Отзывы10
Отзыв: Документальный фильм "Гибель империи. Византийский урок" (2008) - познавательный и интересный, но без совы на глобусе не обошлось. К сожалению.
Достоинства: интересный и познавательный
Недостатки: не обошлось без пропагандистских приемов.
Всем привет. Сегодня мой отзыв на довольно интересный документальный фильм о Византийской империи. Вторая часть названия предполагает извлечение какого-то урока. Попробуем разобраться какой именно урок мы должны извлечь по мнению создателя фильма в лице архимандрита Тихона (Шевкунова).
Должен сказать, что фильм сделан очень динамично, смотрится легко и производит поначалу сильное впечатление. Пропагандистский эффект достигает своей цели, особенно, если вы разделяете позицию автора. Я после просмотра был под большим впечатлением. Авторские аналогии казались мне очевидными. Но затем я залез в Википедию и пропагандистский эффект несколько ослаб. Попробуем разобраться почему.
Съёмки фильма производились в современном Стамбуле, также в Риме, Венеции и Москве. В кадре и за кадром текст читает сам автор фильма и дает нам свою собственную версию краха Византийской империи. Центральной его идеей является пропаганда сильного государства. Проводится прямая аналогия с нашим государством и с современной геополитической ситуацией противостояния с западным миром. Даются оценки внутриполитической ситуации Византии, но в современных политологических терминах: «олигархи», «запад», «чиновники», «бюрократы», «губернаторы» и т. д. Цель приема очевидна. Чтобы аналогия с современностью также стала очевидной и для зрителя. Конкретно, для российского зрителя. Чтобы он утвердился в мысли, что православные империи рушатся от разброда и шатаний. А в них, как правило, виновен Запад. Но особенно опасен внутренний враг. Т. е. те, кто им, Западом, очарован. А это, как правило, интеллигенция. Кстати, этот термин также не раз звучит в этом фильме. И тоже в негативном ключе. Мне пришлось даже вспомнить наше не очень давнее идеологическое прошлое. «Гнилая интеллигенция» - это термин оттуда. Из прошлого.
После этого фильм выглядит уже просто как политическая платформа какой-то очень знакомой партии. Не знаю зачем все это Тихону? Так однозначно формулировать свою политическую позицию. Зачем ему занимать одну из сторон постоянно борющихся у нас сил: западников и патриотов? Ведь он не просто гражданское лицо, а представитель церкви, которая должна всегда сторониться политики и не занимать какую-то одну определенную сторону в вечных политических разборках. Тем страннее это выглядит, что фильм, по сути, никак не может повлиять на позицию ни тех, ни других. Патриоты примут его как должное и даже с восторгом, а западники найдут кучу недостатков и натяжек совы на глобус. Т. е. ничего не изменится. О том, что это так, говорит и тот факт, что фильм мало известен. Сделан больше 10 лет назад, а особым событием культурной жизни не стал.
Но это вовсе не значит, что нет в нем ценных мыслей и идей. Очень даже есть. И главная из них – это то, где можно ждать проблем нашему государству. На мой взгляд, в фильме их звучит три. Первая – это отсутствие надежного механизма передачи власти достойному правителю. Т. е. после одного достойного руководителя следом могут прийти к власти человек 10 подряд не очень достойных и все развалить. Вторая проблема – многонациональный народ. Пока националисты под контролем государства – все нормально. Но как только они получают пищу для своих выступлений и движений, то у государства сразу же начинаются проблемы. Вплоть до развала. Примеров масса. Далеко даже ходить не надо. Есть у нас рядом государство с постоянно орущими нациками. И третья – государство должно держать под контролем олигархов.
Эти проблемы существовали в Византии, существуют они и у нас. О них мы все знаем. Но тут нам напоминают о них еще раз, чтобы мы помнили о них и, очевидно, пытались их как-то решать. Неизвестно, правда, как. Но пытались. Если с нациками более или менее понятно как надо бороться, то вот обеспечить передачу власти достойным людям вообще непонятно как. Нет таких механизмов, кроме скучных для кого-то выборов и ненавистной кое-кому демократии. Пока не придумали. Поэтому путь один – неуклонно повышать свою политическую грамотность и гражданскую активность. Ну и само собой, не отказываться от своей веры. Вот те нравственные ориентиры, к которым, очевидно, призывает фильм. Вполне достойные, конечно цели. Но некая тенденциозность в отношении Запада тут тоже присутствует. Хотя Византия за всю свою более, чем тысячелетнюю историю страдала не только от западных народов, но и от восточных тоже. И еще неизвестно от кого больше. И завоевана была в конечном итоге народом с востока. Если посмотреть на ее границы, то они также менялись очень резко и радикально как на западе, так и на востоке. Но в фильме нам показывают только одну карту. Ту, что она имела при максимальном своем расцвете и силе. Поэтому эти однобокие пропагандистские приемы не позволят принять его более критично настроенным гражданам.
Рекомендую.
Должен сказать, что фильм сделан очень динамично, смотрится легко и производит поначалу сильное впечатление. Пропагандистский эффект достигает своей цели, особенно, если вы разделяете позицию автора. Я после просмотра был под большим впечатлением. Авторские аналогии казались мне очевидными. Но затем я залез в Википедию и пропагандистский эффект несколько ослаб. Попробуем разобраться почему.
Съёмки фильма производились в современном Стамбуле, также в Риме, Венеции и Москве. В кадре и за кадром текст читает сам автор фильма и дает нам свою собственную версию краха Византийской империи. Центральной его идеей является пропаганда сильного государства. Проводится прямая аналогия с нашим государством и с современной геополитической ситуацией противостояния с западным миром. Даются оценки внутриполитической ситуации Византии, но в современных политологических терминах: «олигархи», «запад», «чиновники», «бюрократы», «губернаторы» и т. д. Цель приема очевидна. Чтобы аналогия с современностью также стала очевидной и для зрителя. Конкретно, для российского зрителя. Чтобы он утвердился в мысли, что православные империи рушатся от разброда и шатаний. А в них, как правило, виновен Запад. Но особенно опасен внутренний враг. Т. е. те, кто им, Западом, очарован. А это, как правило, интеллигенция. Кстати, этот термин также не раз звучит в этом фильме. И тоже в негативном ключе. Мне пришлось даже вспомнить наше не очень давнее идеологическое прошлое. «Гнилая интеллигенция» - это термин оттуда. Из прошлого.
После этого фильм выглядит уже просто как политическая платформа какой-то очень знакомой партии. Не знаю зачем все это Тихону? Так однозначно формулировать свою политическую позицию. Зачем ему занимать одну из сторон постоянно борющихся у нас сил: западников и патриотов? Ведь он не просто гражданское лицо, а представитель церкви, которая должна всегда сторониться политики и не занимать какую-то одну определенную сторону в вечных политических разборках. Тем страннее это выглядит, что фильм, по сути, никак не может повлиять на позицию ни тех, ни других. Патриоты примут его как должное и даже с восторгом, а западники найдут кучу недостатков и натяжек совы на глобус. Т. е. ничего не изменится. О том, что это так, говорит и тот факт, что фильм мало известен. Сделан больше 10 лет назад, а особым событием культурной жизни не стал.
Но это вовсе не значит, что нет в нем ценных мыслей и идей. Очень даже есть. И главная из них – это то, где можно ждать проблем нашему государству. На мой взгляд, в фильме их звучит три. Первая – это отсутствие надежного механизма передачи власти достойному правителю. Т. е. после одного достойного руководителя следом могут прийти к власти человек 10 подряд не очень достойных и все развалить. Вторая проблема – многонациональный народ. Пока националисты под контролем государства – все нормально. Но как только они получают пищу для своих выступлений и движений, то у государства сразу же начинаются проблемы. Вплоть до развала. Примеров масса. Далеко даже ходить не надо. Есть у нас рядом государство с постоянно орущими нациками. И третья – государство должно держать под контролем олигархов.
Эти проблемы существовали в Византии, существуют они и у нас. О них мы все знаем. Но тут нам напоминают о них еще раз, чтобы мы помнили о них и, очевидно, пытались их как-то решать. Неизвестно, правда, как. Но пытались. Если с нациками более или менее понятно как надо бороться, то вот обеспечить передачу власти достойным людям вообще непонятно как. Нет таких механизмов, кроме скучных для кого-то выборов и ненавистной кое-кому демократии. Пока не придумали. Поэтому путь один – неуклонно повышать свою политическую грамотность и гражданскую активность. Ну и само собой, не отказываться от своей веры. Вот те нравственные ориентиры, к которым, очевидно, призывает фильм. Вполне достойные, конечно цели. Но некая тенденциозность в отношении Запада тут тоже присутствует. Хотя Византия за всю свою более, чем тысячелетнюю историю страдала не только от западных народов, но и от восточных тоже. И еще неизвестно от кого больше. И завоевана была в конечном итоге народом с востока. Если посмотреть на ее границы, то они также менялись очень резко и радикально как на западе, так и на востоке. Но в фильме нам показывают только одну карту. Ту, что она имела при максимальном своем расцвете и силе. Поэтому эти однобокие пропагандистские приемы не позволят принять его более критично настроенным гражданам.
Рекомендую.
Общее впечатление | познавательный и интересный, но без совы на глобусе не обошлось. К сожалению. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
Результат -то налицо:
государство без церкви проболталось весь 20 век как …в проруби и рухнуло. А интеллигенция, которая постепенно забыла о том что говорит церковь после церковных "реформ" Петра Первого, подпилила основы могучей империи.
Не только наши такие познавательные и спорные фильмы, а и фильм Оливера Стоуна "Не рассказанная история Америки", судя по отзывам, и приблизительно того же времени выпуска, мало кто смотрел.
А зря.
отзыв - огонь!
"извлечение какого-то урока"
"Но затем я залез в Википедию"
"православные империи рушатся от разброда и шатаний"
"неуклонно повышать свою политическую грамотность и гражданскую активность"
речь не мальчика, но мужа )))
три беды - не достойный руководитель, многонациональность, олигархи не под контролем )))
анализ потребовал от автора отзыва огромного багажа знаний и невероятных мыслительных действий.
аффтар, пеши исчо! )))
1. Противостояние Востока и Запада и началось с христианского раскола, т.е это изначально церковный вопрос, а не политический в современном понимании, т.к тогда церковь не отделялась от государства. Полагаю, что в период секуляризации это, скорее, политики переняли эстафету у церкви:))
2. Перевод понятий в современные термины может иметь другие мотивы, нежели пропаганду… я вот люблю такие моменты, т.к разные слова дают ощущение, что говорим о разных феноменах, а когда происходит идентификация, понимаешь, что все старо, как мир:)) те же грабли:)) перестаешь идеализировать прошлое…
3. Диалектика власти изложена верно, самый больной вопрос - обеспечение преемственности власти:))