Отзыв: Фильм "Охота" (2012) - Ты - всего лишь жетрва, и охота на тебя все еще продолжается
Достоинства: лучшая работа Винтерберга с 1998 года. Отличная игра Мада Миккельсона
Недостатки: Моментами фильм чрезмерно жестокий
«Охота» (дат. Jagten) — датский художественный фильм, психологическая драма режиссёра Томаса Винтерберга. Премьера ленты состоялась 20 мая 2012 года на 65-м Каннском кинофестивале, релиз в России — 21 февраля 2013 года. Актёр Мэдс Миккельсен, исполнивший в картине главную роль, удостоился на смотре приза за лучшую мужскую роль.
Этот фильм держится на трех столпах. 1) Томас Винтерберг - довольно одаренный датский режиссер, который в определенной степени может составить конкуренцию раскрученному Ларсу фон Триеру в жанре арт-хауса. 2) Мад Миккельсон - безусловно талантливый актер, который в настящее время радует своих поклонников в сериале "Ганнибал". 3) Франц Кафка. Вы спросите почему. Причем здесь писатель который уже давно умер? Нет, это не экранизация его романа. Просто в этом фильме живет его идея (я имею в виду роман "Процесс"). Что ж, разберем эту идею поподробней.
Лукас - мужчина среднего возраста, работающий воспитателем в детском саду в небольшой датской деревушке. Он разведен, его сын живет с женой, да и карьера тоже не ладится: раньше он преподавал на более высоком уровне. Лукас - очень добрый и отзывчивый человек. Он не душа компании, но и не сторонится людей, при случае помогая им. Также произошло и с дочкой его лучшего друга Кларой. Эта маленькая девочка, являющаяся его подопечной в садике, одержима идеей ступать только на определенные квадраты по дороге домой. И Лукас помогает ей в этом. Ведь дети нуждаются в помощи и поддержке. В другой раз Клару некому отвести в садик, потому что ее родители ругаюся. И Лукас отводит ее. Девочка ему благодарна, даже слишком. Она считает его своим другом. Однако однажды Рубикон оказывается перейденным. Клара целует его в губы и дарит открытку с сердечком. Лукас, как всякий разумный человек в этой довольно неловкой ситуации, отвергает подарок и объясняет ребенку, что так делать нельзя.
Вроде бы инцидент исчерпан. Но нет. Вскоре Лукас узнает, что его обвиняют в надругательстве над ребенком. Клара рассказала, как ее воспитатель показывал ей свой половой орган. Но это только на словах. А произойти могло вообще, что угодно. Естесственно, работники садика берутся за расследование, которое проходит настолько гладко и успешно, что вдруг оказывается, что Лукас систематически проделывает те же самые грязные вещи и с другими детьми. У них, видите ли, у всех бессонница, а это верный признак того, что что-то не порядке. И в случае Лукаса сразу ясно в чем дело.
В общем, вокруг Лукаса плетут паутину, из которой, как кажется поначалу, ему не выбраться. А что же он? Лукас все воспринимает спокойно, как цивилизованный человек. Он пытается поговорить с воспитателями и с родителями Клары, потом с самой девочкой. Но безрезультатно. Когда дело касается детей, то люди звереют. И не важно, что она потом сама все отрицала, и что за все время действия никто не удосужился с ней по-настоящему поговорить и докопаться до истины. "Она бы о таком не солгала" - твердят все одну и ту же фразу. Да, жизнь такова. Девочка могла просто увидеть эротическую картинку на планшете у брата, потом под влянием нахлынувших и еще не понятных ей эмоций соврать, а ты отдувайся. И самое главное - никому ничего не докажешь. Все инстинктивно занимают сторону ребенка.
Лукас бросает свою девушку, потому что она усомнилась в нем. Теперь его единственная отрада - его сын Маркус. Он не верит слухам считая своего отца хорошим человеком. Маркус беспокоится и переживает за Лукаса, которого в один хмурый день арестовывают. Однако держат его недолго. Вскоре выясняется, что все дети говорят о подвале, в который Лукас якобы заманивал их. Но у Лукаса нет подвала. Теперь он хотя бы может схватиться за эту соломинку в надежде спастись.
На рождество он остается совсем один. Лукас идет в церковь, но он не выдерживает и в середине службы подходит к Тео (своему лучшему другу) и что называется бьет его в морду. Тео в свою очередь уже сильно сомневается в виновности Лукаса. Он приходит к своему товарищу-изгою с гостинцем, но тот не отвечает взаимностью. Дружба пошатнулась и, возможно, уже не восстановится.
Далее мы оказываемся в той же деревушке год спустя. Лукаса все-таки оправдали. Его сын готовится к своей первой охоте. Вроде не все так плохо. С годами учишься жить менее претенциозно и довольствоваться скромными радостями. Однако на охоте кто-то стреляет в Лукаса и, к счастью непопадает.
Это значит, что охота на него, на Лукаса, продолжается. И не важно, кто охотник, главное, что ты - жетрва и в любой момент можешь оказаться загнанным в силки.
Итак, возвращаясь к Кафке. В "Охоте" представлено по сути то же общество, что и в "Процессе". Только в книге заметна политическая подоплека, а здесь моральная. Что из этого следует? Общество - это сборище зверей, которое при первой же возможности накинется на тебя без суда и следствия. Одна глупая фантазия маленькой девочки - и ты изгой (сразу вспоминается душераздирающая сцена в магазине, когда с Лукасом обращаются, как с прокаженным). Ты никому не можешь доверять, потому что сегодня никакие узы не отличаются прочностью. Ты с легкостью можешь потерять своего лучшего друга и так же легко можешь оказаться брошенным любимым человеком, как это и показано в фильме. Все мы боимся, ведь на нас, как и на Лукаса, постоянно ведется охота. И не важно, что, возможно, это не так. Ведь часто мы охотимся сами на себя. В этом вся суть. Страх - самая страшная (извините за тавтологию!) для человека вещь.
Этот фильм держится на трех столпах. 1) Томас Винтерберг - довольно одаренный датский режиссер, который в определенной степени может составить конкуренцию раскрученному Ларсу фон Триеру в жанре арт-хауса. 2) Мад Миккельсон - безусловно талантливый актер, который в настящее время радует своих поклонников в сериале "Ганнибал". 3) Франц Кафка. Вы спросите почему. Причем здесь писатель который уже давно умер? Нет, это не экранизация его романа. Просто в этом фильме живет его идея (я имею в виду роман "Процесс"). Что ж, разберем эту идею поподробней.
Лукас - мужчина среднего возраста, работающий воспитателем в детском саду в небольшой датской деревушке. Он разведен, его сын живет с женой, да и карьера тоже не ладится: раньше он преподавал на более высоком уровне. Лукас - очень добрый и отзывчивый человек. Он не душа компании, но и не сторонится людей, при случае помогая им. Также произошло и с дочкой его лучшего друга Кларой. Эта маленькая девочка, являющаяся его подопечной в садике, одержима идеей ступать только на определенные квадраты по дороге домой. И Лукас помогает ей в этом. Ведь дети нуждаются в помощи и поддержке. В другой раз Клару некому отвести в садик, потому что ее родители ругаюся. И Лукас отводит ее. Девочка ему благодарна, даже слишком. Она считает его своим другом. Однако однажды Рубикон оказывается перейденным. Клара целует его в губы и дарит открытку с сердечком. Лукас, как всякий разумный человек в этой довольно неловкой ситуации, отвергает подарок и объясняет ребенку, что так делать нельзя.
Вроде бы инцидент исчерпан. Но нет. Вскоре Лукас узнает, что его обвиняют в надругательстве над ребенком. Клара рассказала, как ее воспитатель показывал ей свой половой орган. Но это только на словах. А произойти могло вообще, что угодно. Естесственно, работники садика берутся за расследование, которое проходит настолько гладко и успешно, что вдруг оказывается, что Лукас систематически проделывает те же самые грязные вещи и с другими детьми. У них, видите ли, у всех бессонница, а это верный признак того, что что-то не порядке. И в случае Лукаса сразу ясно в чем дело.
В общем, вокруг Лукаса плетут паутину, из которой, как кажется поначалу, ему не выбраться. А что же он? Лукас все воспринимает спокойно, как цивилизованный человек. Он пытается поговорить с воспитателями и с родителями Клары, потом с самой девочкой. Но безрезультатно. Когда дело касается детей, то люди звереют. И не важно, что она потом сама все отрицала, и что за все время действия никто не удосужился с ней по-настоящему поговорить и докопаться до истины. "Она бы о таком не солгала" - твердят все одну и ту же фразу. Да, жизнь такова. Девочка могла просто увидеть эротическую картинку на планшете у брата, потом под влянием нахлынувших и еще не понятных ей эмоций соврать, а ты отдувайся. И самое главное - никому ничего не докажешь. Все инстинктивно занимают сторону ребенка.
Лукас бросает свою девушку, потому что она усомнилась в нем. Теперь его единственная отрада - его сын Маркус. Он не верит слухам считая своего отца хорошим человеком. Маркус беспокоится и переживает за Лукаса, которого в один хмурый день арестовывают. Однако держат его недолго. Вскоре выясняется, что все дети говорят о подвале, в который Лукас якобы заманивал их. Но у Лукаса нет подвала. Теперь он хотя бы может схватиться за эту соломинку в надежде спастись.
На рождество он остается совсем один. Лукас идет в церковь, но он не выдерживает и в середине службы подходит к Тео (своему лучшему другу) и что называется бьет его в морду. Тео в свою очередь уже сильно сомневается в виновности Лукаса. Он приходит к своему товарищу-изгою с гостинцем, но тот не отвечает взаимностью. Дружба пошатнулась и, возможно, уже не восстановится.
Далее мы оказываемся в той же деревушке год спустя. Лукаса все-таки оправдали. Его сын готовится к своей первой охоте. Вроде не все так плохо. С годами учишься жить менее претенциозно и довольствоваться скромными радостями. Однако на охоте кто-то стреляет в Лукаса и, к счастью непопадает.
Это значит, что охота на него, на Лукаса, продолжается. И не важно, кто охотник, главное, что ты - жетрва и в любой момент можешь оказаться загнанным в силки.
Итак, возвращаясь к Кафке. В "Охоте" представлено по сути то же общество, что и в "Процессе". Только в книге заметна политическая подоплека, а здесь моральная. Что из этого следует? Общество - это сборище зверей, которое при первой же возможности накинется на тебя без суда и следствия. Одна глупая фантазия маленькой девочки - и ты изгой (сразу вспоминается душераздирающая сцена в магазине, когда с Лукасом обращаются, как с прокаженным). Ты никому не можешь доверять, потому что сегодня никакие узы не отличаются прочностью. Ты с легкостью можешь потерять своего лучшего друга и так же легко можешь оказаться брошенным любимым человеком, как это и показано в фильме. Все мы боимся, ведь на нас, как и на Лукаса, постоянно ведется охота. И не важно, что, возможно, это не так. Ведь часто мы охотимся сами на себя. В этом вся суть. Страх - самая страшная (извините за тавтологию!) для человека вещь.
Общее впечатление | Ты - всего лишь жетрва, и охота на тебя все еще продолжается |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1