Отзыв: Фильм "Лолита" (1962) - «Так пошлиною нравственности ты обложено в нас, чувство красоты...»
Достоинства: Проблематика, стиль
Недостатки: Продолжительность
Владимир Набоков написал свой знаменитый роман в 1955 году, что вызвало целую бурю критики и протестов в пуританской Америке и Европе. Это притом, что писатель не рассматривал ситуацию отношений взрослого мужчины и девочки как что-то реальное, скорее как мысленный эксперимент, гипотетическую ситуацию необычного проявления любви. Роман быстро отнесли к бульварной литературе самого низкого пошиба. Но спрос на книгу оказался необычно высок для книжек подобного рода. Спрос порождает предложение, и книжка стала выходить расширенными тиражами, получила известность, и вот, после вала негативной критики пошли первые конструктивные обзоры, в которых хотя бы предпринимались попытки понять проблематику произведения.
Молодой еще голливудский режиссер Стэнли Кубрик быстро прочел книжку Набокова и нашел ее настолько интересной, что решил поставить целый фильм. Это будет первый "независимый фильм" Кубрика. Получив принципиальное согласие автора, он столкнулся с другой проблемой – американская цензура. Пришлось переехать в более либеральную Англию, где к эротике относились лояльно и разрешили снимать кино «на тему». Были некоторые проблемы с подбором актеров, особенно актрисы на главную роль, но режиссер справился. В 1962 году картина увидела свет.
Что касается содержания, Кубрик создал образцовую экранизацию литературного произведения, чуть ли не дословно цитирующую его текст. Любитель юных девушек Гумберт убивает свою жену, чтобы уехать с падчерицей Лолитой в путешествие по Америке; попутно герои претерпевают разные духовные метаморфозы и перед зрителем в полной мере раскрывается столь щепетильная тема, как платоническая и физическая любовь между взрослым мужчиной и девочкой-подростком. Понятно, что «Лолита» особенно сильно бьет по моральным устоям общества. Вопрос простой: что важнее, истинное чувство или моральные запреты? Наверно, каждый должен ответить на него сам, в силу своих представлений и в меру испорченности. Известно лишь одно: любовь имеет свойство увядать, подобно прекрасному цветку, а вот от судимости и дурной репутации не отмоешься всю оставшуюся жизнь.
Стилистически Кубрик сделал фильм по модели «роад-муви»: герои путешествуют по стране и им попадаются различные люди, в которых зрители могут угадать самих себя. Самый интересный персонаж - Клэр Куилти в исполнении харизматичного Питера Селлерса (тот появится в следующем фильме Кубрика) – этот сразу разгадывает суть отношений Гумберта и Лолиты, но не только осуждает, а даже симпатизирует ему.
Фильмом «Лолита» Кубрик наметил одну из главных тем своих произведений – моральный/аморальный аспект сексуальных отношений и его социальная трактовка. Можно осуждать или сочувствовать бедняге Гумберту, но описанные отношения между мужчиной и женщиной были, есть и, вероятно, будут в человеческой истории, а значит «Лолита» имеет право на существование.
Молодой еще голливудский режиссер Стэнли Кубрик быстро прочел книжку Набокова и нашел ее настолько интересной, что решил поставить целый фильм. Это будет первый "независимый фильм" Кубрика. Получив принципиальное согласие автора, он столкнулся с другой проблемой – американская цензура. Пришлось переехать в более либеральную Англию, где к эротике относились лояльно и разрешили снимать кино «на тему». Были некоторые проблемы с подбором актеров, особенно актрисы на главную роль, но режиссер справился. В 1962 году картина увидела свет.
Что касается содержания, Кубрик создал образцовую экранизацию литературного произведения, чуть ли не дословно цитирующую его текст. Любитель юных девушек Гумберт убивает свою жену, чтобы уехать с падчерицей Лолитой в путешествие по Америке; попутно герои претерпевают разные духовные метаморфозы и перед зрителем в полной мере раскрывается столь щепетильная тема, как платоническая и физическая любовь между взрослым мужчиной и девочкой-подростком. Понятно, что «Лолита» особенно сильно бьет по моральным устоям общества. Вопрос простой: что важнее, истинное чувство или моральные запреты? Наверно, каждый должен ответить на него сам, в силу своих представлений и в меру испорченности. Известно лишь одно: любовь имеет свойство увядать, подобно прекрасному цветку, а вот от судимости и дурной репутации не отмоешься всю оставшуюся жизнь.
Стилистически Кубрик сделал фильм по модели «роад-муви»: герои путешествуют по стране и им попадаются различные люди, в которых зрители могут угадать самих себя. Самый интересный персонаж - Клэр Куилти в исполнении харизматичного Питера Селлерса (тот появится в следующем фильме Кубрика) – этот сразу разгадывает суть отношений Гумберта и Лолиты, но не только осуждает, а даже симпатизирует ему.
Фильмом «Лолита» Кубрик наметил одну из главных тем своих произведений – моральный/аморальный аспект сексуальных отношений и его социальная трактовка. Можно осуждать или сочувствовать бедняге Гумберту, но описанные отношения между мужчиной и женщиной были, есть и, вероятно, будут в человеческой истории, а значит «Лолита» имеет право на существование.
Общее впечатление | «Так пошлиною нравственности ты обложено в нас, чувство красоты...» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву