Отзыв: Сериал "Домашний арест" (2018) - А ведь действительно - душа
Достоинства: Глубоко прописанные персонажи, отличный юмор, смелость повествования, хороший сценарий, безупречная игра актеров
Недостатки: Вялая вторая половина, слишком много неожиданных поворотов ближе к финалу
Телесериалы ТНТ - странный продукт. Их качество скачет от "невозможно смотреть" до "народного феномена" несмотря на местами узнаваемые штампы и отличительные черты. На каждого "Физрука" и "Интернов" приходится по пять "СашТань", "Легко ли быть молодым", "Гражданских браков" и прочих проектов, загнувшихся после первого же сезона. Еще конечно есть плеяда проектов из разряда "для своего зрителя" по типу "Зайцев +1" или "Реальных пацанов", но это уже совсем другая история...
Так вот.
"Домашний арест" - это очередной успешный проект за авторством выходцев с ТНТ. Идея принадлежит Семену Слепакову, который на тнт-шных сериалах собаку съел, он же выполнял обязанности продюсера и сценариста.
О чем рассказывает сериал (один сезон, 12 серий)?
Аркадий Аникеев - типичный "чинуша", мэр в небольшом провинциальном городе. Взятки, дорогие машины, красивая жизнь и полное неуважение к простому люду - все эти черты типичного государственного служащего при нем. Но не могло все так хорошо продолжаться. Его ловят с поличным правоохранительные органы, и пока дело идет к суду Аникеев должен ожидать. В качестве меры пресечения его сажают под домашний арест по месту прописки, а именно в старую коммунальную квартиру, где он жил еще ребенком, и где сейчас живет тот самый народ, который он обирал столько лет...
Про "Домашний арест" стоит знать, что его не транслировали по ТНТ. Все серии были показаны в интернете на личном тнт-шном видеосервисе. И этому есть определенное объяснение...
Как мне кажется, сериал просто не могли показать по федеральному телевидению. Либо было рискованно. Во-первых, в сериале есть маты и интимные сцены. Но это ладно, можно было обойтись и без этих элементов. Важнее второй пункт, а именно - достоверность. Вспомните, какой была общага в "Универе" - да ни у кого такой не было, по крайней мере у типичных среднестатистических студентов точно. Если в "Домашнем аресте" есть коммунальная квартира, то она и выглядит как коммунальная квартира - старая, грязная, с поношенной техникой, подтеками на обоях, обветшалой мебелью... И такой принцип прослеживается везде: беспринципные чиновники, бессилие медицины, косность системы образования и безразличие учителей, простые рабочие, перебивающиеся с копейки на копейку и т. д. При этом нет никакого сгущения красок, как например у Быкова (при всем уважении к нему). Все живо и ярко, просто без пыли в глазах.
А еще здесь не боятся смеяться (смело, но по доброму) над вещами, за насмешку над которыми в других странах уже давно бы посадили.
Исходя из вышесказанного, не могу не похвалить еще одну отличительную черту "Домашнего ареста" - практически идеальный баланс между драмой и комедией. Сериал удачно и очень органично совмещает в себе искрометные, острые шутки и социальную/семейную/человеческую драму, а также сатиру, иронию и "выстебывание" некоторых так знакомых нам всем реалий. При этом ни один персонаж или ситуация не является утрированными или гротескными для усиления драматического или же комического эффекта.
О персонажах. Они получились прописанными, живыми, яркими. Даже второстепенные персонажи, которым уделено пять сцен на все 12 серий, имеют ряд отличительных, запоминающихся характеристик - манера речи, привычки, коронные словечки и присказки. Отношения между ними развиваются - за редким исключением - достоверно, шаг за шагом без резких скачков или торможений. У всех есть простенькая, но мотивация, главных героев вообще можно назвать "сложными" и "многогранными". Даже самым, казалось бы, однозначным персонажам рано или поздно зритель начнет сопереживать, даже понимать их. Самая главная заслуга "Домашнего ареста" в части героев - нет НИ ОДНОГО, на кого зрителю было бы пофиг. Каждый вызывает ту или иную эмоцию - будь-то отвращение, сопереживание, гордость, ненависть или жалость.
Персонажи бы не удались, не играй их столь талантливые актеры. Роль "Аркаши" Аникеева исполнил Павел Деревянко, и он был восхитителен. Серьезно. В его персонажа веришь, благодаря Павлу "Аркаша" мог каждую серию выбивать у зрителя дюжину разных эмоций.
Вторую главную роль исполнил Александр Робак - друг детства Аркаши, который так всю жизнь и прожил в той самой коммуналке. Простой мужик из народа. Что ж сказать, это самая большая победа кастинговой группы. И в плане актерской игры, и в плане достоверности.
Не могу не обойти вниманием главного антагониста, которого воплотил в жизнь Сергей Бурунов. Ну тут без лишних слов. Великолепно. Пожалуй, именно этот персонаж вызывал наиболее широкий спектр отрицательных эмоций - от "ну и мразь же ты", до "ты жалок".
Весь второстепенный каст в лице Анны Уколовой, Светланы Ходченковой, Тимофея Трибунцева, Марины Александровой, Дмитрия Лысенкова и Анатолия Кота проявил себя во всей красе. Засветился и Гоша Куценко в самой, пожалуй, уморительной роли всего сериала.
Я уже косвенно касался сценария, но не могу не вернуться к нему еще раз. "Домашний арест" совмещает в себе и одновременно взращивает много сюжетных линий, которые идут параллельно друг другу либо вырастают одна из другой. Не чувствуется никакого перегруза или главенства одной линии над другой. Вообще. Все 12 серий смотрятся довольно легко, сюжетки не теряются, не забываются и каждая находит свой финал.
Но в этом же есть и косяк (да-да, тут не только дифирамбы будут).
Во-первых, вторая половина провисает в плане динамики. Первые шесть серий настолько увлекательны, что их можно осилить за один день. Остальные же подряд смотреть... тяжеловато. Не настолько, чтобы забросить сериал, но настолько, чтобы сказать "ладно, завтра досмотрю". Сюжетки начинают появляться и исчезать, не оставив заметного следа, пару раз появлялись своеобразные "боги из машины", наблюдается легкий перебор с флешбеками. Видно невооруженным глазом, что сама история вышла серий на 8-10, а растянуть все дело нужно было до 12. Вот и придумывали из головы, обсасывали пальцы. Да, получилось неплохо, но определенная фальшь чувствуется.
Во-вторых, в конце переборщили с неожиданными поворотами. В последней серии они как матрешка, выскакивают друг из друга, не давая не то что насладиться, а даже в полной мере осознать себя. Да, они мощные, но... как будто не очень-то нужны что ли.
Все вышеизложенное подкрепляет приятная глазу картинка с хорошей операторской работой и цветовой гаммой, и не менее приятный ушам саундтрек - ненавязчивый, подходящий к месту и ко времени.
Итог
"Домашний арест" оставляет исключительное приятное послевкусие. Представьте симбиоз "настоящей российской чернухи" и "яркости тнт-шных ситкомов" - вот это и есть "Домашний арест". Яркий, амбициозный, живой и смелый. Очень люблю я проекты, где создатели "перестарались" - в положительном смысле этого слова.
Не ушли в сторону, не перегнули палку, а создали качество в проекте, которому в пору было быть на пару планок ниже и все все равно остались бы довольны. Именно тут чувствуется душа.
Смотреть? Да, смотреть. Иначе никак.
Так вот.
"Домашний арест" - это очередной успешный проект за авторством выходцев с ТНТ. Идея принадлежит Семену Слепакову, который на тнт-шных сериалах собаку съел, он же выполнял обязанности продюсера и сценариста.
О чем рассказывает сериал (один сезон, 12 серий)?
Аркадий Аникеев - типичный "чинуша", мэр в небольшом провинциальном городе. Взятки, дорогие машины, красивая жизнь и полное неуважение к простому люду - все эти черты типичного государственного служащего при нем. Но не могло все так хорошо продолжаться. Его ловят с поличным правоохранительные органы, и пока дело идет к суду Аникеев должен ожидать. В качестве меры пресечения его сажают под домашний арест по месту прописки, а именно в старую коммунальную квартиру, где он жил еще ребенком, и где сейчас живет тот самый народ, который он обирал столько лет...
Про "Домашний арест" стоит знать, что его не транслировали по ТНТ. Все серии были показаны в интернете на личном тнт-шном видеосервисе. И этому есть определенное объяснение...
Как мне кажется, сериал просто не могли показать по федеральному телевидению. Либо было рискованно. Во-первых, в сериале есть маты и интимные сцены. Но это ладно, можно было обойтись и без этих элементов. Важнее второй пункт, а именно - достоверность. Вспомните, какой была общага в "Универе" - да ни у кого такой не было, по крайней мере у типичных среднестатистических студентов точно. Если в "Домашнем аресте" есть коммунальная квартира, то она и выглядит как коммунальная квартира - старая, грязная, с поношенной техникой, подтеками на обоях, обветшалой мебелью... И такой принцип прослеживается везде: беспринципные чиновники, бессилие медицины, косность системы образования и безразличие учителей, простые рабочие, перебивающиеся с копейки на копейку и т. д. При этом нет никакого сгущения красок, как например у Быкова (при всем уважении к нему). Все живо и ярко, просто без пыли в глазах.
