Отзыв: Книга "Мэнсфилд-парк" - Джейн Остин - Счастлива, что не оставила чтения. Прекрасный роман и лучший Женский образ.
Достоинства: Глубокое, потрясающее произведение. Актуальное и современное. Язык и стиль автора неповторимы.
Недостатки: Роман безупречен! Но есть риск, что читатель сочтёт начало затянутым и даже оставит чтение...
Добрый день, уважаемые читатели моего отзыва. Моё восхищение Джейн Остин после прочтения именно данного произведения достигло вершины. Открыв первые страницы и познакомившись с главной героиней, я и не предполагала, насколько сильно она меня впечатлит. В ней, казалось, не было ничего, что делало бы роман захватывающим: в сравнении с ним "Гордость и предубеждение", на первый взгляд, выигрывал, особенно благодаря роскошной экранизации 1995 года. И сначала я то и дело слонялась к мысли отложить "Мэнсфилд-парк", переключившись на что-нибудь более динамичное и яркое.
Счастье, что я не сделала этого и продолжила чтение, потому что после 12-й главы начал вырисовываться конфликт, обостривший отношения между персонажами настолько, что каждый раскрылся во всей достоверности и естественности своей, показав такие черты характера и душевные качества, что я была потрясена безграничными мастерством и проницательностью, а ещё знанием человеческой сути и мудростью великой писательницы.
Сначала Фанни Прайс навела меня на мысль о другой английской девочке, воспитывавшейся у богатых родственников. Как и Джен Эйр (героиня одноимённого романа Ш. Бронте), Фанни родилась от матери, вступившей по молодости в крайне невыгодный брак. И её семья очень нуждается. Но родители живы, а кроме Фанни у них - целый выводок детворы, которую надо одевать и кормить, отчего лучшим выходом для всех явилось предложение одной из сестёр матери поселить старшую девятилетнюю девочку в семью одной из её тётушек, чей муж достаточно богат и знатен, чтобы взять на себя заботу о маленькой племяннице.
Конечно, Фанни повезло больше, чем Джен Эйр. Мамины сёстры – вполне хорошие женщины, хотя и с характерами по-своему непростыми. Дядя - почтенный и уважаемый глава семьи, заботящийся о каждом в той мере, какую считает необходимой и правильной. Две кузины - почти ровесницы - довольно милые, хотя и избалованные, девочки, от которых хотя и не видела наша героиня особой любви, но и зла они ей не причиняли. А уж два двоюродных брата - уже юноши - и вовсе были к ней добры, особенно младший из них, ставший за несколько лет настоящим её другом, воспитателем, наставником и ангелом-хранителем.
И всё же Фанни пришлось испить горькую чашу, выпавшую на долю бедной родственницы, живущей в роскошной усадьбе "на птичьих правах".
Читая первые главы, я морщилась, находя её характер слабым, раздражаясь её неуверенностью в себе и неспособностью во весь голос выражать своё мнение. Невольно сравнивала я её с героиней другого романа Дж. Остин - "Гордость и предубеждение", которая мне очень нравится. И сравнение поначалу было и в пользу Элизабет, и не в пользу "Мэнсфилд-парка".
Но затем я поняла: если Элизабет Беннет выросла в любящей семье и пользовалась уважением и обожанием со стороны отца и сестёр, то ведь Фанни лишена была с малолетства родительского тепла, а одна из тётушек не упускала ни единого случая, чтобы не указать ей, где её место, скольким она обязана родным, чтобы не попрекнуть её куском, не заподозрить в неблагодарности. Постоянное давление, высокие требования со стороны благодетелей, хотя и щедрых, но не чутких и не снисходительных, не могли сделать Фанни бойкой и жизнерадостной. Но приучили к смирению и жертвенности, сделали её очень терпеливой, способной извинять недостатки окружающих и находить повод быть благодарной за малое и малому радоваться.
Только к концу первой части романа я поняла, насколько она сильная. По-настоящему, по-женски, а не по-мужски, как принято сейчас оценивать силу женщины. Автор всякий раз подчёркивает, насколько нежна и хрупка здоровьем эта девушка, насколько ей чуждо всё, что требует физической силы и ловкости, выносливости. Она - сама женственность. Но, наблюдая за нею, видишь, как во всех сложных ситуациях именно она проявляет самую большую силу характера, нравственную силу. Она, не смеющая отказать ни в одной услуге своим родным, твёрдо говорит "нет" там, где этого требуют от неё совесть, порядочность, целомудрие, чувство собственного достоинства.
Читая первыми "Гордость и предубеждение" и "Доводы рассудка", я признала Джейн Остин непревзойдённым мастером создавать лучшие мужские образы. Её герои-мужчины - это мужчины, как я называю, "в чистом виде". Идеал. Причём они проявляют свои истинные мужские качества (прямо берите по списку - в них есть практически всё) не в экстремальных ситуациях: не геройствуют на поле боя, не спасают планету, не дерутся на дуэлях, не поднимают целину, не совершают научные открытия... Они умудряются быть Идеальными Мужчинами, в силе и мужестве которых не смеешь усомниться, за изысканно сервированными столами, на балах, на прогулках по живописным аллеям...
И в "Мэнсфилд-парке", само собой, такой мужчина есть. И он - одна из причин, отчего читать роман мне было очень приятно. И я переживала не на шутку, что избранница его, случись им пожениться (а к этому, увы, всё располагало...), сделает его глубоко несчастливым.
Но здесь впервые писательница представила нам и иной образ. Образ Идеальной Женщины. Для меня это стало открытием и откровением. Я и сейчас полна восхищения. Останавливаюсь в изумлении... Всё, что я сейчас знаю из книг о природе и предназначении Женщины, о гармонии и взаимодействии "энергий Инь и Ян", обо всех чудесах, которые могут происходить в жизни, если развивать в себе истинную природную женственность и т. д. и т. п., Джейн Остин взяла и запросто воплотила в одном из своих персонажей. Всё это глубокое понимание. Знание.
Сколько, в моём представлении и по моему опыту, надо работать над собой, чтобы стать такой, какой тебя задумал Создатель, чтобы изменить своё мышление и поведение, чтобы свой жёсткий и непреклонный характер, своё упрямство смягчить и достичь необходимой женщине гибкости, нежности и пр.! Как внимательно нужно относиться к дочери, чтобы воспитать в ней истинно женские качества... А здесь, извольте: выброшенная из семейного гнёздышка, воспитанная на положении бедной родственницы девчушка, перед которой не было ни одного по-настоящему достойного примера для подражания, демонстрирует всё то, чем я, наблюдая за нею по ходу развития сюжета, любуюсь, чему хотела бы у неё научиться...
Сейчас много встречается мне публикаций на тему "Почему плохим девочкам везёт в жизни больше". Вопрос: везёт в чём? Большинству так называемых успешных и состоявшихся, находящихся на виду, знаменитых современных женщин я отнюдь не завидую, мне бы ни за что не хотелось оказаться на их месте.
Джейн Остин, а она, как я ощутила по тону её романов, была дама решительная в своих мнениях и высказывалась в своих произведениях недвусмысленно, в романе "Мэнсфилд-парк" показала, что такое настоящее везение и кому в действительности по-настоящему везёт.
Что касается языка и стиля, то здесь писательница верна себе. Изысканно, тонко, точно, иронично, может быть, несколько чересчур неторопливо ведёт она рассказ. И я, на первых главах заскучав, постепенно втянулась, привыкла следить за завтраками-обедами-прогулками персонажей, некоторых полюбила так, что стала за них волноваться, а уж когда обстановка накалилась и грянул гром в виде приезда "дорогого отца и дядюшки", оторвать меня от чтения было просто невозможно!
А какие психологические портреты предстают перед нами! Как мастерски передан внутренний мир действующих лиц! Наверняка у них были реальные прототипы, настолько они живые. Особенно меня впечатлили образы Мэри Крофорд, чьи мысли и поступки столь прозрачны, что можно предсказать каждый шаг наперёд, если только ты не ослеплён любовью, миссис Норрис, в которой видишь стольких знакомых пожилых женщин, леди Бертрам, в которой... Эх, я тоже так флегматична и ленива по натуре, что, живи в такой среде, как она, наверно по полдня проводила бы в счастливой дрёме (слава Богу, современной маме троих детей это пока не грозит). Очень ярок и привлекателен, хотя и не лишён многих недостатков, образ сэра Томаса, чьё отношение к семье и семейной жизни мне очень близко. Пленителен образ Эдмунда Бертрама, которым я, разумеется, любовалась не меньше, чем главной героиней.
В романе много других интересных персонажей. Это и двоюродные сёстры главной героини Мария и Джулия Бертрам, девицы на выданье, и любимый старший брат Фанни Уильям Прайс, и светский повеса Генри Крофорд, и супруги Грант, и недалёкий, но богатый мистер Рашуот, и родители Фанни...
И, безусловно, Фанни Прайс, затмившая для меня собою всех. И не только всех представительниц прекрасного пола в данном романе, но и, к моему удивлению и полной неожиданности, саму... Элизабет из "Гордость и предубеждение"... Нет сомнений, что с такой девушкой, как мисс Прайс, у мистера Дарси не было бы проблем. Ей не достало бы тщеславия оскорбиться и затаить зло на мужчину, который видит её впервые и ничего не знает о её богатом внутреннем мире, за брошенные им и случайно услышанные ею слова по поводу её внешности. И у неё хватило бы благоразумия не поверить в клевету, рассказанную первым встречным, только потому, что тот ведёт себя любезно и сыплет комплиментами. И, мне кажется, склонная много наблюдать, проницательная и чуткая, Фанни гораздо раньше и без подсказок сумела бы разглядеть за внешней холодностью благородство и красоту души.
Знаете, был случай... Прочитав с утра пару электронных страниц, я вынуждена была проехать некоторое время в автобусе, где стала свидетельницей, как пожилая женщина на весь салон сказала мужу: "Застегни ширинку", а он отшутился, и многие вокруг засмеялись и поддержали шутку... Я смотрела в окно и вспоминала, как в романе девушка расстроилась, что мужчина, оговорившись, назвал её по имени, забыв добавить "мисс", чем оскорбил её... И мне так было горько сравнивать их чистоту с нашей современной развязностью. Конечно, и у них, во времена Остин, были слои населения, в которых вульгарность была нормой. Но - не для всего же общества, когда и богатых, и бедных, и образованных, и не очень, объединяет симпатия к "простоте", юмору ниже пояса и т. п...
Итогом моего знакомства с данной книгой стало мнение, что она значительнее и красивее романа "Доводы рассудка", интереснее, чем "Разум и чувства" ("Чувство и чувствительность"), и ничуть не уступает "Гордости и предубеждению". И - это очень современная книга. Пусть даже кому-то из читателей взгляды автора, переданные устами двух лучших героев "Мэнсфилд-парка", покажутся устаревшими. Для меня это не так. Они актуальны в наше время как никогда. И самыми современными в романе, теми, с кем я и теперь согласна во мнениях, в моих глазах являются Фанни, её младший кузен и её дядя с их взглядами на развращённость светского общества, на порядочность, нравственность, скромность, целомудрие и пр., что так же необходимо каждому и теперь. Это может на время показаться не модным. Но это - вечные ценности, на которых держится мир, утрата которых может этот мир в итоге разрушить.
В общем, Джейн Остин, которую я открыла для себя лишь в этом году, меня удивила. Но не жалею, что не читала её раньше. Всё, о чём она пишет, воспитали во мне родители, и мне это очень пригождается в жизни. Потому мысли "эх, вот в юности бы её читать, скольких ошибок бы избежала!" меня не посещают. Есть ощущение единства мнений и духовной поддержки умной и талантливой женщины, жившей два столетия назад.
Я не влюблена безоговорочно во все её произведения. Например, "Нортенгерское аббатство" я не восприняла, о романе "Разум и чувство" ("Чувство и чувствительность") мне тоже есть что сказать. "Эмму" ещё не читала, но вряд ли она мне подойдёт в полной мере, судя по аннотации (но - а вдруг?!).
"Мэнсфилд-парк"... Утомила вас, заканчиваю! Очень рада за тех, кто тоже читал эту прекрасную книгу. За тех, кто, заскучав в начале, всё-таки дошёл до финала. И за тех, чьи ожидания она превзошла так же, как мои.
Счастье, что я не сделала этого и продолжила чтение, потому что после 12-й главы начал вырисовываться конфликт, обостривший отношения между персонажами настолько, что каждый раскрылся во всей достоверности и естественности своей, показав такие черты характера и душевные качества, что я была потрясена безграничными мастерством и проницательностью, а ещё знанием человеческой сути и мудростью великой писательницы.
Сначала Фанни Прайс навела меня на мысль о другой английской девочке, воспитывавшейся у богатых родственников. Как и Джен Эйр (героиня одноимённого романа Ш. Бронте), Фанни родилась от матери, вступившей по молодости в крайне невыгодный брак. И её семья очень нуждается. Но родители живы, а кроме Фанни у них - целый выводок детворы, которую надо одевать и кормить, отчего лучшим выходом для всех явилось предложение одной из сестёр матери поселить старшую девятилетнюю девочку в семью одной из её тётушек, чей муж достаточно богат и знатен, чтобы взять на себя заботу о маленькой племяннице.
Конечно, Фанни повезло больше, чем Джен Эйр. Мамины сёстры – вполне хорошие женщины, хотя и с характерами по-своему непростыми. Дядя - почтенный и уважаемый глава семьи, заботящийся о каждом в той мере, какую считает необходимой и правильной. Две кузины - почти ровесницы - довольно милые, хотя и избалованные, девочки, от которых хотя и не видела наша героиня особой любви, но и зла они ей не причиняли. А уж два двоюродных брата - уже юноши - и вовсе были к ней добры, особенно младший из них, ставший за несколько лет настоящим её другом, воспитателем, наставником и ангелом-хранителем.
И всё же Фанни пришлось испить горькую чашу, выпавшую на долю бедной родственницы, живущей в роскошной усадьбе "на птичьих правах".
Читая первые главы, я морщилась, находя её характер слабым, раздражаясь её неуверенностью в себе и неспособностью во весь голос выражать своё мнение. Невольно сравнивала я её с героиней другого романа Дж. Остин - "Гордость и предубеждение", которая мне очень нравится. И сравнение поначалу было и в пользу Элизабет, и не в пользу "Мэнсфилд-парка".
Но затем я поняла: если Элизабет Беннет выросла в любящей семье и пользовалась уважением и обожанием со стороны отца и сестёр, то ведь Фанни лишена была с малолетства родительского тепла, а одна из тётушек не упускала ни единого случая, чтобы не указать ей, где её место, скольким она обязана родным, чтобы не попрекнуть её куском, не заподозрить в неблагодарности. Постоянное давление, высокие требования со стороны благодетелей, хотя и щедрых, но не чутких и не снисходительных, не могли сделать Фанни бойкой и жизнерадостной. Но приучили к смирению и жертвенности, сделали её очень терпеливой, способной извинять недостатки окружающих и находить повод быть благодарной за малое и малому радоваться.
Только к концу первой части романа я поняла, насколько она сильная. По-настоящему, по-женски, а не по-мужски, как принято сейчас оценивать силу женщины. Автор всякий раз подчёркивает, насколько нежна и хрупка здоровьем эта девушка, насколько ей чуждо всё, что требует физической силы и ловкости, выносливости. Она - сама женственность. Но, наблюдая за нею, видишь, как во всех сложных ситуациях именно она проявляет самую большую силу характера, нравственную силу. Она, не смеющая отказать ни в одной услуге своим родным, твёрдо говорит "нет" там, где этого требуют от неё совесть, порядочность, целомудрие, чувство собственного достоинства.
Читая первыми "Гордость и предубеждение" и "Доводы рассудка", я признала Джейн Остин непревзойдённым мастером создавать лучшие мужские образы. Её герои-мужчины - это мужчины, как я называю, "в чистом виде". Идеал. Причём они проявляют свои истинные мужские качества (прямо берите по списку - в них есть практически всё) не в экстремальных ситуациях: не геройствуют на поле боя, не спасают планету, не дерутся на дуэлях, не поднимают целину, не совершают научные открытия... Они умудряются быть Идеальными Мужчинами, в силе и мужестве которых не смеешь усомниться, за изысканно сервированными столами, на балах, на прогулках по живописным аллеям...
И в "Мэнсфилд-парке", само собой, такой мужчина есть. И он - одна из причин, отчего читать роман мне было очень приятно. И я переживала не на шутку, что избранница его, случись им пожениться (а к этому, увы, всё располагало...), сделает его глубоко несчастливым.
Но здесь впервые писательница представила нам и иной образ. Образ Идеальной Женщины. Для меня это стало открытием и откровением. Я и сейчас полна восхищения. Останавливаюсь в изумлении... Всё, что я сейчас знаю из книг о природе и предназначении Женщины, о гармонии и взаимодействии "энергий Инь и Ян", обо всех чудесах, которые могут происходить в жизни, если развивать в себе истинную природную женственность и т. д. и т. п., Джейн Остин взяла и запросто воплотила в одном из своих персонажей. Всё это глубокое понимание. Знание.
Сколько, в моём представлении и по моему опыту, надо работать над собой, чтобы стать такой, какой тебя задумал Создатель, чтобы изменить своё мышление и поведение, чтобы свой жёсткий и непреклонный характер, своё упрямство смягчить и достичь необходимой женщине гибкости, нежности и пр.! Как внимательно нужно относиться к дочери, чтобы воспитать в ней истинно женские качества... А здесь, извольте: выброшенная из семейного гнёздышка, воспитанная на положении бедной родственницы девчушка, перед которой не было ни одного по-настоящему достойного примера для подражания, демонстрирует всё то, чем я, наблюдая за нею по ходу развития сюжета, любуюсь, чему хотела бы у неё научиться...
Сейчас много встречается мне публикаций на тему "Почему плохим девочкам везёт в жизни больше". Вопрос: везёт в чём? Большинству так называемых успешных и состоявшихся, находящихся на виду, знаменитых современных женщин я отнюдь не завидую, мне бы ни за что не хотелось оказаться на их месте.
Джейн Остин, а она, как я ощутила по тону её романов, была дама решительная в своих мнениях и высказывалась в своих произведениях недвусмысленно, в романе "Мэнсфилд-парк" показала, что такое настоящее везение и кому в действительности по-настоящему везёт.
Что касается языка и стиля, то здесь писательница верна себе. Изысканно, тонко, точно, иронично, может быть, несколько чересчур неторопливо ведёт она рассказ. И я, на первых главах заскучав, постепенно втянулась, привыкла следить за завтраками-обедами-прогулками персонажей, некоторых полюбила так, что стала за них волноваться, а уж когда обстановка накалилась и грянул гром в виде приезда "дорогого отца и дядюшки", оторвать меня от чтения было просто невозможно!
А какие психологические портреты предстают перед нами! Как мастерски передан внутренний мир действующих лиц! Наверняка у них были реальные прототипы, настолько они живые. Особенно меня впечатлили образы Мэри Крофорд, чьи мысли и поступки столь прозрачны, что можно предсказать каждый шаг наперёд, если только ты не ослеплён любовью, миссис Норрис, в которой видишь стольких знакомых пожилых женщин, леди Бертрам, в которой... Эх, я тоже так флегматична и ленива по натуре, что, живи в такой среде, как она, наверно по полдня проводила бы в счастливой дрёме (слава Богу, современной маме троих детей это пока не грозит). Очень ярок и привлекателен, хотя и не лишён многих недостатков, образ сэра Томаса, чьё отношение к семье и семейной жизни мне очень близко. Пленителен образ Эдмунда Бертрама, которым я, разумеется, любовалась не меньше, чем главной героиней.
В романе много других интересных персонажей. Это и двоюродные сёстры главной героини Мария и Джулия Бертрам, девицы на выданье, и любимый старший брат Фанни Уильям Прайс, и светский повеса Генри Крофорд, и супруги Грант, и недалёкий, но богатый мистер Рашуот, и родители Фанни...
И, безусловно, Фанни Прайс, затмившая для меня собою всех. И не только всех представительниц прекрасного пола в данном романе, но и, к моему удивлению и полной неожиданности, саму... Элизабет из "Гордость и предубеждение"... Нет сомнений, что с такой девушкой, как мисс Прайс, у мистера Дарси не было бы проблем. Ей не достало бы тщеславия оскорбиться и затаить зло на мужчину, который видит её впервые и ничего не знает о её богатом внутреннем мире, за брошенные им и случайно услышанные ею слова по поводу её внешности. И у неё хватило бы благоразумия не поверить в клевету, рассказанную первым встречным, только потому, что тот ведёт себя любезно и сыплет комплиментами. И, мне кажется, склонная много наблюдать, проницательная и чуткая, Фанни гораздо раньше и без подсказок сумела бы разглядеть за внешней холодностью благородство и красоту души.
Знаете, был случай... Прочитав с утра пару электронных страниц, я вынуждена была проехать некоторое время в автобусе, где стала свидетельницей, как пожилая женщина на весь салон сказала мужу: "Застегни ширинку", а он отшутился, и многие вокруг засмеялись и поддержали шутку... Я смотрела в окно и вспоминала, как в романе девушка расстроилась, что мужчина, оговорившись, назвал её по имени, забыв добавить "мисс", чем оскорбил её... И мне так было горько сравнивать их чистоту с нашей современной развязностью. Конечно, и у них, во времена Остин, были слои населения, в которых вульгарность была нормой. Но - не для всего же общества, когда и богатых, и бедных, и образованных, и не очень, объединяет симпатия к "простоте", юмору ниже пояса и т. п...
Итогом моего знакомства с данной книгой стало мнение, что она значительнее и красивее романа "Доводы рассудка", интереснее, чем "Разум и чувства" ("Чувство и чувствительность"), и ничуть не уступает "Гордости и предубеждению". И - это очень современная книга. Пусть даже кому-то из читателей взгляды автора, переданные устами двух лучших героев "Мэнсфилд-парка", покажутся устаревшими. Для меня это не так. Они актуальны в наше время как никогда. И самыми современными в романе, теми, с кем я и теперь согласна во мнениях, в моих глазах являются Фанни, её младший кузен и её дядя с их взглядами на развращённость светского общества, на порядочность, нравственность, скромность, целомудрие и пр., что так же необходимо каждому и теперь. Это может на время показаться не модным. Но это - вечные ценности, на которых держится мир, утрата которых может этот мир в итоге разрушить.
В общем, Джейн Остин, которую я открыла для себя лишь в этом году, меня удивила. Но не жалею, что не читала её раньше. Всё, о чём она пишет, воспитали во мне родители, и мне это очень пригождается в жизни. Потому мысли "эх, вот в юности бы её читать, скольких ошибок бы избежала!" меня не посещают. Есть ощущение единства мнений и духовной поддержки умной и талантливой женщины, жившей два столетия назад.
Я не влюблена безоговорочно во все её произведения. Например, "Нортенгерское аббатство" я не восприняла, о романе "Разум и чувство" ("Чувство и чувствительность") мне тоже есть что сказать. "Эмму" ещё не читала, но вряд ли она мне подойдёт в полной мере, судя по аннотации (но - а вдруг?!).
"Мэнсфилд-парк"... Утомила вас, заканчиваю! Очень рада за тех, кто тоже читал эту прекрасную книгу. За тех, кто, заскучав в начале, всё-таки дошёл до финала. И за тех, чьи ожидания она превзошла так же, как мои.
Время использования | 2019 год |
Общее впечатление | Счастлива, что не оставила чтения. Прекрасный роман и лучший Женский образ. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2