Отзыв: Книга "Маятник Фуко" - Умберто Эко - Шедевр литературы XX века
Достоинства: Сюжет, герои, основной смысл, множественные отсылки и факты, повышающие эрудицию
Недостатки: Сюжет долго раскачивается, сложность
Знакомство с Умберто Эко я начала, как и многие, с «Имени Розы», и была в восторге. Далее шел «Остров Накануне», который мне пришлось бросить на середине, потому что «не зашел», и, наконец, я добралась до фундаментального, потрясающего романа «Маятник Фуко», который я считаю не только вершиной творчества господина Эко, но и шедевром литературы XX века.
Сюжет крутится вокруг троих приятелей «в летах» – Бельбо, Диоталлеви и Казобона, которые работают в издательстве и занимаются не самым благородным делом: публикуют совершенно бездарных авторов за их же счет (надо упомянуть, что авторы эти подразделяются на две группы: те, кто близко изучает масонов, тамплиеров и прочие организации такого рода, и те, кто свято верит в свое членство в них). Однажды в руки товарищей попадает загадочный документ, который предположительно указывает на месторасположение сокровищ тамплиеров. На основе этой записки главные герои разрабатывают «План», который уводит их все дальше и дальше в дебри мистицизма от логики и реального мира…
Первое – и самое главное – об этой книге заключается в том, что она сложная. Я бы сказала, очень сложная. Сюжет неимоверно долго раскачивается первые 100-150 страниц (зато потом как понесется на всех парах…). Более того, «Маятник Фуко», как и многие книги Эко, рассчитан на саморазвитие читателей, поэтому в процессе чтения часто придется наведываться в Википедию или искать энциклопедии, чтобы понять смысл сказанного (вроде, выпустили даже отдельную энциклопедию чисто по этому роману, со всеми сносками и пояснениями, но я ей не пользовалась).
Если это произведение настолько сложное, что же в нем тогда привлекательного?
Во-первых, герои. По моему мнению, нигде больше нет таких живых, жизненных героев (уместнее сказать - людей), кроме как в этой книге. Особую роль занимает, конечно, Якопо Бельбо (хотя повествование ведется от лица другого персонажа) – герой, на которого Умберто Эко перенес некоторые автобиографические черты, мечтатель-неудачник, делающий ошибки, падающий, но стремящийся к своей цели… Этот персонаж вызывает отклик в сердце, и ему хочется верить, как и всем героям этого романа.
Во-вторых, посыл и основная мысль. Это роман-притча, роман-снимок нынешней современности (несмотря на то, что написан он был в прошлом веке). Роман об опасности навязчивых идеи, в какой-то степени – об антифашизме, о сложности и непостижимости человеческой натуры, о важности своей мечты... Каждый, я уверена, найдет в «Маятнике Фуко» что-то свое, очень личное и ценное именно поэтому.
Всем, кто не боится трудностей, кто любит погружаться в хитросплетения сюжета и кто немного «перерос» Дэна Брауна – однозначно советую это произведение.
Сюжет крутится вокруг троих приятелей «в летах» – Бельбо, Диоталлеви и Казобона, которые работают в издательстве и занимаются не самым благородным делом: публикуют совершенно бездарных авторов за их же счет (надо упомянуть, что авторы эти подразделяются на две группы: те, кто близко изучает масонов, тамплиеров и прочие организации такого рода, и те, кто свято верит в свое членство в них). Однажды в руки товарищей попадает загадочный документ, который предположительно указывает на месторасположение сокровищ тамплиеров. На основе этой записки главные герои разрабатывают «План», который уводит их все дальше и дальше в дебри мистицизма от логики и реального мира…
Первое – и самое главное – об этой книге заключается в том, что она сложная. Я бы сказала, очень сложная. Сюжет неимоверно долго раскачивается первые 100-150 страниц (зато потом как понесется на всех парах…). Более того, «Маятник Фуко», как и многие книги Эко, рассчитан на саморазвитие читателей, поэтому в процессе чтения часто придется наведываться в Википедию или искать энциклопедии, чтобы понять смысл сказанного (вроде, выпустили даже отдельную энциклопедию чисто по этому роману, со всеми сносками и пояснениями, но я ей не пользовалась).
Если это произведение настолько сложное, что же в нем тогда привлекательного?
Во-первых, герои. По моему мнению, нигде больше нет таких живых, жизненных героев (уместнее сказать - людей), кроме как в этой книге. Особую роль занимает, конечно, Якопо Бельбо (хотя повествование ведется от лица другого персонажа) – герой, на которого Умберто Эко перенес некоторые автобиографические черты, мечтатель-неудачник, делающий ошибки, падающий, но стремящийся к своей цели… Этот персонаж вызывает отклик в сердце, и ему хочется верить, как и всем героям этого романа.
Во-вторых, посыл и основная мысль. Это роман-притча, роман-снимок нынешней современности (несмотря на то, что написан он был в прошлом веке). Роман об опасности навязчивых идеи, в какой-то степени – об антифашизме, о сложности и непостижимости человеческой натуры, о важности своей мечты... Каждый, я уверена, найдет в «Маятнике Фуко» что-то свое, очень личное и ценное именно поэтому.
Всем, кто не боится трудностей, кто любит погружаться в хитросплетения сюжета и кто немного «перерос» Дэна Брауна – однозначно советую это произведение.
Общее впечатление | Шедевр литературы XX века |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17