Отзыв: Музей Русской Иконы (Россия, Москва) - Откуда я пришел, не знаю...Не знаю я, куда уйду,Когда победно отблистаю...В моем сверкающем саду.(с)Н.Гумилёв
Достоинства: 1.уникальный просветительский проект (бесплатное посещение+ бесплатные экскурсии) 2. мощный, современный музей 3.удобный график работы 4.расположение (центр, рядом две станции метро)
Недостатки: нет
Планировала рассказ о музее на долгое потом. После окончания совместной с музеем образовательной программы. После осмысления и "переваривания" информации. Но обстоятельства... трагические... 20 августа погиб Михаил Абрамов, удивительный человек для нашего "скупого" времени, создатель не просто музея... просветительской программы доступной для всех - музей Русской Иконы работает бесплатно вот уже восемь лет. И как работает! На полную музейную катушку! Свободное современное пространство и удобное время для посещения, множество бесплатных экскурсий, в том числе рассчитанных на посещение с детьми.
Выпрыгиваю резво из подземки, за руку дядю Гилая хвать, а кто же лучший спутник в прогулке, как ни Гиляровский, и давай зайцем по дороге петлять, во все закоулки заглядывать. Если время позволяет, не могу удержаться - обязательно до Хитровки добегу.
Вход в музей будто говорит: храни сейчас, чтобы потом не плакать об утрате... напоминает мне специальную камеру для хранения икон сложной сохранности.
Музейный атриум, заполненный воздухом, залитый светом... звуковое наполнение - пение птиц. "Любимое детище создателя, он здесь дневал-ночевал, душу вложил..." - буду слышать на каждой экскурсии. И да, так и есть! Музей сделан с душой и от души... Все атрибуты современного музея плюс ощущение повышенного комфорта - чувствовала себя в музее уверенно словно завсегдатай.
Нигде, ни в одном зале нет ограждений, запретительных табличек. Я несколько раз "звенела" - слишком близко приближаясь к экспонатам. "Ой-ой, сейчас прибежит охрана, заругают", - думаю. Никто не прибежал, впустую воздух не сотрясал.
На днях немножко поспорили с реставратором икон. Он меня уверял, что для зрителя-потребителя атрибуция икон не очень важна, это скорее интерес покупателя. Я ему в ответ: как же не важна, если 19-й век выдают за 16-й?! Музей наш спор разрешил. Действительно антикварный рынок икон спорный, множество сомнений... музейщики поступили, на мой взгляд, мудро. Если фактов для атрибуции недостаточно, то табличка у экспоната отсутствует. Если факты сомнительные, то в табличке появляется знак вопроса. И только при бесспорности фактов экспонат вносится в каталог и обретает однозначную информационную базу.
Афанасий Александрийский, 15-й век, Псков.
В полном провале плана "виноват" экскурсовод:) Илья, увлеченный, влюбленный в реставрационное дело, умница. Слушать одно удовольствие, порассуждать вместе в запой, ой, как интересно. Рассуждающих-размышляющих экскурсоводов готова носить на руках, это редкость.
Магические свитки - отголоски язычества. Изготавливаются в случае болезни, строго по росту больного и начитываются только священниками или начётчиками.
Слева на фотографии: музейная гордость - икона "Чудо Георгия о змие", Ростовские земли, 14-й век. Икона удивительной сохранности первоначального иконописного слоя, практически без поновлений.
Справа на фотографии: икона "Чудо Георгия о змие", Эфиопия.
Кстати, копия фаюмского портрета исполнена Ильёй - экскурсоводом музея. Он работой недоволен, я судить строго не могу - фаюмский портрет даже в копии, в любом исполнении, меня завораживает.
Ложечки и ложечки, ни к селу, ни к городу... без экскурсовода и не понять. Копоушки в эфиопской религиозной традиции несут сакральный и практичный смысл... чтобы Бога слышать, надо прежде уши почистить.
За день до гибели Михаила Абрамова город передал ещё одно здание под музей для расширения выставочного пространства. Музейные сотрудники в растерянности, судьба музея неопределенна, говорят: "Мы надеемся на лучшее." Музейщики, с кем успела пообщаться, все скептики, прогнозы неутешительные. А я ... надеюсь на долгую жизнь музея, сегодня не хочу быть скептиком.
Всё же, кому музей интересен - поторопитесь! Это я сегодня не скептик, по жизни - скептик, шансов на выживание у музея мало.
Выпрыгиваю резво из подземки, за руку дядю Гилая хвать, а кто же лучший спутник в прогулке, как ни Гиляровский, и давай зайцем по дороге петлять, во все закоулки заглядывать. Если время позволяет, не могу удержаться - обязательно до Хитровки добегу.
Вход в музей будто говорит: храни сейчас, чтобы потом не плакать об утрате... напоминает мне специальную камеру для хранения икон сложной сохранности.
Музейный атриум, заполненный воздухом, залитый светом... звуковое наполнение - пение птиц. "Любимое детище создателя, он здесь дневал-ночевал, душу вложил..." - буду слышать на каждой экскурсии. И да, так и есть! Музей сделан с душой и от души... Все атрибуты современного музея плюс ощущение повышенного комфорта - чувствовала себя в музее уверенно словно завсегдатай.
Нигде, ни в одном зале нет ограждений, запретительных табличек. Я несколько раз "звенела" - слишком близко приближаясь к экспонатам. "Ой-ой, сейчас прибежит охрана, заругают", - думаю. Никто не прибежал, впустую воздух не сотрясал.
На днях немножко поспорили с реставратором икон. Он меня уверял, что для зрителя-потребителя атрибуция икон не очень важна, это скорее интерес покупателя. Я ему в ответ: как же не важна, если 19-й век выдают за 16-й?! Музей наш спор разрешил. Действительно антикварный рынок икон спорный, множество сомнений... музейщики поступили, на мой взгляд, мудро. Если фактов для атрибуции недостаточно, то табличка у экспоната отсутствует. Если факты сомнительные, то в табличке появляется знак вопроса. И только при бесспорности фактов экспонат вносится в каталог и обретает однозначную информационную базу.
Афанасий Александрийский, 15-й век, Псков.
В полном провале плана "виноват" экскурсовод:) Илья, увлеченный, влюбленный в реставрационное дело, умница. Слушать одно удовольствие, порассуждать вместе в запой, ой, как интересно. Рассуждающих-размышляющих экскурсоводов готова носить на руках, это редкость.
Магические свитки - отголоски язычества. Изготавливаются в случае болезни, строго по росту больного и начитываются только священниками или начётчиками.
Слева на фотографии: музейная гордость - икона "Чудо Георгия о змие", Ростовские земли, 14-й век. Икона удивительной сохранности первоначального иконописного слоя, практически без поновлений.
Справа на фотографии: икона "Чудо Георгия о змие", Эфиопия.
Кстати, копия фаюмского портрета исполнена Ильёй - экскурсоводом музея. Он работой недоволен, я судить строго не могу - фаюмский портрет даже в копии, в любом исполнении, меня завораживает.
Ложечки и ложечки, ни к селу, ни к городу... без экскурсовода и не понять. Копоушки в эфиопской религиозной традиции несут сакральный и практичный смысл... чтобы Бога слышать, надо прежде уши почистить.
За день до гибели Михаила Абрамова город передал ещё одно здание под музей для расширения выставочного пространства. Музейные сотрудники в растерянности, судьба музея неопределенна, говорят: "Мы надеемся на лучшее." Музейщики, с кем успела пообщаться, все скептики, прогнозы неутешительные. А я ... надеюсь на долгую жизнь музея, сегодня не хочу быть скептиком.
Всё же, кому музей интересен - поторопитесь! Это я сегодня не скептик, по жизни - скептик, шансов на выживание у музея мало.
Время использования | апрель-август 2019 |
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Гончарная |
Дом № | 3 стр.1 |
Общее впечатление | Откуда я пришел, не знаю...Не знаю я, куда уйду,Когда победно отблистаю...В моем сверкающем саду.(с)Н.Гумилёв |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву135
Раскрыли мне глаза на эфиопскую иконопись, интересно и неожиданно. А ещё разнообразие крестов и их филигранное исполнение поразили.
Спасибо за доставленное удовольствие!
Эфиопское сакральное искусство очень любопытный феномен, лишний раз доказывающий, что всё в мире взаимосвязано. И у культуры на самом деле нет границ сколько не старайся оградиться.
Музейное сообщество было в шоке, серьезный был музей. С интересной коллекцией, с сильной профессиональной музейной работой. Такие вот дела, не поддающиеся здравому осознанию(
Очень душевно написано. Надеюсь, такая свобода приближения не будет стоить музею экспонатов, посетители, увы, бывают очень разные.
Спасибо!!!
И Вам спасибо!!!
Преклоняюсь перед меценатами и увлеченными людьми, способными делиться своими знаниями.
Супруг мне про упавшую ракету, про спутник, что не стыкуется… Я ему про Абрамова, про судьбу музея… Грустно-тоскливо, нет слов.
В музее я была лет 5 назад, это не забываемо. Спасибо за отзыв и слова о Человеке.
обзор очень интересный. стоит уделить время!
И какой шикарный и бесплатный музей…
И тоже считаю: сокровища такого музея нужно исследовать только с экскурсоводом !
Спасибо!!!
Спасибо Вам за отзыв!
И Вам спасибо за внимание!
Спасибо!!!
Скорее всего, теперь судьба музея зависит от наследников.
Или от завещания, если таковое имеется.
Да-да, согласна глаза нуждаются в доработке:)))
Рублевской школы, по-моему, нет. Ушаковская есть.
Правильно, что пошла сразу на экскурсию, иначе разовым посещением всё бы и ограничилось. А на экскурсии много истории это я люблю.
Рада Вас слышать! Вы, как ясно солнышко нынешним летом:)))
Светлой памяти Большой Души человека
Жаль многие думают о нашем большом бизнесе только плохое, и не знают про такие замечательные проекты. Или не хотят знать(
Добрая вечная память меценату Михаилу Абрамову.
Иконы обладают мощным потенциалом пробуждать генетическую память.
Музей вселяет надежду! Я верю, что он сохранится и будет развиваться дальше!
В музейной коллекции есть и старообрядческие иконы, и даже часовенка-сруб с реконструированным интерьером, книги и отдельная экскурсия, посвященная старообрядчеству.
Спасибо!!!
Стоит поторопиться! Я иллюзиями насчёт нашей действительности ещё питаюсь, люди "в теме" - нет. Говорю может государство вмешается, если что… в ответ мне выкладывают сухую статистику средств, выделяемых на культуру. Предположила, что может быть РПЦ поучаствует… мне в ответ историю погибшей иконы, которую РПЦ выцарапала из музея…
Замечательно написали! За эфиопские улыбки - отдельное спасибо!
А залы с иконописью я в музеях долгие годы пробегала просто мимо, скушно казалось, однотипно. Редко-редко что-то цепляло - как например - Ангел Златые Власы в Русском музее (вот таких большеглазых я пропустить никак не могу!). Интерес появился где-то года два назад. А потом как-то все по работе на эту тему попадала - то выставка из собрания Лепса, то Музей Андея Рублева -там кстати увлеченных людей тоже немало. И хоть я скорее реалист-скептик, но очень надеюсь, что с этим абрамовским музеем все будет хорошо…не может такое исчезнуть-раствориться.
Именно благодаря вам я узнала это место Москвы, прогуливаясь там после "Собрания".Спасибо.
Спасибо за такой теплый и многослойный отзыв, будем ждать сведений о дальнейей судьбе музея. Хочется надеяться, что новости будут положительными.
И я надеюсь на положительные новости. Очень надеюсь, но слишком много "но" нашей действительности.
Замечательный отзыв вы написали! Дважды его прочитала. Спасибо.
Я не знаток икон, но рассматривала с интересом. Мне понравилось и световое решение (иконы высвечиваются будто волшебные и блаженные картины), и большеглазые эфиопы, и, конечно, обворожительная коллекция крестов. :)
И я не знаток икон, и наверное, никогда не буду стремиться им стать. Но такие любопытные темы звучали во время экскурсий, что встала в охотничью стойку за знаниями… оказалось так интересно! Многие исторические взаимосвязи вроде как и на поверхности, а смогла понять только благодаря чуткому руководству:)
P.S. Возвращайтесь!!! Заглянула в Ваш профиль, загрустила. "Возможно, вернусь когда-нибудь" - звучит как-то безнадёжно.
Когда уходят такие люди как Абрамов, понимаешь, чего лишается мир. Увлеченные люди уходят, и повисает пустота. Это ведь действительно надо душой болеть за свое дело, ночевать в своем музее, выполнять титаническую работу, чтобы так хорошо и доступно представить такое сложное явление как иконы.
Чудо таких увлеченных людей… они не уходят, остаются рядом, в памяти, в делах… Обычные уходят в пустоту, оставляя и за собой пустоту.
И Вам спасибо большое за внимание и отклик!
Спасибо!!!
Сергея послушать на экскурсии не довелось. Не знаю проводит ли он экскурсии сейчас.
Мой интерес к иконографии возник очень давно, но во времена книжного дефицита и сами знаете какого отношения ко всему, что в той или иной степени связано с религией, знания приходилось собирать по крупицам. А одним из самых сильных впечатлений при первом знакомстве с коллекцией ГМИИ им. Пушкина были именно фаюмские портреты. И замечательно, что в музее нашлось место такой интересной и мало кем охваченной теме, как эфиопское сакральное искусство.
Музейная лупа и вообще такое уважительное отношение к посетителям - это можно только приветствовать. Печально, что создатель этого потрясающего музейного пространства, собравший такую грандиозную коллекцию, трагически погиб. И очень хочется, чтобы музей сохранился.
Определённое отношение ко всему, что связано с религией, видимо сыграло со мной злую шутку. Хоть умом и понимала, что иконография, прежде всего, значительная сфера нашей культуры, но сколько попыток заняться изучением иконографией не предпринимала - терпела полное фиаско. Нужен был стимул, толчок и увлеченный человек. Кстати, стимул я нашла в Ваших рассказах, ну а музей подарил мне базу и увлеченных людей. Возможно всему своё время и для изучения иконографии я должна была созреть.
Последние строчки «…шансов на выживание у музея мало…» огорчили.
И копия Ильи, по-моему, прекрасна!
Насчёт имеющихся практик - согласна. В католических храмах ни разу не сталкивалась с негативом, в наших - часто. Настолько часто, и настолько негатив агрессивный, что некоторое время вообще воздерживалась от посещения православных храмов. Недавно вновь осмелела и знаете, мне кажется, ситуация меняется к лучшему. По крайней мере, откровенной агрессии мне уже не встречалось в последнее время. Даже больше, часто вижу приветливость.