Отзыв: Книга "Чайка" - Антон Чехов - Самоирония автора. Если это шутка, то шутка печальная.
Достоинства: Поучительно, актуально на все времена, великолепный слог.
Недостатки: Нет.
На прочтение произведения Антона Павловича Чехова "Чайка", меня натолкнул интригующий отзыв моего друга. Захотелось самой составить своё представление об этой, всем известной и давно нашумевшей, пьесе. С автором мы знакомы со школьной скамьи, когда-то он мне показался занудным и скучным, но теперь посмотрев на его творчество иными глазами, захотелась перечитать все произведения великого писателя и оценить с позиции взрослого человека. Прочитав комедию "Чайка", поняла, что произведение актуально до сих пор. Было другое время, сменилась эпоха, а проблемы остаются всё те же неразрешённые. И то, что волновало писателя тогда, волнует нас до сих пор. Но самое главное - простой и в тоже врмя богатый литературный язык мастера заставляет восхищаться ни одно поколение, и я не исключение.
Комедия "Чайка", я думаю, наваторское произведение. Автор желал как бы сдвинуть с мёртвой точки стандартные правила, по которым принято было выстраивать свою сюжетную линию в постановке пьес того времени. В образе Костика Треплёва, желающего обратить на себя внимание окружающих нелепыми пьесами и доказать мамочке, известной актрисе, что он талантливее её, я предполагаю, Чехов подразумевает себя. Треплёв ищет новые формы выражения своего творчества, экспериментируя с никому непонятной пьесой, обречённой на провал, где герои, подобно комедиантам, опошляют сюжет. Чехов также проводит эксперимент с пьесой "Чайка". (Кстати, интересный факт, пьеса А. П. Чехова "Чайка" изначально тоже провалилась на премьере в С-Петербурге.) Отсюда и отклонение от норм в отношениях людей, выстроенных из неправильных трегугольников в пьесе мастера, где царит неразделённая любовь вперемешку с больной привязанностью. Произведение, конечно, больше похоже по жанру на трагикомедию, но самоирония автора возвела её в статус комедии. Если это умышленная шутка, то шутка печальная над самим собой.
События происходят в поместии Сорина - бывшего статского советника с 28 летним стажем, в конце XIX столетия. Хозяин в окружении родных и близких проводит свой досуг. Первое впечатление, что собралось вполне порядочное и благополучное общество, ведя светские беседы и устраивая развлечения в виде театрализованного представления на лоне природы. И не удивительно, ведь присутствовали среди гостей известная актриса - сестра хозяина дома и знаменитый писатель - её друг. Но погружаясь чуть глубже в атмосферу пьесы, понимаешь, что ни всё так гладко и безоблачно в этом благородном обществе.
Герои произведения разноплановые, каждый со своими мечтами, чувствами и судьбами, но в целом несчастные люди. Несмотря на скопление яркой палитры характеров в пьесе, сложно выделить главный образ, который симпатизировал мне. Казалось, Нина Заречная - девушка чистой души, с чувствами похожими на нежные изящные цветы, образ которой сравнивают с чайкой, которую "... Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил...", должна вызывать симпатию. На самом деле кроме жалости она ничего не внушает. А этот бескорыстный призыв к объекту её увлечеия: "... Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её...", меня заставил улыбнуться. Как глупо и легкомысленно предлагать себя человеку, с которым едва знакома, чей образ мысленно выстроен только по произведениям, которыми восторгалось девичье сердце. Что двигало Ниной Заречной в тот момент, когда нежным чувствам становилось тесно и холодно в хранилище одинокой души? На мой взгляд, в этих обречённых строчках столько заложено страсти, способной закрутиться вихрем в любовном водовороте с мужчиной её мечты, что непорочная любовь подвергается сомнению. А вот образ Бориса Тригорина изначально вызвал у меня симпатию. Он скромен - не подвержен влиянию славы, деликатен, и с таким упоением рассказывал о своём ремесле, что я подумала, этот идеальный положительный персонаж А. П. Чехов списал с самого себя. Тригорин был погружён с головой в своё творчество, стремился к совершенству, ничто другое его больше не интересовало. Разве только рыбалка, в которой писатель находил умиротворение. Когда восхищались творчеством Тригорина, он всегда ставил в сравнение талант Л. Н. Толстого, показывая какой он недосягаемый для него. Беллетрист преклонялся перед классиком, как преклонялся перед мастером пера сам А. П. Чехов. Особенно мне понравилось, как беллетрист бережно складывал в свою литературную кладовую заметки с наблюдениями за обитателями поместья, в каждом из которых он видел потенциального героя своего будущего произведения. В моём представлении, именно так ведут себя настоящие писатели. Меня постигло разочарование лишь тогда, когда вскрылась в характере Тригорина черта безвольного человека, плывущего по течению жизни и причалившего к тому берегу, который обладает большей магнитической силой. Этой силой оказалась актриса Аркадина. Своенравная и эгоистичная особа давила своим влиянием не только на него, но и на окружающих, успевая ранить самолюбие и упрекнуть в ничтожестве даже собственного сына. По своему характеру, Треплёв, недалеко ушёл от Тригорина. Такой же слабый, малодушный человек, не нашедший себе место в жизни. И его жертва была напрасной, она не решила проблемы окружающих. Его мама погорюет немножко и вновь пустится в пляс своей бурной артистической жизни. А Нина, на минуту всплакнёт, а потом будет всё реже и реже вспоминать о скромном мальчике из далёкой юности, которому она помогала ставить его безликие идиотские пьесы, который фанатично был предан ей.
Пьеса А. П. Чехова написана талантливо, с лёгкой иронией - в стиле автора. Я читала и перечитывала некоторые фразы, наслаждаясь литературными приёмами мастера. Комедия, которую ставят во всех известных театрах мира, мне тоже понравилась! Смешно было читать про сборище бездельников, которые искусственно создают себе проблемы, выдумывают страдания, упиваясь своим несчастьем. В психологии есть синдром страдалицы, вот в произведении "Чайка" этих страдалиц и страдальцев хватает с избытком. Не исключено, что автор высмеивает их.
-Медведенко: отчего вы всегда ходите в чёрном?
- Маша: это траур по моей жизни. Я несчастна!
- Медведенко: отчего же?
- Маша: ах, вы всё-равно не поймете!
И действитель, отчего же она несчастно? Не здорова? Или кто-то умер? Маша испытывает нужду и нечего есть? Нет, с этим у неё всё в порядке. Просто девушка придумала себе образ страдалицы и развлекается им от безделья. Не хочу приводить примеры с другими персонажами, если заинтересуетесь, прочтёте сами, но думаю в этой книге есть чему поучиться и нам, посмотрев на себя со стороны. Самая главная мысль автора - заняться делом и найти своё место в жизни, тогда не будут лезть в голову дурные мысли и не захочется жалеть себя, это так смешно смотрится со стороны. А счастье не заставит себя долго ждать. Я думаю эта пьеса философско-психологического характера, где можно вместе с героями порассуждать о смысле жизни. Читать лучше под настроение, когда возникнет такая необходимость, а там решать вам. Ведь шагать в ногу с А. П. Чеховым, всегда актуально.
Костя Треплёв и Нина Заречная.
На произведение я потратила два часа, найдите время и ознакомьтесь с произведением, кто ещё не прочитал комедию. Думаю не пожалеете, очень рекомендую!
Комедия "Чайка", я думаю, наваторское произведение. Автор желал как бы сдвинуть с мёртвой точки стандартные правила, по которым принято было выстраивать свою сюжетную линию в постановке пьес того времени. В образе Костика Треплёва, желающего обратить на себя внимание окружающих нелепыми пьесами и доказать мамочке, известной актрисе, что он талантливее её, я предполагаю, Чехов подразумевает себя. Треплёв ищет новые формы выражения своего творчества, экспериментируя с никому непонятной пьесой, обречённой на провал, где герои, подобно комедиантам, опошляют сюжет. Чехов также проводит эксперимент с пьесой "Чайка". (Кстати, интересный факт, пьеса А. П. Чехова "Чайка" изначально тоже провалилась на премьере в С-Петербурге.) Отсюда и отклонение от норм в отношениях людей, выстроенных из неправильных трегугольников в пьесе мастера, где царит неразделённая любовь вперемешку с больной привязанностью. Произведение, конечно, больше похоже по жанру на трагикомедию, но самоирония автора возвела её в статус комедии. Если это умышленная шутка, то шутка печальная над самим собой.
События происходят в поместии Сорина - бывшего статского советника с 28 летним стажем, в конце XIX столетия. Хозяин в окружении родных и близких проводит свой досуг. Первое впечатление, что собралось вполне порядочное и благополучное общество, ведя светские беседы и устраивая развлечения в виде театрализованного представления на лоне природы. И не удивительно, ведь присутствовали среди гостей известная актриса - сестра хозяина дома и знаменитый писатель - её друг. Но погружаясь чуть глубже в атмосферу пьесы, понимаешь, что ни всё так гладко и безоблачно в этом благородном обществе.
Герои произведения разноплановые, каждый со своими мечтами, чувствами и судьбами, но в целом несчастные люди. Несмотря на скопление яркой палитры характеров в пьесе, сложно выделить главный образ, который симпатизировал мне. Казалось, Нина Заречная - девушка чистой души, с чувствами похожими на нежные изящные цветы, образ которой сравнивают с чайкой, которую "... Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил...", должна вызывать симпатию. На самом деле кроме жалости она ничего не внушает. А этот бескорыстный призыв к объекту её увлечеия: "... Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её...", меня заставил улыбнуться. Как глупо и легкомысленно предлагать себя человеку, с которым едва знакома, чей образ мысленно выстроен только по произведениям, которыми восторгалось девичье сердце. Что двигало Ниной Заречной в тот момент, когда нежным чувствам становилось тесно и холодно в хранилище одинокой души? На мой взгляд, в этих обречённых строчках столько заложено страсти, способной закрутиться вихрем в любовном водовороте с мужчиной её мечты, что непорочная любовь подвергается сомнению. А вот образ Бориса Тригорина изначально вызвал у меня симпатию. Он скромен - не подвержен влиянию славы, деликатен, и с таким упоением рассказывал о своём ремесле, что я подумала, этот идеальный положительный персонаж А. П. Чехов списал с самого себя. Тригорин был погружён с головой в своё творчество, стремился к совершенству, ничто другое его больше не интересовало. Разве только рыбалка, в которой писатель находил умиротворение. Когда восхищались творчеством Тригорина, он всегда ставил в сравнение талант Л. Н. Толстого, показывая какой он недосягаемый для него. Беллетрист преклонялся перед классиком, как преклонялся перед мастером пера сам А. П. Чехов. Особенно мне понравилось, как беллетрист бережно складывал в свою литературную кладовую заметки с наблюдениями за обитателями поместья, в каждом из которых он видел потенциального героя своего будущего произведения. В моём представлении, именно так ведут себя настоящие писатели. Меня постигло разочарование лишь тогда, когда вскрылась в характере Тригорина черта безвольного человека, плывущего по течению жизни и причалившего к тому берегу, который обладает большей магнитической силой. Этой силой оказалась актриса Аркадина. Своенравная и эгоистичная особа давила своим влиянием не только на него, но и на окружающих, успевая ранить самолюбие и упрекнуть в ничтожестве даже собственного сына. По своему характеру, Треплёв, недалеко ушёл от Тригорина. Такой же слабый, малодушный человек, не нашедший себе место в жизни. И его жертва была напрасной, она не решила проблемы окружающих. Его мама погорюет немножко и вновь пустится в пляс своей бурной артистической жизни. А Нина, на минуту всплакнёт, а потом будет всё реже и реже вспоминать о скромном мальчике из далёкой юности, которому она помогала ставить его безликие идиотские пьесы, который фанатично был предан ей.
Пьеса А. П. Чехова написана талантливо, с лёгкой иронией - в стиле автора. Я читала и перечитывала некоторые фразы, наслаждаясь литературными приёмами мастера. Комедия, которую ставят во всех известных театрах мира, мне тоже понравилась! Смешно было читать про сборище бездельников, которые искусственно создают себе проблемы, выдумывают страдания, упиваясь своим несчастьем. В психологии есть синдром страдалицы, вот в произведении "Чайка" этих страдалиц и страдальцев хватает с избытком. Не исключено, что автор высмеивает их.
-Медведенко: отчего вы всегда ходите в чёрном?
- Маша: это траур по моей жизни. Я несчастна!
- Медведенко: отчего же?
- Маша: ах, вы всё-равно не поймете!
И действитель, отчего же она несчастно? Не здорова? Или кто-то умер? Маша испытывает нужду и нечего есть? Нет, с этим у неё всё в порядке. Просто девушка придумала себе образ страдалицы и развлекается им от безделья. Не хочу приводить примеры с другими персонажами, если заинтересуетесь, прочтёте сами, но думаю в этой книге есть чему поучиться и нам, посмотрев на себя со стороны. Самая главная мысль автора - заняться делом и найти своё место в жизни, тогда не будут лезть в голову дурные мысли и не захочется жалеть себя, это так смешно смотрится со стороны. А счастье не заставит себя долго ждать. Я думаю эта пьеса философско-психологического характера, где можно вместе с героями порассуждать о смысле жизни. Читать лучше под настроение, когда возникнет такая необходимость, а там решать вам. Ведь шагать в ногу с А. П. Чеховым, всегда актуально.
Костя Треплёв и Нина Заречная.
На произведение я потратила два часа, найдите время и ознакомьтесь с произведением, кто ещё не прочитал комедию. Думаю не пожалеете, очень рекомендую!
Время использования | 2 часа. |
Общее впечатление | Самоирония автора. Если это шутка, то шутка печальная. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39