4
Отзыв рекомендуют 54 3

Отзыв: Сериал "Метод" (2015) - Если идешь по следам убийцы — ты уже отстал. ©

Достоинства: Свежо, интригующе, образ персонажа Хабенского, в основе дел реальные преступления.
Недостатки: Ближе к концу, когда второму сезону объявили «быть», сюжет начал проседать в пользу роялей, оставляемых в кустах.
В моих отзывах можно заметить, что я неоднократно плевался в сторону отечественного кино, в частности сериалов, но иногда меня пробивает под настроение. Собирался посмотреть «Собибор» Константина Хабенского, вместо этого засел за сериал с ним же. На экране многосерийный психологический детективный триллер «Метод», вышедший в 2015 году. В первом сезона телесериала 16 эпизодов по пятьдесят с лишним минут каждый.

Сюжет тривиальный: есть супер крутой следователь по делам серийных убийц, который неожиданно для окружающих берёт в стажёры вчерашнюю выпускницу юридического факультета. На пару они колесят по регионам, расследуют и успешно ловят маньяков по таинственному «методу Меглина». Собственно, это главного героя так зовут – Родион Меглин (а неопытную выпускницу – Есения).

Меглина блестяще сыграл Константин Хабенский. Его персонаж имеет окладистую бороду, носит помятый плащ (как у Коломбо или сериального Джона Константина), лихо водит старый грязно-голубой (рассекая по русским дорогам, машина действительно будет частенько грязной) Mercedes-Benz W123, постоянно пьёт таблетки, запивает их алкоголем, курит, живёт в мансарде на каком-то брошенном предприятии у железки. Помимо этих штампов (например, старый классический автомобиль уже бывал визитной карточкой сериалов, те же «Детектив Нэш Бриджес» или «Сверхъестественное»), узнаваемо и поведение персонажа. Конечно, образ собирательный, но Меглин импульсивен, нагл и нахален от того, что незаменим. Постепенно проясняется, что у него есть какие-то высокие полномочия и полностью засекреченное личное дело, позволяющее ему открывать с ноги любые двери и никого не бояться. Таблетки оправдываются каким-то психическим заболеванием, а прогнозы доктор делает неутешительные (наглый небритый «инвалид» гений, никого не напоминает?).


Образ Есении не настолько интересный и яркий. Девочка из богатой семьи (папа важный чин в прокуратуре) со своими скелетами в шкафу (дело о смерти матери имеет странности и тоже засекречено). По большому счёту в следователи она идёт в пику отцу, который и скрывает от неё правду. С другой стороны, первое же убийство происходит прямо на вечеринке выпускников, как тут не проникнуться? На первый взгляд занятно показана трансформация героини: от растерянной девочки-одуванчика в коротких и открытых платьицах до хамоватой девочки-стажёра в удобной и практичной одежде. Хотя, скорее всего, так нам показывают смену времён года: по сюжету прошло около полугода, от середины лета до первого снега.

Практически каждая серия представляет собой отдельное дело, но есть несколько рефренов. Во-первых, каждая серия начинается (помимо озвученного Хабенским какого-то тематического высказывания) сценами допроса Есении о напарнике, где она пытается копировать его поведение: хамит, курит и пьёт (две фляжки коньяка за весь допрос, но опьянение сыграно неубедительно). Во-вторых, есть таинственный маньяк-кукловод, который косвенно причастен к некоторым делам, остаётся за кадром и дразнит героев. Концом каждого эпизода является задел на следующее дело. Всё вместе это держит интригу, ненавязчиво подталкивает к просмотру продолжения.

Поиск маньяков и связей (закономерностей) между их преступлениями, чем-то напоминает сериал «Охотник за разумом», только там аналогичный поведенческий отдел использует более научные методы. Примечательно, но нескольких «маньяков» Меглин выделяет от остальных, за какое-то общее прошлое в психиатрической больнице, относится к ним, как к «своим», остальных же жестоко «ловит». Как и в случае с «Охотником», практически все дела основаны на реальных событиях, а преступники имеют прототипов (и так же предпринята попытка показать, как они до такого докатились).

В виду специфического сюжета в фильме будут показаны убийства, кадры с мест преступлений, сцены извращений (с мёртвыми или несовершеннолетними) и насилия (бытового). Конечно, без фанатизма и смака (кино показывали по телевизору поздно вечером), но всё же… Сюда же добавляем распитие спиртных напитков, употребление препаратов, курение, редкое сквернословие, обнаженные тела обоих полов и постельные сцены. То есть кино для просмотра с детьми не подходящее.

По создателям проекта: режиссера я не знаю, но в продюсерах числятся Эрнст (премьера ж была на первом канале) и Цекало (который и сам сыграл в сериале эпизодическую роль). Кроме вышеупомянутого Хабенского, ключевую роль исполнила неизвестная мне Паулина Андреева (имя на слуху, но свадьба с Фёдором Бондарчуком ничего не говорит об её возможном актёрском таланте). Сыграно достаточно хорошо, хотя есть некоторые моменты, которые получились не совсем натурально. К слову, начал смотреть с ней же телевизионную адаптацию «Саранча» (не полуторачасовое полнометражное кино 2013 года, а растянутые на три с лишним часа четыре серии начала 2015 года): играет так же, тоже присутствуют сцены её допроса в начале и в конце каждой серии (режиссёры разные, кто у кого перенял неизвестно). Среди других исполнителей «Метода» есть много знакомых лиц, хотя я не силён в узнавании современных и не очень отечественных актёров. Но вот того же Александра Петрова узнал, у него был (на мой взгляд) похожий типаж в «Законе каменных джунглей» (а вот трилогию с Гоголем в его исполнении я не смотрел).

В сериале есть бодрый саундтрек, под него происходит большинство дорожных поездок или какие-то кульминационные моменты. Будет и заунывная музыка, под которую персонажи будут молча думать о чём-то своём, глядя вдаль или на дождь за окном. Диалоги вполне сериальные, иногда понятные только самим персонажам: героиня будет тупить (она же учится), а герой делать вид, что всё же очевидно.

Резюмируя, сериал «Метод» мне понравился. Во-первых, он отличается от знакомых мне отечественных детективных сериалов про «ментов», «следаков» и прочих работников правопорядка динамикой и заимствованием «фишек» из зарубежных аналогов (при просмотре нет гнетущего впечатления того, что «жить страшно»). Во-вторых, благодаря созданному образу Меглина (его берлога, его машина, его манера поведения), что во многом является заслугой актёра-исполнителя. Первую половину смотреть было особенно интересно, когда актёры-напарники играли на контрасте, после, когда героиня всё больше начала копировать образ наставника, спасали только рефрены.

Первый сезон получил сколько-то ТЭФФИ, на вручении которых, по легенде, было объявлено о выходе второго сезона (сначала в 2018, сейчас вот есть утки про 2019 год). В новом сезоне предполагается отдельная практика Есении, как следователя, и если там будет достаточно Хабенского в кадре, то скорее буду смотреть, чем нет.
Время использования Один раз.
Общее впечатление Если идешь по следам убийцы — ты уже отстал. ©
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву3

Ленушка57
Смотрела, понравился, но четвертая серия для меня - жесть(по-моему, четвертая)
Harlie
Про юнатов? Там всё жесть.
Ленушка57
да-да