3
Отзыв рекомендуют 7 2

Отзыв: Выставка "Щукин. Биография коллекции" (Россия, Москва) - Картины были прекрасные, выставка была ужасная. А может всё было наоборот? Нет.

Достоинства: Сами картины
Недостатки: Отвратительное расположение картин, неудобные подписи, плохая навигация.
Выставку я ждала с большим нетерпением, поскольку картины на ней должны были выставить очень крутые. Плюс материал от Арзамаса по теме разжег дополнительный интерес.

Однако обманулась я в этих ожиданиях чрезвычайно.

Очень странные вкусы и идеи у организаторов выставки. Для начала отмечу, и это уже не первый раз, что, когда выставку делают в главном корпусе музея, совершенно не продумывают навигацию. Как посетители должны понимать, откуда начинать и куда двигаться? Видимо, исключительно путем метаний туда-сюда.

Начало выставки - культовое панно Матисса "Танец", и ему отдали целый отдельный зал. Это, в общем-то неплохо, можно спокойно посидеть, порассматривать.

Однако дальше начинается, не побоюсь этого слова, свалка. Экспонаты, посвященные Щукину, размещены в зале с греческой скульптурой, прямо вокруг. Это, конечно, что-то невообразимое - тут Афродита Книдская, тут портрет Щукина, полный бардак, теснота. Понамешано разных предметов из коллекции, причем поскольку скульптуру, конечно, девать некуда, получилось такое уплотнение, из-за чего сложно эти предметы нормально рассмотреть.

К счастью, такой безумный зал там один, дальше хотя бы без смешения с постоянной экспозицией обходится. Но при этом не сказать, чтобы становится сильно комфортнее. Картины висят очень тесно, трудно сосредоточиться на одной спокойно, в поле зрения немедленно "прыгают" соседние, плюс сложно из-за того, что посетителей немало. Сочетание плотности картин с плотностью посетителей рождает почти базарную толчею.

Отдельно "прекрасны" таблички с подписями. Организаторы выставки решили не утруждаться отдельными табличками, и сделали сводные таблички на группы картин, из-за чего процесс знакомства с выставкой выглядит так: смотрим на картину, запоминаем её номер, размещенный рядом, бежим к табличке, которая может располагаться и через три метра, и через пять от картины, читаем название. Хорошо, если картина есть в аудиогиде, там-то хотя бы название скажут сразу, но если аудиогид вы не взяли или описания картины в нём нет, то мучайтесь. Такое ощущение, что задачей организаторов была не хорошая и познавательная выставка, а тренировка памяти (приходилось постоянно запоминать номера, иногда по нескольку) и физической формы (бега туда-сюда) посетителей. Опять же, у табличек тоже толпится народ, участвующий в этом челночном беге, приходилось даже выжидать, чтобы почитать подписи.

Во зале с импрессионистами картины навешаны в несколько рядов, верхний на высоте второго этажа, спасибо большое, всё "отлично" видно и совсем не бликует.
Многие художники по каким-то неведомым соображениям еще и висят вперемешку, возможно, я не поняла сакрального смысла такого беспорядка, и он там действительно был, но рядовому посетителю все-таки должно быть понятно хотя бы из аудиогида, почему картины висят именно так. И почему, например, нумерация бывает нарушена - идешь вдоль ряда картин, а там 98,100,99.
Единственное полотно Ван Гога, представленное на выставке, "Портрет доктора Рея", оставлено аудиогидом без внимания, опять же, почему.
Самое приличное оформление, не считая зала с одиноким "Танцем" было у зала с кубизмом.
Ну и в дополнение о навигации - даже непонятно было, конец ли это выставки или где-то там спрятался еще зал - пришлось уточнять у смотрителя на всякий случай.

В отзывах пишут, что большие толпы - мне лично кажется, что это не толпы большие, а именно размещение экспонатов неудачное, в итоге люди вместо спокойного осмотра устраивают из-за непонимания, куда идти и где смотреть, броуновское движение.

Интересно, организаторы сами пробовали ходить по своей выставке? Представлять, как посетитель пойдёт по ней, как по некому маршруту? Думали о его удобстве? Подозреваю, что совсем нет. И это очень печально.

Ставлю три звезды исключительно за сами картины, они бесспорно гениальны, и им я рада всегда. Хотя честно говоря, было гораздо приятнее смотреть на них отдельно в Пушкинском, отдельно в Эрмитаже, чем вот так. Даже не советовала её знакомым по этой причине. Для сравнения, кстати, в Питере сейчас открыта симметричная выставка коллекции Морозова, и она, судя по фото, оформлена гораздо адекватнее. Интересно, во что её превратят у нас осенью, когда музеи поменяются выставками.
Год посещения 2019
Страна Россия
Регион (край, область, штат) Москва
Город или поселок Москва
Общее впечатление Картины были прекрасные, выставка была ужасная. А может всё было наоборот? Нет.
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямНЕТ

Комментарии к отзыву2

leonna64
я тоже самое подумала, бедлам полный, а не выставка, жалко потерянного вечера. Я большинство этих картин уже видела в соседнем здании ранее, висели они там тихо-мирно и долго на постоянной экспозиции … видимо, очередной пиар ход… подсобрали чуток из коллекции Щукина добавили своего и вуаля -- выставка! Давитесь плебеи в очереди.
Maria1190
Морозовская, судя по фото, куда приличнее. Цель выставки была показать, как шла мысль коллекционера, но явно не вышло у Пушкинского.