Отзыв: Книга "Глазами клоуна" - Генрих Белль - метания израненной души
Достоинства: идея; проблематика; психологизм; язык; стиль
Недостатки: нет
Есть книги, к которым периодически хочется возвращаться. У меня таких несколько, и об одной из них я хочу сегодня рассказать. Это роман Генриха Бёлля «Глазами клоуна». Впервые я прочитала это произведение очень давно, еще на втором курсе университета. Тогда оно меня сильно зацепило, потому что темы, поднятые в романе, были мне очень близки, особенно тема бунта человека, отличного от толпы. Мой юношеский максимализм просто упивался всеми психологическими пассажами романа.
Спустя какое-то время я снова перечитала роман. Потом еще и еще. Недавно снова перечитывала. И вроде сюжет уже хорошо знаком, и многие места уже помню наизусть, но роман нисколько не надоедает. Наоборот, я постоянно нахожу в нем что-то новое для себя. И эта книга очень выручает меня в трудных жизненных ситуациях.
Такие книги сейчас мало кто читает. Ну, кому в наше время интересны переживания какого-то клоуна-неудачника на фоне послевоенной Германии? Поэтому, если вы ждете чего-то интересного, захватывающего, острого, то в романе вы этого не найдете. А найдете вы здесь неизбывную печаль, острую иронию и злую сатиру на общество, а также важнейшие темы, во все времена волнующие людей: религия, любовь, семья, фашизм. Эти понятия глубоко пустили корни в душе героя и тесно переплелись между собой. Они не дают ему спокойно жить, нормально дышать, и он начинает бунтовать против насквозь лживого общества, против ханжества и лицемерия, против двойной морали, против подлости "свинского" мира.
Возможно, кому-то роман покажется скучным. Ведь сюжетная линия здесь ослаблена, фабула уходит на второй план, а главным становится психологизм.
Сам герой Ганс Шнир, конечно, неоднозначен. Нонконформист, открытая душа, человек с обостренным чувством высокой нравственности, он желает жить по совести, но постоянно натыкается на грубое ханжество мира. Кто-то будет восхищаться Гансом, у кого-то он вызовет жалость, кто-то скажет, что он сам виноват в своих проблемах. У кого-то, возможно, душа Ганса, вывернутая наизнанку, распятая на страницах романа, даже вызовет гадливость и неприязнь. И это нормально, мы же все разные люди.
Мне герой нравится, я очень хорошо его понимаю, хотя кое-что вызывает некое неудоумение. Взять, к примеру, отношения Ганса с Марией. Он утверждает, что она – любовь всей его жизни, но почему-то ведет себя странно, не хочет жениться на любимой женщине, слишком занят собой и своими переживаниями. Он даже пропускает мимо себя такое важное событие как беременность Марии и то, что она делает аборт. Он не ценит в полной мере то, что Мария когда-то пошла против всего общества, отдалась ему, стала с ним жить вне брака, сопровождала его во всех поездках, терпела все его выходки. А выходки у безмерно талантливого клоуна бывали разные. Тяжко жить с гением, поэтому я хорошо понимаю Марию, когда ее терпение закончилось. Она ушла к добропорядочному Цюпфнеру, истинному католику, она хотела обычной, спокойной жизни, как у всех. Счастлива ли она с этим человеком? Любит ли его? Или по-прежнему любит Ганса? На эти вопросы нет ответа. Да и нужны ли эти ответы?...
Ведь Ганс уверен, что Мария любит его, он мечтает ее вернуть, считает ее мужа Цюпфнера подлецом и свиньей. И вообще всё образцово-показательное католическое общество Ганс считает насквозь подлым и лживым. Ему нет места в этом обществе, произошло взаимоотторжение героя и общества друг от друга. И даже в семье нет ни помощи, ни поддержки, ни понимания.
Родители Ганса – это вообще отдельная тема. Богатые люди, угольные магнаты, экономные до скупости, они живут по каким-то своим законам, которых их сын Ганс понять не может. Он вспоминает, как в детстве не видел пирожных. Да что там пирожных! Он никогда не ел вдоволь картошки и хлеба! Зато однажды случайно увидел, как его мать тайком ела ветчину. Автор так об этом рассказывает, что у меня каждый раз наворачиваются слезы: она ела жадно, запихивала в рот целые куски, торопилась, чтобы никто ничего не увидел...
Лицемерная мать отправляет свою дочь на смерть. Узнав о том, что дочь убили, она спокойно продолжила есть суп. Как можно так жить?! Этого Ганс не понимает и не в силах простить родителей. Это и есть настоящий фашизм. Не тот, что с Гитлером, свастиками и СС. Нет, речь об обыденном, бытовом, повседневном фашизме, который забирает всё лучшее и любимое.
Этот фашизм отнял сестру, брата, семью, любовь, и вот несчастный клоун оказывается один на один со своими бедами, без денег, без работы, никому не нужный, больной неудачник. Он вспоминает всю свою жизнь, долго, мучительно. Он высказывает свое мнение об этой жизни, о людях, об искусстве, о религии, высказывает резко, с острой иронией. Он смотрит на окружающий мир другими глазами – глазами клоуна. И от этого становится еще более грустно.
Спустя какое-то время я снова перечитала роман. Потом еще и еще. Недавно снова перечитывала. И вроде сюжет уже хорошо знаком, и многие места уже помню наизусть, но роман нисколько не надоедает. Наоборот, я постоянно нахожу в нем что-то новое для себя. И эта книга очень выручает меня в трудных жизненных ситуациях.
Такие книги сейчас мало кто читает. Ну, кому в наше время интересны переживания какого-то клоуна-неудачника на фоне послевоенной Германии? Поэтому, если вы ждете чего-то интересного, захватывающего, острого, то в романе вы этого не найдете. А найдете вы здесь неизбывную печаль, острую иронию и злую сатиру на общество, а также важнейшие темы, во все времена волнующие людей: религия, любовь, семья, фашизм. Эти понятия глубоко пустили корни в душе героя и тесно переплелись между собой. Они не дают ему спокойно жить, нормально дышать, и он начинает бунтовать против насквозь лживого общества, против ханжества и лицемерия, против двойной морали, против подлости "свинского" мира.
Возможно, кому-то роман покажется скучным. Ведь сюжетная линия здесь ослаблена, фабула уходит на второй план, а главным становится психологизм.
Сам герой Ганс Шнир, конечно, неоднозначен. Нонконформист, открытая душа, человек с обостренным чувством высокой нравственности, он желает жить по совести, но постоянно натыкается на грубое ханжество мира. Кто-то будет восхищаться Гансом, у кого-то он вызовет жалость, кто-то скажет, что он сам виноват в своих проблемах. У кого-то, возможно, душа Ганса, вывернутая наизнанку, распятая на страницах романа, даже вызовет гадливость и неприязнь. И это нормально, мы же все разные люди.
Мне герой нравится, я очень хорошо его понимаю, хотя кое-что вызывает некое неудоумение. Взять, к примеру, отношения Ганса с Марией. Он утверждает, что она – любовь всей его жизни, но почему-то ведет себя странно, не хочет жениться на любимой женщине, слишком занят собой и своими переживаниями. Он даже пропускает мимо себя такое важное событие как беременность Марии и то, что она делает аборт. Он не ценит в полной мере то, что Мария когда-то пошла против всего общества, отдалась ему, стала с ним жить вне брака, сопровождала его во всех поездках, терпела все его выходки. А выходки у безмерно талантливого клоуна бывали разные. Тяжко жить с гением, поэтому я хорошо понимаю Марию, когда ее терпение закончилось. Она ушла к добропорядочному Цюпфнеру, истинному католику, она хотела обычной, спокойной жизни, как у всех. Счастлива ли она с этим человеком? Любит ли его? Или по-прежнему любит Ганса? На эти вопросы нет ответа. Да и нужны ли эти ответы?...
Ведь Ганс уверен, что Мария любит его, он мечтает ее вернуть, считает ее мужа Цюпфнера подлецом и свиньей. И вообще всё образцово-показательное католическое общество Ганс считает насквозь подлым и лживым. Ему нет места в этом обществе, произошло взаимоотторжение героя и общества друг от друга. И даже в семье нет ни помощи, ни поддержки, ни понимания.
Родители Ганса – это вообще отдельная тема. Богатые люди, угольные магнаты, экономные до скупости, они живут по каким-то своим законам, которых их сын Ганс понять не может. Он вспоминает, как в детстве не видел пирожных. Да что там пирожных! Он никогда не ел вдоволь картошки и хлеба! Зато однажды случайно увидел, как его мать тайком ела ветчину. Автор так об этом рассказывает, что у меня каждый раз наворачиваются слезы: она ела жадно, запихивала в рот целые куски, торопилась, чтобы никто ничего не увидел...
Лицемерная мать отправляет свою дочь на смерть. Узнав о том, что дочь убили, она спокойно продолжила есть суп. Как можно так жить?! Этого Ганс не понимает и не в силах простить родителей. Это и есть настоящий фашизм. Не тот, что с Гитлером, свастиками и СС. Нет, речь об обыденном, бытовом, повседневном фашизме, который забирает всё лучшее и любимое.
Этот фашизм отнял сестру, брата, семью, любовь, и вот несчастный клоун оказывается один на один со своими бедами, без денег, без работы, никому не нужный, больной неудачник. Он вспоминает всю свою жизнь, долго, мучительно. Он высказывает свое мнение об этой жизни, о людях, об искусстве, о религии, высказывает резко, с острой иронией. Он смотрит на окружающий мир другими глазами – глазами клоуна. И от этого становится еще более грустно.
Время использования | несколько раз |
Общее впечатление | метания израненной души |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11
Придется почитать, что бы самой выяснить это дело.
Хотя, эти авторы книг... они такие. Иной раз так замудрят, ничегошеньки не поймешь. У каждого человека свои тараканы в голове.