Отзыв: Гродненский государственный музей истории религии (Беларусь, Гродно) - Страницы истории сквозь призму религии... Годный музей!
Достоинства: Расположение, интересные экспозиции, дружелюбный персонал
Недостатки: Без экскурсовода часть экспонатов просто пропускаешь
После успешных и плодотворных экскурсий по городу Гродно я приступил к изучению его музеев. И первым стал Гродненский государственный музей истории религии.
Первоначально он именовался - Республиканский музей атеизма и истории религии и обретался в здании бывшего монастыря базилианок.
Экспозиции здесь организованы следующим образом. Есть две большие, постоянные (стационарные). И есть временные выставки, за отдельную плату. Оно бы и ничего, если бы во время их проведения не "заимствовали" экспонаты с основных стендов! ;(
Билет на осмотр основных экспозиций стоит очень демократично - 3.5 рубля новыми. Фотосъёмка разрешена, доплата за нее - не требуется!
Первая постоянная экспозиция называется "Эпоха. Время. Здание".
И вот мы пришли к началу второй стационарной экспозиции - "Религия и культура в Беларуси".
Христианство византийского образца пришло на наши земли в конце X века, спустя всего несколько лет после крещения Руси.
То, что не получилось силой, решила политика. В XIV веке великий князь литовский Ягайло заключил династический союз, в обмен на польскую корону он взялся окатоличивать свою "элиту". Так был запущен процесс, вследствие которого наши земли, на столетия вперёд, стали практически... "шахматной доской" для двух ветвей христианства.
Здесь сразу бросается в глаза картина, где изображен великий исторический деятель эпохи Возрождения, просветитель, философ-гуманист - Франциск Скорина. Помимо всего прочего, это он перевел Библию на старобелорусский язык.
А храмы тогда часто строили так называемого "оборонного типа".
Оцените иронию - некогда непримиримые враги теперь мирно сосуществуют на одной "жилплощади"! ;))
Ведь оценки Берестейской (Брестской) унии разнятся диаметрально. Одни считают ее прогрессивным явлением, другие - своеобразным "тараном", и даже - "плодом стремления Ватикана хоть чучелком, хоть тушкой продвинуться на восток".
Вхождение земель бывшего Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой, вкупе с продвижением униатства, резко склонило чашу весов в пользу католицизма. Православной церкви пришлось озаботиться проблемой элементарного выживания. И здесь свою роль сыграли братства - добровольные объединения верующих.
Это - зал "Христианство и культура на белорусских землях в последней трети XVIII — нач. XX в." На портрете - Станислав Богуш-Сестренцевич, митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи, а по совместительству - выдающийся общественный деятель и просветитель.
Неоднократно доводилось слышать, хочется верить - байку, что существовала "программа", согласно которой в БССР к 2000-му году не должно было остаться ни одного действующего храма...
В общем и целом, я остался доволен экскурсией. Полтора часа времени потрачены с толком, плюс отлично "выгулял" свой новый фотоаппарат. Отдельный респект - доброжелательному персоналу музея.
Единственное сожаление связано с тем, что пришел один, а не в составе группы. Без экскурсовода значительную часть экспонатов вольно-невольно пропускаешь...
Так что несмотря на обилие фото, отзыв отражает лишь часть сокровищ музея. Впрочем, это и хорошо.
Гродненский государственный музей истории религии можно уверенно рекомендовать как тем, кто интересуется религией, так и тем, кому интересна история страны. Так что его можно и дОлжно включить в план экскурсий, наравне с музеями на Замковой горе.
Первоначально он именовался - Республиканский музей атеизма и истории религии и обретался в здании бывшего монастыря базилианок.
Экспозиции здесь организованы следующим образом. Есть две большие, постоянные (стационарные). И есть временные выставки, за отдельную плату. Оно бы и ничего, если бы во время их проведения не "заимствовали" экспонаты с основных стендов! ;(
Билет на осмотр основных экспозиций стоит очень демократично - 3.5 рубля новыми. Фотосъёмка разрешена, доплата за нее - не требуется!
Первая постоянная экспозиция называется "Эпоха. Время. Здание".
И вот мы пришли к началу второй стационарной экспозиции - "Религия и культура в Беларуси".
Христианство византийского образца пришло на наши земли в конце X века, спустя всего несколько лет после крещения Руси.
То, что не получилось силой, решила политика. В XIV веке великий князь литовский Ягайло заключил династический союз, в обмен на польскую корону он взялся окатоличивать свою "элиту". Так был запущен процесс, вследствие которого наши земли, на столетия вперёд, стали практически... "шахматной доской" для двух ветвей христианства.
Здесь сразу бросается в глаза картина, где изображен великий исторический деятель эпохи Возрождения, просветитель, философ-гуманист - Франциск Скорина. Помимо всего прочего, это он перевел Библию на старобелорусский язык.
А храмы тогда часто строили так называемого "оборонного типа".
Оцените иронию - некогда непримиримые враги теперь мирно сосуществуют на одной "жилплощади"! ;))
Ведь оценки Берестейской (Брестской) унии разнятся диаметрально. Одни считают ее прогрессивным явлением, другие - своеобразным "тараном", и даже - "плодом стремления Ватикана хоть чучелком, хоть тушкой продвинуться на восток".
Вхождение земель бывшего Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой, вкупе с продвижением униатства, резко склонило чашу весов в пользу католицизма. Православной церкви пришлось озаботиться проблемой элементарного выживания. И здесь свою роль сыграли братства - добровольные объединения верующих.
Это - зал "Христианство и культура на белорусских землях в последней трети XVIII — нач. XX в." На портрете - Станислав Богуш-Сестренцевич, митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи, а по совместительству - выдающийся общественный деятель и просветитель.
Неоднократно доводилось слышать, хочется верить - байку, что существовала "программа", согласно которой в БССР к 2000-му году не должно было остаться ни одного действующего храма...
В общем и целом, я остался доволен экскурсией. Полтора часа времени потрачены с толком, плюс отлично "выгулял" свой новый фотоаппарат. Отдельный респект - доброжелательному персоналу музея.
Единственное сожаление связано с тем, что пришел один, а не в составе группы. Без экскурсовода значительную часть экспонатов вольно-невольно пропускаешь...
Так что несмотря на обилие фото, отзыв отражает лишь часть сокровищ музея. Впрочем, это и хорошо.
Гродненский государственный музей истории религии можно уверенно рекомендовать как тем, кто интересуется религией, так и тем, кому интересна история страны. Так что его можно и дОлжно включить в план экскурсий, наравне с музеями на Замковой горе.
Время использования | 1 экскурсия |
Стоимость | 110 ₽ |
Год посещения | 2019 |
Страна | Беларусь |
Регион (край, область, штат) | Гродненская область |
Город или поселок | Гродно |
Улица | Замковая |
Дом № | 16 |
Общее впечатление | Страницы истории сквозь призму религии... Годный музей! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву23
а если уж казачество "как класс" установку ввели и почти полностью выполнили, то и про декретЪ о полном уничтожении церквей узнать не удивлюсь.
Возникла мысль, сколько же религий готовы были ради денег жителей этих земель, идти на любые неблаговидные поступки (скажем мягко), а тем более войны…(((
Мне всё-таки кажется, нельзя любую веру насаждать насильно!
В том числе и безбожие…
Белоруссия как образец мирного сосуществования пяти религий.