Отзыв: Фильм "Тень" (2018) - Чувство долга по-азиатски
Достоинства: Великолепная графика, зрелищные бои, превосходная музыка, неподдельный накал страстей
Недостатки: Специфический сюжет, дерганый монтаж, непонятная концовка
Благодаря смелым экспериментам с камерой и светофильтрами, подкрепленным солидными бюджетами, Снайдер, Гербински и Дель Торо укоренились в массовом сознании как главные визуалы популярного кино. Так это или не совсем, но совершенно точно – не Заком, Гором и Гильермо едиными. Скажем, у заплутавшего в поисках необычного и графически совершенного фильма зрителя в запасе имеется Чжан Имоу – живая легенда китайского кинематографа, создатель прогремевших далеко за пределами Азии «Героя», «Дома летающих кинжалов» и «Проклятия золотого цветка». Ныне заслуженный мастер постарел, но судя по впечатлению, производимому свеженькой «Тенью», порох в пороховницах еще не отсырел. И подметить ряд интересных находок режиссера в исторической драме с обыгранной темой двойничества, самое милое дело.
Для начала, впрочем, необходимо отметить, что фильм на любителя. Точнее сказать, на эстета, и если вы относитесь к категории зрителей, которым всем китайцы на одно лицо, то рискуете сильно заплутать в перипетиях сюжета. А он меж тем не такой заумный, каким представляется поначалу. И вникать в тонкости государственного устройства Поднебесной в III веке н. э. ни к чему. Всё просто: в те годы среди китайской знати считалось обычным делом иметь подражателя, обычно простолюдина по происхождению, который исполнял бы роль высокопоставленного чиновника или военного, принимал бы на себя гнев правителя (если придется, конечно) и оставался верен своему наставнику до последней капли крови. Судьбе молодого генерала, той самой Тени, и посвящен фильм, где вылизанная до каллиграфического блеска, в оттенках серого картинка много важнее чисто художественной ценности.
В ходе просмотра не раз и не два посещает мысль, что Чжан Имоу не потребует от зрителя досконального знания своего стиля. Картина абсолютно самодостаточная и цельная, в ней нет явных отсылок к предыдущим работам режиссера, хотя, если кто не в курсе, именно он возродил моду на уся – полуфантастические азиатские фильмы с боевыми искусствами. Также необязательно оценивать, кто более честен и справедлив в картине: за каждым, как это водится по обе стороны Уральского хребта, своя правда. Военачальник верен своему сюзерену, тот преследует свои, сугубо меркантильные интересы, красивая госпожа разрывается между симпатиями к генералу и супружескими обязанностями, а коварный завоеватель уже ждет смельчака-противника. Колорит персонажей, их индивидуальная борьба с обстоятельствами придают фильму привкус добротной шекспировской трагедии, а это значит, что сумрачное полотно киноленты непременно украсится кровью.
«Тень» хороша зрелищными поединками, в которых используются разнообразные виды древнекитайского оружия, а приз зрительских симпатий закономерно уходит стальным зонтикам. Особенно сильно сняты батальные сцены под затяжной ливень и музыкальный аккомпанемент госпожи, томящейся в пещере рядом с настоящим генералом. И пусть не покидает ощущение изрядной сказочности происходящих событий, но это вполне отвечает особенностям режиссерского стиля. Ведь Чжан Имоу и в лучшие времена не гнался за строгим соответствием реальным историческим событиям. А уж после провала скучнейшей «Великой стены» с Мэттом Деймоном было бы просто глупо требовать от него азиатский пеплум. Нет, новая картина по стилистике скорее близка к современным блокбастерам, вроде тех, что снимал Снайдер по комиксам DC, но при этом она пропитана уважением к китайской живописи гохуа и национальному искусству в целом.
«Тень» относится к такого сорта фильмам, до просмотра которых лучше дозреть, настроиться на интеллектуальную волну и только потом окунуться на два часа в экзотическую культуру. Это путешествие получится не менее увлекательным, чем в условную Ваканду из «Черной Пантеры», а всё потому, что на экране жизнь и смерть настоящих людей с их пороками и недостатками. Уникальное искусство и великое мастерство не превращает их в мультяшных персонажей, и этим фильм выгодно отличается от многих западных собратьев. Имоу опирается на самые обычные и понятные каждому человеку ценности: верность присяге, любовь, храбрость и отвагу. Возможно, китайскому режиссеру потихоньку отказывает чувство моды и способность чувствовать тренды, но он может себе это позволить. Щепетильность в создании графического чуда с настоящими душевной и физической болью требует жертв, а конечный результат окупил их все.
Для начала, впрочем, необходимо отметить, что фильм на любителя. Точнее сказать, на эстета, и если вы относитесь к категории зрителей, которым всем китайцы на одно лицо, то рискуете сильно заплутать в перипетиях сюжета. А он меж тем не такой заумный, каким представляется поначалу. И вникать в тонкости государственного устройства Поднебесной в III веке н. э. ни к чему. Всё просто: в те годы среди китайской знати считалось обычным делом иметь подражателя, обычно простолюдина по происхождению, который исполнял бы роль высокопоставленного чиновника или военного, принимал бы на себя гнев правителя (если придется, конечно) и оставался верен своему наставнику до последней капли крови. Судьбе молодого генерала, той самой Тени, и посвящен фильм, где вылизанная до каллиграфического блеска, в оттенках серого картинка много важнее чисто художественной ценности.
В ходе просмотра не раз и не два посещает мысль, что Чжан Имоу не потребует от зрителя досконального знания своего стиля. Картина абсолютно самодостаточная и цельная, в ней нет явных отсылок к предыдущим работам режиссера, хотя, если кто не в курсе, именно он возродил моду на уся – полуфантастические азиатские фильмы с боевыми искусствами. Также необязательно оценивать, кто более честен и справедлив в картине: за каждым, как это водится по обе стороны Уральского хребта, своя правда. Военачальник верен своему сюзерену, тот преследует свои, сугубо меркантильные интересы, красивая госпожа разрывается между симпатиями к генералу и супружескими обязанностями, а коварный завоеватель уже ждет смельчака-противника. Колорит персонажей, их индивидуальная борьба с обстоятельствами придают фильму привкус добротной шекспировской трагедии, а это значит, что сумрачное полотно киноленты непременно украсится кровью.
«Тень» хороша зрелищными поединками, в которых используются разнообразные виды древнекитайского оружия, а приз зрительских симпатий закономерно уходит стальным зонтикам. Особенно сильно сняты батальные сцены под затяжной ливень и музыкальный аккомпанемент госпожи, томящейся в пещере рядом с настоящим генералом. И пусть не покидает ощущение изрядной сказочности происходящих событий, но это вполне отвечает особенностям режиссерского стиля. Ведь Чжан Имоу и в лучшие времена не гнался за строгим соответствием реальным историческим событиям. А уж после провала скучнейшей «Великой стены» с Мэттом Деймоном было бы просто глупо требовать от него азиатский пеплум. Нет, новая картина по стилистике скорее близка к современным блокбастерам, вроде тех, что снимал Снайдер по комиксам DC, но при этом она пропитана уважением к китайской живописи гохуа и национальному искусству в целом.
«Тень» относится к такого сорта фильмам, до просмотра которых лучше дозреть, настроиться на интеллектуальную волну и только потом окунуться на два часа в экзотическую культуру. Это путешествие получится не менее увлекательным, чем в условную Ваканду из «Черной Пантеры», а всё потому, что на экране жизнь и смерть настоящих людей с их пороками и недостатками. Уникальное искусство и великое мастерство не превращает их в мультяшных персонажей, и этим фильм выгодно отличается от многих западных собратьев. Имоу опирается на самые обычные и понятные каждому человеку ценности: верность присяге, любовь, храбрость и отвагу. Возможно, китайскому режиссеру потихоньку отказывает чувство моды и способность чувствовать тренды, но он может себе это позволить. Щепетильность в создании графического чуда с настоящими душевной и физической болью требует жертв, а конечный результат окупил их все.
Общее впечатление | Чувство долга по-азиатски |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву20
Попытка разделить фильм на достоинства и неDO$татки - однозначно зачёт и плюс.
Радует то, что автор продолжает искать новые формы, средства и способы подачи материала. Прочитав первый абзац хотя там и явственно чуются привкусы фирменных специй товарища Найтмара, но таки тут он какой-то не такой. Помните у Хазанова. Сколько можно жить в экспериментальных домах, пусть люди поживут в обычных - вот это будет эксперимент. Так вот сколько можно товарищу Найтмару заниматься мягким и ламповым экспериментальным литературным арт-хаусом - вот пусть он напишет классику. Вот это будет эксперимент. И ведь таки написал он… Так что второй плюс за сам факт того, что автор выкатывает нечто новое. Вот это эксперимент. ;)
Второй абзац понравился меньше. Как-то многословно. и вроде лексика нормальная. Слова в принципе подобраны, но вот как-то избыточно получилось и как-то тяжеловато. В принципе логика повестWoWания понятно… вот бы ещё эргономику подлатать.
Третий абзац. Текст стремительно теряет темп. Печалька. Во вторых автор и сам порой то ли по недогляду то ли ещё по какой причине, но уПОРНО роет себе могилу вот типичные примеры
>>>В ходе просмотра не раз и не два посещает мысль, что Чжан Имоу не потребует от зрителя досконального знания своего стиля.
<<<Кто этот парень и почему я должен знать тонкости его стиля? Это что, какое-то офигительно уникальное кино, которое если не знать фирменных фишек автора то ничего не поймёшь. Я понимаю когда речь идёт о франШИЗЕ ну или там у автора есть какие-то ну прям таки офигительно фирменные штучки что прям только он один их использует…
или вот ещё
>>>Также необязательно оценивать
<<<Если не обязательно то зачем вообще?
Предпоследний абзац. Я немного заскучал… Ааа так тут про какой-то очередной китайский махач пропущенный через светофильтр DC. То-то я читаю и чую что всё как-то мимо меня движется… Ну тогды понятно. Не мой кинофильмец.
Последний абзац караул, война и немцы… Во-первых немного печалит что автор видимо чуя, что что-то идёт не так решает задействовать некие критические штампы которые по любому сработают. Ладно… его право но вот это
>>>новая картина по стилистике скорее близка к современным блокбастерам, вроде тех, что снимал Снайдер по комиксам DC,
<<<и далее
>>> до такого фильма лучше дозреть, настроиться на его интеллектуальную волну и только потом окунуться на два часа в чужую культуру.
<<<ЭЭэ брат сдаётся мне что тут меня кто-то хочет запутать… это с каких это пор современные блокбастеры стали требовать отдельной настройки интеллектуальной сферы да при том не просто блокбастеры на подобии Титаника, а блокбастеры на платформер комиксов… что-то здесь не чисто… только вот что… Тем не менее первый зачёт от меня на этом сайте у тебя можно занести в портфолио.
мимо этот фильм прошёл, надо бы глянуть.