5
Отзыв рекомендуют 56 54

Отзыв: Книга "Кроткая" - Ф.М. Достоевский - Размышления над "горсткой крови"

Достоинства: Гениальное произведение гениального писателя – этим всё сказано.
Недостатки: Недружелюбная манера изложения.
Последнюю черту, за которой поджидают холодный мрак, гробовая доска, слёзы скорби и квёлое опустошение, можно представлять по-разному. Ею может быть невыносимая тирания; беспросветное и обречённое существование; затянувшийся душевный кризис; крах личной и единственно значимой веры; каменное и каждодневное равнодушие. Всё это ужасные в своей очевидности, цепкости и могуществе явления. Особенно сильные в слиянии они провоцируют раскопки памяти, изъеденной ржавчиной тщеславия. Накладывает отпечаток и профессия ростовщика – бессердечного прокуратора несчастных, упёршихся в незримый тупик, душ, жертв опьянённого меркантильным могуществом маленького человечка с утлыми потребностями. Он у Достоевского един в двух лицах: палача и жертвы собственной жены, шагнувшей с подоконника навстречу страшному греху и единственно возможному высвобождению из удушливого, обманчиво богатого застенка. И в тот же час застыли в пожизненном осуждении стрелки часов самозваного владыки чужих невзгод. Ужасающий катарсис, фантастическая повесть, гениальное произведение патриарха русской литературы на заключительном этапе сочинительства.


О «Кроткой» хочется рассуждать как о мимолётном знакомстве с заезжей знаменитостью, произведшей неизгладимое впечатление – с обидным чувством сухости слов, что не способны выразить чувства во всей полноте. Страх утопающего в колючем озере тоски не ощутить стоя на земле, но горечь раскаяния знакома каждому, кто совершил тяжёлую ошибку и не в силах её исправить. Никакие предупреждения автора о происхождении «фантастичности» не смягчают наносимый удар при осознании замещения события свадьбы актом порабощения воли и слома сознания. Они дополняют, углубляют и искажают первоначально однозначный смысл «кротости». Достоевский обходится без имён, выбирает вместо плавного тона сумбурные скачки из настоящего в прошлое, равняет терпение с пыткой, а долгое молчание - с мучительной казнью. Если юный Вертер страдал от обречённой любви, то неназваный ростовщик – от бессмысленной. Не способен любить человек, свято верящий в силу принуждения, однако какое-то понимание о душевной привязанности у него всё ж имеется. И дебрям этого извращённого толкования посвящена большая часть небольшой книги, повергающей в растерянную печаль.

Выдающийся аскетизм Достоевского в прописывании деталей побуждает домысливать, фантазировать и рисовать образы самостоятельно. Особенно, конечно, самой Кроткой, как хрупкого воплощения поломанной, но не сломленной воли. Её последний толчок к самоубийству, есть первый – к возвращению человечности того, на ком замкнулась истерзанная судьба. Шансы на успех невелики, но пока виновник происшествия мыслит, он существует. Вопрос в том, ради чего, если человека больше нет, а боль расползается по всему телу, парализуя члены? Как ни странно, ради прощения. Ни один мучитель не способен быть таким жестоким, как совесть, коварно подбрасывающая одно за другим воспоминания. Очень важна история ростовщика, его прошлое, комплексы, застарелые обиды и нереализованные мечты. Они всем скопом или по отдельности способны жечь сознание калёным железом, а писатель ещё и подталкивает к мысли о вредности подмены понятий и попыток представить любовь сковывающей связью с казёнными представлениями о счастье каждого прожитого дня. При помощи всего двух фигур, крепостника и крепостной, Достоевский предопределяет участь типичного диктатора, возомнившего себя воплощением Всевышнего.

До бесконечности можно перечитывать слова горького и запоздалого осознания, в ком из двух основных персонажей божественное начало развито на самом деле. Перечитывать и изумляться исступлённости тирады одержимого, готового отдать абсолютно всё за милосердную улыбку на желание целовать землю под ногами. Заявленная самим писателем фантастичность, однако, относится к способу повествования, спутанному и порывистому, но не к сюжету. Впечатлительность Достоевского, его бескрайнее изумление от тут и там произошедших самоубийств напитали всю книгу, от сбивчивого курсивного вступления до звучащей колокольным набатом развязки. Многочисленные аллюзии и отсылки к произведениям коллег, начиная Гюго и заканчивая Грибоедовым, не препятствуют предельно простому выводу о главной причине прогрессирующего крепостнического недуга – безмолвия. Убийственно долгого молчания, которое отделяет счастливую семью от несчастной. Когда застревают в горле слова, когда пульсирует в мозгу жуткая мысль, что ты не знаешь того, с кем делишь ложе, трагедия – вопрос времени. Обманчиво долгая дорога к полному отчуждению нередко проходится в считанные дни, а причины всегда одни и те же: отсутствие уважения и понимания. Даже любовь, как топливо брака сгорает очень быстро, если не обогащена душевной теплотой.

А боль… Боль однажды проходит. Так всегда бывает, никто этому не удивлялся и два века назад. Боль притупляется, мелеет, зарастает… И только стыд живёт вечно, садня грудь с яростью свежей колотой раны. «Кроткая» в доступной, с поправкой на специфически слог Фёдора Михайловича, форме показывает величину порочности, сопутствующей тяге к обладанию. Бог сотворил людей разными, но в одном люди точно едины: власть способна развратить и превратить в слепое чудовище каждого. А зверь тем и отличается от человека, что идёт по рокочущему гласу инстинкта, не считаясь с последствиями. Тиран домашний или, скажем, деспот общественный – родственные особи, и это у них Достоевский с решительностью медицинского светила диагностирует настоящую, мужскую кротость, выступающей антитезой доброте и прощению. В решающий момент она неотличима от робости и малодушия, обесценивающих подступившее к горлу раскаяние. Менять мир или отдельную его часть писатель не собирался – он всего лишь примерил роль стенографиста собственного недоумения. Эффект излияния даже слишком красноречив: после чтения хочется крепко обхватить голову и задуматься. А после того, как отпустишь, признаться, что сладить с чувствами почему-то гораздо сложнее, чем тебе бы хотелось…
Общее впечатление Размышления над "горсткой крови"
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву54

гена либерман
По молодости лет слог Достоевского был для меня тяжеловат- самое время перечитать теперь.
Nightmare163
Уверен, теперь у вас он будет гораздо легче проглатываться. Достоевский лучше всего идёт, когда на него настроишься. Не в рамках школьной программы :)
margosha62
нет, это не мой автор, а вот брат его очень уважает.
Аноним338080
Саша, плакать хочется
Nightmare163
Это очень трогательная реакция, благодарю тебя!
yulkamos
Очень интересный отзыв, но пожалуй пока не решусь на Федора Михайловича. Вот чувствую, что не созрела ещё)
Nightmare163
С этим никогда не опоздаете. Уж что-что, а ждать своего часа, чтобы быть востребованной классика умеет.
Binusitta
Не готова пока к Достоевскому возвращаться - потратила на него огромный кусок депрессивной юности)
Nightmare163
Суровый товарищ, с этим не поспоришь :) Поэтому и я, как видите, ограничился небольшим рассказом, впечатлений из которого, однако, вынес достаточно.
Zarathustra8
Читала лет 15 назад, впечатлило, как и всё остальное у Фёдора Михайловича.
Nightmare163
Да, он велик, однако желательно заиметь особое настроение перед тем, как соприкасаться :) Тем не менее, вот я буквально на днях добил Флобера и могу сказать, что Достоевский для понимания ненамного сложнее.
alemish
Есть над чем задуматься. Достоевский для меня неоднозначен. Преступление и наказание, когда-то взявшись, так и не дочитал до конца. А вот Идиот зашел, как родной. Кроткую постараюсь прочитать.
Nightmare163
Спасибо, что заглянули в мои закрома, Александр :) Признаться, я долго сомневался, дорос ли до рецензирования такого титана, как Достоевский, и все-таки решил попробовать, потому что и произведение не самое масштабное, и впечатление очень уж сильное на меня произвели. Будет здорово, если и ваши чувства затронет. Чего греха таить, Федор Михайлович заходит далеко не всем…
Sherstik92
Как ни странно, повести Достоевского я уважаю гораздо больше,чем романы. Дело в том, что Достоевский с одной стороны умеет заставить сопереживать читателя и в некоторых произведениях заставляет увидеть себя. По крайней мере, я себя видел в Горянчикове из "Записок из мёртвого дома(ибо сам житель Омска), в протагонисте из "Игрока(увлекался и много денег просаживал на ставках), в Аркашке Долгоруком(Искания и выбор, что лучше:стать новым "Ротшильдом" или попытаться сделать ставку на знания и остаться человеком. С другой стороны, слишком неправдоподобные образы(14-летний Коля Красоткин из "Братьев Карамазовых",рассуждающий как 30-летний, странные аллюзии на Диккенса в "Униженных и оскорблённых" в пореформенную эпоху 60-х годов 19 века). Он оставил слишком неоднозначное впечатление,все-таки ссылка в Сибирь оставила слишком большой отпечаток на его психическом здоровье, потому что те же "Бедные ночи", понравившееся даже Белинскому, я готов перечитывать постоянно.
Nightmare163
Спасибо вам за интересные рассуждения, дорогой коллега. Я не такой знаток Фёдора Михайловича, и не смогу в должной степени вам оппонировать, либо быть солидарным. Поэтому просто замечу, что Достоевский прекрасен, в какой период жизни к нему ни обратись. "Кроткая" попалась мне во многом случайно, но сумела произнести мощнейшее впечатление. Обычно я стараюсь писать рецензии по свежей памяти, но здесь вышло иначе, и мне потребовалось взять паузу в несколько месяцев, чтобы суметь хоть немного справиться с чувствами и облачить их в нечто удобоваримое.
Nightmare163
Комментарий от EnotSty (1/2):

Иногда я включаю ортодокса. Например если кто-то поставит ФМ меньше 10 — прокляну. Даже если это было детское сочинение из серии как я провел этим летом. Почему? Ну потому что если есть святые то эти святые не зависимо от того заслуженно или не заслуженно но должны быть святыми и точка. Возможно такой радикализм связан с моим советским прошлым когда меня так накормили вождизмом что теперь без вождя я как без царя в голове. Так что если что можешь делать на это ту или иную скидку. Другое дело что распространяется только на нашу классику и только на классику далёкого прошлого то есть сколько бы мне не талдычили что Побег из Шоушенка или там список Шиндлера это мега нечто ну пусть меганечто но без меня. Тоже самое касаемо например Тарковского который хоть и был гением и талантом но многие его вещи на мой субъективный взгляд конкретно перехвалены… Ну тут дела давно минувших дней так что побыть консервативным ретроградом — можно :) и нужно :) особенно на фоне того беспредела который творится в США и Европе :)

Я не буду утверждать что прям-таки знаток Достоевского но таки его лейтмотивы и атмосферу себе представляю. В принципе если бы он был жив сегодня то скорее всего был бы что-то типа группы Нейросис. Хотя тут вопрос скорее вИдения и видЕния. В принципе ты пишешь современный текст для современного читателя и поэтому Достоевский у Достоевского и Достоевский у тебя это немного не одно и то же и дело тут не в разных стилях или лексике. Просто у Достоевского могло быть так что всё просто стояло на месте как фотография при чём чёрно-белая или там что-то с сепией и с индустриальным налётом но при этом это не был бы Крик одного известного художника но и не средневековая дичь сам знаешь кого. Это скорее что-то из серии лаконичных фоток типа «Ностальгия» где сюжет скорее увядания чем какой-то там гордости а вот у тебя ностальгия пафоса. С одной стороны ФМ заслужил такую подачу с другой …. скорее всего ты прав и в наше время нужно действовать именно так. Брать и подвергать не столько тюнингу старое авто сколько что-то из серии репликаров и прочих концептов в духе всяческого паро-панка и прочих жанров этакого аниме для взрослых но не в смысле пор## а в смысле какого-то специфичного депрессняка в духе какой-нибудь Лейн но не так экстремально.

Далее у тебя идёт интересный пассаж
Если юный Вертер страдал от обречённой любви, то неназваный ростовщик – от бессмысленной.
Я думаю что если бы ты за это ухватился то получилось бы ваще круто. Ибо в начале ты довольно длинно выжимаешь заслуженный пафос и по сути претензий там нет в вот во втором ты таки начинаешь мельчить уходя в частности при чём вот ведь парадокс тот пример который я привёл только кажется частным нет это как раз частность которая подтверждает правило а вот ты пошёл другим путём бОльшая часть абзаца это как раз частность которая частная. С одной стороны ты всё правильно делаешь что пытаешься определить уникальность ФМ и этой книги но местами ты заигрываешься и этих мелочей становится слишком много. Вот если бы ты нечто подобное поместил где-то в начале или слегка подсократил текст то было бы вообще вау.
Nightmare163
Комментарий от EnotSty (2/2):

Идём далее и набредаем на ещё одну интересную находку
писатель ещё и подталкивает к мысли о вредности подмены понятий и попыток представить любовь сковывающей связью с казёнными представлениями о счастье каждого прожитого дня.
Вот смотри. Многие автору мучаются тем — о чём писать. Одни жалуются что например о том же ФМ или пишешь банальности и тогда это и писать не интересно и читать. Или увлекаешься экспериментом и тогда есть вероятность потерять берега в итоге большинство авторов просто игнорят какие-то очевидные вещи. Но ведь есть и третий путь. Не пытаться объять необъятное а взять пару ключевых векторов и двигаться в нужном направлении но тут опять же если эти вектора не будут сходиться или будут идти параллельно то такая конструкция будет лишена цельности а это плохо. Вот собственно тут и скрывается главная претензия. Ты находишь отличные точки опоры но пытаешься сдвинуть эту Землю в разных направлениях. Причина понятна ибо хочется сказать и о том и об этом но тут верные два пути или сокращай объём и тогда можешь хоть пять опорных точек оформить или ищи общий знаменатель. На самом деле есть и третий путь на который ты принципиально не пойдёшь — отказаться от некоторых козырей но тут ты возопишь как я могу не сказать вот об этом или проигнорировать вот то и в итоге подойти к той де дилемме об необъятности необъятного. Так вот как мне кажется лучше пойти таким путём или написать таки две три рецензии или что-то отправить в комменты или согласиться что 987 это тоже оценки но вот с этим ты не согласишься ибо 10 и ни единичкой меньше. Ну ОК.

Далее у тебя целое сонмище находок развив которые ты бы мог написать мегашедвр но ты ограничился диким пафосом от которого начинает уже мутить а в конце абзаца ты дал начало мастеркласса для чайников о том какие моменты тут наиболее сильные развив ЛЮБОЙ из них ты бы попал в однозначные гении и встал на один уровень с ФМ но ограничился лишь перечислением. Блин. У этой работ потенциал не то что на 10 а на все 1024 по 10-бальной системе но …

Финал. Ну а что финал. ФИнальный финал на 8,5 которые можно округлить до 9. В принципе тут и 10 могу поставить с теми или иными оговорками но тут тот случай когда говоришь что блин ну это реально и в натуре шедевр но перечитывать точно не буду. И дело не в первоисточнике а в том что ты как мне кажется немного не умеешь выходить за магический круг величия автора. И я не про то что и ФМ на самом деле можно критиковать или вообще вгонять в красное в том что режим религии всё-таки — не мой стиль хотя я в самом начале про это писал. Просто кто-то не может совладать с эмоциями. кого-то ум за разум заходит. Кто-то становится жертвой штампов и клише. Просто начать есть смысл с чего-то просто и приземлённого и не сотворить себе кумира пусть и из бога ибо слепое поклонение Богу пусть и заслуженное и праведное но немного попахивает язычеством.

В общем думал думал и таки поставлю 9 но в принципе как уже сказал потенциал у текста был таким что можно было выйти за пределы шкалы.
Nataly8april
Люблю Достоевского.
Nightmare163
Натуль, вовсе необязательно было устраивать марафон по моему старью. Это я уж, раз зашел, то не мог не заценить, что ты написала за время моего отсутствия. Бог даст, лучше новые тексты прочтешь, когда они появятся.
Nataly8april
Ну, тогда почитаю выборочно, что мне интересно. А про книги почти всегда интересно. Если честно, не люблю читать про компьютерные игры и фильмы про бои. Типа «Рокки» - нормально, а есть совсем не моё кино…
Nightmare163
"Рокки" не про бои, а про жизнь, про то, что никогда нельзя опускать руки и переставать в себя и в то, что дано тебе судьбой. Я тебя услышал, Наташ. Всё хорошо. Ни про игры, ни про бои писать в обозримом будущем не планировал. Пока бы просто вернуть себе эту привычку. Впервые за 6 лет и почти 800 текстов ее лишился.
Nataly8april
Я тебе желаю вернуть эту привычку, а точнее, вдохновение и мотивацию! Море помогает! Оно здесь на удивление оказалось чистым! ))
NikaZ159
Очень интересный и текст, и комментарии. Наслаждаюсь глагозвучным слогом на таком, казалось бы торгашеском ресурсе))) Спасибо, что ВЫ здесь есть!
Nightmare163
Вам спасибо, что сами откуда-то нашли меня :)
Да, вот на такой ресурс кинул якорь после того, как КиноПоиск скатился в коммерческое непотребство. Но нет худа без добра: смог, как видите, расширить диапазон тем. Иногда пишу вот и о книгах. Реже, чем хотелось бы, увы…
NikaZ159
А я 3 дня назад зарегистрировалась на этом сайте. Начала осматриваться, осваиваться с ресурсом. Смотреть КАК и ЧТО тут пишут. И обнаружила, что тут СВОЯ социальная сеть, свои сообщества по интересам. Мне попадались такие отзывы, что я ржала до слез!))) Но я везучая на интересных людей. И какие выводы: посмотри, куда бежит толпа - и беги в обратную сторону, иначе получишь тоже, что и толпа. Пока тут нет МАССОВОСТИ, народ еще сюда не ломанулся, то тут достаточно интересный контингент тусуется. И филологи, и кинооператоры, изобретатели, и юмористы, и просто талантливые люди.
Nightmare163
Увлекательный рассказ, спасибо! Ну, у меня история появления на Отзовике другая - товарищ с КиноПоиска настоятельно советовал, уверял, что вот уж тут-то отбоя от благодарных читателей не будет :) И вы, конечно, можете сказать, что он не ошибся в прогнозе, но таки нет, 95% знакомых находил сам, не с неба упали, как бы хорошо ни писал. Зато сейчас могу с чистой душой сказать, что этой группке по-настоящему интересных людей, с которыми приятно иметь дело, и обязан живучести желания что-то здесь публиковать. И то два раза срывался, думал, что хватит с меня. Последний раз вернулся в декабре, и вот пока не наигрался ещё в текстики :)
NikaZ159
На самом деле хорошие тексты пользуются спросом в век интернета.
Тексты, видео, фото, и самоПРОДВИЖЕНИЕ. Под лежачий камень вода не течет.
Nightmare163
И про это я тоже знаю, вот сам и не лежу :) Не передать словами, как мне приятно, что тексты ещё хоть кому-то интересны в век засилья видеороликов, зачастую весьма сомнительного качества и ценности.
NikaZ159
А как найти "писателей"? Тут в наверху есть заголовок "поиск авторов". На него тыкнула, вылезает - параметры. Нажала - Самару. И весь список земляков вылез. Нажимаю тех, кто активно пишет - читаю, и понимаю - свой человек)))
Nightmare163
На будущее учту, если вдруг понадобится :)
NikaZ159
По поводу классиков у меня мнение такое: Ромео - долбанутый, Отелло - дурак набитый, и тут еще одна - образец ада на земле. Эти книги ничему полезному не учат. Мужчина и женщина созданы для счастья. Просто они не знают об этом. Когда Алигбери Данте в Божественной комедии принялся за описание рая, то он крепко задумался… ибо не знал… что писать. А сцены из ада ему давались очень легко, потому что описывал жизнь нашу. Из будней. Не надо меня учить, как кувыркнуться под поезд или из окна вниз башкой. У меня есть занятия поинтереснее, чем трагическое заламывание рук от высосанной из пальца трагедии. Не люблю такие классические сюжеты. Мне по душе циник Хабенский в кепочке)))
Nightmare163
Положим, я Шекспира вообще не поклонник, хотя "Макбет", было дело, очень понравился. Может, кстати, и потому, что не так заезжен, как "Ромео и Джульетта", "Король Лир" или "Отелло". "Божественную комедию" не читал, в своё время упустил, а сейчас наверстать столь могучее по объёму (и, наверное, смыслу) произведение очень сложно. Что же касается "Метода", то начинал смотреть, но где-то серии на десятой сдался. Воспитанному на "Криминальной России", такой сериал меня не покорил, не та лига…
NikaZ159
Метод 2 - уже осилить не могу))) Даже первой серии
Nightmare163
Я слышал, там Меглина опошлили, а Паулина стала центральным лицом. Зря.
NikaZ159
Тоже так думаю))) Мне понравилась Паулина в этом фильме. Но она №2 рядом с Хабенским. Без него она - никто))) Пролистала другие фильмы с ее участием… не штырит. Не стала смотреть. А вот Хабенский - гений! Очень колоритный актер. Без него бы и фильм не состоялся бы. Мне кажется.
Nightmare163
Знаете, Вероника, не хочу говорить плохо, но как в жизни эта актриса, мягко говоря, не благородных кровей, так же и на экране ей больше всего подходят роли неверных жён, как в фильме "Саранча".
NikaZ159
циник Хабенский в роли Меглина в сериале "Метод"
Кэсси
После такого трогательного отзыва о рассказе захотелось его найти и почитать. Просто за душу берет))).
Nightmare163
Хах… Это, возможно, самый нестандартный из здешних моих отзывов. Но так и случай особый. До сих пор изумляюсь своей дерзости: как это я рискнул на самого Фёдора Михалыча замахнуться :) Рассказ-то небольшой - наверное, поэтому, не "Идиот" какой-нибудь. Я его, кстати, начинал, да не дочитал… А "Кроткую" прочти, Света. Много времени не займёт, а след оставит, гарантирую.
Кэсси
Прочитала, и подписываюсь под каждым твоим словом. Не жалею, что прочла, но очень-очень грустно…Напомнило мне одну книгу, и вот уже мучаюсь какую неделю, никак не вспомню…
Nightmare163
Очень приятно совпасть мыслями с умным человеком :) Спасибо, Светочка. Вспомнишь - скажи, мне интересно.
tmomt
У меня эта книга шла в одном томе с игроком, после "игрока" показалась какой-то бестолковой :)
Nightmare163
Я "Игрока" не читал, так что ничего не могу сказать, как "Кроткая" воспринимается на его фоне)
KatrinH
Мой автор Фёдор Михайлович.
KatrinH
Настолько подробный, тонкий и основательный анализ! От профессионального литературного критика.
Nightmare163
Да ну что вы, сударыня) Я кинокритиком-то быть не хочу, поскольку это в массе своей ангажированная и мыслящая непонятными мне категориями публика, а уж литературным и подавно. Хотя, если уж так выбирать, то Белинский мне ближе Пушкина. Не всем дано сочинять на пустом месте. Кому-то вот удобнее отталкиваться от чужого материала. Спасибо, Катя.
KatrinH
Впервые вижу человека, которому Белинский ближе Пушкина!
Nightmare163
"Что не понимаешь - брани. Это первое правило посредственности" /В.Г. Белинский/ :)
KatrinH
Белинский мудрый человек
CoffeandBook
К Достоевскому возвращаюсь вновь и вновь… все гениально у него . Да, и у вас
Nightmare163
Спасибо, но думаю, мне до Фёдора Михайловича, как Ким Чен Ыну до самурайского этикета :)
CoffeandBook
Не факт.
Смурфик МММ
Многое читала у него, но вот этот, видимо, пропустила…
Nightmare163
Не самое, мягко говоря, известное произведение у Фёдора Михалыча. Но до обзоров по-настоящему великих его творений я пока не дорос.