Отзыв: Книга "Способный ученик" - Стивен Кинг - Пожалуйста, присядьте и расскажите нам всё самым подробным образом!
Достоинства: Интересно читать, необычный сюжет, закономерная концовка
Недостатки: Некоторые сцены могут оттолкнуть человека
Здравствуйте, друзья.
Вторая повесть из сборника «Четыре сезона» в предложенной Кингом концепции выступает под «брендом» лето. Только если первая повесть — весенняя — предопределяла надежду, то уже в самом обозначении второй — «Лето распада» — присутствует некий негатив. Возможно, вы видели экранизацию этой повести. Она, кстати, так и называется — «Способный ученик». Если помните, там одного из главных персонажей играл Иэн МакКэллен — тот самый Гэндальф из «Властелина колец». Такой харизматичный дедуля! При прочтении повести иногда всплывало именно его лицо. Велико всё-таки влияние экранизации книги перед её прочтением! Получался этакий своеобразный симбиоз волшебника-нациста. Но это поначалу. Книга очень быстро смогла захватить моё воображение — и вскоре ненужные ассоциации исчезли.
—— О ПОВЕСТИ ——
Америка, 1974 год. Лето. Тринадцатилетний мальчик Тодд Боуден стучится в дверь почти восьмидесятилетнему старику Артуру Денкеру и с порога (с улыбкой на устах) заявляет тому, что узнал его. Мол, никакой ты, дед, не Денкер, а самый настоящий преступник. Звать тебя Дюссандер, и в годы Второй Мировой ты был комендантом концлагеря.
Для затравки хватит. Тем более, что ни за какие рамки мы вылезти не успели.
То есть, теперь читатель логично должен предположить, что дело обязательно закончится шантажом. Вряд ли мальчик пришёл к нацисту выразить своё восхищение. Ведь так? Осталось угадать только с подвидом шантажа. Что нужно мальчику в ответ на молчание? Зная Кинга, следовало бы разогнать своё воображение по полной, рисуя в голове различные вариации. Но в том то и дело, что с первых страниц Кинг нам и даёт на это ответ. И он довольно... занимателен, что ли. Да и сам мальчонка смышлёный. Не зря же его родная мама называет «способным учеником». И спортсмен, и учиться на «четверки» и «пятерки». И вот этот спортсмен, зубрилкин и просто хороший сын остаётся один на один с нацистом. Хоть и бывшим, но всё же. Отважный парень, что ни говори! Но об отваге ли речь в повести? Того ли мы ожидаем от Кинга? Что на этот раз мастер страшилок и тонкий психолог в одном флаконе преподнесёт своим читателям?
А преподнесёт он нам много. И порой не самое лицеприятное. Ведь и неравенство сторон налицо — какой-то пацан тринадцати лет от роду и прожжённый нацист, на руках которого тысячи загубленных жизней. Но простого мальчишку Кинг бы и не поместил в свою книгу. Иногда приходиться поражаться и смекалке юноши, и, как я уже говорил, его смелости. Но «поражаться» — это не значит «восхищаться». Ведь заигрывание с таким, хотя и старым, но убийцей, до хорошего не может довести. Это похоже на неадекватную муху, пытающуюся разбудить заснувшего паука. Возможно, всё дело в адреналине, который он пытался получить таким образом. И, получая этот адреналин, наш муха-парень совсем не замечает, что вокруг него уже сплетена сеть. Паук проснулся!
Переходя в повести к этой фазе мы уповаем, чтобы Кинг наконец-то разлулил ситуацию. Ведь, как мы уже поняли, мальчишка смышлёный (хотя и неадекватный), а потому мы всё ещё надеемся, что эфемерные сети захлопнувшейся ловушки будут распознаны пацанчиком. Но очень скоро Кинг переводит свою повесть в режим «только без иллюзий» — и нам, читателям, только и остаётся, что разводя руками, следить за дальнейшими метаморфозами как пацанчика, так и нациста-старпёра.
—— ЗАДАДИМ СЕБЕ ВОПРОСЫ ——
Как мы знаем, в особенности умения правильно читать книги входит постановка вопросов, поднятых в ней, и формулировка ответов.
Один из главных вопросов именно здесь вертится вокруг спящих внутри человека демонов. Действительно ли они есть у всех? Действительно ли они просыпаются, когда человек становится заложником ситуации? Думая об этом, я предположил, что наличие «демонов» внутри человека сопоставимо с наличием генов, по крупицам собранных из особенностей потомков. Плохие мысли, слова, наклонности, поступки аккумулируются так же, как и хорошие, впрыскиваясь в человеческий геном «сборной солянкой», и оседая в неведомых закромах этого человека. Далее полученный наследственный «набор» смешивается с формирующимся ещё набором «теперь живущего» человека, где учитывается тоже всё — и плохое, и хорошее. То, что превалирует на данный момент, зависит зачастую не только от общепринятых моральных ценностей и полученного генома, но также и от обстоятельств. Иногда достаточно лишь слова, или случайно увиденного журнала с нацистами в гараже у друга — и всё, что-то внутри просыпается. Это как загорается маленький огонёк. Он мог бы и потухнуть, но появляется ветер (опять те же самые слова, увиденные образы, нечаянные встречи или невинное, казалось бы, увлечение) — и огонёк разгорается всё больше.
Заканчивая эти размышления и соотнося их к книге, хочу выразить свои сомнения, что такое могло бы случиться с каждым. Не верю я в это! У каждого свой огонёк (свои демоны) и для него нужен свой ветер. Скорее всего, дело именно в неблагополучном перевесе «одного» над «другим», вызвавшем у маленького мальчика такой больной интерес. Просто обстоятельства наложились на его «внутренний набор», а дальше в дело вступила инерция, уподобившаяся снежной лавине. Это называется «выйти из-под контроля». Заложник ситуации? — Вряд ли! То, что произошло дальше, лишает право объяснять всё «жертвой обстоятельств». Быть может, так и задумывал Кинг: показать, как легко стирается грань между заинтересованностью и потребностью. Но я бы сделал ставку на пресловутый «внутренний набор».
А что скажете вы, прочитав эту повесть?
—— ЧТО ЕЩЁ ОЖИДАТЬ В ПОВЕСТИ? ——
В книге нет леденящих душу подробностей из прошлого — я о зверствах в концлагере. Да, об этом рассказывается, но упор на том не сделан. Интересно наблюдать, как герои выбираются от постоянно появляющихся новых ловушек, потакая своему «внутреннему набору». И если у одного такое потакание обусловлено эмпирическим прошлым, то у другого причины совсем другие. Но разве меняется суть?
А концовка в книге даже не удивляет.
—— КОНЦОВКА В КНИГЕ ——
Концовка в книге вполне закономерная. Последнее предложение сказало абсолютно всё, не раскрывая никаких подробностей. Это многого стоит. Я по-другому и не надеялся. Может быть, подействовал предложенный Кингом режим — тот самый, который называется «без иллюзий»?
—— ВЕРДИКТ ——
Повесть подойдёт не всем. Особо впечатлительному человеку не рекомендую. Если же вы — кингоман, то не вздумайте пропускать! Повесть написана блестяще.
Всем спасибо.
P.S.: Желаю, чтобы перевес у каждого из нас был всегда на нужной стороне нашего «внутреннего набора».
Вторая повесть из сборника «Четыре сезона» в предложенной Кингом концепции выступает под «брендом» лето. Только если первая повесть — весенняя — предопределяла надежду, то уже в самом обозначении второй — «Лето распада» — присутствует некий негатив. Возможно, вы видели экранизацию этой повести. Она, кстати, так и называется — «Способный ученик». Если помните, там одного из главных персонажей играл Иэн МакКэллен — тот самый Гэндальф из «Властелина колец». Такой харизматичный дедуля! При прочтении повести иногда всплывало именно его лицо. Велико всё-таки влияние экранизации книги перед её прочтением! Получался этакий своеобразный симбиоз волшебника-нациста. Но это поначалу. Книга очень быстро смогла захватить моё воображение — и вскоре ненужные ассоциации исчезли.
—— О ПОВЕСТИ ——
Америка, 1974 год. Лето. Тринадцатилетний мальчик Тодд Боуден стучится в дверь почти восьмидесятилетнему старику Артуру Денкеру и с порога (с улыбкой на устах) заявляет тому, что узнал его. Мол, никакой ты, дед, не Денкер, а самый настоящий преступник. Звать тебя Дюссандер, и в годы Второй Мировой ты был комендантом концлагеря.
Для затравки хватит. Тем более, что ни за какие рамки мы вылезти не успели.
То есть, теперь читатель логично должен предположить, что дело обязательно закончится шантажом. Вряд ли мальчик пришёл к нацисту выразить своё восхищение. Ведь так? Осталось угадать только с подвидом шантажа. Что нужно мальчику в ответ на молчание? Зная Кинга, следовало бы разогнать своё воображение по полной, рисуя в голове различные вариации. Но в том то и дело, что с первых страниц Кинг нам и даёт на это ответ. И он довольно... занимателен, что ли. Да и сам мальчонка смышлёный. Не зря же его родная мама называет «способным учеником». И спортсмен, и учиться на «четверки» и «пятерки». И вот этот спортсмен, зубрилкин и просто хороший сын остаётся один на один с нацистом. Хоть и бывшим, но всё же. Отважный парень, что ни говори! Но об отваге ли речь в повести? Того ли мы ожидаем от Кинга? Что на этот раз мастер страшилок и тонкий психолог в одном флаконе преподнесёт своим читателям?
А преподнесёт он нам много. И порой не самое лицеприятное. Ведь и неравенство сторон налицо — какой-то пацан тринадцати лет от роду и прожжённый нацист, на руках которого тысячи загубленных жизней. Но простого мальчишку Кинг бы и не поместил в свою книгу. Иногда приходиться поражаться и смекалке юноши, и, как я уже говорил, его смелости. Но «поражаться» — это не значит «восхищаться». Ведь заигрывание с таким, хотя и старым, но убийцей, до хорошего не может довести. Это похоже на неадекватную муху, пытающуюся разбудить заснувшего паука. Возможно, всё дело в адреналине, который он пытался получить таким образом. И, получая этот адреналин, наш муха-парень совсем не замечает, что вокруг него уже сплетена сеть. Паук проснулся!
Переходя в повести к этой фазе мы уповаем, чтобы Кинг наконец-то разлулил ситуацию. Ведь, как мы уже поняли, мальчишка смышлёный (хотя и неадекватный), а потому мы всё ещё надеемся, что эфемерные сети захлопнувшейся ловушки будут распознаны пацанчиком. Но очень скоро Кинг переводит свою повесть в режим «только без иллюзий» — и нам, читателям, только и остаётся, что разводя руками, следить за дальнейшими метаморфозами как пацанчика, так и нациста-старпёра.
—— ЗАДАДИМ СЕБЕ ВОПРОСЫ ——
Как мы знаем, в особенности умения правильно читать книги входит постановка вопросов, поднятых в ней, и формулировка ответов.
Один из главных вопросов именно здесь вертится вокруг спящих внутри человека демонов. Действительно ли они есть у всех? Действительно ли они просыпаются, когда человек становится заложником ситуации? Думая об этом, я предположил, что наличие «демонов» внутри человека сопоставимо с наличием генов, по крупицам собранных из особенностей потомков. Плохие мысли, слова, наклонности, поступки аккумулируются так же, как и хорошие, впрыскиваясь в человеческий геном «сборной солянкой», и оседая в неведомых закромах этого человека. Далее полученный наследственный «набор» смешивается с формирующимся ещё набором «теперь живущего» человека, где учитывается тоже всё — и плохое, и хорошее. То, что превалирует на данный момент, зависит зачастую не только от общепринятых моральных ценностей и полученного генома, но также и от обстоятельств. Иногда достаточно лишь слова, или случайно увиденного журнала с нацистами в гараже у друга — и всё, что-то внутри просыпается. Это как загорается маленький огонёк. Он мог бы и потухнуть, но появляется ветер (опять те же самые слова, увиденные образы, нечаянные встречи или невинное, казалось бы, увлечение) — и огонёк разгорается всё больше.
Заканчивая эти размышления и соотнося их к книге, хочу выразить свои сомнения, что такое могло бы случиться с каждым. Не верю я в это! У каждого свой огонёк (свои демоны) и для него нужен свой ветер. Скорее всего, дело именно в неблагополучном перевесе «одного» над «другим», вызвавшем у маленького мальчика такой больной интерес. Просто обстоятельства наложились на его «внутренний набор», а дальше в дело вступила инерция, уподобившаяся снежной лавине. Это называется «выйти из-под контроля». Заложник ситуации? — Вряд ли! То, что произошло дальше, лишает право объяснять всё «жертвой обстоятельств». Быть может, так и задумывал Кинг: показать, как легко стирается грань между заинтересованностью и потребностью. Но я бы сделал ставку на пресловутый «внутренний набор».
А что скажете вы, прочитав эту повесть?
—— ЧТО ЕЩЁ ОЖИДАТЬ В ПОВЕСТИ? ——
В книге нет леденящих душу подробностей из прошлого — я о зверствах в концлагере. Да, об этом рассказывается, но упор на том не сделан. Интересно наблюдать, как герои выбираются от постоянно появляющихся новых ловушек, потакая своему «внутреннему набору». И если у одного такое потакание обусловлено эмпирическим прошлым, то у другого причины совсем другие. Но разве меняется суть?
А концовка в книге даже не удивляет.
—— КОНЦОВКА В КНИГЕ ——
Концовка в книге вполне закономерная. Последнее предложение сказало абсолютно всё, не раскрывая никаких подробностей. Это многого стоит. Я по-другому и не надеялся. Может быть, подействовал предложенный Кингом режим — тот самый, который называется «без иллюзий»?
—— ВЕРДИКТ ——
Повесть подойдёт не всем. Особо впечатлительному человеку не рекомендую. Если же вы — кингоман, то не вздумайте пропускать! Повесть написана блестяще.
Всем спасибо.
P.S.: Желаю, чтобы перевес у каждого из нас был всегда на нужной стороне нашего «внутреннего набора».
Общее впечатление | Пожалуйста, присядьте и расскажите нам всё самым подробным образом! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву58
получается «Побег из Шоушенка» часть тетралогии? фильм вроде не такой мрачный получился. ну или в период выхода фильма я не был такой впечатлительный :)
Ирин, насчёт концовки. Вряд ли тебе понравилось бы, когда мальчонка опомнился, раскаялся, «заложил» нациста, и стал бы местной знаменитостью. Ну согласись, что это было бы не то?))
Как-то так думаю)
Со мной может быть точно такой случай в плане "ТБ"))
и учил бы официально.
кино тоже неплохое