Отзыв: Книга "Умирающий свет. Сборник." - Джордж Мартин - «Воскреснуть могут лишь мёртвые, живым труднее».
Достоинства: Лучшая книга писателя.
Недостатки: Открытый финал многие не любят.
Мне жаль, что в памяти поколений толстый бородатый старикан останется по своей довольно спорной серии книг "Песнь льда и пламени" (по ней снят сериал "Игра престолов").
Притом, что у него есть более сильные произведения. Конечно, многие фанаты "Игры Престолов" со мной не согласятся, но лично я полагаю, что сам жанр "многологии" убивает всё хорошее, что даже было в начале цикла.
С другой стороны, на волне популярности сериала, теперь есть шанс быть прочитанными у остальных книг писателя, которые иначе канули бы в Лету.
Об одной из этих книг я и хочу сегодня поговорить.
... Следует признать: более всего Джорджу нашему Мартину удаются истории, когда кто-то или что-то умирает, уходит, заканчивается, гибнет.
Над этим теперь принято шутить и подтрунивать, это "фишка", выделяющая мартиновский стиль - неприкасаемых нет, даже главные герои смертны, вопреки литературному обыкновению...
Однако, когда-то в своём первом большом произведении тогда еще довольно молодой Джордж Мартин сделал это не какой-то там "фишкой", а основным содержимым, даже по названию. Роман "Умирающий свет", конечно, назван так по знаменитому стихотворению Дилана Томаса - «Гляди, гляди, как умирает свет» - мы его не знаем, оно не включено в курс школьной литературы в России, в отличие от англоязычных стран - а первоначальное название книги было "После Фестиваля".
Но, главное не в названии: вся книга, весь её смысл, суть и квинтэссенция, посвящены "уходящему", умирающему.
Действие происходит в отдаленном будущем (Космос освоен, тысячи планет заселены, межзвездные перелеты реальны), на блуждающей планете Уорлорн, не принадлежащей ни одной звёздной системе. На небольшой, по звёздным масштабам, срок, планета приблизилась к некоей звезде, на ней установился пригодный для жизни климат. Туда завезли с разных миров животных, растения, устроили яркий всегалактический праздник-фестиваль...
Однако, это всё лишь временно - фестиваль уже окончен, и теперь планета удаляется от звезды с каждым годом всё дальше, близится вечная зима, холод, смерть и забвение... В таких весёленьких декорациях и начинается спектакль.
Действующие лица под стать обстановке: почти все герои романа, как сказали бы сейчас, "неудачники". Разочаровавшиеся в жизни, подточенные кризисами среднего возраста и иными. Именно такой контингент ошивается на заброшенной планете, которая уже никому не интересна. Монументальные и никому не нужные здания потихоньку ветшают, как стадионы, построенные к Олимпиаде в Сочи; среди заброшенных небоскрёбов и замков бродят странноватые и опасные "фрики", которые не смогли ужиться в лоне цивилизации, и теперь выброшены на её обочину.
Главный герой - вообще типический представитель дня сегодняшнего, да и не только сегодняшнего. Ни семьи, ни постоянной работы, ни какого-то осмысленного занятия...
"Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, без службы, без жены, без дел - ничем заняться не умел". Пушкин, "Евгений Онегин", наше всё :)
---лирическое отступление, начало-----
Кстати сказать, эти строчки я прочел когда-то давным-давно в возрасте - вы будете смеяться! - 26 лет, открыв на случайной странице давно не читанный томик "Евгения Онегина". "Ну, точно, судьба" подумал я (работы и жены у меня взаправду не было), и круто поменял свою жизнь, уехав в Питер.
---лирическое отступление, конец-----
Главный герой тоже круто меняет свою жизнь, получив некое послание от своей "первой любви", с которой они вроде бы навсегда расстались, уговорившись лишь примчаться по первому зову, "если что случится". И вот он, зов... Но, по прилёте на планету всё оказывается совсем не так, как он ожидал, и новый смысл жизни найти ему не удаётся, наоборот, наваливается куча каких-то идиотских проблем...
Однако, главная ценность книги - пожалуй, даже не в личных выборах и переживаниях персонажей ("живых" и прекрасно описанных), а, если так можно выразиться, "в переживаниях культур".
К Галактическому Фестивалю на планету слетелись представители самых разных цивилизаций (по сюжету, напомню, Галактика давно заселена, освоены тысячи планет). Многие из этих культур развивались независимо, и в сложных условиях войн и агрессий со стороны инопланетных разумов.
