Отзыв: Книга "Да здравствует фикус" - Джордж Оруэлл - Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики. Франки, фунты-стерлинги да тугрики.
Достоинства: Джордж Оруэлл - просто, доходчиво, ёмко о мечтах и деньгах
Недостатки: Для тех, кому не по душе исповеди голодранцев
Благодатная тема противоборства творчества и быта, в более широком смысле мечты и живота, обыгрывалась уже множество раз с самых разных сторон. Здесь, к примеру, "Голод" Кнута Гамсуна, Моэм с "Луной и грошем", бегущий кролик Апдайка и многие другие представители жанра. Вечная схватка, в которой "надо" с кровью и корнями выбивает зубы "хочу", оставляя, увы, бесплодными все детские планы стать космонавтом.
И если у Моэма лунный свет мечты преобладает, превращая книгу в эгоистическую утопию, то Оруэлл, создатель Большого брата и дворовых скотов, пошёл привычной дорогой к эгоистической антиутопии - безжалостный звон медных грошей смешивается с урчанием голодного желудка, в конце-концов заглушая для главного героя все остальные звуки. В фокусе болезненно сузившегося внимания остаются лишь деньги - топливо для государственной машины, бумажная кровь гоббсовского Левиафана, небесная манна бизнес-бога.
Пару слов о сюжете, просто чтобы было понятно что происходит, где и когда.
Место действия Лондон, середина тридцатых годов прошлого века. Главный герой, Гордон Комсток, принципиально отказывается от "хорошего места" в рекламной компании в несколько наивной борьбе с деньгами, своеобразным социальным протестом против "Бизнес-бога" и устраивается на более чем скромный оклад продавцом в книжный магазин, в надежде достигнуть успеха на литературном поприще.
Дальше начинающему поэту, уже издавшему сборник стихов, приходиться столкнуться со всеми прелестями бедности и нужды, потеря самоуважения и способности думать о чём-то, кроме собственных финансовых проблем, прилагаются.
Любопытно изображается литературная тематика, работа Гордона в книжном и писательская карьера (пусть продвигается эта карьера в основном в мире воображения, но всё же).
Взаимодействия с преуспевающим лучшим другом идеально иллюстрируют процесс непонимания сытым голодного, а отношения с девушкой - дороговизну романтического вопроса.
Многие читатели не в восторге от якобы малопривлекательной персоны героя, тем не менее он вполне обычен и даже несколько идеалистичен, все мы в какой-то мере храним в себе м..., кхм, молодого мечтателя.
Единственное, что "бунт" Гордона скорее не против денег, как таковых, а способа их распределения относительно его самого, что выглядит несколько нелепо. В остальном книга хороша, ключевая мораль в том, что даже столь высокие идеалы, как окончательно опуститься и сдохнуть под мостом не реализовываются исключительно из-за женщин.
И если у Моэма лунный свет мечты преобладает, превращая книгу в эгоистическую утопию, то Оруэлл, создатель Большого брата и дворовых скотов, пошёл привычной дорогой к эгоистической антиутопии - безжалостный звон медных грошей смешивается с урчанием голодного желудка, в конце-концов заглушая для главного героя все остальные звуки. В фокусе болезненно сузившегося внимания остаются лишь деньги - топливо для государственной машины, бумажная кровь гоббсовского Левиафана, небесная манна бизнес-бога.
Пару слов о сюжете, просто чтобы было понятно что происходит, где и когда.
Место действия Лондон, середина тридцатых годов прошлого века. Главный герой, Гордон Комсток, принципиально отказывается от "хорошего места" в рекламной компании в несколько наивной борьбе с деньгами, своеобразным социальным протестом против "Бизнес-бога" и устраивается на более чем скромный оклад продавцом в книжный магазин, в надежде достигнуть успеха на литературном поприще.
Дальше начинающему поэту, уже издавшему сборник стихов, приходиться столкнуться со всеми прелестями бедности и нужды, потеря самоуважения и способности думать о чём-то, кроме собственных финансовых проблем, прилагаются.
Любопытно изображается литературная тематика, работа Гордона в книжном и писательская карьера (пусть продвигается эта карьера в основном в мире воображения, но всё же).
Взаимодействия с преуспевающим лучшим другом идеально иллюстрируют процесс непонимания сытым голодного, а отношения с девушкой - дороговизну романтического вопроса.
Многие читатели не в восторге от якобы малопривлекательной персоны героя, тем не менее он вполне обычен и даже несколько идеалистичен, все мы в какой-то мере храним в себе м..., кхм, молодого мечтателя.
Единственное, что "бунт" Гордона скорее не против денег, как таковых, а способа их распределения относительно его самого, что выглядит несколько нелепо. В остальном книга хороша, ключевая мораль в том, что даже столь высокие идеалы, как окончательно опуститься и сдохнуть под мостом не реализовываются исключительно из-за женщин.
Общее впечатление | Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики. Франки, фунты-стерлинги да тугрики. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву51
Главный герой почти ваш коллега, как раз тематика книготорговли)
Я не считаю себя феминисткой в прямом смысле этого слова, но я очень много общаюсь с феминистками
А если серьёзно, то все мы прежде всего человеки, всё остальное в той или иной мере условности и дело вкуса, даже пол.
Давайте мыслить шире, медицина двигается вперёд, скоро мужчины смогут рожать(во всяком случае вынашивать), а ещё чуть позже функция смены пола, довольно опасная и вредная сейчас, станет безопасной, а возможно даже с лёгкостью обратимой.
Будем менять пол по желанию, один и тот же человек в понедельник женщина, к среде мужчина, на выходных какой-нибудь экстравагантный промежуточный вариант.
И быть может однажды вы, будучи в тот момент мужчиной, пошутите, а я, в женской ипостаси, найду повод возмущаться)
У меня вообще в голове назревает нечто вроде утопичного мира будущего без полов. В принципе без полов, люди рождаются в пробирках и не позиционируют себя ни как мужчину, ни как женщину)
Хотя по здравом размышления я с трудом это себе представляю.
В любом случае, половой вопрос не будет первоочередным))
То есть использовать солнечную энергию без потерь, с более высоким кпд, если проще сказать.
А если помнишь только имя и больше ничего, зачем оно нужно, само по себе)
Так и с книгами, когда кроме обложки ничего не всплывает, значит не зацепило. Думаю, и не понравиться особо, герой не придётся по вкусу.
1. Каждый имеет право на свою точку зрения - это не обсуждается.
2. Я не совсем понял, как коррелируются имена реальных героев с героем "Арены". Мне кажется, что идея рассказа вовсе не в описании и пропаганде подвига, а в убеждении, что война на уничтожение не может быть средством разрешения противоречий.
3. Я ничего не говорил о художественном уровне рассказа, хотя я и не увидел тех недостатков, о которых Вы говорите. Меня привлекла именно идея, а не художественное описание подвига.
4. Как писатель Ф. Браун отнюдь не принадлежит к избранному кругу моих любимых авторов. Можно сказать, что с его творчеством я не знаком. Чтобы окончательно расставить точки над i. я просто перечислю своих любимых писателей-фантастов, о которых я готов спорить и рассуждать: А. Беляев, Стругацкие, Р. Брэдбери, А. Шекли, К. Саймак, А. Азимов, Гарри Гариисон, Г. Каттнер. Список не полный, но вполне отражает мои симпатии.
Напоследок: не стоит извиняться за свою точку зрения, меня она совершенно не обижает, а Вам только делает честь!
С уважением, Looka
У героя отвращение к фикусам через личный опыт - так, ремень сам по себе тоже вполне нормальный элемент одежды, но дети в семьях с суровыми родителями его почему-то не любят и боятся)
Там много мужских заморочек и комплексов пережёвывается в процессе, которые женщинам не особо близки.
Сейчас пробежал глазами ваш отзыв на книгу и по поводу сравнения с Мартином Иденом - у Оруэлла куда откровеннее и реалистичнее прописан главный герой, у Лондона же больше описан не человек, а образ без страха и упрёка.
Поэтому он кажется несколько симпатичнее)
Автор был на мели в этот момент жизни и очень красочно показал в двух этих рассказах все низы Лондона
Наиболее автобиографична бедность в его "Фунтах лиха в Париже и Лондоне".
Хотя иногда и пишу для себя, чтобы ящик стола не слишком грустил от внутренней пустоты)
Если захочется познакомиться с его творчеством, то советую начинать со Скотного двора, он покороче и приятнее читается, а суть авторских идей раскрывает также.
Если аспидистра нравится больше фикуса можно и в оригинале почитать)