Отзыв: Фильм "Тихая ночь" (2017) - Иногда одно слово меняет не только планы, но и самих людей...(с) Болеслав Прус
Достоинства: Видна работа режиссера над каждым эпизодом. Не мудрствуя лукаво - интересный фильм с грустью и радостью
Недостатки: Мрачновато, так или иначе, но не относительно фильма, а относительно того, "куда катится мир"
Рецензии на польскую "Тихую ночь" 2017 г. пестрят депрессией и негативом, грешат на восточно-европейскую Звягинщину и навевают впечатления, не соответствущие, на мой взгляд, истинным чертам киноработы, созданной безусловно талантливым, не агрессивным, вдумчивым режиссером Петром Домалевским, выступившим с "Тихой ночью" впервые в категории полного метра.
Фильм мне лег на душу органичным продлением впечатлений от одной из линий сюжета "Ольги Сергеевны" наших родных Александра Прошкина по литературной работе Эдварда Радзинского, супруга исполнительницы главной роли Татьяны Дорониной.
Доронина в данной конфигурации - та самая пресловутая столичная "тётка", прямо или косвенно родственный образ которой эксплаутируется в современной драматургии часто, активно и успешно.
Анатолий Егоров, сыгравший "курортного племянничка" Вадима, его "коллега по цеху" молодой Сергей Проханов в роли Никиты и сам дядюшка, Вова Ромашко - гибрид пробивного носорога с трамваем, выполняющим соцобязательства проехать всеми маршрутами в обход рельсов в исполнении великолепного актера, без которого нет и не будет советского экрана, Вячеслава Невинного.
Кто возьмет себя в руки и одолеет "Ольгу Сергеевну" оценит эту сюжетную линию в полной мере и тут же вспомнит Невинного же - в фильме "Старый новый год", в котором главы семей "работяг" Себейкин (Невинный) и "интеллигентов" - Полуорлов (Калягин), испортив своим семьям и новоселье, и Новый год, линяют мужской компанией в баню - определяться, что делать с устойчивым застарелым компрессионным переломом их сознания ...
Это я о лейтмотиве фильма "Тихая ночь".
Это не мигрантская чернуха на водке и конопле под подкисшим соусом для индейки и пудинга, как может ошибочно показаться поначалу.
"Тихая ночь" ("Silent Night") - христианский рождественский застольный гимн, в Сочельник созывающий польские семьи за вигилийным (канун Рождества) праздничным столом около хоинки (ёлки), разделить оплатек (пресный хлеб) и сказать друг другу все то самое, сокровенное, горячее, что не решаешься произнести в обыденной жизни, но так торжественно произносишь в подобающую тихую ночь...
Вот откуда такое название фильма, и это не банальное копирование других работ с похожими именами.
Как в фильме "Свободно и легко" мы видим совсем не тот Китай, который заливает мир богатыми Новогодними огнями Пекина, так и в "Тихой ночи" нет никакой золотой столицы.
Правда регионов. Как говорят о Москве и России, так и на родном городе Анны Герман и Леха Валенсы не заканчивается страна, когда-то бывшая частью Российской империи.
Хорошо лишь там, где нас нет, или где мы есть, но с кошельком формата чемодан.
Грешно завидовать соседям.
Там, где главный герой "Тихой ночи" хочет обрести благополучие, стабильность, и, как следствие, личное счастье, тоже давно луговые тюльпаны не так свежи и ярки, а сыры потеряли прежнюю выдержку.
А если человек ищет на стороне лучшее из худшего, что и говорить о положении вещей на его родине...
Как нельзя кстати некрасовский... художественный юмор реализма:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...
Так вон оно что! А как звать тебя? - Власом.
А кой тебе годик? - Шестой миновал... (с)
Семья "Тихой ночи" тоже богата мужиками.
Обыкновенными: кто - пьет, кто - бьет, кто - в дом, кто - из дому...
И все по-своему правы и не правы, справедливо и безосновательно обижены друг на друга, приглаживая ближе к телу свои рубашки, дающиеся тяжким трудом и не замечая своих бревен в глазу, цепляясь к соринкам в глазу близких.
Женская доля...
Да почему, собственно, доля - удел, судьба, жизнь.
Кому-то и такой бог не дал.
Каждый домочадец отдает себе отчет в том, почему у него "все не так, как надо - и не церковь, и не кабак" (с), как пел обессмертивший себя меткими мыслями Владимир Семенович Высоцкий.
Да только колесо судьбы вертится часто независимо от того, как мы кушали кашу, слушали маму и насколько хорошо учились, женились...
Фильм близок и интересен нашему зрителю привычным развитием событий и сменой граней отношения к персонажам.
Гуманный, драматически точный образ оптимистичного луча - образ ребенка.
Только маленькая девочка, не успевшая разочароваться в себе и не потерявшая идеалов и надежд, что свойственно детству в какой бы то ни было, но - семье, утверждает основную светлую парадигму фильма: "А я тебя просто так люблю, всегда, что бы ни было" в ответ на скорбное, удручающее из уст главного героя: "Когда ты не любишь свою семью, она у тебя просто есть...".
Наверное, в жизни каждой большой семьи есть свой Бунинский "Суходол" с драмой разрушения и возрождения домов, семей и добрых времен.
Ни малейшего желания хотя бы как-то пересказывать сюжет - это начисто уничтожит удовольствие от просмотра, но цитата, выбранная мною для общего впечатления - не случайна.
Добавлю еще одну, того же Болеслава Пруса: "Бог создал Еву, чтобы Адаму осточертело пребывание в раю" - да, вот такая она - семья, самая непредсказуемая авантюра в человеческой жизни.
Рекомендую "Тихую ночь" как современный семейный фильм с настоящими чувствами, сыгранными без ложного напряжения и лишних акцентов, полный и грусти, и юмора, и щемящей сопричастности к сюжету, заслуживший и "Золотых львов" и еще шесть разных фестивальных наград в Гдыне. Это хорошо, что где-то все же ценят качественное кино, а не спецэффектный кич из фольги на продажу.
Фильм мне лег на душу органичным продлением впечатлений от одной из линий сюжета "Ольги Сергеевны" наших родных Александра Прошкина по литературной работе Эдварда Радзинского, супруга исполнительницы главной роли Татьяны Дорониной.
Доронина в данной конфигурации - та самая пресловутая столичная "тётка", прямо или косвенно родственный образ которой эксплаутируется в современной драматургии часто, активно и успешно.
Анатолий Егоров, сыгравший "курортного племянничка" Вадима, его "коллега по цеху" молодой Сергей Проханов в роли Никиты и сам дядюшка, Вова Ромашко - гибрид пробивного носорога с трамваем, выполняющим соцобязательства проехать всеми маршрутами в обход рельсов в исполнении великолепного актера, без которого нет и не будет советского экрана, Вячеслава Невинного.
Кто возьмет себя в руки и одолеет "Ольгу Сергеевну" оценит эту сюжетную линию в полной мере и тут же вспомнит Невинного же - в фильме "Старый новый год", в котором главы семей "работяг" Себейкин (Невинный) и "интеллигентов" - Полуорлов (Калягин), испортив своим семьям и новоселье, и Новый год, линяют мужской компанией в баню - определяться, что делать с устойчивым застарелым компрессионным переломом их сознания ...
Это я о лейтмотиве фильма "Тихая ночь".
Это не мигрантская чернуха на водке и конопле под подкисшим соусом для индейки и пудинга, как может ошибочно показаться поначалу.
"Тихая ночь" ("Silent Night") - христианский рождественский застольный гимн, в Сочельник созывающий польские семьи за вигилийным (канун Рождества) праздничным столом около хоинки (ёлки), разделить оплатек (пресный хлеб) и сказать друг другу все то самое, сокровенное, горячее, что не решаешься произнести в обыденной жизни, но так торжественно произносишь в подобающую тихую ночь...
Вот откуда такое название фильма, и это не банальное копирование других работ с похожими именами.
Как в фильме "Свободно и легко" мы видим совсем не тот Китай, который заливает мир богатыми Новогодними огнями Пекина, так и в "Тихой ночи" нет никакой золотой столицы.
Правда регионов. Как говорят о Москве и России, так и на родном городе Анны Герман и Леха Валенсы не заканчивается страна, когда-то бывшая частью Российской империи.
Хорошо лишь там, где нас нет, или где мы есть, но с кошельком формата чемодан.
Грешно завидовать соседям.
Там, где главный герой "Тихой ночи" хочет обрести благополучие, стабильность, и, как следствие, личное счастье, тоже давно луговые тюльпаны не так свежи и ярки, а сыры потеряли прежнюю выдержку.
А если человек ищет на стороне лучшее из худшего, что и говорить о положении вещей на его родине...
Как нельзя кстати некрасовский... художественный юмор реализма:
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...
Так вон оно что! А как звать тебя? - Власом.
А кой тебе годик? - Шестой миновал... (с)
Семья "Тихой ночи" тоже богата мужиками.
Обыкновенными: кто - пьет, кто - бьет, кто - в дом, кто - из дому...
И все по-своему правы и не правы, справедливо и безосновательно обижены друг на друга, приглаживая ближе к телу свои рубашки, дающиеся тяжким трудом и не замечая своих бревен в глазу, цепляясь к соринкам в глазу близких.
Женская доля...
Да почему, собственно, доля - удел, судьба, жизнь.
Кому-то и такой бог не дал.
Каждый домочадец отдает себе отчет в том, почему у него "все не так, как надо - и не церковь, и не кабак" (с), как пел обессмертивший себя меткими мыслями Владимир Семенович Высоцкий.
Да только колесо судьбы вертится часто независимо от того, как мы кушали кашу, слушали маму и насколько хорошо учились, женились...
Фильм близок и интересен нашему зрителю привычным развитием событий и сменой граней отношения к персонажам.
Гуманный, драматически точный образ оптимистичного луча - образ ребенка.
Только маленькая девочка, не успевшая разочароваться в себе и не потерявшая идеалов и надежд, что свойственно детству в какой бы то ни было, но - семье, утверждает основную светлую парадигму фильма: "А я тебя просто так люблю, всегда, что бы ни было" в ответ на скорбное, удручающее из уст главного героя: "Когда ты не любишь свою семью, она у тебя просто есть...".
Наверное, в жизни каждой большой семьи есть свой Бунинский "Суходол" с драмой разрушения и возрождения домов, семей и добрых времен.
Ни малейшего желания хотя бы как-то пересказывать сюжет - это начисто уничтожит удовольствие от просмотра, но цитата, выбранная мною для общего впечатления - не случайна.
Добавлю еще одну, того же Болеслава Пруса: "Бог создал Еву, чтобы Адаму осточертело пребывание в раю" - да, вот такая она - семья, самая непредсказуемая авантюра в человеческой жизни.
Рекомендую "Тихую ночь" как современный семейный фильм с настоящими чувствами, сыгранными без ложного напряжения и лишних акцентов, полный и грусти, и юмора, и щемящей сопричастности к сюжету, заслуживший и "Золотых львов" и еще шесть разных фестивальных наград в Гдыне. Это хорошо, что где-то все же ценят качественное кино, а не спецэффектный кич из фольги на продажу.
Время использования | один раз |
Общее впечатление | Иногда одно слово меняет не только планы, но и самих людей...(с) Болеслав Прус |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
А смотреть такое еще в на экране вообще желания нет.
Сорта "холодец с корицей":-))
Вам - к просмотру. Если вдруг посмотрите, с удовольствием прочту Ваше мнение о женских образах.
Но чую даже если и моё то очень очень не скоро:)))