Отзыв: Книга "Драконьи истории" - Кира Измайлова - Много драконов, и налет женского шовинизма
Достоинства: много красивых драконов-оборотней, неожиданные повороты сюжета, без эротических штампов и подробностей
Недостатки: женский шовинизм, пара этически сомнительных моментов
Сами по себе сюжеты весьма неплохи. Моменты с превращением человека в дракона всегда драматичны и убедительны. Красота и лиричность наличествуют. (Даром, что про пресловутые цветущие маки в степи упомянуто, наверное, раз десять - а мне всякий раз было приятно представлять картинку). Драконов много, красивых и разных, хоть все они и являются членами одного семейства. Только классического китайского дракона мне не хватило, такого, чтоб мог землетрясения вызывать или штормы (ладно уж, обойдемся в условной Европе без цунами;)). Азиль, вроде бы, внешне похожа на такого, но не более того. Язык книги легкий, приятный. Каждая история - это история любви дракона и человека. Секса - по минимуму, без подробностей, что меня, разумеется, порадовало. Какого-то особого юмора я в книжке не увидела, а вот уничижительное отношение к мужчинам, увы, имеет место быть.
Словом, всё было бы хорошо, если б не первая история - "Дракон, который не любил летать". Автор не скрывает, что задумывалась она, как фанфик по миру и драконам "Ритуала" М. и С. Дяченко. Скажу сразу, что самой любимой моей вещью у этих авторов "Ритуал" не является, но тем не менее, я очень хорошо отношусь к этой фэнтезийной сказке для взрослых и прекрасно помню, какие там драконы (точнее, дракон там один, но по нему вполне можно судить обо всех остальных) - индивидуалисты, которым одиночество, в принципе, не может быть в тягость, существа могучие, сильные (и внешне и внутренне), свободные. Я уверена, что никто из них, вне зависимости от своего пола, не потерпел бы ни малейшего диктата ни от родных, ни от любимой или любимого, и сам бы диктатором не стал, потому что раз дракон так ценит индивидуализм и свободолюбие в себе, то и детей своих захочет видеть такими же. Да, что там - сами драконьи обычаи способствуют укреплению в драконах именно этих черт, что уже достигло своей крайней точки, в результате чего драконы, как вид, неумолимо вымирают. Здесь же у нас - дракон-рохля, изначально задавленный матерью и сестрой, жалующийся, что он "совсем озверел от одиночества и покорно подчиняющийся властной, хоть и любящей человеческой женщине Эдне. Да ещё и страдающий физическим дефектом, который он тщательно скрывает (вернее, пытается скрывать) и мучается тайным страхом "А вдруг я упаду где-нибудь в пустыне или в скалах и буду долго и мучительно подыхать?" Ё моё, такая психология присуща человеку, который подсознательно знает, что выживать продуктивнее в стае, но никак не дракону! Тем более, Дяченковскому. Эдна же, в свою очередь, уверена что мужчины все балбесы, без женщины пропадут, и поэтому даже любимого мужчину надо "строить" как непослушного, неряшливого ребенка и ухаживать за ним соответственно. Ха, попробовала бы она, например, загнать в ванну Армана, хоть книжного, хоть киношного! (сценарий к фильму "Он - дракон" тоже Дяченко писали, хотя там совсем другая история, другой дракон и другая девушка"). Или насильно поить его водой с содой, спасая от отравления. Так следует ухаживать за ребенком или за подростком, но не за взрослым мужчиной, с которым ты готова прожить жизнь. Впрочем, автор не обманывает ожиданий своей героини - даже в критические минуты, когда нужна мужская решимость, по её авторской воле от Бриана очень мало толку или вообще никакого - Эдне всё приходится делать самой. Мужчина для Эдны - это большой ребенок, нужный, наверное, только для размножения, раз уж женщины ещё оплодотворять себя сами не научились. Не спорю, среди мужчин полно нерешительных подкаблучников, и некоторые из таких даже бывают вполне счастливы рядом с властными женами, любящими покомандовать, но зачем делать такого мужчину драконом, мне не совсем понятно. В самом образе дракона слишком много от мужского начала в традиционном его понимании, и подобного рода "разрыв шаблона" от Измайловой меня как-то не очень радует. Никакой связи с "Ритуалом" лично я тут не вижу. Дочитывала только потому, что мне хотелось узнать, откуда взялись Руки, но ответа на этот вопрос так и не дала ни одна из 4 историй.
Ладно, идем дальше. Дальше драконы уже "свои", с книгой Дяченко не связанные, живут большой семейной группой. История "Рыжий дракон" мне понравилась, она, нежная, красивая и немного наивная, как и главная её героиня - девушка из степного народа Азиль. Она - единственная деликатная девушка во всем сборнике, она единственная, кто обращается к Рукам "Руки, добрые помощники" - прям, как в сказке... "Розовых соплей" лично я там не увидела, зато есть полеты человека на драконе - среди облаков и под звездами. Только автору всё-таки следовало в такие моменты Азиль потеплее одевать, как Дяченко с Ютой делали, - а то по логике её попе должно быть обжигающе жарко, а голове и плечам, наоборот, холодно;) И дракон Дариан, вроде, нормальный парень, только вот не понравилось мне, что рыбаки в поселке, оказывается, не только не боятся драконов, но и считают их Хранителями и бывают рады, когда дракон в человеческом обличье заделывает очередной рыбачке очередного добрачного ребеночка. Драконом этот ребеночек, правда, всё равно автоматически не станет, но ведь от Хранителя же! Прям не условная Европа, а условный Восток какой-то, или скорее Африка!;) А чего тогда, спрашивается, Бриан в первой истории опасался даже просто пролетать над поселком слишком часто? И ещё не понравилось, что Дариан слишком много говорит о своей прабабушке, а о матери с отцом - практически ничего. Будто они его и не растили вовсе, не воспитывали, не учили ничему... И совсем не понравилось, что Эдна запретила правнуку принимать участие в битве. Тут и у нее, и у автора двойные стандарты - мне лично кажется, что раз "мальчик" достаточно взрослый для того, чтобы жениться, то и бой ему тоже можно. Впрочем, Эдна, похоже, любимый персонаж автора, она присутствует во всех 4 историях, привычно всеми командует и не права, видимо, не бывает по определению;) Так что Дариан безропотно подчинился - а жаль...
И полигамия драконам зачем?...
"Дракон в крапинку". Приятно. Ариш - лапочка. Жаль, что Азиль, видимо, общаясь с Эдной, утратила свою прежнюю деликатность, научилась говорить о своих детях и внуках мужского пола в пренебрежительном тоне. Раскрывается суть понятия "взлететь" и почему не все люди-избранники драконов это могут. А ещё драконы окончательно обосновались в Алой долине и совсем не чураются технического прогресса;) Очередной этически сомнительный момент - а допустимо ли "шаманить" с чужой памятью?...
"Отставной дракон" Драконы не просто не чураются технического прогресса - некоторые из них ещё и обожают пилотировать самолеты. Чрезмерная напористость Литты в отношении Фалька раздражала на порядок меньше, нежели напористость Эдны в отношении Бриана в первой истории - всё-таки тут приходится не семейные отношения строить, а товарища и "по совместительству" любимого мужчину из скрытой депрессии вытаскивать... Хотя сам подход "Никуда не денешься - влюбишься и женишься" меня не слишком вдохновляет. Я всё-таки полагаю, что нельзя _заставить_ взлететь, _заставить_ снова полюбить жизнь... Встряхнуть - да, но не более того. Фальк, его взлет описаны здорово, зацепили. А вот в то, что бывший военный летчик не решился выстрелить себе в висок, мне как-то не очень верится... Откровенная мэри-сьюшность Литты раздражала - ну драконица она, и что? Всё из-за этого должны прямо ей в ножки падать?... И вообще зачем автору непременно нужно, чтобы даже достойный мужчина был непременно "меньше" избравшей его женщины? Отдает каким-то шовинизмом, однако...
Но книгу я всё же рекомендую. Женской аудитории, любящей фэнтези про драконов. Сама другие книги Измайловой открывать буду, но если увижу вторую Эдну - тут же закрою;) А в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки, остальное - правда.
Словом, всё было бы хорошо, если б не первая история - "Дракон, который не любил летать". Автор не скрывает, что задумывалась она, как фанфик по миру и драконам "Ритуала" М. и С. Дяченко. Скажу сразу, что самой любимой моей вещью у этих авторов "Ритуал" не является, но тем не менее, я очень хорошо отношусь к этой фэнтезийной сказке для взрослых и прекрасно помню, какие там драконы (точнее, дракон там один, но по нему вполне можно судить обо всех остальных) - индивидуалисты, которым одиночество, в принципе, не может быть в тягость, существа могучие, сильные (и внешне и внутренне), свободные. Я уверена, что никто из них, вне зависимости от своего пола, не потерпел бы ни малейшего диктата ни от родных, ни от любимой или любимого, и сам бы диктатором не стал, потому что раз дракон так ценит индивидуализм и свободолюбие в себе, то и детей своих захочет видеть такими же. Да, что там - сами драконьи обычаи способствуют укреплению в драконах именно этих черт, что уже достигло своей крайней точки, в результате чего драконы, как вид, неумолимо вымирают. Здесь же у нас - дракон-рохля, изначально задавленный матерью и сестрой, жалующийся, что он "совсем озверел от одиночества и покорно подчиняющийся властной, хоть и любящей человеческой женщине Эдне. Да ещё и страдающий физическим дефектом, который он тщательно скрывает (вернее, пытается скрывать) и мучается тайным страхом "А вдруг я упаду где-нибудь в пустыне или в скалах и буду долго и мучительно подыхать?" Ё моё, такая психология присуща человеку, который подсознательно знает, что выживать продуктивнее в стае, но никак не дракону! Тем более, Дяченковскому. Эдна же, в свою очередь, уверена что мужчины все балбесы, без женщины пропадут, и поэтому даже любимого мужчину надо "строить" как непослушного, неряшливого ребенка и ухаживать за ним соответственно. Ха, попробовала бы она, например, загнать в ванну Армана, хоть книжного, хоть киношного! (сценарий к фильму "Он - дракон" тоже Дяченко писали, хотя там совсем другая история, другой дракон и другая девушка"). Или насильно поить его водой с содой, спасая от отравления. Так следует ухаживать за ребенком или за подростком, но не за взрослым мужчиной, с которым ты готова прожить жизнь. Впрочем, автор не обманывает ожиданий своей героини - даже в критические минуты, когда нужна мужская решимость, по её авторской воле от Бриана очень мало толку или вообще никакого - Эдне всё приходится делать самой. Мужчина для Эдны - это большой ребенок, нужный, наверное, только для размножения, раз уж женщины ещё оплодотворять себя сами не научились. Не спорю, среди мужчин полно нерешительных подкаблучников, и некоторые из таких даже бывают вполне счастливы рядом с властными женами, любящими покомандовать, но зачем делать такого мужчину драконом, мне не совсем понятно. В самом образе дракона слишком много от мужского начала в традиционном его понимании, и подобного рода "разрыв шаблона" от Измайловой меня как-то не очень радует. Никакой связи с "Ритуалом" лично я тут не вижу. Дочитывала только потому, что мне хотелось узнать, откуда взялись Руки, но ответа на этот вопрос так и не дала ни одна из 4 историй.
Ладно, идем дальше. Дальше драконы уже "свои", с книгой Дяченко не связанные, живут большой семейной группой. История "Рыжий дракон" мне понравилась, она, нежная, красивая и немного наивная, как и главная её героиня - девушка из степного народа Азиль. Она - единственная деликатная девушка во всем сборнике, она единственная, кто обращается к Рукам "Руки, добрые помощники" - прям, как в сказке... "Розовых соплей" лично я там не увидела, зато есть полеты человека на драконе - среди облаков и под звездами. Только автору всё-таки следовало в такие моменты Азиль потеплее одевать, как Дяченко с Ютой делали, - а то по логике её попе должно быть обжигающе жарко, а голове и плечам, наоборот, холодно;) И дракон Дариан, вроде, нормальный парень, только вот не понравилось мне, что рыбаки в поселке, оказывается, не только не боятся драконов, но и считают их Хранителями и бывают рады, когда дракон в человеческом обличье заделывает очередной рыбачке очередного добрачного ребеночка. Драконом этот ребеночек, правда, всё равно автоматически не станет, но ведь от Хранителя же! Прям не условная Европа, а условный Восток какой-то, или скорее Африка!;) А чего тогда, спрашивается, Бриан в первой истории опасался даже просто пролетать над поселком слишком часто? И ещё не понравилось, что Дариан слишком много говорит о своей прабабушке, а о матери с отцом - практически ничего. Будто они его и не растили вовсе, не воспитывали, не учили ничему... И совсем не понравилось, что Эдна запретила правнуку принимать участие в битве. Тут и у нее, и у автора двойные стандарты - мне лично кажется, что раз "мальчик" достаточно взрослый для того, чтобы жениться, то и бой ему тоже можно. Впрочем, Эдна, похоже, любимый персонаж автора, она присутствует во всех 4 историях, привычно всеми командует и не права, видимо, не бывает по определению;) Так что Дариан безропотно подчинился - а жаль...
И полигамия драконам зачем?...
"Дракон в крапинку". Приятно. Ариш - лапочка. Жаль, что Азиль, видимо, общаясь с Эдной, утратила свою прежнюю деликатность, научилась говорить о своих детях и внуках мужского пола в пренебрежительном тоне. Раскрывается суть понятия "взлететь" и почему не все люди-избранники драконов это могут. А ещё драконы окончательно обосновались в Алой долине и совсем не чураются технического прогресса;) Очередной этически сомнительный момент - а допустимо ли "шаманить" с чужой памятью?...
"Отставной дракон" Драконы не просто не чураются технического прогресса - некоторые из них ещё и обожают пилотировать самолеты. Чрезмерная напористость Литты в отношении Фалька раздражала на порядок меньше, нежели напористость Эдны в отношении Бриана в первой истории - всё-таки тут приходится не семейные отношения строить, а товарища и "по совместительству" любимого мужчину из скрытой депрессии вытаскивать... Хотя сам подход "Никуда не денешься - влюбишься и женишься" меня не слишком вдохновляет. Я всё-таки полагаю, что нельзя _заставить_ взлететь, _заставить_ снова полюбить жизнь... Встряхнуть - да, но не более того. Фальк, его взлет описаны здорово, зацепили. А вот в то, что бывший военный летчик не решился выстрелить себе в висок, мне как-то не очень верится... Откровенная мэри-сьюшность Литты раздражала - ну драконица она, и что? Всё из-за этого должны прямо ей в ножки падать?... И вообще зачем автору непременно нужно, чтобы даже достойный мужчина был непременно "меньше" избравшей его женщины? Отдает каким-то шовинизмом, однако...
Но книгу я всё же рекомендую. Женской аудитории, любящей фэнтези про драконов. Сама другие книги Измайловой открывать буду, но если увижу вторую Эдну - тут же закрою;) А в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки, остальное - правда.
Общее впечатление | Много драконов, и налет женского шовинизма |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву