Отзыв: Фильм "Старикам тут не место" (2007) - «Книга, в которой нет её антикниги, считается незавершённой».
Достоинства: Один из лучших фильмов Коэнов.
Недостатки: Как всегда, Коэны либо нравятся, либо нет.
Один из самых интересных вопросов в теологии - зачем нужен дьявол... Если всё сущее создано Господом, то значит, и он тоже. Но зачем?! И почему Бог не прихлопнет его, как муху, он ведь Всемогущий...
Если наш мир так прекрасен, как утверждают верующие, почему существует зло? Зачем все эти войны, геноциды, эпидемии, ток-шоу "Давай поженимся", наконец?...
Вот на эти вопросы, собственно, фильм и отвечает. Причём отвечает внятно и развёрнуто, с прекрасной актёрской и режиссёрской работой, оцененной четырьмя Оскарами. Но, конечно, ответ понимают только те, кто "на одной волне" с Коэнами: каждый второй обзор фильма тут, на Отзовике, сводится к фразе "прикольно, но ничего не понял". Видят, в основном, лишь внешнюю канву событий: криминальный триллер, чемодан с миллионами долларов, наемные убийцы, ловушки, перестрелки. Меж тем, фильм вовсе не об этом.
... Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам было с нами по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Если бы в финале зло было бы "наказано по заслугам", раздавлено, уничтожено - это было бы так банально и скучно... Коэны сыграли куда тоньше. Мы видим, как герой Хавьера Бардема (очень эффектная инкарнация дьявола), свершив все злые дела, спокойно и безнаказанно уходит. И в этот момент Мироздание внезапно отвешивает ему жесточайшую затрещину, остановив карающую длань буквально за миллиметр до фатального исхода, и ясно дав понять: "друг, ты никакой не Князь Мира, не высшая сила; твой номер двадцать восемь, ты точно так же можешь быть уничтожен в любой момент, как кто угодно".
Видимо, Господь Бог хорошо изучил творения Борхеса, назубок запомнив цитату про "антикнигу". Зло необходимо в этом мире для равновесия, общей гармонии, для хорошей драматургии, чтобы жить было интересно (и помирать, кстати, тоже). Свобода воли подразумевает возможность ошибок, неприятностей, в том числе и самых фатальных...
А вот второй важный вопрос - является ли судьба персонифицированной, или нет ("есть ли Бог, или существует только эволюция и законы природы") - по сути, остаётся неотвеченным. Что тоже укладывается в общую концепцию - не все вопросы должны быть разрешены. Мир без загадок скучен и сер, книга без антикниги остаётся незавершённой.
Если наш мир так прекрасен, как утверждают верующие, почему существует зло? Зачем все эти войны, геноциды, эпидемии, ток-шоу "Давай поженимся", наконец?...
Вот на эти вопросы, собственно, фильм и отвечает. Причём отвечает внятно и развёрнуто, с прекрасной актёрской и режиссёрской работой, оцененной четырьмя Оскарами. Но, конечно, ответ понимают только те, кто "на одной волне" с Коэнами: каждый второй обзор фильма тут, на Отзовике, сводится к фразе "прикольно, но ничего не понял". Видят, в основном, лишь внешнюю канву событий: криминальный триллер, чемодан с миллионами долларов, наемные убийцы, ловушки, перестрелки. Меж тем, фильм вовсе не об этом.
... Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам было с нами по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Если бы в финале зло было бы "наказано по заслугам", раздавлено, уничтожено - это было бы так банально и скучно... Коэны сыграли куда тоньше. Мы видим, как герой Хавьера Бардема (очень эффектная инкарнация дьявола), свершив все злые дела, спокойно и безнаказанно уходит. И в этот момент Мироздание внезапно отвешивает ему жесточайшую затрещину, остановив карающую длань буквально за миллиметр до фатального исхода, и ясно дав понять: "друг, ты никакой не Князь Мира, не высшая сила; твой номер двадцать восемь, ты точно так же можешь быть уничтожен в любой момент, как кто угодно".
Видимо, Господь Бог хорошо изучил творения Борхеса, назубок запомнив цитату про "антикнигу". Зло необходимо в этом мире для равновесия, общей гармонии, для хорошей драматургии, чтобы жить было интересно (и помирать, кстати, тоже). Свобода воли подразумевает возможность ошибок, неприятностей, в том числе и самых фатальных...
А вот второй важный вопрос - является ли судьба персонифицированной, или нет ("есть ли Бог, или существует только эволюция и законы природы") - по сути, остаётся неотвеченным. Что тоже укладывается в общую концепцию - не все вопросы должны быть разрешены. Мир без загадок скучен и сер, книга без антикниги остаётся незавершённой.
Общее впечатление | «Книга, в которой нет её антикниги, считается незавершённой». |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17
" И когда бы я ни пришел к Нему, он ждет меня Там."
Потрясающий фильм!
Особенно диалоги…
"Теряя время на попытки вернуть то, что у тебя отняли, ты рискуешь потерять ещё больше. Рано или поздно ты накладываешь жгут на эту рану".
"Я всегда думал, что с годами Господь каким-то образом проявится в моей жизни… И зря… Я не виню его. Я бы на Его месте думал то же, что и Он. ----- Тебе не дано знать Его мысли"…"
"Удрученность твоя для меня не новость. Грядущего тебе не остановить. И жизнь под себя не подстроить. Это - эгоизм и высокомерие".
Ощущение послевкусия новыми осознаниями будет напоминать о просмотренном… Со мной именно так и происходит после хороших фильмов.
Это как море - ни в один миг Бытия не повторяющее себя… и удивительно, с каким неизменным постоянством оно выплескивает свои волны на сушу , даже в самый полный штиль… Миллионы лет… Ритм моря…
И когда, после рассказа шерифа о его снах, начинаются титры - Белое на Чёрном, или Чёрное сквозь Белое,… - то еле-еле слышен Ритм = невидимые шаги Времени размеренно шуршат за кадром , будто оставляя следы на мокром песке в те мгновения, когда вечное море вбирает свои волны в Себя…
Спасибо Вам за отзыв.
Ещё один ценный пазл, мимо которого я не прошла…
Ритм Жизни…