Отзыв: Фильм "Шумный день" (1960) - Фильм загляденье
Достоинства: Качественный,продуманный,интересные,сюжет раскрыт как надо,в некоторых местах юмористический
Недостатки: Страшнее всего в этом фильме то, что самодурственная властность, запредельная требовательность и одновременно предельная беззащитность перед злом матери
Не знаю, почему фильм записали в комедии. Может, потому, что он чем-то напоминает «Я шагаю по Москве», который Данелия, впрочем, тоже не задумывал как комедию. В «Шумном дне» нет прогулок по Москве, погонь за карманниками и душевных песен на эскалаторе. Да и Москвы как таковой нет; практически все камерное действие упаковали в одну московскую квартиру семьи Савиных.
Зато есть свой Михалков — юный Олег Табаков, мечущийся школьник-мечтатель. Он на ходу сочиняет стихи, одиноко восстает против хама и вообще любит быть в каждой бочке затычкой. 25-летний Табаков буквально обдает шквалом эмоций: радость, злость, отчаяние, любовь! Только ради него уже стоит посмотреть картину. Словно волчок, он непрервыно крутится на экране все полтора часа, создавая вокруг себя сумятицу. Идеалист, чистый душой и помыслами, на фоне которого так легко показывать пороки взрослого мира.
В общем-то, уже здесь можно обвинить авторов в выборе наиболее легкого пути. Мне не понравилось, как искусственно они поделели персонажей на «плохих» и «хороших», и как это сразу бросается в глаза. Например, жена старшего из братьев Савиных Леночка — зло в абсолюте. Она ни с кем не считается, презирает своего мужа-тюфяка, заставляет квартиру дорогой мебелью так, что не продохнуть, и — о, ужас — мечтает об отдельной жилплощади! Очень уж в СССР любили обще жить.
Это не нравится матери в исполнении замечательной Валентины Сперантовой. Муж погиб на фронте, сама она живет в окружении четверых детей, тихая и подавленная. Ее фигура, наверное, единственная неоднозначная на весь фильм: воплощение любящей матери — с одной стороны, и эгоистка, готовая поселить сомнение в сердце и без того безвольного Феденьки, лишь бы не разлучаться с ним — с другой.
Еще один злодей предстает в виде грубого провинцила Ивана Лапшина (да-да!), третий год приезжающего вместе с сыном в Москву проведать спекулянтов. Живет у соседей, чаи гоняет у Савиных. Раз сев за стол, он умудряется наговорить столько гадостей про всех вокруг, что возникает вопрос: а почему эта — пускай и интеллигентная — семья несколько лет подряд пускает на порог откровенного ублюдка? Не из-за пришибленного же Лапшина-мл., который раз в год томно глазеет на Савину-мл.? К ней к тому же сватается весьма завидный жених, хотя советская мораль и тут не дает сбоя…
Быдло — интеллигент, мещанин — бессребренник, плохой — хороший. Из таких простых конфликтов и складывается драма «Шумного дня». Типичная для своего времени бытовая драма, которая не блещет ни режиссурой, ни диалогами. Зато есть молодой и дико талантливый Олег Табаков с зарядом энергии, бьющей ключом. Ему удается оживлять самые серые моменты и заставлять улыбаться там, где нет ничего смешного. Наверное, поэтому фильм и записали в комедии.
Зато есть свой Михалков — юный Олег Табаков, мечущийся школьник-мечтатель. Он на ходу сочиняет стихи, одиноко восстает против хама и вообще любит быть в каждой бочке затычкой. 25-летний Табаков буквально обдает шквалом эмоций: радость, злость, отчаяние, любовь! Только ради него уже стоит посмотреть картину. Словно волчок, он непрервыно крутится на экране все полтора часа, создавая вокруг себя сумятицу. Идеалист, чистый душой и помыслами, на фоне которого так легко показывать пороки взрослого мира.
В общем-то, уже здесь можно обвинить авторов в выборе наиболее легкого пути. Мне не понравилось, как искусственно они поделели персонажей на «плохих» и «хороших», и как это сразу бросается в глаза. Например, жена старшего из братьев Савиных Леночка — зло в абсолюте. Она ни с кем не считается, презирает своего мужа-тюфяка, заставляет квартиру дорогой мебелью так, что не продохнуть, и — о, ужас — мечтает об отдельной жилплощади! Очень уж в СССР любили обще жить.
Это не нравится матери в исполнении замечательной Валентины Сперантовой. Муж погиб на фронте, сама она живет в окружении четверых детей, тихая и подавленная. Ее фигура, наверное, единственная неоднозначная на весь фильм: воплощение любящей матери — с одной стороны, и эгоистка, готовая поселить сомнение в сердце и без того безвольного Феденьки, лишь бы не разлучаться с ним — с другой.
Еще один злодей предстает в виде грубого провинцила Ивана Лапшина (да-да!), третий год приезжающего вместе с сыном в Москву проведать спекулянтов. Живет у соседей, чаи гоняет у Савиных. Раз сев за стол, он умудряется наговорить столько гадостей про всех вокруг, что возникает вопрос: а почему эта — пускай и интеллигентная — семья несколько лет подряд пускает на порог откровенного ублюдка? Не из-за пришибленного же Лапшина-мл., который раз в год томно глазеет на Савину-мл.? К ней к тому же сватается весьма завидный жених, хотя советская мораль и тут не дает сбоя…
Быдло — интеллигент, мещанин — бессребренник, плохой — хороший. Из таких простых конфликтов и складывается драма «Шумного дня». Типичная для своего времени бытовая драма, которая не блещет ни режиссурой, ни диалогами. Зато есть молодой и дико талантливый Олег Табаков с зарядом энергии, бьющей ключом. Ему удается оживлять самые серые моменты и заставлять улыбаться там, где нет ничего смешного. Наверное, поэтому фильм и записали в комедии.
Общее впечатление | Фильм загляденье |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву