Отзыв: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) - Необычное приобщение детей к поэзии Анны Ахматовой
Достоинства: Приобщение детей среднего школьного возраста к стихам поэтессы Серебряного века
Недостатки: В настоящее время название этого занятия отсутствует в перечне экскурсий на сайте музея
Как-то путешествуя по сайтам разных музеев Петербурга в поисках интересной экскурсии для своих учеников, я обнаружила в музее Анны Ахматовой название - "Сундук с Шереметевского чердака" - интерактивное групповое занятие для школьников. Название понравилось, родители проявили интерес к моему предложению посетить с учениками это мероприятие. При заказе экскурсии -занятия меня предупредили, что группа должна быть не более 10 -12 человек. Нас - родителей ( они тоже захотели быть активными участниками занятия) и детей набралось немного больше двенадцати ( 13-14 человек, сейчас уже не помню точное количество) . Сначала для нас провели небольшую экскурсию по экспозиции. Нужно отметить, что помещение, в котором сегодня находится музей, в прошлом было коммунальной квартирой, в которой проживало несколько семей. Среди жильцов была Анна Ахматова и ее сын от первого брака Лев Гумилев. Во время проживания в этой квартире поэтесса была гражданской женой искусствоведа Николая Пунина. Пунину принадлежали 4 комнаты.
Обстановка прихожей, кухни и коридора - типичная для коммунальных квартир: обилие вещей и казенность, утилитарность оформления.
Прихожая.
Кухня.
Коридор.
Антресоли.
В конце этого коридора на сундучке было спальное место Льва Гумилева ( сына Ахматовой). Как- то уж совсем по - сиротски. Сердце кровью обливается, при виде этого закутка!
Комнаты, которые занимал Пунин, его первая жена с дочерью и Анна Ахматова имеют более уютную и солидную обстановку, указывающую на благородный статус ее обитателей, на широкий круг их интересов ( обилие книг), обширный круг общения (многочисленные фотографии, рисунки и т. п.), любовь к красивым вещам( изящные статуэтки на столе, в шкафах, стильные лампы и абажуры, отдельные предметы мебели не без претензий на изысканность). В распоряжении Анны Ахматовой в одной из комнат были тахта и стол. Конечно, детям о сложившемся любовном треугольнике и сложных взаимоотношениях проживавших здесь людей не рассказывали, как-то сумели эту тему благополучно обойти стороной. И хотя А. Ахматова не была хозяйкой этой квартиры, именно это помещение стало музеем поэтессы, потому что она прожила здесь 15 лет (!), очень непростых в ее личной жизни и творческой биографии.
Кабинет.
Гостиная.
Статуэтка балерины Ольги Глебовой - Судейкиной, изображенной в образе одной из сыгранных ею героинь стоит в шкафу - горке в гостиной. Эта артистка была близкой подругой А. Ахматовой.
Одна из комнат.
Видно, что планировка комнат не очень удобна, везде есть двери, которыми обитатели квартиры не пользовались, загородив их разными предметами мебели.
Вот эта тахта и бюро - предметы, которые были предоставлены А. Ахматовой в период ее проживания в этой квартире.
После экскурсии по комнатам началась основная часть нашего интерактивного занятия. Всем предложили взять понравившуюся вещь из сундука, который не сразу привлек наше внимание в гостиной.
Каждый выбрал предмет, который его заинтересовал. Все дружной компанией расположились под абажуром вокруг стола и стали рассматривать выбранные вещи, как свои, так и у соседей.
Ведущая занятие педагог - экскурсовод попросила каждого подумать, о чем говорит выбранный им предмет, какая история может быть с ним связана. Теперь каждый присутствующий мог проявить свои фантазию и эрудицию в знании исторических и культурных традиций начала XX века. Некоторые дети вместе с родителями обсуждали заданный вопрос. Было видно, что предложенное задание вызвало у всех интерес. Ребята высказали много оригинальных версий, ведь предметы, которые они выбрали порой были необычными - несли на себе печать времени. Это и деревянная коробочка со старинными флаконами духов,
и лайковая перчатка,
и коробка из-под фотопленки,
и трудовая книжка,
и необычной формы подсвечник,
и статуэтка юного Пушкина,
и театральный бинокль,
и тряпочная фигурка персонажа ( паяц, Арлекин) в духе комедии дель арте,
и объемистая несколько потрепанная книга под названием Пушкин "Временник",
и зеркало,
и даже - печная задвижка.
После того, как каждый высказал свое мнение о выбранной вещи, ведущая положила на стол листочки с текстами стихов А. Ахматовой. Она предложила каждому подобрать стихотворение, соответствующее по содержанию, настроению, смыслу выбранному предмету. Все углубились в чтение и осмысление стихов, и поиск текста, соответствующего выбранному предмету.
Удивительно, но оказалось, что для каждой вещи нашелся подходящий стихотворный текст. Для некоторых вещей подходили сразу несколько стихотворений.
После того, как все определились с выбором стихов, ведущая предложила разместить взятую из сундука вещь, в том месте музейной экспозиции, которое наиболее подходит для нее и там же прочитать выбранное стихотворение.
Мы вновь прошлись по уже знакомым комнатам и, благодаря прочитанным текстам и предметам из сундука, другими глазами взглянули на музейную экспозицию и представленные в ней экспонаты, они наполнились новым смыслом.
В тоже время и стихи поэтессы Серебряного века стали вдруг проще и понятнее,
вещи из сундука как-будто расшифровали их содержание. Было видно, что дети читают стихи осмысленно, с удовольствием, что они осознают важность и серьезность происходящего. Еще бы, они поработали как исследователи, а теперь выступают в роли экскурсоводов, которые знают, что каждый предмет музейной экспозиции имеет смысл, который открывается не сразу и этот новый смысл обнаружен ими.
Интерактивное занятие произвело впечатление и на детей, и на взрослых. Все расходились в приподнятом настроении: узнали что-то новое, проявили инициативу в знакомстве с совершенно неизвестным материалом, высказанное каждым мнение было услышано, если нужно уточнено и одобрено ведущей. Нужно отметить, что ее манера ведения занятия очень располагала к искренности и откровенности высказывания. Мне очень понравился оригинальный способ приобщения детей к поэзии, непростой для понимания даже взрослыми людьми. Занятие оказалось полезным и для детей, и для взрослых. Все поняли, что составление музейной экспозиции - дело непростое, кропотливое, требует немалых знаний и серьезных размышлений. Думаю, что совместное участие в занятии детей и взрослых также способствовало упрочению семейных связей, взаимопониманию между поколениями. Дети лишний раз убедились, что взрослые много знают и могут дать ценный совет, а взрослые с интересом наблюдали за своими детьми, открывали в них неизвестные качества, удивлялись их фантазии и разумным рассуждениям.
Стоимость занятия для группы - 2500 рублей, плюс, как это всегда бывает, входной билет для каждого, цена которого зависит от категории посетителя.
В настоящее время на сайте музея экскурсии с указанным названием я не нашла, но когда я позвонила, чтобы уточнить возможность ее посещения, мне сказали, что она по-прежнему проводится, просто обслуживание сайта не в вЕдении работников музея и они сами не довольны качеством его наполнения.
Если подобное интерактивное занятие вызвало у вас интерес, собирайте единомышленников и отправляйтесь на необычную встречу со стихами А. Ахматовой.
Обстановка прихожей, кухни и коридора - типичная для коммунальных квартир: обилие вещей и казенность, утилитарность оформления.
Прихожая.
Кухня.
Коридор.
Антресоли.
В конце этого коридора на сундучке было спальное место Льва Гумилева ( сына Ахматовой). Как- то уж совсем по - сиротски. Сердце кровью обливается, при виде этого закутка!
Комнаты, которые занимал Пунин, его первая жена с дочерью и Анна Ахматова имеют более уютную и солидную обстановку, указывающую на благородный статус ее обитателей, на широкий круг их интересов ( обилие книг), обширный круг общения (многочисленные фотографии, рисунки и т. п.), любовь к красивым вещам( изящные статуэтки на столе, в шкафах, стильные лампы и абажуры, отдельные предметы мебели не без претензий на изысканность). В распоряжении Анны Ахматовой в одной из комнат были тахта и стол. Конечно, детям о сложившемся любовном треугольнике и сложных взаимоотношениях проживавших здесь людей не рассказывали, как-то сумели эту тему благополучно обойти стороной. И хотя А. Ахматова не была хозяйкой этой квартиры, именно это помещение стало музеем поэтессы, потому что она прожила здесь 15 лет (!), очень непростых в ее личной жизни и творческой биографии.
Кабинет.
Гостиная.
Статуэтка балерины Ольги Глебовой - Судейкиной, изображенной в образе одной из сыгранных ею героинь стоит в шкафу - горке в гостиной. Эта артистка была близкой подругой А. Ахматовой.
Одна из комнат.
Видно, что планировка комнат не очень удобна, везде есть двери, которыми обитатели квартиры не пользовались, загородив их разными предметами мебели.
Вот эта тахта и бюро - предметы, которые были предоставлены А. Ахматовой в период ее проживания в этой квартире.
После экскурсии по комнатам началась основная часть нашего интерактивного занятия. Всем предложили взять понравившуюся вещь из сундука, который не сразу привлек наше внимание в гостиной.
Каждый выбрал предмет, который его заинтересовал. Все дружной компанией расположились под абажуром вокруг стола и стали рассматривать выбранные вещи, как свои, так и у соседей.
Ведущая занятие педагог - экскурсовод попросила каждого подумать, о чем говорит выбранный им предмет, какая история может быть с ним связана. Теперь каждый присутствующий мог проявить свои фантазию и эрудицию в знании исторических и культурных традиций начала XX века. Некоторые дети вместе с родителями обсуждали заданный вопрос. Было видно, что предложенное задание вызвало у всех интерес. Ребята высказали много оригинальных версий, ведь предметы, которые они выбрали порой были необычными - несли на себе печать времени. Это и деревянная коробочка со старинными флаконами духов,
и лайковая перчатка,
и коробка из-под фотопленки,
и трудовая книжка,
и необычной формы подсвечник,
и статуэтка юного Пушкина,
и театральный бинокль,
и тряпочная фигурка персонажа ( паяц, Арлекин) в духе комедии дель арте,
и объемистая несколько потрепанная книга под названием Пушкин "Временник",
и зеркало,
и даже - печная задвижка.
После того, как каждый высказал свое мнение о выбранной вещи, ведущая положила на стол листочки с текстами стихов А. Ахматовой. Она предложила каждому подобрать стихотворение, соответствующее по содержанию, настроению, смыслу выбранному предмету. Все углубились в чтение и осмысление стихов, и поиск текста, соответствующего выбранному предмету.
Удивительно, но оказалось, что для каждой вещи нашелся подходящий стихотворный текст. Для некоторых вещей подходили сразу несколько стихотворений.
После того, как все определились с выбором стихов, ведущая предложила разместить взятую из сундука вещь, в том месте музейной экспозиции, которое наиболее подходит для нее и там же прочитать выбранное стихотворение.
Мы вновь прошлись по уже знакомым комнатам и, благодаря прочитанным текстам и предметам из сундука, другими глазами взглянули на музейную экспозицию и представленные в ней экспонаты, они наполнились новым смыслом.
В тоже время и стихи поэтессы Серебряного века стали вдруг проще и понятнее,
вещи из сундука как-будто расшифровали их содержание. Было видно, что дети читают стихи осмысленно, с удовольствием, что они осознают важность и серьезность происходящего. Еще бы, они поработали как исследователи, а теперь выступают в роли экскурсоводов, которые знают, что каждый предмет музейной экспозиции имеет смысл, который открывается не сразу и этот новый смысл обнаружен ими.
Интерактивное занятие произвело впечатление и на детей, и на взрослых. Все расходились в приподнятом настроении: узнали что-то новое, проявили инициативу в знакомстве с совершенно неизвестным материалом, высказанное каждым мнение было услышано, если нужно уточнено и одобрено ведущей. Нужно отметить, что ее манера ведения занятия очень располагала к искренности и откровенности высказывания. Мне очень понравился оригинальный способ приобщения детей к поэзии, непростой для понимания даже взрослыми людьми. Занятие оказалось полезным и для детей, и для взрослых. Все поняли, что составление музейной экспозиции - дело непростое, кропотливое, требует немалых знаний и серьезных размышлений. Думаю, что совместное участие в занятии детей и взрослых также способствовало упрочению семейных связей, взаимопониманию между поколениями. Дети лишний раз убедились, что взрослые много знают и могут дать ценный совет, а взрослые с интересом наблюдали за своими детьми, открывали в них неизвестные качества, удивлялись их фантазии и разумным рассуждениям.
Стоимость занятия для группы - 2500 рублей, плюс, как это всегда бывает, входной билет для каждого, цена которого зависит от категории посетителя.
В настоящее время на сайте музея экскурсии с указанным названием я не нашла, но когда я позвонила, чтобы уточнить возможность ее посещения, мне сказали, что она по-прежнему проводится, просто обслуживание сайта не в вЕдении работников музея и они сами не довольны качеством его наполнения.
Если подобное интерактивное занятие вызвало у вас интерес, собирайте единомышленников и отправляйтесь на необычную встречу со стихами А. Ахматовой.
Время использования | 2014 |
Год посещения | 2014 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Необычное приобщение детей к поэзии Анны Ахматовой |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9