А еще здесь не боятся смеяться (смело, но по доброму) над вещами, за насмешку над которыми в других странах уже давно бы посадили.
Исходя из вышесказанного, не могу не похвалить еще одну отличительную черту "Домашнего ареста" - практически идеальный баланс между драмой и комедией. Сериал удачно и очень органично совмещает в себе искрометные, острые шутки и социальную/семейную/человеческую драму, а также сатиру, иронию и "выстебывание" некоторых так знакомых нам всем реалий. При этом ни один персонаж или ситуация не является утрированными или гротескными для усиления драматического или же комического эффекта.
О персонажах. Они получились прописанными, живыми, яркими. Даже второстепенные персонажи, которым уделено пять сцен на все 12 серий, имеют ряд отличительных, запоминающихся характеристик - манера речи, привычки, коронные словечки и присказки. Отношения между ними развиваются - за редким исключением - достоверно, шаг за шагом без резких скачков или торможений. У всех есть простенькая, но мотивация, главных героев вообще можно назвать "сложными" и "многогранными". Даже самым, казалось бы, однозначным персонажам рано или поздно зритель начнет сопереживать, даже понимать их. Самая главная заслуга "Домашнего ареста" в части героев - нет НИ ОДНОГО, на кого зрителю было бы пофиг. Каждый вызывает ту или иную эмоцию - будь-то отвращение, сопереживание, гордость, ненависть или жалость.
Персонажи бы не удались, не играй их столь талантливые актеры. Роль "Аркаши" Аникеева исполнил Павел Деревянко, и он был восхитителен. Серьезно. В его персонажа веришь, благодаря Павлу "Аркаша" мог каждую серию выбивать у зрителя дюжину разных эмоций.
Вторую главную роль исполнил Александр Робак - друг детства Аркаши, который так всю жизнь и прожил в той самой коммуналке. Простой мужик из народа. Что ж сказать, это самая большая победа кастинговой группы. И в плане актерской игры, и в плане достоверности.
Не могу не обойти вниманием главного антагониста, которого воплотил в жизнь Сергей Бурунов. Ну тут без лишних слов. Великолепно. Пожалуй, именно этот персонаж вызывал наиболее широкий спектр отрицательных эмоций - от "ну и мразь же ты", до "ты жалок".
Весь второстепенный каст в лице Анны Уколовой, Светланы Ходченковой, Тимофея Трибунцева, Марины Александровой, Дмитрия Лысенкова и Анатолия Кота проявил себя во всей красе. Засветился и Гоша Куценко в самой, пожалуй, уморительной роли всего сериала.
Я уже косвенно касался сценария, но не могу не вернуться к нему еще раз. "Домашний арест" совмещает в себе и одновременно взращивает много сюжетных линий, которые идут параллельно друг другу либо вырастают одна из другой. Не чувствуется никакого перегруза или главенства одной линии над другой. Вообще. Все 12 серий смотрятся довольно легко, сюжетки не теряются, не забываются и каждая находит свой финал.
Но в этом же есть и косяк (да-да, тут не только дифирамбы будут).
Во-первых, вторая половина провисает в плане динамики. Первые шесть серий настолько увлекательны, что их можно осилить за один день. Остальные же подряд смотреть... тяжеловато. Не настолько, чтобы забросить сериал, но настолько, чтобы сказать "ладно, завтра досмотрю". Сюжетки начинают появляться и исчезать, не оставив заметного следа, пару раз появлялись своеобразные "боги из машины", наблюдается легкий перебор с флешбеками. Видно невооруженным глазом, что сама история вышла серий на 8-10, а растянуть все дело нужно было до 12. Вот и придумывали из головы, обсасывали пальцы. Да, получилось неплохо, но определенная фальшь чувствуется.
Во-вторых, в конце переборщили с неожиданными поворотами. В последней серии они как матрешка, выскакивают друг из друга, не давая не то что насладиться, а даже в полной мере осознать себя. Да, они мощные, но... как будто не очень-то нужны что ли.
Все вышеизложенное подкрепляет приятная глазу картинка с хорошей операторской работой и цветовой гаммой, и не менее приятный ушам саундтрек - ненавязчивый, подходящий к месту и ко времени.
Итог
"Домашний арест" оставляет исключительное приятное послевкусие. Представьте симбиоз "настоящей российской чернухи" и "яркости тнт-шных ситкомов" - вот это и есть "Домашний арест". Яркий, амбициозный, живой и смелый. Очень люблю я проекты, где создатели "перестарались" - в положительном смысле этого слова.
Не ушли в сторону, не перегнули палку, а создали качество в проекте, которому в пору было быть на пару планок ниже и все все равно остались бы довольны. Именно тут чувствуется душа.
Смотреть? Да, смотреть. Иначе никак.
Общее впечатление | А ведь действительно - душа |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву