3
Отзыв рекомендуют 13 0

Отзыв: Книга "Соната без сопровождения" - Орсон Скотт Кард - Противоречивые впечатления

Достоинства: эмоциональный накал
Недостатки: неестественное поведение героя, неестественная система
Поначалу, знакомясь с данной книгой, я думала, что это антиутопия и что автор при её создании ради каких-то своих целей полностью пренебрег основными принципам человеческой психологии, обязательными условиями развития человеческого ребенка в психически здоровую, адекватную, интеллектуально полноценную человеческую личность, а также обязательными условиями развития таланта человека до гениальности. Ибо в тех условиях, в которые поместили с двухлетнего возраста Кристиана Харольдсена, не получишь не то что гения, а хотя бы просто психически нормального человека, способного просто нормально общаться с людьми и тем более существовать в социуме. И я, конечно, не музыкант и уж тем более не гений в какой-либо области, но мне всё же кажется, что просто слушая звуки природы, но не видя в глаза ни одного музыкального инструмента, не представляя, как музыкальные инструменты звучат, ни разу не слыша никаких образцов чужой музыки (это в рамках системы, весьма схематично и неправдоподобно показанной в данном рассказе, гению как раз-таки категорически запрещено, дабы в его собственной музыке не было подражаний, - вот уж действительно гипертрофированная форма реализации мечты всех борцов с плагиатом и любыми видами интеллектуального пиратства!), собственную музыку писать не начнешь, сколь бы щедро тебя Господь изначально ни одарил. Семена таланта (и гениальности, как наивысшей его формы) засеиваются в человеческую душу Господом, но всходы они могут дать только если человек живет в обществе других людей и видит чужие образцы проявления у других людей, того же дара, каким наделен он сам. Звуки природы сами по себе могут расцениваться людьми, как прекрасные и гармоничные, но мне ближе идея, что музыка впервые зародилась в тот момент, когда первобытный человек случайно дунул в кость, желая высосать из неё мозг, и услышал совершенно новый для себя звук. Впрочем, ладно...


Автору так было угодно - и из Кристиана не выросло ни умственно- отсталого, ни хотя бы асоциального человека. Переселившись в социум после двадцативосьмилетнего, фактически, затворничества, он производит впечатление замкнутого человека, но не более того, и вовсе не оттого, что боится людей или не умеет с ними общаться, причина у него совсем иная. А зачем, собственно, автору было нужно такое количество нереальных допущений, с которыми тут явный перебор даже для жанра фантастического рассказа? А затем лишь, чтобы показать, как система, которая всех зачем-то укладывает в жесткие рамки своего "прокрустова ложа", раз за разом отрезает у героя по кусочку души, словно хвост кошке по частям отрубает. Право же, было бы милосерднее сразу его убить. Ведь служители закона знают, что на творцов просто запреты не действуют. И более жесткие меры тоже. Живущая в душе гениальность всё равно будет искать способ выплеснуться наружу. Гениальность=дар Божий, эту мысль хотел донести до читателя автор?... Признаться, тут автору удалось меня пронять: каждый раз сердце за Кристиана обливалось кровью. Но если немного приглушить эмоции и снова включить логику... Я не понимаю самой сути этой системы, чем для неё может быть опасен Кристиан, пишущий гениальные песни, заставляющие людей испытывать "не нужную" грусть, но лишь кратковременно - никто от его песен не впал в депрессию, не полез в петлю, не подался в отшельники или, упаси боже, в бунтари? Что такого ужасного в песнях с подражанием? А если это ужасное всё же есть, то логичнее было бы и сами песни как-то изымать из памяти людей, но нет - песни живут их автор всем известен, но его зачем-то снова ограничивают... И если суть системы в том, чтобы каждый в ней был так сказать, "умерено счастлив" выполняя исключительно любимую работу, то все служители закона ужасающе несчастливы по умолчанию, их-то на работу определяют не по принципу призвания. Я, признаться, сперва подумала, что незрячий служитель закона является так сказать материализованной метафорой, утверждающей, что закон слеп (помните Фемиду с завязанными глазами?), а всё оказывается куда более по-людоедски... И родители Кристиана просто не могли быть умерено счастливы, когда у них забирали сына, якобы для его же блага. Удовлетворение и счастье человека - они ведь сферой общественной жизни не ограничиваются. Кто-то полюбил девушку, а она не ответила ему взаимностью, кто-то потерял родного человека, кто-то позавидовал соседу, кто-то узнал, что смертельно болен или, наоборот, что его смертельный диагноз оказался ошибочным, кто-то стал родителем долгожданного ребенка, а у кого-то, как у родителей Кристиана, наоборот, отобрали дитя, кто-то родился инвалидом и вынужден жить, каждый день преодолевая накладываемые болезнью ограничения, - все эти люди просто не могут быть удовлетворены, "умерено счастливы", они испытывают либо горе, либо эйфорию, либо любовь, либо чувство неудовлетворенности, обиды, горечи. Или эти сферы жизни система тоже как-то регулирует? Но об этом в тексте - ни слова, всё крутится только вокруг "профориентации". Если какой-то писатель-фантаст создает принципиально иное общество то и психология у людей в этом обществе должна быть несколько иная. У Ефремова в "Туманности Андромеды" это, по-моему, получилось очень неплохо показать, в гипотетическую возможность общества как в его "Часе Быка" я тоже вполне верю, Яна Завацкая создала "глянцевое" внешне, но людоедское внутри вполне достоверное общество Дарайи... А тут слишком много такого, что невозможно в принципе и психология наша, родная... Я не понимаю, почему люди в данном рассказе настолько законопослушны, настолько убеждены, что их общество идеально, почему искалеченные законом люди, лишенные самого важного для них, так преданно эту систему охраняют, даже не помышляя о том, чтобы послать всё к чер. ту или выразить протест хотя бы через самоубийство. Что за "психологическую опцию" у них навсегда отключили, что они ведут себя так неестественно? Разве что автор хотел показать ад под видом идеального общества, тогда да. В аду не нужны логические обоснования того, почему там нестерпимо плохо. Но ведь в аду я так понимаю, должно быть плохо _всем_, а не только нарушившим закон творцам, разве нет?...

Но рассказ я всё же рекомендую. Вдруг у кого-то возникнут совсем другие идеи? Интересно было бы их услышать.
Общее впечатление Противоречивые впечатления
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет