Отзыв: Фильм "Магазинные воришки" (2018) - Хирокадзу Корээда конечно не Юрий Быков, но и Япония не Россия...
Достоинства: показана другая Япония, показаны другие социальные ценности
Недостатки: финал слишком "правильный" и "неправильный" одновременно
Однако здравствуйте! Или как говорил товарищ Спок, разводя пальцы в вулканском приветствии, "Живите долго и процветайте". Кстати у меня так пальцы не расходятся (если попарно не скрепить), а у вас?
Но переносясь из века 23-го вселенной " Star Trek" со всеми ее социальными и медицинскими достижениями, на нашу грешную матушку Землю века 21-го, что нам приходит на ум, когда мы слышим про долгую жизнь и процветание? Правильно! Япония. Загадочная страна восходящего Солнца, населенная трудоголиками-извращенцами, подарившими миру хентай и автоматы по продаже ношеных девичьих трусиков. А также родина такого явления (ну хотя бы термина) как "хикикомори". Если кто вдруг не в теме этого модного словечка, то рекомендую посмотреть еще один японский фильм (третью новеллу фильма 2008 года "Токио") об актуальных проблемах современного общества (особенно японского). Называется "Сотрясающий Токио" ("Shaking Tokyo").
В фильме "Магазинные воришки" мы видим несколько другую Японию. Ту ее часть которая обычно не выставляется на показ туристам, и про которую сами японцы наверняка не все знают или предпочитают не знать или не замечать. Даже на канале у Шамова Дмитрия, где я предпочитаю черпать информацию о Японии, как-то не освещена эта сторона жизни Японии. Но она есть. Она не может не быть. Если где-то есть люди, которые живут хорошо, то должны быть люди, которые не вписались в систему, и живут по-другому. И этот фильм как раз про такую семью.
Честно признаюсь, когда я бегло прочел первые попавшиеся на этот фильм отзывы, то подумал что вот и в Японии появился свой Юрий Быков, и вытащил на свет божий то социальное дерьмецо, которое есть в любой стране. А тот бомонд, который обычно тусит на Канских кинофестивалях будет рад облагодетельствовать подобные фильмы, золотой пальмовой ветвью. Что собственно и произошло, и фильм Хирокадзу Корээда "Магазинные воришки" получил-таки свою золотую пальмовую ветвь на 71-м Каннском кинофестивале. Ибо как многим ЯПовцам (не японцам, а посетителям ресурса ЯП... ъ) известно, что "за д... мо всегда зелень!".
Однако я заблуждался. Хотя и самую малость. Возможно из-за особенности менталитета японцев и японской культуры фильм Хирокадзу Корээда не даёт в финале того ощущения безысходности и беспросветности которые дают фильмы Юрия Быкова. С другой стороны этот условный хеппи-энд, которым зафиналил свой фильм Корээда как-то попахивает неестественностью. Даже по японским меркам. И кто-то (автор Cbytl если быть точным) уже отмечал эту довольно смазанную концовку, далекую от сурового реализма при обычном разрешении подобных ситуации.
В центре сюжета нетипичная японская семья. Особенно нетипичная для современной Японии. Все три поколения живут вместе, причём ни в какой-то высокотехнологичной современной квартире, или в большом загородном доме, а в маленькой полуразвалившейся халупе, как ни странно сохранившейся в центре мегаполиса. Что кстати добавляет не только сочувствия малообеспеченной семье и злорадства (смотрите в Японии тоже есть бедные), но и в целом теплоты и ламповости японского быта в связке средневековой разрухи и тесноты крестьянской хижины, но в то же время набитой под завязку наряду с жильцами, всяким бытовым хламом. Большая часть из которого экспроприирована из ближайших магазинчиков (комбини, а то и вообще частных лавочек) этим самым бытовым хламом торгующим.
За фоны режиссеру отдельный плюс. Декорации построены со знанием психологии данного социального слоя (вздыхая оглядываю собственные залежи хлама). Когда по углам распихано то, что "когда-нибудь может пригодиться", когда вещи обновляются не потому, что вышли из моды, а потому что уже пришли в АБСОЛЮТНУЮ негодность. В общем, типичная картина быта, когда денег мало, а вещей много.
Но чтобы уж и совсем не перехвалить режиссера, отмечу и минус. Сцены то добычи вещей он показал, а вот сцены реализации как-то не особо. На словах было упомянуто "продам", а на практике как-то не показали еще семьи, которые покупают ворованное с рук. Видимо режиссер посчитал, что одной неблагополучной семьи достаточно, чтобы уж совсем страну не позорить.
Между прочим, воровство из магазинов не единственный источник доходов семьи. Отец семейства, по сути, работает на стройке, но видимо работа не особо высокооплачиваемая в Японии, что приходится "добирать" бюджет за счет воровства. Да и мать, работающая в прачечной, не особо терзается муками совести и найдя забытые в карманах материальные ценности. Но здесь хотя бы режиссер не забыл показать, что подруги и коллеги у нее такие же. Всё это контрастирует с заявлениями некоторых, что в Японии в прачечных не воруют, а возвращают найденные вещи. Соблазн есть всегда. И некоторое поддаются.
Кстати, помимо воровства, бабушкиной пенсии за мужа, и еще кое-каких денежных поступлений к бабуле (каких именно узнаете из фильма) есть еще одна статья семейного дохода. И эта статья дохода тоже часть жизни современной Японии. И хотя проституция в определении "половой акт за деньги" в Японии нелегальна, но зато помимо этого легально всё остальное, что позволяет снять накопившееся у мужчины напряжение, а молодым девушкам быть трудоустроенными. В общем, индустрия интим-услуг процветает. И в этой сфере работает Аки (назовем ее младшей сестрой матери семейства), девушка студенческого возраста.
И вот всё повествование и вертится вокруг этой семьи из 5+1 человек. Бабуля, семейная пара среднего возраста, девушка половозрелая, ребенок мальчик, и +1 "удочеренный" ребенок-девочка. Все тонкости их социальных связей вы узнаете в финале фильма, не буду рассказывать что почему да как. Ход режиссера довольно оригинальный, показывающий насколько многообразно может закрутиться жизнь и сплести судьбы нескольких людей воедино. И кровные узы здесь далеко не на первых ролях.
Однако, как я уже упоминал в пятом абзаце, ближе к финалу режиссер решил заняться обелением суровой реальности и добавить розовых пони. У мальчика пробуждается совесть после мотивирующей речи и поступка "жертвы" семейного "бизнеса" семьи Шибата и он совершает нелогичные поступки, влекущие за собой определенные последствия для всей семьи и одновременно рисующие власти Японии более гуманными, чем они есть (или должны быть) на самом деле.
Фильм буду рекомендовать просмотру, хотя и впечатления от него двоякие. С одной стороны ты понимаешь, что добрым отношениям в семье (без чрезмерной ругани, взаимных обвинений, без ненависти и претензий к друг-другу) стоит поучиться. И в современном жестоком капиталистическом мире, завязанном на деньги и карьеру так мало место классическим семейным ценностям и жизнь со своей жестокостью лезет в каждую семью, вплоть до нежелания иметь детей, а иногда и избавиться от уже имеющихся.
С другой стороны, семья всё-таки не Робины Гуды, и далеко не всегда (да никогда) их жертвы не были "денежные мешки". У "денежных мешков" и средства на защиту от воров (воришек) есть. А крадут они порой у "малого бизнеса" который порой сам не жирует. Ну и да, как говорится "страна непуганых идиотов" (с). У нас в каждом минимаркете охранник с монитором, на котором выведены несколько камер, а в Японии всё еще надеются на поголовную честность посетителей их торговой точки.
Но переносясь из века 23-го вселенной " Star Trek" со всеми ее социальными и медицинскими достижениями, на нашу грешную матушку Землю века 21-го, что нам приходит на ум, когда мы слышим про долгую жизнь и процветание? Правильно! Япония. Загадочная страна восходящего Солнца, населенная трудоголиками-извращенцами, подарившими миру хентай и автоматы по продаже ношеных девичьих трусиков. А также родина такого явления (ну хотя бы термина) как "хикикомори". Если кто вдруг не в теме этого модного словечка, то рекомендую посмотреть еще один японский фильм (третью новеллу фильма 2008 года "Токио") об актуальных проблемах современного общества (особенно японского). Называется "Сотрясающий Токио" ("Shaking Tokyo").
В фильме "Магазинные воришки" мы видим несколько другую Японию. Ту ее часть которая обычно не выставляется на показ туристам, и про которую сами японцы наверняка не все знают или предпочитают не знать или не замечать. Даже на канале у Шамова Дмитрия, где я предпочитаю черпать информацию о Японии, как-то не освещена эта сторона жизни Японии. Но она есть. Она не может не быть. Если где-то есть люди, которые живут хорошо, то должны быть люди, которые не вписались в систему, и живут по-другому. И этот фильм как раз про такую семью.
Честно признаюсь, когда я бегло прочел первые попавшиеся на этот фильм отзывы, то подумал что вот и в Японии появился свой Юрий Быков, и вытащил на свет божий то социальное дерьмецо, которое есть в любой стране. А тот бомонд, который обычно тусит на Канских кинофестивалях будет рад облагодетельствовать подобные фильмы, золотой пальмовой ветвью. Что собственно и произошло, и фильм Хирокадзу Корээда "Магазинные воришки" получил-таки свою золотую пальмовую ветвь на 71-м Каннском кинофестивале. Ибо как многим ЯПовцам (не японцам, а посетителям ресурса ЯП... ъ) известно, что "за д... мо всегда зелень!".
Однако я заблуждался. Хотя и самую малость. Возможно из-за особенности менталитета японцев и японской культуры фильм Хирокадзу Корээда не даёт в финале того ощущения безысходности и беспросветности которые дают фильмы Юрия Быкова. С другой стороны этот условный хеппи-энд, которым зафиналил свой фильм Корээда как-то попахивает неестественностью. Даже по японским меркам. И кто-то (автор Cbytl если быть точным) уже отмечал эту довольно смазанную концовку, далекую от сурового реализма при обычном разрешении подобных ситуации.
В центре сюжета нетипичная японская семья. Особенно нетипичная для современной Японии. Все три поколения живут вместе, причём ни в какой-то высокотехнологичной современной квартире, или в большом загородном доме, а в маленькой полуразвалившейся халупе, как ни странно сохранившейся в центре мегаполиса. Что кстати добавляет не только сочувствия малообеспеченной семье и злорадства (смотрите в Японии тоже есть бедные), но и в целом теплоты и ламповости японского быта в связке средневековой разрухи и тесноты крестьянской хижины, но в то же время набитой под завязку наряду с жильцами, всяким бытовым хламом. Большая часть из которого экспроприирована из ближайших магазинчиков (комбини, а то и вообще частных лавочек) этим самым бытовым хламом торгующим.
За фоны режиссеру отдельный плюс. Декорации построены со знанием психологии данного социального слоя (вздыхая оглядываю собственные залежи хлама). Когда по углам распихано то, что "когда-нибудь может пригодиться", когда вещи обновляются не потому, что вышли из моды, а потому что уже пришли в АБСОЛЮТНУЮ негодность. В общем, типичная картина быта, когда денег мало, а вещей много.
Но чтобы уж и совсем не перехвалить режиссера, отмечу и минус. Сцены то добычи вещей он показал, а вот сцены реализации как-то не особо. На словах было упомянуто "продам", а на практике как-то не показали еще семьи, которые покупают ворованное с рук. Видимо режиссер посчитал, что одной неблагополучной семьи достаточно, чтобы уж совсем страну не позорить.
Между прочим, воровство из магазинов не единственный источник доходов семьи. Отец семейства, по сути, работает на стройке, но видимо работа не особо высокооплачиваемая в Японии, что приходится "добирать" бюджет за счет воровства. Да и мать, работающая в прачечной, не особо терзается муками совести и найдя забытые в карманах материальные ценности. Но здесь хотя бы режиссер не забыл показать, что подруги и коллеги у нее такие же. Всё это контрастирует с заявлениями некоторых, что в Японии в прачечных не воруют, а возвращают найденные вещи. Соблазн есть всегда. И некоторое поддаются.
Кстати, помимо воровства, бабушкиной пенсии за мужа, и еще кое-каких денежных поступлений к бабуле (каких именно узнаете из фильма) есть еще одна статья семейного дохода. И эта статья дохода тоже часть жизни современной Японии. И хотя проституция в определении "половой акт за деньги" в Японии нелегальна, но зато помимо этого легально всё остальное, что позволяет снять накопившееся у мужчины напряжение, а молодым девушкам быть трудоустроенными. В общем, индустрия интим-услуг процветает. И в этой сфере работает Аки (назовем ее младшей сестрой матери семейства), девушка студенческого возраста.
И вот всё повествование и вертится вокруг этой семьи из 5+1 человек. Бабуля, семейная пара среднего возраста, девушка половозрелая, ребенок мальчик, и +1 "удочеренный" ребенок-девочка. Все тонкости их социальных связей вы узнаете в финале фильма, не буду рассказывать что почему да как. Ход режиссера довольно оригинальный, показывающий насколько многообразно может закрутиться жизнь и сплести судьбы нескольких людей воедино. И кровные узы здесь далеко не на первых ролях.
Однако, как я уже упоминал в пятом абзаце, ближе к финалу режиссер решил заняться обелением суровой реальности и добавить розовых пони. У мальчика пробуждается совесть после мотивирующей речи и поступка "жертвы" семейного "бизнеса" семьи Шибата и он совершает нелогичные поступки, влекущие за собой определенные последствия для всей семьи и одновременно рисующие власти Японии более гуманными, чем они есть (или должны быть) на самом деле.
Фильм буду рекомендовать просмотру, хотя и впечатления от него двоякие. С одной стороны ты понимаешь, что добрым отношениям в семье (без чрезмерной ругани, взаимных обвинений, без ненависти и претензий к друг-другу) стоит поучиться. И в современном жестоком капиталистическом мире, завязанном на деньги и карьеру так мало место классическим семейным ценностям и жизнь со своей жестокостью лезет в каждую семью, вплоть до нежелания иметь детей, а иногда и избавиться от уже имеющихся.
С другой стороны, семья всё-таки не Робины Гуды, и далеко не всегда (да никогда) их жертвы не были "денежные мешки". У "денежных мешков" и средства на защиту от воров (воришек) есть. А крадут они порой у "малого бизнеса" который порой сам не жирует. Ну и да, как говорится "страна непуганых идиотов" (с). У нас в каждом минимаркете охранник с монитором, на котором выведены несколько камер, а в Японии всё еще надеются на поголовную честность посетителей их торговой точки.
Общее впечатление | Хирокадзу Корээда конечно не Юрий Быков, но и Япония не Россия... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву45
Я его писал и плакал… неделю убил…
Как ты так умеешь?
Но у меня тоже есть проблема ближе к завершению отзыва написать ещё что-нибудь или уже закругляться, и как правило появляются внешние факторы которые помимо собственно падения вдохновения наступают на горло песне :)
Т.е. выступить в роли искусителя и воззвать профессиональному любопытству психолога у меня не получилось? Почему японцы такие и как среда и культура влияет на формирование таких типов личности?
но и там и там после таких упражнений болеть начинает
Старушка Европа да и теже американцы сколько негров и индейцев извели в позапрошлом веке.
Хех… маленькая закрытая страна да еще под протекторатом США.
по ТВ только кулинарные и развлекательные шоу, внешней политики и путешествий минимум.
Им категорически не хватает передач в стиле "Орел и Решка"
и Хирокадзу Корээда не Юрий Быков :)