, но вскоре вспомнил про кошмары. А затем он заболел серьёзной болезнью под странным названием: «образовалась душа».
— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. (с)
О как. Оказывается, для «образования души» нужно совсем немного, а именно: напиться, обкуриться и заняться любовью в каком-нибудь склепе. Лучше в музее, не забыв при этом нарушить пару-тройку норм административного кодекса. Вот, так, довольно низменно и странно выглядит «душа» по сюжету Замятина. Оказывается, суть «души» выражается не в свободе интеллекта, а в свободе удовлетворения биологических потребностей.
Остаётся лишь добавить: «сев на кромку унитаза, станешь ты счастливей сразу!»=)))
==Вся власть «нумерам». Секс, ликёр и революция.==
Понять из сюжета доподлинно, чем не устроило «нумеров» прежнее государство – практически невозможно…
Старое разрушить легко, а вот построить новое (не похожее на старое), - почти невозможно. Это доказала сама история. Что движет главными героями? Каковы их мотивы? Давайте не будем видеть в книге только «фигу». Давайте смотреть шире.)) Чего хотят главные герои? Свободы? От кого? И что такое свобода в широком понимании слова? Ведь "свобода", это одна из самых дремучих, сложных и невероятно аморфных категорий. Да, древние люди, когда-то тоже были свободными (в понимании древних людей, конечно же). Они радостно бегали по полям, размахивали дубинками, жили в пещерах, убивали мамонтов. Ни закона, ни государства тогда не было, был первобытный обычай. Ещё были бегемоты, обезьяны, кашалоты. Впрочем, и те и другие были отличным звеном пищевой цепочки.=)
Читая "Мы", создаётся ощущение, что герои романа просто соскучились по пещерному времени. Причем ностальгия пришла внезапно, - после выпитого 500-летнего ликера и нескольких затяжек сигарет. Возникает вопрос: что же на самом деле пили и курили главные герои?=))
==Вместо эпилога.==
Напугал ли меня сюжет данной книги? Нет. Запомню ли я его в дальнейшем? Нет. Прозрачный дом – это конечно неудобно, но на триллер не дотягивает. А всё потому, что страшнее, чем кровавая история 20 века - ничего уже быть не может...
Ух, чего только не привидится на сон грядущий!)) Наверное, сюжет своей книги Евгений Иванович Замятин, как и полагается талантливому человеку, - увидел в кошмарном сне. Иначе от куда такая мрачная, отдающая болотной тиной и сыростью фабула?) Нет, вы только не подумайте, я не смеюсь над величайшим романом ХХ века, наоборот, данное произведение меня действительно затянуло. Но ненадолго. Интеграл - наскучил, номера - надоели, а люди-номера надоели ещё больше... Математическая вселенная Замятина, написанная тяжёлым «техническим» языком - получилась слишком фантастичной и слишком абсурдной. Но, надо признать, очень вкрадчивой.
==Кратко о сюжете: от утопии в антиутопию.==
«Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, — наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия — мы испытываем слово.» (с)
Извечное противостояние личности и государства – это, пожалуй, классический сюжет всех антиутопий. Он прослеживается в большинстве произведений известных «антиутопистов», таких как: Д. Оруэлл «1984», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», О. Хаксли «О дивный новый мир». Многие называют Евгения Замятина основоположником жанра антиутопии, что в корне не верно. Несомненно, роман-антиутопия «Мы» стал бестселлером своего времени, раскрыв читателю новый мир литературы. Однако первые труды в жанре антиутопии были созданы гораздо раньше, и принадлежат античному философу Аристотелю. Отечественный роман М. Хераскова «Кадм и Гармония» написанный в начале 18 века и во все был незаслуженно забыт, несмотря на то, что стал глубоким отражением современности.
Итак, вернёмся к сюжету.))
Когда столкнётесь с множеством непонятных технических «терминов», не удивляйтесь, - повествование ведётся от лица главного героя-математика.
Сюжет романа разворачивается вокруг одного из жителей Единого Государства - Д-503. Имён собственных больше нет, нет института семьи и брака, нет избирательной системы, нет неприкосновенности частной жизни, нет табака, алкоголя и наркотиков. Последние строго запрещены, а за их употребление следует кара. Однако главный герой не унывает – он искренне доволен такой жизнью, более того, он не ищет себе другой. Он гениальный математик, строитель космического корабля «Интеграл». Его восхищает безукоризненность цифр и сложность технических конструкций. Он – часть единого целого и поэтому счастлив.
Прочитав эти строки, вы обязательно воскликните: «Как же так?! Как можно быть счастливым в таком ужа-а-а-сном мире?». Всё просто: главному герою он таким не кажется.
«Я люблю — уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим — только такое вот, стерильное, безукоризненное небо! В такие дни — весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки.» (с)
Что-то не пахнет тут личной трагедией. Нет здесь забитых тоталитаризмом гениев, замученных поэтов и писателей, затравленных в ГУЛАГах заключенных.
Единое Государство проникло во все сферы человеческой жизни: люди живут в стеклянных домах, подчиняются регламенту, а количество половых актов устанавливает лаборатория. Ну, разве это не абсурд? – изумленно спросите вы. Нет, это просто фантастика!!))
В общем, как ни странно, но главный герой мне до безобразия был симпатичен, пока в его жизнь не пришла она…
==«Шерше ля фам». Ищите женщину!==
Роковая женщина – это больше, чем персонаж, это «золотой штамп» художественной литературы. Если вы обнаружили на страницах какого-нибудь романа хорошенького паренька, - будьте уверенны, - где-то рядом затаилась эта хищница, которая обязательно всё испортит. И не только ему, всем!))
«Она сидела в низеньком кресле. На четырехугольном столике перед ней флакон с чем-то ядовито-зеленым, два крошечных стаканчика на ножках. В углу рта у нее дымилось — в тончайшей бумажной трубочке это древнее курение (как называется — сейчас забыл).» (с)
Увы, наш герой пал, но он сражался до последней капли алкоголя. После выпитого ликёра, выкуренной сигареты (напомню, за это наказывали), он быстро забыл Интеграл, но вскоре вспомнил про кошмары. А затем он заболел серьёзной болезнью под странным названием: «образовалась душа».
— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. (с)
О как. Оказывается, для «образования души» нужно совсем немного, а именно: напиться, обкуриться и заняться любовью в каком-нибудь склепе. Лучше в музее, не забыв при этом нарушить пару-тройку норм административного кодекса. Вот, так, довольно низменно и странно выглядит «душа» по сюжету Замятина. Оказывается, суть «души» выражается не в свободе интеллекта, а в свободе удовлетворения биологических потребностей.
Остаётся лишь добавить: «сев на кромку унитаза, станешь ты счастливей сразу!»=)))
==Вся власть «нумерам». Секс, ликёр и революция.==
Понять из сюжета доподлинно, чем не устроило «нумеров» прежнее государство – практически невозможно…
Старое разрушить легко, а вот построить новое (не похожее на старое), - почти невозможно. Это доказала сама история. Что движет главными героями? Каковы их мотивы? Давайте не будем видеть в книге только «фигу». Давайте смотреть шире.)) Чего хотят главные герои? Свободы? От кого? И что такое свобода в широком понимании слова? Ведь "свобода", это одна из самых дремучих, сложных и невероятно аморфных категорий. Да, древние люди, когда-то тоже были свободными (в понимании древних людей, конечно же). Они радостно бегали по полям, размахивали дубинками, жили в пещерах, убивали мамонтов. Ни закона, ни государства тогда не было, был первобытный обычай. Ещё были бегемоты, обезьяны, кашалоты. Впрочем, и те и другие были отличным звеном пищевой цепочки.=)
Читая "Мы", создаётся ощущение, что герои романа просто соскучились по пещерному времени. Причем ностальгия пришла внезапно, - после выпитого 500-летнего ликера и нескольких затяжек сигарет. Возникает вопрос: что же на самом деле пили и курили главные герои?=))
==Вместо эпилога.==
Напугал ли меня сюжет данной книги? Нет. Запомню ли я его в дальнейшем? Нет. Прозрачный дом – это конечно неудобно, но на триллер не дотягивает. А всё потому, что страшнее, чем кровавая история 20 века - ничего уже быть не может...
Общее впечатление | Человек номер №0: нет больше «Я» - есть безличное «МЫ». Ну и что? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву