Отзыв: Экскурсия на Царицын остров (Россия, Санкт-Петербург) - Прекраснейший петергофский остров, не теряющийся даже на фоне остальных достопримечательностей столицы фонтанов.
Достоинства: Красота и павильона, и окружающего его сада! Интересный аудиогид. Лучшие из всех посещённых мною музеев смотрители. Возможность фотосъёмки интерьеров.
Недостатки: Какие тут могут быть минусы!
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы начать рассказ о чудеснейшем уголке Петергофа, об островах, расположенных посреди Ольгиного пруда. Окружает же этот пруд и, соответственно, острова, Колонистский парк, один из десяти петергофских парков, отдельно о котором я уже писал более года назад. Любим в нем бывать, а вот на островах, Царицыном и Ольгином на пруду все как то не удавалось бывать, хотя давненько хотелось на них побывать. И вот, в один из последних тёплых выходных дней этого сентября, мы все же выбрались на "острова". Буду последователен, в первую очередь я расскажу о первом по порядку острове, об Царицыном, об Ольгином будет отдельный рассказ. Что то меня, кстати, в последнее время на острова потянуло, и бывать на них, и писать о них. То хорватские, то вот петергофские)).
Найти же Колонистский парк и, соответственно, Ольгин пруд с островами, совсем несложно. Многие, наверное, кто бывал в Петергофе, помнят, расположенный практически напротив Верхнего сада собор Петра и Павла, на противоположной стороне Петербургского проспекта. А обойдя этот храм, можно выйти как раз на берег Ольгина пруда. И увидеть мост, ведущий как раз на Царицын остров с одноименным павильоном на нем. Если ехать со стороны города на автобусе или маршрутке, то выходить надо на остановке Торговая площадь (как раз по соседству находится местный рынок). Ну а если вы приехали на электричке, то от станции Новый Петергоф можно прогуляться пешком, от силы минут за 15, по улице Аврова, а затем по Элреровскому бульвару, и вы выйдете как раз к парку.
Вход, что на острова, что в павильоны платный. Если вы решили посетить павильоны, а я это советую сделать обязательно, то в данном случае билет обойдётся в 450 рублей. Кроме того, можно взять аудиогид, он обойдётся 200 рублей, причём, если вы вдвоём, то одного аудиогида будет достаточно. Билеты же на посещение островов, без захода в павильоны обойдется в 150 рублей. Да, забыл добавить, что 450 рублей цена не для всех, а для граждан России а также большинства стран бывшего Союза, за исключением прибалтийских республик, Украины, Грузии и Туркмении. Причем, паспорт при покупке билетов смотрят внимательно, первый раз с таким честно говоря столкнулся. А вот для остальных посещение павильонов обойдется аж в одну тысячу рублей.
Приобретаются же билеты в застекленном павильоне, видном на снимке ниже, находящемся на самом окончании моста, ведущего на остров. Карточки, если что, принимают без всяких проблем. Ну а при контроле нам на руку повесили бумажный браслет соответствующего цвета, по которому, как я понял, служители могли бы понять, купили ли мы билеты с посещением павильонов или нет, и могли бы пустить без дальнейшей проверки. Удобно, по моему. Тут же, при входе есть и камера хранения, если что.
Первый пунет, отмеченный в маршруте по острову, по соседству с входом, это так называемый дуб Вашингтона, посаженный тут в середине 19-го века из желудей, привезенных американцами, которые, в свою очередь, их взяли с дуба, росшего над могилой первого американского президента. Ну а затем, когда дуб подрос и стал плодоносить, жёлуди уже с этого дуба отправил в Соединённые Штаты тогдашний посол этой страны в Российской империи с фамилией Хичкок (скорее всего однофамилец), где их высадили на лужайке перед Белым Домом.
И сейчас, как говорят, перед резиденцией американских президентов, растет дуб, "внук" дуба у могилы Джорджа Вашигтона, и "сын" вот этого, 176 летнего дуба, посаженного лично императором Николаем 1-м, и пережившим все невзгоды, обрушившиеся на бывшую царскую резиденцию в 20-м веке. Вот такой символ российско-американской дружбы 19-го столетия, от которой ныне не осталось и следа, к сожалению.
На дубе Вашингтона, словно по стихам Александра Сергеевича, можно увидеть "златую цепь". Правда, на этой цепи никаких учёных представителей семейства кошачьих замечено не было, на ней висит табличка. Вот только текст этой таблички сложно прочитать, поэтому прямо на лужайке перед деревом установлена увеличенная ее копия. На ней можно прочитать на русском, и почему то на немецком языке (возможно, потому что это родной язык супруги Николая 1-го) краткую информацию об истории этого легендарного дерева.
После этого мемориального дуба можно выйти к Южному садику. Тут стоит, пожалуй вкратце рассказать об истории павильона и окружающего его сада. Это чудо, а иначе и не скажешь, было создано для супруги Николая 1-го из династии Гольштейн-Готторпских, которую многие называют Романовыми, хотя понятно, в ней после смерти "дщери Петровой", Елизаветы, от того боярского рода Романовых, как говорится, ноль целых, ноль десятых.
Но, впрочем, " песня не о нем", так что вернёмся к "нашим баранам". Так вот, Николай Павлович решил сделать подарок любимой жене, Александре Федоровне (она же Фредерика Луиза Шарлотта Вилгельмина Прусская, ну и имена у этих немецких принцессок)), обожавшей, как ни странно не " Красную Москву", как мама Маргариты из легендарного фильма, а Италию. Собственно Италию, при всем своем желании, Николай подарить супруге не мог, поэтому замыслил создать маленький ее уголок в одной из императорских резиденций. Для этого подарка была выбрана территория так называемого Охотничьего болота, к югу от самых известных петергофских парков, Нижнего и Верхнего (правда не парка, а сада).
И вот это болото превратили в пруд, правда не самый глубокий, порядка 2-х метров. А землю, которую вырывали для углубления пруда, использовали как раз для того, чтобы создать три искусственных острова. Помимо Царицына и Ольгина, на которых построили соответствующие павильоны и облагородили, был создан ещё и Крольичий остров.
А на Царицыном острове был возведен гениальным, не побоюсь этого слова, Штакеншнейдером, павильон в вошедшем тогда в моду "помпейском стиле". Да и плюс незадолго до этого была написана знаменитая картина Карла Брюллова " Последний день Помпеи", тоже способствовавшая увлечению античным Римом и его архитектурой. Ну а что получилось в итоге у Андрея Ивановича Штакеншнейдера, совместно с ещё одним мастером своего дела, величайшего садовника и "ландшафтного дизайнера" своего времени, Петра Эрлера, чей прах ныне упокоен в одном из его прекрасных творений, парке Александрия, по соседству с Фермским дворцом, вы можете убедиться ниже.
Первым делом находясь перед южным фасадом павильона, бросается в глаза красивейшая мраморная скамья, украшенная бюстами, копиями античных работ, изображающих мифологических персонажей.
А больше всего запоминается вот такая композиция, фонтан с находящейся рядом скульптурой с изображением Нарцисса, любующегося, видимо, своим отражением. Данный необычный вид фонтана, когда вода как бы обволакивает находящиеся посередине цветы, называется фонтаном-клош. А ведь не зная этого, по фотографии можно подумать, что это стеклянная крышка, накрывающая букет.
Полюбовашись чудесным уголком окружающего павильон сада, можно зайти и в сам павильон. Перед входом необходимо надеть бахиллы, предохраняющие ценные полы.
О помещениях Царицына павильона, также как и о прочих интересных местах на острове, подробно можно послушать на аудиогиде. Но тут нельзя не заметить, что интересный текст (который озвучивает, кстати, человек с голосом, очень напомнившим мне голос нашего замечательного артиста Михаила Казакова) дополняют служители павильона. От них я просто остался в восторге, честно говоря! К примеру, когда не понятно, о каком предмете интерьера идёт речь в ходе экскурсии, они видя наше затруднение, указывают на него. Иногда дополняют текст, звучащий в аудиогиде. И все это совершенно ненавязчиво и доброжелательно. Да и на соседнем острове, в Ольгином павильоне, вообщем то, та же картина. Одним словом, ставлю служителей этих двух петергофских музейных павильонов на первое место, причём с большим отрывом, в своеобразный личный рейтинг музейных работников нашей страны.
При входе, сразу же бросается в глаза главное и центральное помещение Царицына павильона, атриум. Но его мы коснемся чуть позже, тем более, согласно правилам посещения, в нем нельзя останавливаться, лишь осмотреть его со стороны, и шагом затем пойдя через него.
Первое же помещение, куда мы попадаем, это так называемая комната с тремя нишами, соответствующая античной Экседре, комнате для отдыха. И правда, в нишах установлена мягкая мебель, на которой гости могли расположиться, любуясь при этом соседним атриумом. Даже лампа, установленная у центральной ниши, точно воспроизводит подобный оригинал, найденный как раз при раскопках в Помпее.
Оригинальная мебель из павильона, к сожалению, не сохранилась. После 17-го года какое то время в павильонах работал музей, но он закрылся в 30-х, здания законсервировали, а мебель свезли в запасники Большого Петергофского дворца, где они, к великому сожалению сгорели во время войны.
А теперь полюбуемся соседним атриумом. Основное отличие от помещений с подобным названием в древнеримских домах в том, что в этом атриуме есть стеклянное перекрытие сверху, в то время как в античных атриумах над бассейном, расположенном в центре помещения был открытый проем, через который, в случае осадков, в тот самый бассейн попадала вода. Но тут, все таки, надо понимать отличие климата в тех же Помпеях, и в наших краях. Но, дождевая вода попадала и в этот бассейн, в атриуме Царицына павильона, с помощью вот таких, оригинально оформленных водостоков.
Вокруг же бассейна можно видеть бронзовые копии 19-го века известнейших античных скульптур. Их привёз лично (конечно же не в чемоданах лично тащил, оформляя при вывозе Такс-фри)) Николай 1-й для своей ненаглядной.
Хороша также и роспись, размещенная по периметру атриума, опять таки, выполненная в стиле фресок, найденных в Помпеях.
Не может не броситься в глаза и обворожительная фигура Психеи с бабочкой в руках, выполненная итальянским ваятелем Цинцинато Баруцци, специально для этого павильона. Его работы мы еще увидим на острове.
Посередине же бассейна, находящегося в центре атриума можно увидеть фонтан-клош, аналогичный тому, что мы видели в Южном садике. Но особенность этого фонтана, по крайней мере в настоящее время, в том, что его включают в то время, когда мимо него проходят посетители. При этом включается музыка, впечатление незабываемые, честно говоря.
А вот мы уже прошли через атриум (напомню, задерживаться в нем, по правилам музея, запрещено). Как раз позади фонтана видна та самая "Психея", которую мы видели с противоположной стороны.
А вошли же мы, пройдя через атриум, в гостиную. Другое, латинское название этого помещения, ойкос. Удивительно яркий, насыщенный интерьер, да ещё с видом на атриум, надолго запоминается.
И нельзя глядя на эти интерьеры не восхититься работой реставраторов, которые восстановили павильоны на островах к середине прошлого десятилетия. Во время войны, кстати, павильонам относительно повезло, они не были разрушены до основания, подобно многим другим дворцам или иным архитектурным памятникам Петергофа, да и других наших пригородов. Но все равно, объем восстановительных работ был колоссальный.
Изумительный мозаичный пол, в частности, сохранился в целостности. Он выполнен мастерами местной Петергофской гранильной фабрики, которая является предшественником нынешнего Петродворцового часового завода, прежде всего известного маркой славных когда то часов "Ракета". Но это далеко не самый ценный из сохранившихся полов павильона.
На одном из столиков гостиной можно увидеть небольшую скульптуру, запечатлевшую хозяйку павильона, Александру Фёдоровну. Удивительно поэтичная работа!
Также не может не запомниться выставленный в одной из витрин специально изготовленный на Императорском фарфоровом заводе для павильона Этрусский сервиз.
Слева от кабинета находится Столовая, войти в которую нельзя, и это не случайно, не какая то прихоть администрации музея.
Все дело в ценнейшей, чудом сохранившейся мозаике, которую мы видим на полу этого, и без того красивого и изящного помещения.
Эта мозаика из одной из помпейских вилл, ей уже около двух тысяч лет. После того, как Помпеи были раскопаны, данную мозаику приобрёл герцог Максимилиан Лейхтенбергский, он же урождённый Богарне. Такая фамилия у герцога не случайна, он внук той самой Жозефины, сын пасынка Наполеона. И вот этот пусть не прямой родственник французского императора женится, причём по любви, на племяннице его злейшего врага, Александра 1-го, Марии, любимой дочке Николая 1-го. Как раз для молодых, счастливый отец в качестве подарка строит Мариинский дворец на Исаакиевской площади, тот самый, в котором ныне работает ЗАКС, а в качестве летней резиденции приобретает Сергиевку, ещё один, не самый известный петергофский парк.
И вот хочет, значит, тесть заполучить эту мозаику, которая удивительно подошла бы данному павильону, учитывая в каком стиле он возводился. И что же зятек? А он продаёт (!) данную мозаику, предназначенную для павильон, возводившегося для тёщи. Да, как сказала бы одна из героинь все тех же "Покровских ворот" - "высокие, высокие отношения"!
Состояние мозаичного пола, как можно видеть, прекрасное, что не может не удивлять, все таки он столько пережил, и извержение Везувия, и немецкую оккупацию.
Ещё одна примечательная вещь в столовой, это Коралловый сервиз, также специально предназначенный для павильона. Причём о нем ничего в аудиогиде, почему то не было сказано, на него обратила наше внимание как раз смотрительница.
Осмотрев со стороны столовую, мы не могли не обратить внимания на чудесный вид, открывающийся через окно на террасу на берегу Ольгиного пруда. Даже трудно поверить, что находишься не теплых краях, в той же Италии, а почти на берегу Финского залива, на "шестидесятой широте".
Ещё раз проходя через кабинет любуемся уникальным видом на атриум.
Столик из интерьера все той же гостиной с до боли знакомыми видами известнейших римских достопримечательностей.
Последнее помещение внутри павильона, это кабинет хозяйки, Александры Фёдоровны. В ложе мы видим её портрет в русском кокошнике. Он несколько диссонирует, как мне показалось, со стилем отделки интерьера павильона.
Раз это кабинет, то логично было бы увидеть здесь письменный стол. И он есть тут с сохранившимися аксессуарами, которыми пользовалась императрица.
Больше всего запомнился тут письменный прибор с кораллами, который лично был приобретен Александрой Федоровной в Сицилии. Он находился вообще то во дворце Коттедж в другом петергофском парке Александрия. Во время войны был эвакуирован в Новосибирск, а после возвращения из эвакуации был подвергнут прямо таки варварскому обращению, золотые детали прибора были выдраны и отправлены в Гохран, а остатки прибора долгие годы хранились в запасниках петергофского музея-заповедника.
Год же назад об этом письменном приборе вспомнили, и началась реставрация, которая должна завершиться через год. А на фотографии, которую можно увидеть тут же, в кабинете, видно как изначально выглядел коралловый прибор, и как он будет, надеюсь, выглядеть через год.
На этом наш осмотр внутренних помещений Царицына павильона закончился. Как видите, никаких спален в нем нет и в помине. Все таки подобные павильоны, несмотря на не такие уж малые размеры, не предназначались для проживания, сюда заезжали на несколько часов, самостоятельно или с гостями, проводили тут время, и уезжали.
Выйдя из павильона мы оказываемся у одного из самых красивых мест на острове, террасы, которую мы уже видели через окна гостиной. Проход на неё, к сожалению, закрыт, но и со стороны полюбоваться на неё можно с превеликим удовольствием.
На углу террасы мы видим скульптуру все того же Баруции, автора Психеи, которую мы видели у Атриума павильона. Изображает она спящую Венеру, и стояла изначально вовсе не на этом острове, а у Розового павильона в соседнем, ещё одном не очень известном петергофском парке, Луговом. Ныне же от этого павильона остались лишь развалины, так что логично что эта прекрасная работа была размещена здесь.
А обернувшись в противоположную от пруда сторону мы видим Внутренний садик Александры Фёдоровны. Когда то, он каждую зиму застеклялся, превращаясь в крытую оранжерею, и отапливался печами, находящимися в подвальных помещениях.
Помимо разнообразных, в том числе и теплолюбивых растений, Внутренний садик представляет собой настоящий музей скульптуры под открытым небом.
Особенно запомнилась вот эта статуя "Девушка под вуалью" со сложной судьбой. Она изначально находилась а Летнем саду, затем была перенесена в Зимний дворец, где сильно пострадала во время знаменитого пожара. В итоге уцелела лишь верхняя часть скульптуры, которая была помещена тут Штакеншнейдером.
Один из двух работающих в садике фонтанов "Орёл и змея".
По лесенке ведущей на башню павильона раньше можно было попасть в кабинет императора и выше, в бельведер, откуда любовались видами на окрестности. Сейчас же туда проход закрыт, возможно, ещё не завершились реставрационные работы. Но сверху полюбоваться видами на Петергоф можно на соседнем острове, в Ольгином павильоне. Ну и тут же можно видеть еще небольшой фонтанчик, где вода льется из маски.
Ещё одна мраморная скамья, чем то напоминающая ту, что мы видели в Южном садике, украшенная бюстами.
А вот копия 19-го века известнейшей античной статуи с изображением борцов.
А выйдя из Внутреннего садика мы попадаем в длинную и узкую перголу, на дальнем конце которой мы видим работу довольно известного русского скульптора Николая Пименова, сына не менее прославленного ваятеля Степана, разумеется, тоже Пименова, автора двух известнейших колесниц, на арке Главного штаба и на Александрийском театре. Ну а Николай за эту прекрасную работу с названием "Мальчик, просящий милостыню", получил звание академика.
С обоих сторон перголы мы видим удивительно красивое растение с листвой поразительно красного цвета.
Выйдя из перголы оглядываемся на павильон. Как раз видна башня с кабинетом Николая и видовым бельведером наверху.
Со стороны северного фасада павильона расположен так называемый Собственный садик Александры Федоровны. Довольно симпатичное место, но немного меркнущее на фоне других пейзажей острова. В центре же садика установлена так называемая "Хрустальная колонна". Таких колонн было изготовлено три, по заказу тогдашнего прусского короля Фридриха Вильгельма 4-го. Одну колонну он подарил собственной супруге, вторую - двоюродной сестре, баварской королеве. а вот третью колонну он преподнес своей родной сестричке. А его сестрою была никто иная, как та самая Фредерика Луиза и далее по списку, или если ее называть русским именем, Александра Федоровна, хозяйка этого острова. Так что не удивительно, что данная колонна была установлена посередине Собственного садика императрицы.
Конечно же, это не оригинал в полном значении этого слова, колонна изготовленная из стекла была разбита во время войны, но ее осколки были обнаружены на рубеже веков, и, тут стоить отдать должное немцам, создана по сути заново, но с использованием уцелевших фрагментов за счет двух всемирно известных немецких фирм.
Вершину же колонны украшает позолоченная скульптура, изображающая девочку, кормящую попугая. Аудиогид поведал довольно любопытную историю. Со временем забылось, что изображает данная работа. И, по чьей то ошибке, эта скульптура была названа "Мальчиком с орлом", и это даже вошло во многие путеводители первой половины минувшего столетия! Правда довольно сложно понять, как можно перепутать девочку с мальчиком, а попугая с орлом)). Скульптуры эта, кстати, оригинал, она сохранилась, поскольку была отправлена во время войны в эвакуацию.
Есть на острове, согласно моде тех времён и свои руины. Причём это нельзя сказать, что искусственные руины. Эти остатки колонн, капителей и статуй были свезены сюда после сноса третьего по счёту из Исаакиевских соборов, предшественника нынешнего.
А по соседству с руинами можно увидеть мост, ведущий на соседний, Ольгин остров. Раньше, кстати сказать, никаких мостов, ни между островами, ни того, что связывает Царицын остров с "большой землей", не было и в помине, на острова добирались исключительно на лодках.
Об Ольгином острове и находящемся на нем одноимённом павильоне я ещё расскажу, ну а пока, в заключении полюбуйтесь на фасад Царицына павильона, обращённый к Ольгиному пруду.
Ну что же на этом я, пожалуй, закончу рассказывать об этом острове, прямо таки запавшем мне в душу. О соседнем, Ольгином острове и о одноимённом павильоне ещё пойдёт речь. Ну а в целом визит на эти острова не мог не запомниться. Из "нефонтаной", если так можно выразиться, части петергофских парков, мне здесь понравилось, пожалуй, больше всего. Даже по сравнению с прекрасной Александрией и Фермским дворцом в нем, так что искренне могу рекомендовать посетить эти острова.
Только следует учесть, чуть не забыл про это упомянуть, павильоны открыты только в тёплое время года, и то, при условии не дождливой погоды. А фотосъёмка в интерьерах возможна, без всяческих доплат, с одним, типичным для почти всех музеев ограничением, запрещено пользоваться вспышкой.
Найти же Колонистский парк и, соответственно, Ольгин пруд с островами, совсем несложно. Многие, наверное, кто бывал в Петергофе, помнят, расположенный практически напротив Верхнего сада собор Петра и Павла, на противоположной стороне Петербургского проспекта. А обойдя этот храм, можно выйти как раз на берег Ольгина пруда. И увидеть мост, ведущий как раз на Царицын остров с одноименным павильоном на нем. Если ехать со стороны города на автобусе или маршрутке, то выходить надо на остановке Торговая площадь (как раз по соседству находится местный рынок). Ну а если вы приехали на электричке, то от станции Новый Петергоф можно прогуляться пешком, от силы минут за 15, по улице Аврова, а затем по Элреровскому бульвару, и вы выйдете как раз к парку.
Вход, что на острова, что в павильоны платный. Если вы решили посетить павильоны, а я это советую сделать обязательно, то в данном случае билет обойдётся в 450 рублей. Кроме того, можно взять аудиогид, он обойдётся 200 рублей, причём, если вы вдвоём, то одного аудиогида будет достаточно. Билеты же на посещение островов, без захода в павильоны обойдется в 150 рублей. Да, забыл добавить, что 450 рублей цена не для всех, а для граждан России а также большинства стран бывшего Союза, за исключением прибалтийских республик, Украины, Грузии и Туркмении. Причем, паспорт при покупке билетов смотрят внимательно, первый раз с таким честно говоря столкнулся. А вот для остальных посещение павильонов обойдется аж в одну тысячу рублей.
Приобретаются же билеты в застекленном павильоне, видном на снимке ниже, находящемся на самом окончании моста, ведущего на остров. Карточки, если что, принимают без всяких проблем. Ну а при контроле нам на руку повесили бумажный браслет соответствующего цвета, по которому, как я понял, служители могли бы понять, купили ли мы билеты с посещением павильонов или нет, и могли бы пустить без дальнейшей проверки. Удобно, по моему. Тут же, при входе есть и камера хранения, если что.
Первый пунет, отмеченный в маршруте по острову, по соседству с входом, это так называемый дуб Вашингтона, посаженный тут в середине 19-го века из желудей, привезенных американцами, которые, в свою очередь, их взяли с дуба, росшего над могилой первого американского президента. Ну а затем, когда дуб подрос и стал плодоносить, жёлуди уже с этого дуба отправил в Соединённые Штаты тогдашний посол этой страны в Российской империи с фамилией Хичкок (скорее всего однофамилец), где их высадили на лужайке перед Белым Домом.
И сейчас, как говорят, перед резиденцией американских президентов, растет дуб, "внук" дуба у могилы Джорджа Вашигтона, и "сын" вот этого, 176 летнего дуба, посаженного лично императором Николаем 1-м, и пережившим все невзгоды, обрушившиеся на бывшую царскую резиденцию в 20-м веке. Вот такой символ российско-американской дружбы 19-го столетия, от которой ныне не осталось и следа, к сожалению.
На дубе Вашингтона, словно по стихам Александра Сергеевича, можно увидеть "златую цепь". Правда, на этой цепи никаких учёных представителей семейства кошачьих замечено не было, на ней висит табличка. Вот только текст этой таблички сложно прочитать, поэтому прямо на лужайке перед деревом установлена увеличенная ее копия. На ней можно прочитать на русском, и почему то на немецком языке (возможно, потому что это родной язык супруги Николая 1-го) краткую информацию об истории этого легендарного дерева.
После этого мемориального дуба можно выйти к Южному садику. Тут стоит, пожалуй вкратце рассказать об истории павильона и окружающего его сада. Это чудо, а иначе и не скажешь, было создано для супруги Николая 1-го из династии Гольштейн-Готторпских, которую многие называют Романовыми, хотя понятно, в ней после смерти "дщери Петровой", Елизаветы, от того боярского рода Романовых, как говорится, ноль целых, ноль десятых.
Но, впрочем, " песня не о нем", так что вернёмся к "нашим баранам". Так вот, Николай Павлович решил сделать подарок любимой жене, Александре Федоровне (она же Фредерика Луиза Шарлотта Вилгельмина Прусская, ну и имена у этих немецких принцессок)), обожавшей, как ни странно не " Красную Москву", как мама Маргариты из легендарного фильма, а Италию. Собственно Италию, при всем своем желании, Николай подарить супруге не мог, поэтому замыслил создать маленький ее уголок в одной из императорских резиденций. Для этого подарка была выбрана территория так называемого Охотничьего болота, к югу от самых известных петергофских парков, Нижнего и Верхнего (правда не парка, а сада).
И вот это болото превратили в пруд, правда не самый глубокий, порядка 2-х метров. А землю, которую вырывали для углубления пруда, использовали как раз для того, чтобы создать три искусственных острова. Помимо Царицына и Ольгина, на которых построили соответствующие павильоны и облагородили, был создан ещё и Крольичий остров.
А на Царицыном острове был возведен гениальным, не побоюсь этого слова, Штакеншнейдером, павильон в вошедшем тогда в моду "помпейском стиле". Да и плюс незадолго до этого была написана знаменитая картина Карла Брюллова " Последний день Помпеи", тоже способствовавшая увлечению античным Римом и его архитектурой. Ну а что получилось в итоге у Андрея Ивановича Штакеншнейдера, совместно с ещё одним мастером своего дела, величайшего садовника и "ландшафтного дизайнера" своего времени, Петра Эрлера, чей прах ныне упокоен в одном из его прекрасных творений, парке Александрия, по соседству с Фермским дворцом, вы можете убедиться ниже.
Первым делом находясь перед южным фасадом павильона, бросается в глаза красивейшая мраморная скамья, украшенная бюстами, копиями античных работ, изображающих мифологических персонажей.
А больше всего запоминается вот такая композиция, фонтан с находящейся рядом скульптурой с изображением Нарцисса, любующегося, видимо, своим отражением. Данный необычный вид фонтана, когда вода как бы обволакивает находящиеся посередине цветы, называется фонтаном-клош. А ведь не зная этого, по фотографии можно подумать, что это стеклянная крышка, накрывающая букет.
Полюбовашись чудесным уголком окружающего павильон сада, можно зайти и в сам павильон. Перед входом необходимо надеть бахиллы, предохраняющие ценные полы.
О помещениях Царицына павильона, также как и о прочих интересных местах на острове, подробно можно послушать на аудиогиде. Но тут нельзя не заметить, что интересный текст (который озвучивает, кстати, человек с голосом, очень напомнившим мне голос нашего замечательного артиста Михаила Казакова) дополняют служители павильона. От них я просто остался в восторге, честно говоря! К примеру, когда не понятно, о каком предмете интерьера идёт речь в ходе экскурсии, они видя наше затруднение, указывают на него. Иногда дополняют текст, звучащий в аудиогиде. И все это совершенно ненавязчиво и доброжелательно. Да и на соседнем острове, в Ольгином павильоне, вообщем то, та же картина. Одним словом, ставлю служителей этих двух петергофских музейных павильонов на первое место, причём с большим отрывом, в своеобразный личный рейтинг музейных работников нашей страны.
При входе, сразу же бросается в глаза главное и центральное помещение Царицына павильона, атриум. Но его мы коснемся чуть позже, тем более, согласно правилам посещения, в нем нельзя останавливаться, лишь осмотреть его со стороны, и шагом затем пойдя через него.
Первое же помещение, куда мы попадаем, это так называемая комната с тремя нишами, соответствующая античной Экседре, комнате для отдыха. И правда, в нишах установлена мягкая мебель, на которой гости могли расположиться, любуясь при этом соседним атриумом. Даже лампа, установленная у центральной ниши, точно воспроизводит подобный оригинал, найденный как раз при раскопках в Помпее.
Оригинальная мебель из павильона, к сожалению, не сохранилась. После 17-го года какое то время в павильонах работал музей, но он закрылся в 30-х, здания законсервировали, а мебель свезли в запасники Большого Петергофского дворца, где они, к великому сожалению сгорели во время войны.
А теперь полюбуемся соседним атриумом. Основное отличие от помещений с подобным названием в древнеримских домах в том, что в этом атриуме есть стеклянное перекрытие сверху, в то время как в античных атриумах над бассейном, расположенном в центре помещения был открытый проем, через который, в случае осадков, в тот самый бассейн попадала вода. Но тут, все таки, надо понимать отличие климата в тех же Помпеях, и в наших краях. Но, дождевая вода попадала и в этот бассейн, в атриуме Царицына павильона, с помощью вот таких, оригинально оформленных водостоков.
Вокруг же бассейна можно видеть бронзовые копии 19-го века известнейших античных скульптур. Их привёз лично (конечно же не в чемоданах лично тащил, оформляя при вывозе Такс-фри)) Николай 1-й для своей ненаглядной.
Хороша также и роспись, размещенная по периметру атриума, опять таки, выполненная в стиле фресок, найденных в Помпеях.
Не может не броситься в глаза и обворожительная фигура Психеи с бабочкой в руках, выполненная итальянским ваятелем Цинцинато Баруцци, специально для этого павильона. Его работы мы еще увидим на острове.
Посередине же бассейна, находящегося в центре атриума можно увидеть фонтан-клош, аналогичный тому, что мы видели в Южном садике. Но особенность этого фонтана, по крайней мере в настоящее время, в том, что его включают в то время, когда мимо него проходят посетители. При этом включается музыка, впечатление незабываемые, честно говоря.
А вот мы уже прошли через атриум (напомню, задерживаться в нем, по правилам музея, запрещено). Как раз позади фонтана видна та самая "Психея", которую мы видели с противоположной стороны.
А вошли же мы, пройдя через атриум, в гостиную. Другое, латинское название этого помещения, ойкос. Удивительно яркий, насыщенный интерьер, да ещё с видом на атриум, надолго запоминается.
И нельзя глядя на эти интерьеры не восхититься работой реставраторов, которые восстановили павильоны на островах к середине прошлого десятилетия. Во время войны, кстати, павильонам относительно повезло, они не были разрушены до основания, подобно многим другим дворцам или иным архитектурным памятникам Петергофа, да и других наших пригородов. Но все равно, объем восстановительных работ был колоссальный.
Изумительный мозаичный пол, в частности, сохранился в целостности. Он выполнен мастерами местной Петергофской гранильной фабрики, которая является предшественником нынешнего Петродворцового часового завода, прежде всего известного маркой славных когда то часов "Ракета". Но это далеко не самый ценный из сохранившихся полов павильона.
На одном из столиков гостиной можно увидеть небольшую скульптуру, запечатлевшую хозяйку павильона, Александру Фёдоровну. Удивительно поэтичная работа!
Также не может не запомниться выставленный в одной из витрин специально изготовленный на Императорском фарфоровом заводе для павильона Этрусский сервиз.
Слева от кабинета находится Столовая, войти в которую нельзя, и это не случайно, не какая то прихоть администрации музея.
Все дело в ценнейшей, чудом сохранившейся мозаике, которую мы видим на полу этого, и без того красивого и изящного помещения.
Эта мозаика из одной из помпейских вилл, ей уже около двух тысяч лет. После того, как Помпеи были раскопаны, данную мозаику приобрёл герцог Максимилиан Лейхтенбергский, он же урождённый Богарне. Такая фамилия у герцога не случайна, он внук той самой Жозефины, сын пасынка Наполеона. И вот этот пусть не прямой родственник французского императора женится, причём по любви, на племяннице его злейшего врага, Александра 1-го, Марии, любимой дочке Николая 1-го. Как раз для молодых, счастливый отец в качестве подарка строит Мариинский дворец на Исаакиевской площади, тот самый, в котором ныне работает ЗАКС, а в качестве летней резиденции приобретает Сергиевку, ещё один, не самый известный петергофский парк.
И вот хочет, значит, тесть заполучить эту мозаику, которая удивительно подошла бы данному павильону, учитывая в каком стиле он возводился. И что же зятек? А он продаёт (!) данную мозаику, предназначенную для павильон, возводившегося для тёщи. Да, как сказала бы одна из героинь все тех же "Покровских ворот" - "высокие, высокие отношения"!
Состояние мозаичного пола, как можно видеть, прекрасное, что не может не удивлять, все таки он столько пережил, и извержение Везувия, и немецкую оккупацию.
Ещё одна примечательная вещь в столовой, это Коралловый сервиз, также специально предназначенный для павильона. Причём о нем ничего в аудиогиде, почему то не было сказано, на него обратила наше внимание как раз смотрительница.
Осмотрев со стороны столовую, мы не могли не обратить внимания на чудесный вид, открывающийся через окно на террасу на берегу Ольгиного пруда. Даже трудно поверить, что находишься не теплых краях, в той же Италии, а почти на берегу Финского залива, на "шестидесятой широте".
Ещё раз проходя через кабинет любуемся уникальным видом на атриум.
Столик из интерьера все той же гостиной с до боли знакомыми видами известнейших римских достопримечательностей.
Последнее помещение внутри павильона, это кабинет хозяйки, Александры Фёдоровны. В ложе мы видим её портрет в русском кокошнике. Он несколько диссонирует, как мне показалось, со стилем отделки интерьера павильона.
Раз это кабинет, то логично было бы увидеть здесь письменный стол. И он есть тут с сохранившимися аксессуарами, которыми пользовалась императрица.
Больше всего запомнился тут письменный прибор с кораллами, который лично был приобретен Александрой Федоровной в Сицилии. Он находился вообще то во дворце Коттедж в другом петергофском парке Александрия. Во время войны был эвакуирован в Новосибирск, а после возвращения из эвакуации был подвергнут прямо таки варварскому обращению, золотые детали прибора были выдраны и отправлены в Гохран, а остатки прибора долгие годы хранились в запасниках петергофского музея-заповедника.
Год же назад об этом письменном приборе вспомнили, и началась реставрация, которая должна завершиться через год. А на фотографии, которую можно увидеть тут же, в кабинете, видно как изначально выглядел коралловый прибор, и как он будет, надеюсь, выглядеть через год.
На этом наш осмотр внутренних помещений Царицына павильона закончился. Как видите, никаких спален в нем нет и в помине. Все таки подобные павильоны, несмотря на не такие уж малые размеры, не предназначались для проживания, сюда заезжали на несколько часов, самостоятельно или с гостями, проводили тут время, и уезжали.
Выйдя из павильона мы оказываемся у одного из самых красивых мест на острове, террасы, которую мы уже видели через окна гостиной. Проход на неё, к сожалению, закрыт, но и со стороны полюбоваться на неё можно с превеликим удовольствием.
На углу террасы мы видим скульптуру все того же Баруции, автора Психеи, которую мы видели у Атриума павильона. Изображает она спящую Венеру, и стояла изначально вовсе не на этом острове, а у Розового павильона в соседнем, ещё одном не очень известном петергофском парке, Луговом. Ныне же от этого павильона остались лишь развалины, так что логично что эта прекрасная работа была размещена здесь.
А обернувшись в противоположную от пруда сторону мы видим Внутренний садик Александры Фёдоровны. Когда то, он каждую зиму застеклялся, превращаясь в крытую оранжерею, и отапливался печами, находящимися в подвальных помещениях.
Помимо разнообразных, в том числе и теплолюбивых растений, Внутренний садик представляет собой настоящий музей скульптуры под открытым небом.
Особенно запомнилась вот эта статуя "Девушка под вуалью" со сложной судьбой. Она изначально находилась а Летнем саду, затем была перенесена в Зимний дворец, где сильно пострадала во время знаменитого пожара. В итоге уцелела лишь верхняя часть скульптуры, которая была помещена тут Штакеншнейдером.
Один из двух работающих в садике фонтанов "Орёл и змея".
По лесенке ведущей на башню павильона раньше можно было попасть в кабинет императора и выше, в бельведер, откуда любовались видами на окрестности. Сейчас же туда проход закрыт, возможно, ещё не завершились реставрационные работы. Но сверху полюбоваться видами на Петергоф можно на соседнем острове, в Ольгином павильоне. Ну и тут же можно видеть еще небольшой фонтанчик, где вода льется из маски.
Ещё одна мраморная скамья, чем то напоминающая ту, что мы видели в Южном садике, украшенная бюстами.
А вот копия 19-го века известнейшей античной статуи с изображением борцов.
А выйдя из Внутреннего садика мы попадаем в длинную и узкую перголу, на дальнем конце которой мы видим работу довольно известного русского скульптора Николая Пименова, сына не менее прославленного ваятеля Степана, разумеется, тоже Пименова, автора двух известнейших колесниц, на арке Главного штаба и на Александрийском театре. Ну а Николай за эту прекрасную работу с названием "Мальчик, просящий милостыню", получил звание академика.
С обоих сторон перголы мы видим удивительно красивое растение с листвой поразительно красного цвета.
Выйдя из перголы оглядываемся на павильон. Как раз видна башня с кабинетом Николая и видовым бельведером наверху.
Со стороны северного фасада павильона расположен так называемый Собственный садик Александры Федоровны. Довольно симпатичное место, но немного меркнущее на фоне других пейзажей острова. В центре же садика установлена так называемая "Хрустальная колонна". Таких колонн было изготовлено три, по заказу тогдашнего прусского короля Фридриха Вильгельма 4-го. Одну колонну он подарил собственной супруге, вторую - двоюродной сестре, баварской королеве. а вот третью колонну он преподнес своей родной сестричке. А его сестрою была никто иная, как та самая Фредерика Луиза и далее по списку, или если ее называть русским именем, Александра Федоровна, хозяйка этого острова. Так что не удивительно, что данная колонна была установлена посередине Собственного садика императрицы.
Конечно же, это не оригинал в полном значении этого слова, колонна изготовленная из стекла была разбита во время войны, но ее осколки были обнаружены на рубеже веков, и, тут стоить отдать должное немцам, создана по сути заново, но с использованием уцелевших фрагментов за счет двух всемирно известных немецких фирм.
Вершину же колонны украшает позолоченная скульптура, изображающая девочку, кормящую попугая. Аудиогид поведал довольно любопытную историю. Со временем забылось, что изображает данная работа. И, по чьей то ошибке, эта скульптура была названа "Мальчиком с орлом", и это даже вошло во многие путеводители первой половины минувшего столетия! Правда довольно сложно понять, как можно перепутать девочку с мальчиком, а попугая с орлом)). Скульптуры эта, кстати, оригинал, она сохранилась, поскольку была отправлена во время войны в эвакуацию.
Есть на острове, согласно моде тех времён и свои руины. Причём это нельзя сказать, что искусственные руины. Эти остатки колонн, капителей и статуй были свезены сюда после сноса третьего по счёту из Исаакиевских соборов, предшественника нынешнего.
А по соседству с руинами можно увидеть мост, ведущий на соседний, Ольгин остров. Раньше, кстати сказать, никаких мостов, ни между островами, ни того, что связывает Царицын остров с "большой землей", не было и в помине, на острова добирались исключительно на лодках.
Об Ольгином острове и находящемся на нем одноимённом павильоне я ещё расскажу, ну а пока, в заключении полюбуйтесь на фасад Царицына павильона, обращённый к Ольгиному пруду.
Ну что же на этом я, пожалуй, закончу рассказывать об этом острове, прямо таки запавшем мне в душу. О соседнем, Ольгином острове и о одноимённом павильоне ещё пойдёт речь. Ну а в целом визит на эти острова не мог не запомниться. Из "нефонтаной", если так можно выразиться, части петергофских парков, мне здесь понравилось, пожалуй, больше всего. Даже по сравнению с прекрасной Александрией и Фермским дворцом в нем, так что искренне могу рекомендовать посетить эти острова.
Только следует учесть, чуть не забыл про это упомянуть, павильоны открыты только в тёплое время года, и то, при условии не дождливой погоды. А фотосъёмка в интерьерах возможна, без всяческих доплат, с одним, типичным для почти всех музеев ограничением, запрещено пользоваться вспышкой.
Стоимость | 550 ₽ |
Год посещения | 2018 |
Общее впечатление | Прекраснейший петергофский остров, не теряющийся даже на фоне остальных достопримечательностей столицы фонтанов. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву51
Да уж, зятек царский видно был не промах. А кокошник, как мне показалось, не подходит ни к окружающей обстановке, ни к персоне.
Но больше всего понравилась идея с "Италией на русском болоте")))
Синяя столовая меня просто покорила)
Возьму на заметку экскурсию на остров.
Спасибо.