В результате мы имеем интереснейшие образчики, который, однако, стремительно исчезают с лица реальности, под действием скучных, "безликих", но зато более развитых технически миров. И никто уже не интересуется ни поэзией на умирающих языках, ни страшными и прекрасными сказками и легендами давно минувших веков...
Единство личного и общественного, единство судеб мировой культуры и отдельных людей, единство неизбежной СМЕРТИ обоих - вот лейтмотив книги Мартина.
Мы не просто сдохнем, говорит нам добрый дяденька Джордж. Сдохнет и сама память о нас, и память о нашей культуре, обычаях, чаяниях...
Всё, что можно сделать в этой ситуации - достойно встретить последний бой, или, как говорят актёры, "сильно отбить концовку".
Надеясь хотя бы на жиденькие аплодисменты немногих зрителей.
Вот только, скорее всего, никаких зрителей не будет.
Притом, что у него есть более сильные произведения. Конечно, многие фанаты "Игры Престолов" со мной не согласятся, но лично я полагаю, что сам жанр "многологии" убивает всё хорошее, что даже было в начале цикла.
С другой стороны, на волне популярности сериала, теперь есть шанс быть прочитанными у остальных книг писателя, которые иначе канули бы в Лету.
Об одной из этих книг я и хочу сегодня поговорить.
... Следует признать: более всего Джорджу нашему Мартину удаются истории, когда кто-то или что-то умирает, уходит, заканчивается, гибнет.
Над этим теперь принято шутить и подтрунивать, это "фишка", выделяющая мартиновский стиль - неприкасаемых нет, даже главные герои смертны, вопреки литературному обыкновению...
Однако, когда-то в своём первом большом произведении тогда еще довольно молодой Джордж Мартин сделал это не какой-то там "фишкой", а основным содержимым, даже по названию. Роман "Умирающий свет", конечно, назван так по знаменитому стихотворению Дилана Томаса - «Гляди, гляди, как умирает свет» - мы его не знаем, оно не включено в курс школьной литературы в России, в отличие от англоязычных стран - а первоначальное название книги было "После Фестиваля".
Но, главное не в названии: вся книга, весь её смысл, суть и квинтэссенция, посвящены "уходящему", умирающему.
Действие происходит в отдаленном будущем (Космос освоен, тысячи планет заселены, межзвездные перелеты реальны), на блуждающей планете Уорлорн, не принадлежащей ни одной звёздной системе. На небольшой, по звёздным масштабам, срок, планета приблизилась к некоей звезде, на ней установился пригодный для жизни климат. Туда завезли с разных миров животных, растения, устроили яркий всегалактический праздник-фестиваль...
Однако, это всё лишь временно - фестиваль уже окончен, и теперь планета удаляется от звезды с каждым годом всё дальше, близится вечная зима, холод, смерть и забвение... В таких весёленьких декорациях и начинается спектакль.
Действующие лица под стать обстановке: почти все герои романа, как сказали бы сейчас, "неудачники". Разочаровавшиеся в жизни, подточенные кризисами среднего возраста и иными. Именно такой контингент ошивается на заброшенной планете, которая уже никому не интересна. Монументальные и никому не нужные здания потихоньку ветшают, как стадионы, построенные к Олимпиаде в Сочи; среди заброшенных небоскрёбов и замков бродят странноватые и опасные "фрики", которые не смогли ужиться в лоне цивилизации, и теперь выброшены на её обочину.
Главный герой - вообще типический представитель дня сегодняшнего, да и не только сегодняшнего. Ни семьи, ни постоянной работы, ни какого-то осмысленного занятия...
"Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, без службы, без жены, без дел - ничем заняться не умел". Пушкин, "Евгений Онегин", наше всё :)
---лирическое отступление, начало-----
Кстати сказать, эти строчки я прочел когда-то давным-давно в возрасте - вы будете смеяться! - 26 лет, открыв на случайной странице давно не читанный томик "Евгения Онегина". "Ну, точно, судьба" подумал я (работы и жены у меня взаправду не было), и круто поменял свою жизнь, уехав в Питер.
---лирическое отступление, конец-----
Главный герой тоже круто меняет свою жизнь, получив некое послание от своей "первой любви", с которой они вроде бы навсегда расстались, уговорившись лишь примчаться по первому зову, "если что случится". И вот он, зов... Но, по прилёте на планету всё оказывается совсем не так, как он ожидал, и новый смысл жизни найти ему не удаётся, наоборот, наваливается куча каких-то идиотских проблем...
Однако, главная ценность книги - пожалуй, даже не в личных выборах и переживаниях персонажей ("живых" и прекрасно описанных), а, если так можно выразиться, "в переживаниях культур".
