Отзыв: Фильм "Москва-Кассиопея" (1973) - Хорошая космическая сказка
Достоинства: Игра актёров, необычный сюжет, неплохие эффекты
Недостатки: Отвратительный притянутый за уши образ "И.О.О." Смоктуновского
В середине 1970-х космическая тема в СССР была "на коне": в космос летали, космонавты, конструкторы и все, кто имел отношение к космосу, считались героями и очень уважаемыми людьми, а любой приличный детсадовец на вопрос: "Кем ты хочешь стать?" отвечал: "Космонавтом". Фильм "Москва - Кассиопея" видится попыткой популяризации космической тематики с уклоном в подростковый возраст для молодой аудитории.
Актёры сыграли прекрасно, а вот с взрослыми повадками детей авторы фильма чуть перемудрили.
1. Дети часто обращаются друг к другу по фамилии. Не было такого! Я прекрасно помню собственные школьные годы - либо имена (причём, уменьшительные), либо прозвища. Такого, чтобы назвать одноклассницу по фамилии (как в музее: "Кутейщикова!") не было.
2. Виктор Середа сделал гениальное изобретение. По сути, он выполнил сложнейшие инженерные и научные расчёты, не владея ни физическим, ни математическим аппаратом. Компьютеров в то время не было. И господа взрослые восприняли это всё, словно так и надо, ни малейшего удивления. Ну да, пацан придумал межзвёздный аппарат. Молодец! Щас построим и полетим в космос. А пока сходим за хлебом.
В этом смысле фильм напоминает сюжеты Владислава Крапивина или политизированные рассказы советского времени о пионерах. Дети в 13-14 лет ведут себя, словно 30-40 летние взрослые, причём, полжизни прослужившие в спецназе. Конечно, это должно было стать примером для подражания, но вот как всему этому подражать мы в свои школьные годы так и не поняли.
В фильме есть несколько изюминок, сделавших его интересным для своей целевой аудитории. Через сюжет проходят интриги с записками, подделкой почерка, поиском тетрадок. Именно это и было то, что цепляло и заставляло переживать за героев, а не выпавший из клетки хомячок (кстати, по сюжету фильма он куда-то подевался) и не физические выкладки в исполнении главного героя.
Отчасти фильм заставляет завидовать киношным героям того времени. Но это больше заслуга пропаганды. Помню, в бытность пионерами мы тоже смотрели разные пионерские политические фильмы, а потом чуть не ревели: "Мы тоже хотим ВОТ ТАК!" И мы хотим совершать подвиги, принимать важные решения, учиться у мудрых наставников, делать открытия и летать в космос. Но вместо этого мы изучали сперва Машу и Мишу, которые делили яблоки в первом классе так и этак. Потом иксы и игреки, а потом древних греков, которые кого-то там победили. А жизнь была куда скучнее, чем в фильмах.
Снято очень неплохо. Для своего времени даже невесомость выглядит убедительно. А вот что в фильме не получилось - это музыка. Звуки наподобие самого простейшего синтезатора с жутким визгом, а вот музыки, как в той же "Гостье из Будущего" или "Кортике", чтобы запомнить фильм раз и навсегда - не было. Прозвучала одна песня в стиле бардовских ("Ночь прошла"). Но странный белый стих, неустойчивая рифма и откровенно "дедушкины" словеса впору услышать на каком-нибудь турслёте от седовласого туриста, который уже всё повидал и сидит греется у костерка. Когда эту совершенно ни к месту песню поют ребята, встав в "Орлятский круг" и обнявшись за плечи, вопрос только один: "А что, лучше песни не нашлось?" Это вопрос и из школьного времени, и из нынешнего.
Ложка дёгтя в бочке мёда имеется, зовут её "И. О. О" в исполнении Смоктуновского. Актёр он, конечно, прекрасный, но вот роль досталась кошмарная. Сюжет фильма (этого и продолжения - "Отроки во вселенной") очень сильно противоречит законам физики, поэтому для их преодоления запихали в фильм такого супергероя. Но он перестарался: ниоткуда появляясь, вникуда исчезая, творя чёрте-что и при этом отвратительно улыбаясь, И. О. О очень сильно портил ощущение от целостной картинки фильма. Ещё с детства помню: "А это что за хрен с горы?" Странно, что родители ребят, профессура и все герои фильма воспринимают этого героя вполне нормально, особо не удивляются и не задают вопросов. Но смотреть фильм он откровенно мешает. Думаю, если бы этого героя вообще не было, то фильм только выиграл бы. А нестыковки с физикой в школьном возрасте просто не заметны. В своё время Стивен Спилберг давал интервью и в его начале сказал: "Позвольте, господа, только одно уточнение. Я твёрдо знаю, что в космосе звуков нет. А теперь давайте ваши вопросы". И вопросов почти не осталось. Вот и у нас в школьном возрасте не было вопросов, почему несмотря на расстояние в световые годы, с кораблём возможно поддерживать онлайн-связь.
В качестве красивой картинки для современных подростков фильм вряд ли будет интересен. А вот в качестве экскурса в прошлое - вполне.
Актёры сыграли прекрасно, а вот с взрослыми повадками детей авторы фильма чуть перемудрили.
1. Дети часто обращаются друг к другу по фамилии. Не было такого! Я прекрасно помню собственные школьные годы - либо имена (причём, уменьшительные), либо прозвища. Такого, чтобы назвать одноклассницу по фамилии (как в музее: "Кутейщикова!") не было.
2. Виктор Середа сделал гениальное изобретение. По сути, он выполнил сложнейшие инженерные и научные расчёты, не владея ни физическим, ни математическим аппаратом. Компьютеров в то время не было. И господа взрослые восприняли это всё, словно так и надо, ни малейшего удивления. Ну да, пацан придумал межзвёздный аппарат. Молодец! Щас построим и полетим в космос. А пока сходим за хлебом.
В этом смысле фильм напоминает сюжеты Владислава Крапивина или политизированные рассказы советского времени о пионерах. Дети в 13-14 лет ведут себя, словно 30-40 летние взрослые, причём, полжизни прослужившие в спецназе. Конечно, это должно было стать примером для подражания, но вот как всему этому подражать мы в свои школьные годы так и не поняли.
В фильме есть несколько изюминок, сделавших его интересным для своей целевой аудитории. Через сюжет проходят интриги с записками, подделкой почерка, поиском тетрадок. Именно это и было то, что цепляло и заставляло переживать за героев, а не выпавший из клетки хомячок (кстати, по сюжету фильма он куда-то подевался) и не физические выкладки в исполнении главного героя.
Отчасти фильм заставляет завидовать киношным героям того времени. Но это больше заслуга пропаганды. Помню, в бытность пионерами мы тоже смотрели разные пионерские политические фильмы, а потом чуть не ревели: "Мы тоже хотим ВОТ ТАК!" И мы хотим совершать подвиги, принимать важные решения, учиться у мудрых наставников, делать открытия и летать в космос. Но вместо этого мы изучали сперва Машу и Мишу, которые делили яблоки в первом классе так и этак. Потом иксы и игреки, а потом древних греков, которые кого-то там победили. А жизнь была куда скучнее, чем в фильмах.
Снято очень неплохо. Для своего времени даже невесомость выглядит убедительно. А вот что в фильме не получилось - это музыка. Звуки наподобие самого простейшего синтезатора с жутким визгом, а вот музыки, как в той же "Гостье из Будущего" или "Кортике", чтобы запомнить фильм раз и навсегда - не было. Прозвучала одна песня в стиле бардовских ("Ночь прошла"). Но странный белый стих, неустойчивая рифма и откровенно "дедушкины" словеса впору услышать на каком-нибудь турслёте от седовласого туриста, который уже всё повидал и сидит греется у костерка. Когда эту совершенно ни к месту песню поют ребята, встав в "Орлятский круг" и обнявшись за плечи, вопрос только один: "А что, лучше песни не нашлось?" Это вопрос и из школьного времени, и из нынешнего.
Ложка дёгтя в бочке мёда имеется, зовут её "И. О. О" в исполнении Смоктуновского. Актёр он, конечно, прекрасный, но вот роль досталась кошмарная. Сюжет фильма (этого и продолжения - "Отроки во вселенной") очень сильно противоречит законам физики, поэтому для их преодоления запихали в фильм такого супергероя. Но он перестарался: ниоткуда появляясь, вникуда исчезая, творя чёрте-что и при этом отвратительно улыбаясь, И. О. О очень сильно портил ощущение от целостной картинки фильма. Ещё с детства помню: "А это что за хрен с горы?" Странно, что родители ребят, профессура и все герои фильма воспринимают этого героя вполне нормально, особо не удивляются и не задают вопросов. Но смотреть фильм он откровенно мешает. Думаю, если бы этого героя вообще не было, то фильм только выиграл бы. А нестыковки с физикой в школьном возрасте просто не заметны. В своё время Стивен Спилберг давал интервью и в его начале сказал: "Позвольте, господа, только одно уточнение. Я твёрдо знаю, что в космосе звуков нет. А теперь давайте ваши вопросы". И вопросов почти не осталось. Вот и у нас в школьном возрасте не было вопросов, почему несмотря на расстояние в световые годы, с кораблём возможно поддерживать онлайн-связь.
В качестве красивой картинки для современных подростков фильм вряд ли будет интересен. А вот в качестве экскурса в прошлое - вполне.
Общее впечатление | Хорошая космическая сказка |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7
Фильм милый, но, как писала в комменте на Ваш др.отзыв, здесь смешение стилей - юмор для детей и сатира (со Смоктуновским) доя взрослых