Отзыв: Ламповый предусилитель Aiyima 6K4 с Bluetooth и темброблоком - Радиолампы в бюджетном сегменте.
Достоинства: Чистое и приятное звучание. Удобный регулятор громкости. Работа регуляторов тембра на подъём или завал АЧХ.
Недостатки: Всего единственный аудиовход без коммутации, не считая аудиовхода Bluetooth.
Китайцы поступили просто и эффективно. Под торговой маркой "AIYIMA" они выпустили небольшую линейку комбинированных ламповых моделей усилителей. Притом это обычно предусилители с темброблоком, усилители для наушников, а также оконечные усилители. Как правило, радиолампы в таких моделях использованы в количестве на канал 1 штука в виде пентодов типа 6К4 или 6J1. Основная часть работы по обработке и усилению звука в подобных моделях китайских усилителей ложится на микросхемы. Задача радиоламп там одна - привнести в спектр усиливаемого звука тёплый "ламповый" компонент, обогатив его "ламповыми" гармониками. Таким образом, получается смягчение звука от современных цифровых источников, и он становится похожим на звук от аналогового источника типа электропроигрывателя или магнитофона. Кстати, сразу скажем о запасных радиолампах на замену оригинальным в таких усилителях. Пару тех же новых радиоламп 6J1 на запас у китайцев на AliExpress можно найти за вполне доступные 12 USD.
Однако существуют и более интересные варианты установки радиоламп в такие современные усилительные устройства. Это радиолампы ещё советского производства. В своё время для обслуживания имеющейся ламповой стереорадиолы высшего класса "Эстония-006" автор в конце 1980-х годов приобрёл несколько советских радиоламп типа 6К4П. Это пентод с удлиненной характеристикой, предназначенный для усиления напряжений промежуточной и высокой частоты в схемах с АРУ. В стереорадиоле "Эстония-006" несколько таких радиоламп работало в радиоприёмной части.
Довольно габаритная коробка, в которой ламповый предусилитель AIYIMA 6K4 пришёл от продавца, выглядит следующим образом:
Общий вид предусилителя пока ещё без радиоламп. Его корпус и панели выполнены из маталла:
Данный девайс был приобретён в магазине CHINA BrandExport Store на сайте ритейлера AliExpress. Ранее был отзыв об ещё одном интересном усилителе из этого магазина под названием Aiyima Ding Shine TPA3116D2. А также о бескорпусном УНЧ Aiyima LPCS TDA7297, и тоже от этого продавца. Ещё ранее был отзыв о мультифункциональной аудиопанели Aiyima ATS2805B.
Ламповый предусилитель AIYIMA 6K4 с Bluetooth 5.0 и темброблоком снабжён мягкими ножками из резины:
Также хотелось бы предупредить потенциальных владельцев такого предусилителя. Это по своей сути ламповая техника, рассчитанная на согласование с такой же ламповой звуковой техникой. Хотя по факту данный предусилитель комбинированный полупроводниково-ламповый. Тем не менее, на анодах вакуумных радиоламп типа 6K4 может присутствовать высокое напряжение величиной до 300 вольт. Это означает тот факт, что переходные процессы в таком устройстве могут в момент заряда выходных разделительных звуковых конденсаторов вызвать кратковременные выбросы высокого напряжения в звуковую цепь. В нашем случае мы попали в эту ловушку. В один из моментов по невнимательности и недосмотру выход предусилителя Aiyima Tube-A3 Pro 6K4 вместо входа усилителя ЗЧ был подключен к аудиовыходу внутренней PCI-E компьютерной звуковой карты стоимостью 7 тысяч. В этой борьбе аудиовыходов победителем вышли лампы. Как результат - выходные каскады компьютерной звуковой карты, выполненные на операционных усилителях, были сожжены, и она вышла из строя. А вот предусилителю Aiyima Tube-A3 Pro 6K4 от такого ошибочного подключения как слону от мухи. Так что ламповая техника ошибок подключения не прощает.
Однако существуют и более интересные варианты установки радиоламп в такие современные усилительные устройства. Это радиолампы ещё советского производства. В своё время для обслуживания имеющейся ламповой стереорадиолы высшего класса "Эстония-006" автор в конце 1980-х годов приобрёл несколько советских радиоламп типа 6К4П. Это пентод с удлиненной характеристикой, предназначенный для усиления напряжений промежуточной и высокой частоты в схемах с АРУ. В стереорадиоле "Эстония-006" несколько таких радиоламп работало в радиоприёмной части.
Довольно габаритная коробка, в которой ламповый предусилитель AIYIMA 6K4 пришёл от продавца, выглядит следующим образом:
Общий вид предусилителя пока ещё без радиоламп. Его корпус и панели выполнены из маталла:
Данный девайс был приобретён в магазине CHINA BrandExport Store на сайте ритейлера AliExpress. Ранее был отзыв об ещё одном интересном усилителе из этого магазина под названием Aiyima Ding Shine TPA3116D2. А также о бескорпусном УНЧ Aiyima LPCS TDA7297, и тоже от этого продавца. Ещё ранее был отзыв о мультифункциональной аудиопанели Aiyima ATS2805B.
Ламповый предусилитель AIYIMA 6K4 с Bluetooth 5.0 и темброблоком снабжён мягкими ножками из резины:
Также хотелось бы предупредить потенциальных владельцев такого предусилителя. Это по своей сути ламповая техника, рассчитанная на согласование с такой же ламповой звуковой техникой. Хотя по факту данный предусилитель комбинированный полупроводниково-ламповый. Тем не менее, на анодах вакуумных радиоламп типа 6K4 может присутствовать высокое напряжение величиной до 300 вольт. Это означает тот факт, что переходные процессы в таком устройстве могут в момент заряда выходных разделительных звуковых конденсаторов вызвать кратковременные выбросы высокого напряжения в звуковую цепь. В нашем случае мы попали в эту ловушку. В один из моментов по невнимательности и недосмотру выход предусилителя Aiyima Tube-A3 Pro 6K4 вместо входа усилителя ЗЧ был подключен к аудиовыходу внутренней PCI-E компьютерной звуковой карты стоимостью 7 тысяч. В этой борьбе аудиовыходов победителем вышли лампы. Как результат - выходные каскады компьютерной звуковой карты, выполненные на операционных усилителях, были сожжены, и она вышла из строя. А вот предусилителю Aiyima Tube-A3 Pro 6K4 от такого ошибочного подключения как слону от мухи. Так что ламповая техника ошибок подключения не прощает.
Время использования | Несколько недель. |
Стоимость | 2400 ₽ |
Год выпуска/покупки | 2019 |
Общее впечатление | Радиолампы в бюджетном сегменте. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву18
Как в детство вернулся.
С электронной техникой, выполненной на вакуумных радиолампах, пришлось столкнуться в самом начале 1980-х годов, в момент школьного начала увлечения электроникой. Самый классный аппарат на радиолампах в то время - ламповая стереорадиола высшего класса "Эстония-006" выпуска 1974 года. Да и то на радиолампах у неё был выполнен радиоприёмный тракт, а выходной УНЧ был собран на транзисторах с КТ805Б на выходе. Работала та радиола на две колонки типа 10МАС-1, и звучала отлично. А в остальном на радиолампах были выполнены телевизоры и недорогие радиолы второго-третьего класса, которые продолжали выпускаться и продаваться в те годы в СССР. Был ещё полностью ламповый и довольно компактный магнитофон "Великие Луки", очень редкая модель 1974 г.в. с весьма неплохим звуком. Он, кстати, цел до сих пор. Что интересно, пассик у этого магнитофона выполнен из лавсана, и жив до сих пор. В отличие от тех резиновых магнитофонных пассиков, которые уже не раз сгнивали за прошедшие годы.
Ещё запомнился у дяди в деревне ламповый электрофон "Каравелла", в глубине которого светились магические огоньки нитей накала радиоламп. Но уже тогда, в начале 1980-х годов, ламповая техника устарела, сходила на нет, и исчезала из продажи.
Ренессанс ламповой техники произошёл в 1990-е годы. Но не у нас понятно, не в погрязшей в "святых 90-х" стране. А на Западе и в Японии, где стали выпускать оформленные под винтаж ламповые усилители, как предварительные, так и оконечные. Стоили такие монстры тысячи и десятки тысяч долларов, нередко относились к классу Hi-End, и выпускались чуть ли не штучными экземплярами. Одним словом, на любителей и ценителей звука с тугим кошельком. На такие аппараты в те годы приходилось любоваться со страниц глянцевых электронных журналов типа "Stereo&Video".
Сразу скажем про достоинства и недостатки такой техники. Достоинства - тёплое "ламповое" звучание за счёт того факта, что спектр гармоник у ламповых усилителей отличается от спектра гармоник усилителей на транзисторах или микросхемах. И, несмотря на то, что нередко формально коэффициент гармонических искажений у ламповых усилителей на один-два порядка выше, чем у таких лучших представителей на транзисторах и микросхемах, слушать их легко и неутомительно. Более того, ламповый усилитель смягчает звук цифровых источников, и делает его приближённым к звуку от качественного аналогового источника. В последующем, кстати, формальный коэффициент гармонических искажений у лучших представителей ламповых усилителей снизили до сотых долей процента, приблизив его к показателям хороших полупроводниковых усилителей.
Теперь о недостатках ламповых усилителей. Это высокая цена, большие габариты и масса, высокое энергопотребление, невысокий срок службы самих радиоламп. Наработка радиоламп обычно составляет несколько тысяч часов, после чего эмиссионная способность её катода падает, и радиолампа нуждается в замене на новую. Для упрощения такой замены практически все радиолампы используются в ламповых панельках. Вынул из панельки старую радиолампу, вставил новую - вот и вся нехитрая замена. Ещё проблема заключается в том, где достать эти самые новые радиолампы на замену старым. В советское время радиолампы широко продавались в советских магазинах радиотоваров. Например, широко распространённая лампа-пентод типа 6П14П, используемая в качестве УНЧ, стоила в те годы 1 советский рубль. А где сейчас приобрести такую новую радиолампу - загадка. Разве что на барахолке. Что интересно, ряд моделей советских радиоламп в те годы шёл на экспорт, и использовался, к примеру, в дорогой ламповой технике американского и европейского производства. На них красовалось гордое "Made in USSR". Изредка в те советские годы встречались в продаже импортные радиолампы из стран так называемого "социалистического лагеря". Например, лампа EL84 производства компании "TESLA", полностью взаимозаменяемая с отечественным пентодом типа 6П14П. Радиолампы ограниченными сериями выпускаются и в настоящее время. В частности, петербургское ПО "Светлана" до недавнего времени выпускало и поставляло различные радиолампы на экспорт.
В отличие от транзисторной техники, в ламповой меньше гармонических искажений высокого спектра. Это делает звучание ламповой техники мягким. Также обычно ламповые усилительные каскады, за исключением мощных выходных, работают в классе усиления A с минимальной ООС. А выходные каскады тех же операционных усилителей как правило работают в режиме усиления класса AB или даже B, для минимизации нелинейных искажений охваченных глубокой отрицательной обратной связью (ООС).
У ламповых усилителей звуковой частоты действительно более мягкое ограничение звука при перегрузках, но это уже характерно для оконечных ламповых усилителей мощности ЗЧ. Ламповый предусилитель никак не должен работать в условиях перегрузки по амплитуде усиливаемого звукового сигнала. Если это случилось, на его входе нужно уменьшить входной сигнал до допустимых значений.
Также советую прочитать старую и интересную статью «Феномен транзисторного звучания», авторы А. Пикерсгиль, И. Беспалов, журнал «Радио» № 12, 1981. Там вполне понятно написано о характере гармонических нелинейных искажений в транзисторных усилителях и то, что отличает их от ламповых. Эту статью написали старые советские инженеры, знаниям и опыту которых можно доверять.