К Галактическому Фестивалю на планету слетелись представители самых разных цивилизаций (по сюжету, напомню, Галактика давно заселена, освоены тысячи планет). Многие из этих культур развивались независимо, и в сложных условиях войн и агрессий со стороны инопланетных разумов.
В результате мы имеем интереснейшие образчики, который, однако, стремительно исчезают с лица реальности, под действием скучных, "безликих", но зато более развитых технически миров. И никто уже не интересуется ни поэзией на умирающих языках, ни страшными и прекрасными сказками и легендами давно минувших веков...
Единство личного и общественного, единство судеб мировой культуры и отдельных людей, единство неизбежной СМЕРТИ обоих - вот лейтмотив книги Мартина.
Мы не просто сдохнем, говорит нам добрый дяденька Джордж. Сдохнет и сама память о нас, и память о нашей культуре, обычаях, чаяниях...
Всё, что можно сделать в этой ситуации - достойно встретить последний бой, или, как говорят актёры, "сильно отбить концовку".
Надеясь хотя бы на жиденькие аплодисменты немногих зрителей.
Вот только, скорее всего, никаких зрителей не будет.
Общее впечатление | «Воскреснуть могут лишь мёртвые, живым труднее». |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву38
- -- ---
Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету своему!
Хоть мудрый знает – не осилишь тьму
Во мгле словами не зажжёшь лучей –
Не уходи безропотно во тьму,
Хоть добрый видит: не сберечь ему
Живую зелень юности своей,
Не дай погаснуть свету своему.
А ты, хватавший солнце налету,
Воспевший свет, узнай к закату дней,
Что не уйдёшь безропотно во тьму!
Суровый видит: смерть идёт к нему
Метеоритным отсветом огней,
Не дай погаснуть свету своему!
Отец, с высот проклятий и скорбей
Благослови всей яростью твоей –
Не уходи безропотно во тьму!
Не дай погаснуть свету своему!
- -- ---
Dylan Thomas, 1914 - 1953
Do not go gentle into that good night,
Old age should burn and rave at close of day;
Rage, rage against the dying of the light.
Though wise men at their end know dark is right,
Because their words had forked no lightning they
Do not go gentle into that good night.
Good men, the last wave by, crying how bright
Their frail deeds might have danced in a green bay,
Rage, rage against the dying of the light.
Wild men who caught and sang the sun in flight,
And learn, too late, they grieved it on its way,
Do not go gentle into that good night.
Grave men, near death, who see with blinding sight
Blind eyes could blaze like meteors and be gay,
Rage, rage against the dying of the light.
And you, my father, there on the sad height,
Curse, bless, me now with your fierce tears, I pray.
Do not go gentle into that good night.
Rage, rage against the dying of the light.
Одна звезда на небе голубом
Живёт, не зная обо мне.
За тридевять земель в краю чужом
Ей одиноко в облачной стране.
Но не жалея о судьбе ничуть,
Она летит в неведомую даль,
И свет её мой освещает путь
И гонит прочь безвольную печаль.
Кому нужна она, ей всё равно.
Нет никого над ней - она вольна.
И я, конечно, следую давно
За ней одной, пока светла она.
И даже если в небе без следа
Ей суждено пропасть среди комет,
Я стану утверждать, что где-то есть звезда,
Я верить буду в негасимый свет!
Жанна Агузарова. (моя любимая песня:))
Предпоследняя строка - размер ломается, я бы вместо "я стану утверждать" написал, например, "Я повторю".
Вспоминается по аналогии классическое "среди миров, в сиянии светил…" Хотя песня Агузаровой - в своей тональности. Это, вообще-то, редкость - сделать что-то по аналогии с "классикой", и чтобы не выглядело копированием.
будущего не видят-придумывают прошлое.
На момент публикации романа (и у них в 1977, и у нас в конце 90-х) Дж.Мартин был рядовым никому не известным фантастом, которого мало кто читал. Я лично вообще ни одного такого человека не знаю. То есть, отзывы видел, но лично - не общался, ни вживую, ни в сети.
У него еще вторая шикарная вещь - повесть "Портреты его детей", и несколько чудесных рассказов. Вот за это всё я его и люблю, а "Игры престолов" - так… можно почитать, но уж очень нудно стало в последних томах, слишком длинная серия.
Про Гавань я только хотела сказать: в соавторстве с подругой.
Писал много, но не все есть на русском. А я не такой его фанат, чтобы читать на французском (на англ. могу только ругаться и объясниться в любви)
Да, Тафа удивляюсь, как вы дочитали. Хотя некоторым он нравится, удивительно…