Отзыв: Книга "Марсианские хроники" - Рэй Брэдбери - Хроники — есть хроники. И увлекательно, и скучно.
Достоинства: Образы и затронутые проблемы
Недостатки: Иногда скучно, присущая хроникам скомканность
Здравствуйте, друзья.
—— ВСТУПЛЕНИЕ ——
Целый год у меня пылилась эта книга на полке, соревнуясь вместе с другими «хотелками» — чтобы я её наконец взял в руки и стал читать. С Брэдбери я знаком лишь по нескольким рассказам, но уже успел оценить его недюжинный талант. Некоторые романы писателя — такие, как «451* по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» или «Лето, прощай» постоянно были и есть на слуху, на виду. И постоянное мелькание их перед глазами создавало образ чего-то «обязательного к прочтению». Первый же роман в этом сборнике лично для меня популярным не был. Но, как оказалось, «Марсианские хроники» — это старт, это трамплин, откуда Брэдбери и начал свою феноменальную литературную деятельность. А это ведь более шестидесяти лет!
—— О РОМАНЕ. ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ИМ ЭМОЦИИ ——
Забегая наперёд, скажу, что повального восхищения я разделить не смог. Да, было увлекательно. Да, поднимались актуальные темы. Но подача романа лично для меня ощущалась сумбурной, а герои иногда выступали неестественно высокопарно, с некоторой долей пафоса и почти на грани патетики. Хотя... прочти я этот роман годков двадцать назад, наверняка я по-другому бы оценил его. И, возможно, спел бы ему даже дифирамбы. Но... к чему это сослагательное?
Итак, роман. Должен сказать, что Брэдбери не наврал. Это и в самом деле ощущалось, как хроники. А что такое хроники? Если в общих чертах, это некая последовательность событий. Так и здесь. Перед нами последовательность событий с 1999 по 2026 года. С учётом того, что роман напечатали аж в 1950 году, то «Хроники» — это научно-фантастический роман о будущем. Интересный факт. Рэй Брэдбери в 1949 году пытался пристроить не роман, а разрозненные рассказы. Но один из редакторов, к которым обращался будущий писатель, усмотрел в этих рассказах некую связующую нить. «А не соорудить ли тебе, сынок, из рассказов роман?», — спросил он 29-летнего Рэя. И уже на следующий день у вчерашнего «продавца рассказов» в кармане лежал его первый чек.
Теперь вы понимаете, что я имел ввиду, когда говорил о некоторой сумбурности? То, что создавалось отдельно (это более десятка рассказов), стали соединять и приводить к общему знаменателю. Да, где-то это выходило удачно. Но где-то выпадало из общей канвы. К чести писателя, такой «сюжетный винегрет» не оказался провальным. То, что роман (включающий в себя в конечном варианте около тридцати микро-хроник) принёс ему мировую известность и признание, говорит само за себя. А я совсем не придираюсь, а тоже пытаюсь что-то привести к общему знаменателю. Свои эмоции — как положительные, так и нейтральные. И что меня радует, так это то, что среди них нет абсолютно негативных эмоций. Ведь если нейтральные иногда сплетаются со скукой, то следом уже идут и положительные — а уж они здесь иногда граничат уже с восторгом. Просто при смешении смачного восторга с серой скукой на-гора выходило нечто среднее. А это уже катит на «четвёрочку» — пусть даже с плюсом.
—— О РОМАНЕ. СЮЖЕТ ——
Так о чём же этот роман? Ну, конечно же, о Марсе. Сумничал, да? Извините. Но Марс в данном случае — лишь символическая территория, необходимая Брэдбери для раскрытия интересующих его вопросов. А вопросы то какие актуальные! Вот и получилось у писателя этакое вскрывание гнойников своего времени — и всё на фоне того же освоения Марса землянами.
Вот взять хотя бы расизм и сегрегацию. В середине прошлого века это была не самая излюбленная тема для отражения её в литературе. Да притом так ярко, как это сделал Брэдбери! У меня до сих пор перед глазами чёрные реки, текущие по улицам среди открытых ртов у белых «хозяев», понимавших, что уже никакую плотину этой антрацитовой реке не воздвигнуть. «Они тайно построили корабли и летят на Марс? С интересом посмотрим, как они взорвутся при взлёте!». Да, это не самая интересная хроника из романа. Но достаточно отлично характеризующая те самые «гнойники» того времени, о которых я говорил. И достаточно образно представленная Рэем Брэдбери.
Из других «гнойников» можно выделить и угрозу ядерного оружия, и цензуру, отсекающую свободу в выборе, о чём писать. И просто способность отдельных землян в частности (а он имеет ввиду именно американцев) и человечество в целом гадить там, где незагаженно и не считаться с другими культурами. О-о-о, это у Брэдбери вышло просто замечательно! Вам за землян будет и стыдно, и обидно. У автора это хорошо получится сделать. Но вот что удивительно. Стыдно, обидно — это понятно. Но иногда и гордость за землян ощутить можно. Или порадоваться их успехам. А также ощутить странное чувство неугасающей любви к родному дому — когда с обжитого Марса срываются обратно на Землю для её же спасения ещё вчерашние колонизаторы. Но спасут ли? Ведь Третья Мировая — это не шутка. Ядерное оружие уже в обиходе. И как вам на фоне гибнущей Земли пустой Марс? Ведь там уже и туземцев почти не осталось, и землян — считанные единицы.
Кстати, о корреляции этих двух культур. Я долго не мог принять скомканное описание взаимодействия культур землян и марсианинов. Иногда казалось, что Рэй Брэдбери буквально наплевал на время. Его временные несостыковки между хрониками каким-то чудом объяснялись автором спустя несколько хроник. Пытались объясняться. Но не всегда правдоподобно и естественно с точки зрения временного континуума. Вот марсиане первые попытки землян-колонизаторов «пожать руку» новой планете изощрённо пресекают. Но спустя несколько лет уже с новой экспедицией выясняется, что культура марсиан (или марсианинов? — запутался уже) погибла тысячи лет назад, и разрушенные безжизненные города тому свидетели. Но в итоге ты принимаешь новую позицию — позицию временных сдвигов разных культур, в единичных случаях могущих даже сосуществовать. Даже если это сосуществование и заключается в каком-то ментальном общении фантома-землянина и призрака-марсианина — с какой стороны посмотреть на них.
—— РЕЗЮМИРУЯ ——
Если честно, я не могу поставить этому нашумевшему роману больше «четвёрки». Ну не получил я желаемого удовольствия! Да, некоторые образы Брэдбери остаются в голове надолго. Но скомканность — наверняка и присущая всем хроникам — не позволяет мне насладиться в полной мере имеющимися там достоинствами. Хотя я и должен признать, что они там есть, и их там немало.
На этом всё. Всем спасибо! И хороших вам книг!
—— ВСТУПЛЕНИЕ ——
Целый год у меня пылилась эта книга на полке, соревнуясь вместе с другими «хотелками» — чтобы я её наконец взял в руки и стал читать. С Брэдбери я знаком лишь по нескольким рассказам, но уже успел оценить его недюжинный талант. Некоторые романы писателя — такие, как «451* по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» или «Лето, прощай» постоянно были и есть на слуху, на виду. И постоянное мелькание их перед глазами создавало образ чего-то «обязательного к прочтению». Первый же роман в этом сборнике лично для меня популярным не был. Но, как оказалось, «Марсианские хроники» — это старт, это трамплин, откуда Брэдбери и начал свою феноменальную литературную деятельность. А это ведь более шестидесяти лет!
—— О РОМАНЕ. ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПОРОЖДАЕМЫЕ ИМ ЭМОЦИИ ——
Забегая наперёд, скажу, что повального восхищения я разделить не смог. Да, было увлекательно. Да, поднимались актуальные темы. Но подача романа лично для меня ощущалась сумбурной, а герои иногда выступали неестественно высокопарно, с некоторой долей пафоса и почти на грани патетики. Хотя... прочти я этот роман годков двадцать назад, наверняка я по-другому бы оценил его. И, возможно, спел бы ему даже дифирамбы. Но... к чему это сослагательное?
Итак, роман. Должен сказать, что Брэдбери не наврал. Это и в самом деле ощущалось, как хроники. А что такое хроники? Если в общих чертах, это некая последовательность событий. Так и здесь. Перед нами последовательность событий с 1999 по 2026 года. С учётом того, что роман напечатали аж в 1950 году, то «Хроники» — это научно-фантастический роман о будущем. Интересный факт. Рэй Брэдбери в 1949 году пытался пристроить не роман, а разрозненные рассказы. Но один из редакторов, к которым обращался будущий писатель, усмотрел в этих рассказах некую связующую нить. «А не соорудить ли тебе, сынок, из рассказов роман?», — спросил он 29-летнего Рэя. И уже на следующий день у вчерашнего «продавца рассказов» в кармане лежал его первый чек.
Теперь вы понимаете, что я имел ввиду, когда говорил о некоторой сумбурности? То, что создавалось отдельно (это более десятка рассказов), стали соединять и приводить к общему знаменателю. Да, где-то это выходило удачно. Но где-то выпадало из общей канвы. К чести писателя, такой «сюжетный винегрет» не оказался провальным. То, что роман (включающий в себя в конечном варианте около тридцати микро-хроник) принёс ему мировую известность и признание, говорит само за себя. А я совсем не придираюсь, а тоже пытаюсь что-то привести к общему знаменателю. Свои эмоции — как положительные, так и нейтральные. И что меня радует, так это то, что среди них нет абсолютно негативных эмоций. Ведь если нейтральные иногда сплетаются со скукой, то следом уже идут и положительные — а уж они здесь иногда граничат уже с восторгом. Просто при смешении смачного восторга с серой скукой на-гора выходило нечто среднее. А это уже катит на «четвёрочку» — пусть даже с плюсом.
—— О РОМАНЕ. СЮЖЕТ ——
Так о чём же этот роман? Ну, конечно же, о Марсе. Сумничал, да? Извините. Но Марс в данном случае — лишь символическая территория, необходимая Брэдбери для раскрытия интересующих его вопросов. А вопросы то какие актуальные! Вот и получилось у писателя этакое вскрывание гнойников своего времени — и всё на фоне того же освоения Марса землянами.
Вот взять хотя бы расизм и сегрегацию. В середине прошлого века это была не самая излюбленная тема для отражения её в литературе. Да притом так ярко, как это сделал Брэдбери! У меня до сих пор перед глазами чёрные реки, текущие по улицам среди открытых ртов у белых «хозяев», понимавших, что уже никакую плотину этой антрацитовой реке не воздвигнуть. «Они тайно построили корабли и летят на Марс? С интересом посмотрим, как они взорвутся при взлёте!». Да, это не самая интересная хроника из романа. Но достаточно отлично характеризующая те самые «гнойники» того времени, о которых я говорил. И достаточно образно представленная Рэем Брэдбери.
Из других «гнойников» можно выделить и угрозу ядерного оружия, и цензуру, отсекающую свободу в выборе, о чём писать. И просто способность отдельных землян в частности (а он имеет ввиду именно американцев) и человечество в целом гадить там, где незагаженно и не считаться с другими культурами. О-о-о, это у Брэдбери вышло просто замечательно! Вам за землян будет и стыдно, и обидно. У автора это хорошо получится сделать. Но вот что удивительно. Стыдно, обидно — это понятно. Но иногда и гордость за землян ощутить можно. Или порадоваться их успехам. А также ощутить странное чувство неугасающей любви к родному дому — когда с обжитого Марса срываются обратно на Землю для её же спасения ещё вчерашние колонизаторы. Но спасут ли? Ведь Третья Мировая — это не шутка. Ядерное оружие уже в обиходе. И как вам на фоне гибнущей Земли пустой Марс? Ведь там уже и туземцев почти не осталось, и землян — считанные единицы.
Кстати, о корреляции этих двух культур. Я долго не мог принять скомканное описание взаимодействия культур землян и марсианинов. Иногда казалось, что Рэй Брэдбери буквально наплевал на время. Его временные несостыковки между хрониками каким-то чудом объяснялись автором спустя несколько хроник. Пытались объясняться. Но не всегда правдоподобно и естественно с точки зрения временного континуума. Вот марсиане первые попытки землян-колонизаторов «пожать руку» новой планете изощрённо пресекают. Но спустя несколько лет уже с новой экспедицией выясняется, что культура марсиан (или марсианинов? — запутался уже) погибла тысячи лет назад, и разрушенные безжизненные города тому свидетели. Но в итоге ты принимаешь новую позицию — позицию временных сдвигов разных культур, в единичных случаях могущих даже сосуществовать. Даже если это сосуществование и заключается в каком-то ментальном общении фантома-землянина и призрака-марсианина — с какой стороны посмотреть на них.
—— РЕЗЮМИРУЯ ——
Если честно, я не могу поставить этому нашумевшему роману больше «четвёрки». Ну не получил я желаемого удовольствия! Да, некоторые образы Брэдбери остаются в голове надолго. Но скомканность — наверняка и присущая всем хроникам — не позволяет мне насладиться в полной мере имеющимися там достоинствами. Хотя я и должен признать, что они там есть, и их там немало.
На этом всё. Всем спасибо! И хороших вам книг!
Общее впечатление | Хроники — есть хроники. И увлекательно, и скучно. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву23