Отзыв: Книга "Загадочное происшествие в Стайлзе" - Агата Кристи - Дебют великой Агаты Кристи
Достоинства: Увлекательно, динамично
Недостатки: Язык и стилистика немного сыроваты и подражательны
Весной этого года я основательно подсел на детективы Агаты Кристи и за несколько месяцев с большим удовольствием прочитал более десятка её романов. Примерно две-три недели назад я впервые прочитал последний роман о приключениях гениального сыщика Эркюля Пуаро под названием "Слоны умеют помнить", а буквально вчера, вот ведь странное совпадение, мне на глаза попался роман "Загадочное происшествие в Стайлзе" - не только первый роман о великом сыщике, но и вообще самое первое произведение Агаты Кристи в качестве автора детективных романов. Разумеется, я сразу же загорелся желанием его прочитать и всего за пару-тройку часов "прикончил" данное произведение...
Действие романа "Загадочное происшествие в Стайлзе" разворачивается в одной из сельских усадеб провинциальной Англии в годы Первой Мировой войны. Однажды ночью в своей собственной спальне необъяснимым образом умирает престарелая хозяйка усадьбы, после чего гостивший у неё капитан Артур Гастингс, призвав на помощь своего старого знакомого, бельгийского эмигранта Эркюля Пуаро, приступает к расследованию этого загадочного преступления...
Прежде всего, хочется отметить, что я уже по первым страницам романа и без всяких подсказок предисловия догадался бы, что это дебютное произведение писательницы. Слишком уж похожи по стилистике и языку начальные главы романа с первыми рассказами Артура Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Хотите - сами проверьте... У меня так полное ощущение, что свой первый детективный роман Агата Кристи писала если не в подражание, то наверняка под сильнейшим впечатлением от рассказов Конан Дойля. Как минимум, форма изложения примерно та же самая - повествование ведётся от лица капитана Артура Гастингса, не глупого, но и не очень далёкого человека, который описывает расследование, проводимое гениальным сыщиком. Рассказы о Шерлоке Холмсе, если кто забыл, написаны от лица доктора Ватсона, тоже вполне себе заурядного человека, кстати, как и Гастингс, вернувшегося с войны после ранения. Кроме того, в романе Кристи, как и в целом ряде рассказов о Холмсе, представлены нарисованные от руки планы дома, где произошло преступление, чего в более поздних романах писательницы я больше никогда не встречал. Ну и вообще, в этом романе как ни в каком другом чувствуется явное, так сказать, идейно-художественное, сходство между Холмсом и Пуаро. Только в дальнейших романах серии об Эркюле Пуаро главный герой окончательно обрёл собственные, хорошо узнаваемые всеми любителями детективов индивидуальные черты, отличающие его от всех других вымышленных сыщиков...
И ещё кое-что - в сравнении с более поздними произведениями Агаты Кристи роман "Загадочное происшествие в Стайлзе" показался мне немного сыроватым и слегка затянутым, язык изложения - неровным, а сюжет - скомканным и отчасти даже сумбурным. Всё эти мелкие недостатки, впрочем, можно легко списать на особенности авторского стиля капитана Гастингса, от лица которого ведётся повествование. При этом к детективной составляющей романа лично у меня нет абсолютно никаких претензий. Уж в чём-в чём, а в недостатке воображения и неумении закрутить криминальную интригу Агату Кристи обвинить сложно. Роман получился весьма занимательным, динамичным и не похожим на остальные произведения писательницы, хотя зачатки фирменного стиля леди Агаты прослеживаются в нём уже вполне отчётливо...
Одним словом, удачный дебют "бабушки британского детектива", который с удовольствием прочтут не только преданные поклонники жанра, но и просто любители хорошей остросюжетной литературы.
Действие романа "Загадочное происшествие в Стайлзе" разворачивается в одной из сельских усадеб провинциальной Англии в годы Первой Мировой войны. Однажды ночью в своей собственной спальне необъяснимым образом умирает престарелая хозяйка усадьбы, после чего гостивший у неё капитан Артур Гастингс, призвав на помощь своего старого знакомого, бельгийского эмигранта Эркюля Пуаро, приступает к расследованию этого загадочного преступления...
Прежде всего, хочется отметить, что я уже по первым страницам романа и без всяких подсказок предисловия догадался бы, что это дебютное произведение писательницы. Слишком уж похожи по стилистике и языку начальные главы романа с первыми рассказами Артура Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Хотите - сами проверьте... У меня так полное ощущение, что свой первый детективный роман Агата Кристи писала если не в подражание, то наверняка под сильнейшим впечатлением от рассказов Конан Дойля. Как минимум, форма изложения примерно та же самая - повествование ведётся от лица капитана Артура Гастингса, не глупого, но и не очень далёкого человека, который описывает расследование, проводимое гениальным сыщиком. Рассказы о Шерлоке Холмсе, если кто забыл, написаны от лица доктора Ватсона, тоже вполне себе заурядного человека, кстати, как и Гастингс, вернувшегося с войны после ранения. Кроме того, в романе Кристи, как и в целом ряде рассказов о Холмсе, представлены нарисованные от руки планы дома, где произошло преступление, чего в более поздних романах писательницы я больше никогда не встречал. Ну и вообще, в этом романе как ни в каком другом чувствуется явное, так сказать, идейно-художественное, сходство между Холмсом и Пуаро. Только в дальнейших романах серии об Эркюле Пуаро главный герой окончательно обрёл собственные, хорошо узнаваемые всеми любителями детективов индивидуальные черты, отличающие его от всех других вымышленных сыщиков...
И ещё кое-что - в сравнении с более поздними произведениями Агаты Кристи роман "Загадочное происшествие в Стайлзе" показался мне немного сыроватым и слегка затянутым, язык изложения - неровным, а сюжет - скомканным и отчасти даже сумбурным. Всё эти мелкие недостатки, впрочем, можно легко списать на особенности авторского стиля капитана Гастингса, от лица которого ведётся повествование. При этом к детективной составляющей романа лично у меня нет абсолютно никаких претензий. Уж в чём-в чём, а в недостатке воображения и неумении закрутить криминальную интригу Агату Кристи обвинить сложно. Роман получился весьма занимательным, динамичным и не похожим на остальные произведения писательницы, хотя зачатки фирменного стиля леди Агаты прослеживаются в нём уже вполне отчётливо...
Одним словом, удачный дебют "бабушки британского детектива", который с удовольствием прочтут не только преданные поклонники жанра, но и просто любители хорошей остросюжетной литературы.
Общее впечатление | Дебют великой Агаты Кристи |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву