5
Отзыв рекомендуют 75 23

Отзыв: Фильм "Гардемарины, вперед!" (1987) - Боженька, за что ты эту бедную девочку наказал: такое имя у нее некрасивое «Гх-ардемарина»

Достоинства: колоритные живые образы, чувственно-женская атмосфера фильма, хороший приключенческий фильм, великолепная музыка, красивая богатая лексика, и посмеяться, и поплакать
Недостатки: неаутентично Донской земле
Здравствуйте!

Я как-то уже писала отзыв о гардемаринах, но на другом ресурсе. Старалась, писала с юмором, а восприняли его почему-то серьезно. Но это мой косяк – юмор у меня такой неказистый. Поэтому я сразу предупреждаю общий эмоциональный посыл отзыва – несерьезность. Потому что серьезно о гардемаринах писать нельзя. Не тот это фильм. Авантюрно-историческая драма, где авантюры гораздо больше, чем историчности.

Хоть и пишут, что фильм 87-го года, но я точно помню, что премьера состоялась, когда я училась в 1-м классе, а значит, это был 89-й или 90-й год (потому что сезон премьеры я не помню). У нас все девочки в классе бредили Сашей Беловым. А у меня не получилось.

А все почему? Ну, вы вообще представляете, как на донском диалекте звучит это название: «Гх-ардемарины, вперед!» Ты кушать дома садишься, а дедушка, потомственный донской казак, программу передач разворачивает в газетке (или так даже лучше в гх-азетке) и сообщает всей семье: «Так сегодня в ХХ. ХХ покажут «Гх-ардемарины, вперед!» Ты сидишь такой за столом и думаешь: «Боженька, за что же ты эту бедную девочку наказал: такое имя у нее некрасивое «Гх-ардемарина!» При чем, я была уверена, что этой самой Гх-ардемариной зовут Анастасию, потому как очень много ажиотажу было вокруг ее похищения или непохищения. И да, меня совершенно не смущало, что ее почему-то зовут во множественном числе. Детский незамутненный мозг – вообще очень странная штука. Так для меня премьера ознаменовалась.

И еще меня от музыки воротило: мне бы тра-ли-вали- в-траве-сидел-кузнечик, а тут музыка была такая, что пробуждала в душе какие-то совершенно незнакомые чувства, которым эта душа противилась. Сейчас наблюдая за дочкой, понимаю, что это совершенно нормальный этап развития любого человека. Дочка у бабушки Джо Дассена услышала и долго возмущалась, что ее заставляют такую «грустную» музыку слышать. Ну, просто взрослый может описать нюансы услышанного, а ребенок до определенного возраста различает только: грустно-радостно, а значит только два полюса «мне плохо»- «мне хорошо». Вот и мне от музыки в гардемаринах было плохо: незнакомо, вне зоны моего комфорта.


В общем, в 89-м г. этот фильм у меня не пошел. Зато в 91-м! И музыка пошла, и даже самой любимой музыкой стала на долгие годы. Хотя, по сути, фильм очень смешной, даже до колик каких-то.

Ну, во-первых, вся эта историчность карнавальная. Все эти костюмы советской эпохи. Анастасия, обходящаяся без горничной. Конечно, ведь она ни корсет не затягивает, ни фижмы не носит. Платьице накинула, паричок нацепила и побежала.

Костюмерам в условиях дефицита нужно отдать должное. Да, платья пошиты образцово. А шили – уж из чего придется. Вон даже знатный кавалер де Брильи щеголяет в камзоле, расшитом дешевым люриксом с ароматом новогодней мишуры. Но в детстве это все смотрелось: ух ты! Как красиво! Эпоха! Я тоже на новогодний бал хочу платье, как у Анастасии!

Сами события исторические тоже довольно карнавальные, правда и выпали они на карнавальный период нашей истории. Но все равно фильм скорее авантюрный, чем исторический.

Во-вторых, смешной сценарий. Оборванные сюжетные линии: «кто же это Ч... ский, Ч... ский?» кто-нибудь, кто не читал из любопытства книгу, знает, кто же такой этот Ч…ский? Но Абдулов хорош. Видно ради самого образа этот фрагмент в фильме не демонтирован.

А моя любимая сцена у Микешина Скита? Просто ж до колик смешно.

На глазах у Корсака Брильи пристрелил его закадычного друга, а тот в лес – и был таков. Право слово – вот на фиг Корсаку этот Белов сдался? Не, я бы тоже в лес умотала, но после того, как на полянке все стихло, можно ж было вернуться, трупик друга закопать. Нет, хотя бы просто с Оленевым при встрече 100 грамм и помянуть? Но у Корсака ваааще ничего в голове не осело. Никакой жалости прям. По степени жестокости, это даже круче «Игры престолов».

В общем, сцена вымученная, возможно, в последний момент придуманная на коленке. Потому как с этой сценой – дальше еще круче.

Вот упал Белов с лошади, Анастасия к нему побежала. Чего ж он зайцем-то в траве лежал? Белов потом при случае Анастасии объясняет: мол, запутался в плаще, чуть не придушился, хорошо монашки спасли. Мне прям очень интересны физиологические возможности организма Белова. Если он бездыханно лежал в полюшке довольно долгое время, то у него уже явно асфиксия мозга была. Как долго с этой асфиксией можно протянуть? Минут 5-6? Я не медик и даже не учусь, поэтому давайте просто посчитаем. Может, кто из присутствующих знает? В придушенном состоянии, как долго без необратимых последствий можно сохранять жизнедеятельность организма? Голивуд просто отдыхает. Кстати, даже Шварценегер во «Вспомнить все» быстрее корячиться начал от нехватки кислорода. Ох, силен наш Жигунов-то! Ох, не стоит им с нами связываться!

Вернемся, к подсчету. Мне кажется, ну 10 минут максимум. За эти 10 минут Корсак должен кинуться на лошадь, убежать в лес, за ним Брильи, потом Брильи должен вернуться, побежать за ревущей Анастасией, привести в порядок Анастасию, упряжь, укатить с полянки… И вот тут… Интересно, где были монашки? Наверное, роялем в кустах сидели, не иначе. Выскочили такие монашки из кустов и давай Белова реанимировать. «Разряд!... Еще разряд!»

Нет, ну право же, веселый фильм.

А песни какие веселые? Вот мне часто комплименты делают, что я, мол, пишу богатенько. Так потому и пишу, что все эти песни с их «явями», «мглами» и «волями рока» наизусть в детстве знала. Заглавную песню помните? Не ту, что «не вешать нос», а про Верного друга. Там такой богатый словарный запас! Классная такая аллитерация «дескать – дерзость». А сочетания «пляшет сталь, поет свинец», «стало быть», «добрый гений», «нечаем души». Там такой кладезь лексики. При чем случайным образом скомпанованной. Песня могла бы претендовать на тайный глубокий смысл, если бы ее не сдавал припев про седло и весло. Пусть даже это просто эмблема навигацкой школы.

Не смотря ни на что, я очень люблю этот фильм. Хоть и не смотрю последнее время, бо как сложно мне избавиться от мысли, что у Корсака на лице меланома. Вот не знаю от чего – но прям, смотрю и плачу. С этаким новообразованием (больше 5 мм) долго не протянуть.

За что я, прежде всего, этот фильм-то люблю. Ну, за красоту, конечно. И Лютаева, и Машная – они обе такие хорошенькие, что я до сих пор не могу выбрать, кто из них лучше. Трое из навигацской школы – тоже хорошенькие. Но с третьего класса меня мучил вопрос, почему девочки бредили Беловым в 1-м классе, когда там был такой прям прехорошенький Корсак. Видно это было буйное помешательство, случившееся только в нашей школе. Потому что время показало, что у Корсака все-таки больше фанаток.

Вот интересно получается, вроде говорят, что женской дружбы не существует и женщина женщине – волк. При этом я не встречала женщин, которые бы говорили, что терпеть не могут эту Анджелину Джоли. Джоли и Харатьян похожи: оба секс-символы своего времени (и своей территории). Но факт есть факт: многие женщины искренне хотят быть похожими на Анджелину Джоли, и … Ну есть, наверное, процент женщин, которые говорят, что Джоли такая-сякая разэтакая, но в целом, каждая из нас говорит: она красивая! Это ж идеал!

А вот с Харатьяном не так. Вроде, все тоже самое. Ну объективно более правильные черты лица (не Аполлон, конечно, но симметричненько), есть к чему стремиться у наших мужчин с помощью пластических хирургов. Но я не встретила пока еще ни одного мужчину, который бы сказал: да, реально, Харатьян красивый, я бы хотел быть похож на него! Вы вообще себе такую ситуацию представляете? Получается, что это мужчина мужчине в делах любви, как будто мирных – волк, враг и пища. Интересно, правда? Хотя может они на Харатьяна пургу несут, а сами тайно в ванной триммером волосы с груди вырывают и пергидроль на волосы льют, чтобы приблизиться к идеалу. Кто ж их знает, этих таинственных логичных мужчин. Что уж… В конце концов, именно тестостерон – гормон агрессии.

