Отзыв: Книга "iPhuck 10" - Виктор Пелевин - Ещё одна антиутопия в традиционном пелевинском стиле. Поинтереснее некототых предыдущих творений.
Достоинства: Завлекательный фантастический детектив с явными и скрытыми аллюзиями с современностью.
Недостатки: Специфическая манера письма Пелевина, иногда затянуто и черезчур усложнено.
Виктор Олегович относится к числу писателей, книги которых я стараюсь не пропускать. Не скажу, что я его фанатка, но интереса до сих пор не утратила. Ранние его рассказы, повести и романы были для меня прорывом в русскоязычной литературе - наш родной последователь Джорджа Оруэлла, да ещё и без мата обходится. После лихих 90-х, на мой взгляд, в его писаниях постепенно стал проявляться застой, как и в жизни всей нашей страны. Интерес мой к его произведениям заметно снизился и недавно я поняла, что пропустила несколько новых публикаций. с 2015 года ничего не читала. Стала навёрстывать упущенное и, хотя последнего (на сегодняшний день) романа ещё не прочла, но об "iPhuck 10" захотелось поделиться впечатлениями. Предшествующая ему "Лампа Мафусаила..." показалась слишком искусственной и слишком эстетской, а "iPhuck 10" почти понравился.
Очередная антиутопия. По-моему слабее "S.N.U.F.F.", но кое в чём привлекательная.
Во-первых, ранее не встреченный мной приём стилизации текста под плод работы литературной компьютерной программы. Повествование идёт от имени Парфирия Петровича - программы криминалиста-писателя. Этот бестелесный робот ведёт расследование преступлений и одновременно пишет о них романы, один из которых нам и предлагается для прочтения.
Во-вторых, на фоне криминального сюжета, который сам по себе весьма оригинален, большое внимание уделяется рассуждениям о сути современного, причём современного нам, искусства и современной же философии. Главным смыслом и того и другого, по мнению Пелевина и я с ним в этом согласна, является создание впечатления важности и глубокомысленности произведения путём затуманивания мозгов невежественным потребителям. Само "произведение искусства" может представлять собой ржавую клетку с засохшими экскрементами морской свинки, но в искусствоведческом описании нагромождается такое количество непонятных слов и оборотов, что бедному мозгу начинают мерещиться проступающие сквозь эту белиберду некие важные смыслы. За эти призрачные смыслы покупатели платят огромные деньги и с каждой перепродажей объект или даже просто файл становятся всё дороже и дороже. Да, по утверждению автора в недалёком будущем, а действие романа разворачивается вскоре после 40-х годов нашего века, объектом искусства будут и "нематериальные" компьютерные файлы. Основным и самым продаваемым продуктом творчества писателей станут программы-сценарии для сексуальных симуляторов, одним из которых и является электронно-механический прибор iPhuck 10. Симуляторы создают больше, чем реальную полноту переживаний и ощущений для своих владельцев любой сексуальной ориентации. Если сегодня этих ориентаций известно две (гетеро и гомо), то в романном будущем их будет много, например, главная героиня Маруха Чо определяет свой гендер как "баба с яйцами". Одним из авторов таких программ-сценариев является человек по фамилии Кончаловски. Упомянутое в романе его творение в основе своей имеет события Второй Мировой Войны и называется "Сопротивление". В программе имеется в виду сопротивление анального сфинктера, а Пелевин проводит ассоциацию с фильмом Андрона Кончаловского "Ад", хотя сам фильм не назван.
Читателю предлагается пережить несколько кульминационных моментов, когда кажется, что очередная тема исчерпана и вот-вот наступит финал романа, но автор переходит к другому аспекту детективно-философского повествования, чем дополнительно щекочет нервы читателю.
Развитие сюжета происходит на фоне вымышленной действительности Российской империи не очень далёкого будущего. Очень показательны детали этого будущего для понимания отношения автора романа (Виктора Олеговича, а не Парфирия Петровича) к сегодняшнему дню нашей страны и окружающего нас мира. Россия опять стала монархией, так как её руководство после "смуты 30-х, 40-х годов" пришло к выводу, что "один монарх может оказаться хорошим парнем, а сотня депутатов-сенаторов - никогда". Было решено клонировать идеального монарха, который вместил бы в себя всё благородство российских дворян и практическую хватку советских чиновников. Для основы был взят генетический код "выдающегося российского кинематографиста" Михалкова и добавлены гены из сохранившихся царствующих домов мира. Гены Михалкова взяли из волос его правого уса, хранившихся в полицейских архивах. Во время событий, описываемых в романе из 12 созданных идентичных клонов (все носят одно имя - Аркадий) на троне уже Аркадий-6. Предыдущие пять кто влюбился и от трона отрёкся, кто заболел и умер, кто в маразм впал, кто спился... Да, любит Пелевин семью Михалковых-Кончаловских! Роман содержит упоминания и некоторых других деятелей нашего времени, например в Европейском Халифате почитают святую мученицу Ангелу Меркеле, замученную "полуголым русским диктатором".
Читать роман для меня было непросто. Мне он представляется пересыщенным слишком пространными псевдофилософскими рассуждениями, особенно, когда автор приводит примеры искусствоведческих опусов. На мой вкус можно было сделать их покороче. Впрочем, Пелевин склонен к пространным философствованиям и в других произведениях. Общий вывод и итог романа не нов и даже банален - зачем живут люди и каждый человек в отдельности, не знает никто. Вся жизнь есть страдание, но лучше жизни нам ничего не дано на этом свете, а существование другого сомнительно. Но Пелевин тем и хорош, что даже банальности преподносит увлекательно и оригинально. Роман завершается сентенцией Парфирия Петровича: "Жить ой. Но да."
Рекомендую всем любителям творчества Пелевина и не боящимся нетривиальных банальностей неофитам.
Очередная антиутопия. По-моему слабее "S.N.U.F.F.", но кое в чём привлекательная.
Во-первых, ранее не встреченный мной приём стилизации текста под плод работы литературной компьютерной программы. Повествование идёт от имени Парфирия Петровича - программы криминалиста-писателя. Этот бестелесный робот ведёт расследование преступлений и одновременно пишет о них романы, один из которых нам и предлагается для прочтения.
Во-вторых, на фоне криминального сюжета, который сам по себе весьма оригинален, большое внимание уделяется рассуждениям о сути современного, причём современного нам, искусства и современной же философии. Главным смыслом и того и другого, по мнению Пелевина и я с ним в этом согласна, является создание впечатления важности и глубокомысленности произведения путём затуманивания мозгов невежественным потребителям. Само "произведение искусства" может представлять собой ржавую клетку с засохшими экскрементами морской свинки, но в искусствоведческом описании нагромождается такое количество непонятных слов и оборотов, что бедному мозгу начинают мерещиться проступающие сквозь эту белиберду некие важные смыслы. За эти призрачные смыслы покупатели платят огромные деньги и с каждой перепродажей объект или даже просто файл становятся всё дороже и дороже. Да, по утверждению автора в недалёком будущем, а действие романа разворачивается вскоре после 40-х годов нашего века, объектом искусства будут и "нематериальные" компьютерные файлы. Основным и самым продаваемым продуктом творчества писателей станут программы-сценарии для сексуальных симуляторов, одним из которых и является электронно-механический прибор iPhuck 10. Симуляторы создают больше, чем реальную полноту переживаний и ощущений для своих владельцев любой сексуальной ориентации. Если сегодня этих ориентаций известно две (гетеро и гомо), то в романном будущем их будет много, например, главная героиня Маруха Чо определяет свой гендер как "баба с яйцами". Одним из авторов таких программ-сценариев является человек по фамилии Кончаловски. Упомянутое в романе его творение в основе своей имеет события Второй Мировой Войны и называется "Сопротивление". В программе имеется в виду сопротивление анального сфинктера, а Пелевин проводит ассоциацию с фильмом Андрона Кончаловского "Ад", хотя сам фильм не назван.
Читателю предлагается пережить несколько кульминационных моментов, когда кажется, что очередная тема исчерпана и вот-вот наступит финал романа, но автор переходит к другому аспекту детективно-философского повествования, чем дополнительно щекочет нервы читателю.
Развитие сюжета происходит на фоне вымышленной действительности Российской империи не очень далёкого будущего. Очень показательны детали этого будущего для понимания отношения автора романа (Виктора Олеговича, а не Парфирия Петровича) к сегодняшнему дню нашей страны и окружающего нас мира. Россия опять стала монархией, так как её руководство после "смуты 30-х, 40-х годов" пришло к выводу, что "один монарх может оказаться хорошим парнем, а сотня депутатов-сенаторов - никогда". Было решено клонировать идеального монарха, который вместил бы в себя всё благородство российских дворян и практическую хватку советских чиновников. Для основы был взят генетический код "выдающегося российского кинематографиста" Михалкова и добавлены гены из сохранившихся царствующих домов мира. Гены Михалкова взяли из волос его правого уса, хранившихся в полицейских архивах. Во время событий, описываемых в романе из 12 созданных идентичных клонов (все носят одно имя - Аркадий) на троне уже Аркадий-6. Предыдущие пять кто влюбился и от трона отрёкся, кто заболел и умер, кто в маразм впал, кто спился... Да, любит Пелевин семью Михалковых-Кончаловских! Роман содержит упоминания и некоторых других деятелей нашего времени, например в Европейском Халифате почитают святую мученицу Ангелу Меркеле, замученную "полуголым русским диктатором".
Читать роман для меня было непросто. Мне он представляется пересыщенным слишком пространными псевдофилософскими рассуждениями, особенно, когда автор приводит примеры искусствоведческих опусов. На мой вкус можно было сделать их покороче. Впрочем, Пелевин склонен к пространным философствованиям и в других произведениях. Общий вывод и итог романа не нов и даже банален - зачем живут люди и каждый человек в отдельности, не знает никто. Вся жизнь есть страдание, но лучше жизни нам ничего не дано на этом свете, а существование другого сомнительно. Но Пелевин тем и хорош, что даже банальности преподносит увлекательно и оригинально. Роман завершается сентенцией Парфирия Петровича: "Жить ой. Но да."
Рекомендую всем любителям творчества Пелевина и не боящимся нетривиальных банальностей неофитам.
Время использования | только-что |
Общее впечатление | Ещё одна антиутопия в традиционном пелевинском стиле. Поинтереснее некототых предыдущих творений. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву21
Ха, недавно дети мамке жизнь половую объяснили: ориентаций известно уже с десяток, хохотала над списком до упаду:)
Списка не видела. Полагаю, что основные направления перверсий не поменялись за тысячи лет. Меняется только дискретность наименований соответственно техническим возможностям и этическим нормам каждого исторического периода.
Вот интересно, человек он вроде бы воцерковленный, а задумывался ли над словами Евангелия: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лук. 11:24-26).