Кстати, в этом ракурсе интересен пример с Шевельковым, который, вовремя сообразив, что получил клеймо «поющих трусов», пошел на попятную, разругался с Дружининой, и вообще сказал, что выше этой постыдной своей славы. Стыдно, видите ли, мужчине иметь заслуги Веры Брежневой. Вот Брежневой – в самый раз, что она там может уметь. А мужчина – нет, мужчина это больше, чем женщина. А что тут собственно такого? Вера Брежнева – для мужчин, а почему Шевелькову не быть с пометкой «для женщин»? Можно и гардемарином остаться, и дальше развиваться. Ну мало ли, что Харатьян из этой роли так и не вырос. Всяко бывает. Ругаться ведь совсем необязательно. Но Боженька Шевелькова все-таки наказал, сделав его режиссером сериала «Станица». И только истинный гх-ардемарин (именно так, потому как это наш земляк) Жигунов остался гардемарином, но и расти из этой роли не отказался. Худо-бедно, но все-таки вырос. По крайней мере, школ для гардемарин не продюссировал.

Вообще, я это пишу не к оправданию Харатьяна, потому что мне уже не 10 лет, и даже не 15. А к оправданию женщин. Ну есть чисто мужские такие фильмы – Трансформеры, например, потом что-то там еще про машины какие-то, забыла название – а! «Форсаж» кажется. Все прекрасно знают, что это фильмы – для мужчин. Там и актрисы красивые есть, специально, чтобы мужской взор ублажать. И никто это добро не трогает, смрадных слов на это все не льет. Зато если с пометкой «женский фильм», то это все – как клеймо. Несерьезно. А Трансформеры, видать, серьезнее? Давайте уважать интересы друг друга. Вам Меган Фокс, Анджелина Джоли, ну а нам там Бред Питт с Харатьяном.

А то, что гардемарины – фильм женский, ну ведь тоже правда. Для обыкновенной авантюрно-исторической драмы там слишком дырявый и странный сюжет. Более того, когда Дружинина попыталась настроить фильм именно на исторический лад, получилась откровенная ерунда. Это я про второй и третий сезоны фильма. А что она, находясь уже в некоем старческом маразме, снимет в четвертом – так даже страшно представить. Если уж Брильи у них воскрес… Я понимаю, что старушка тоже хочет на курорт куда-нить съездить, но не все же в этом мире деньгами измеряется.

А как лексика в поздних фильмах изменилась, вы заметили? Аж дух, захватывало от великолепной ругани прислужницы тетки Софьи: «Замухрышка бесноватая!» И сравнить с «Виват», где Брильи: «Какие вы все здесь вонючие!» Ну что это за выражения, Михаил Сергеевич!

Кроме обогащенной, как уран, лексики, чувственной стороны в «Гардемаринах, вперед!» очень много. Софья с Алешкой – в этом отношении эталон. За это, видно, тоже бедного Харатьяна ненавидят. Вот если бы он не просто на лошадь Брильи кинулся, а еще бы в порыве ярости разорвал Брильи и съел его печень – то это было бы вполне так по-мужски достойно все той же «Игры престолов». Я сейчас не про жестокость Алешки по отношению к Сашке. Потому что сцена в лесу полностью отключает мозг, и ну признайтесь, ведь сколько раз фильм смотрели, но не сразу же заметили косяк с мнимым убийством Белова? Я долго не замечала. Потому что сцена в лесу это прям «ми-ми-ми-милота». И Софья с Алешкой – это такая любовь, такая любовь! Это тот момент, когда мы одеваем цветные пестрые одежды и раздаем солдатам цветы вместо ружей. Это мир, а не война. Конечно, эта сцена умиляет, и парочка эта тоже. И мне нравится, что целомудренность здесь активно сочетается с чувственностью. Но если агрессия вашей душе ближе… Да много агрессивных фильмов на свете. Пожальте, смотрите.

Мне вот не очень нравится, что в этом фильме прям кичатся особым русским боевым духом (О! Вы не знаете России! Мы можем разорвать этого гардемарина… и бла-бла-бла). Но именно любовь в этом фильме перекрывает и кичливость. В общем, женский этот фильм на самом деле, мягкий. И пока он был таким, он был настоящим. А как только пошла вся эта историчность-реализм-патриотизм, то и смотреть там нечего стало. Вон Гардемарины-3 про русско-прусскую войну, но кому-нибудь он запал в душу? Лишился он того тонкого женственного колорита, которым была пронизана вся первая часть.

Образы потрясающие, цельные: Сашка с Анастасией, Алешка с Софьей, и даже Никита с Гаврилой. Шикарные парочки. Вообще, сложно назвать, кто в фильме не хорош. И Бергер, гнида курляндская, тоже колоритен. И образы цепляют на столько, что даже молодые поколения смотрят и им нравится. Получается, в некотором смысле фильм прошел небольшую проверку временем. Хороший приключенческий фильм. Тем, кто не смотрел, рекомендую. Молодежь, кто смотрел по моей рекомендации, остались неравнодушны. Как правило, положительно неравнодушны. А там уж как попрет.
Время использования многократно
Общее впечатление Боженька, за что ты эту бедную девочку наказал: такое имя у нее некрасивое «Гх-ардемарина»
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву23

r8nes
Гнила курляндская xD Посмеялся от Души))
tatianaOGR
Да, там много прикольной лексики)) очень не хватает именно этого в фильмах-последышах
yula-la
Вот никогда не понимала вздохов по Корсаку)) на мой, видимо, суперсубъективный взгляд, дите-дитём))
tatianaOGR
У каждого просто свой эстетический идеал. Я вот пишу Брэд Питт, а по факту он не в моем вкусе. Но гипотетически я понимаю, почему он многим нравится. Мне сложнее понять феномен Камбербэтча. Тут только харизма рулит по всей видимости.
yula-la
У Камбербэтча напыление "как не от мира сего" делает свое дело)
tatianaOGR
Как говаривал чеширский кот: все мы не в своем уме) фактически, как не от мира сего)
Катя1972
А Вам не лень было столько времени угрохать на такой сумбурный отзыв? Ну не пошёл фильм, так надо было смотреть его не в 5 лет, а хотя бы в 15
tatianaOGR
ой, я вас боюсь))) Вы за мной следите! Знаете, сколько времени и на что я трачу. а еще читаете мои сумбурные отзывы. Ну не пошел отзыв - стоило ли читать? Блин, какой классный совет! Спасибо
tatianaOGR
кстати, а чего это вы решили что Гардемарины не зашли - интересно, что именно вы в отзыве-то прочитали? ))))
mtv72
Спасибо от души, повеселили. )) Но в принципе такая же у меня проблема с шутко-юмором, не всегда бываю правильна понята, тут все сложно. А Гардемарин всегда воспринимала как мелодраму, и никогда не пыталась уличать в ляпах, ибо какие ляпы в мелодраме то.) Тем интереснее было прочесть ваши наблюдения, а ведь действительно - эта сцена с запутавшимся и упавшим Беловым - на поверку то просто дичь какая то. Вот из тройки гардемаринской мне Оленев всегда был более симпатичен.)
tatianaOGR
У Оленева свой контингент фанатов: интеллектуалки, работники библиотек и анимешницы))) но это тоже шутка)
mtv72
всегда мечтала работать в библиотеке))
tatianaOGR
Честно говоря, я тоже))) но я оказалась в числе безликих почитательниц корсака. Так что аниме, интеллект и библиотеки мне не светят )))
Galee777
Целиком фильм не смотрела, частями, кусками. Не пошел фильм, и в целом сюжет известен, смотреть не интересно. Игра актеров не затянула меня.

Камбербэтча - забила в поисковике… ну, думаю не ОН-внешне нравится, а его некая "роль" или нишевость если хотите… С трудом представляю его в роли Мистера Бина например, хотя рост, фигура - вроде и соответствуют.

по Гардемаринам так себе и не выбрала "милашку" по душе… ну все они были молодыми и ветреными мальчиками, ну может кардинал в своей роковой красной мантии))) или папа римский
tatianaOGR
Я в отзыве про Шерлока уже описала свое исследование на эту тему.
Каждому своё, конечно. Вон у Александра Трофимова до сих пор большой клуб фанаток
Elenska
мой любимый с детства фильм)) как-то на мелочи не обращала внимания. Всегда нравилась сама атмосфера и музыка
tatianaOGR
Мне тоже. Я ж это уже тоже во взрослом возрасте обнаружила)))
Bianca-b
а мне тоже Харатьян нравится, люблю блондинов:)
tatianaOGR
Ага) мне а принципе вообще блондины нравятся)
Aponelopa
я выделила на него день на праздниках, очень понравился повторный просмотр
AlbinaR
А я не смотрела. Надо при случае восполнить пробел :-)
Mrs Grey
обожаю его
Миланочка1616
Интересный отзыв