Отзыв: Фильм "Опасная иллюзия" (2013) - Мир ирреальный сделать явью, мечты в реальность обратить
Достоинства: Наглядный пример того, к чему порой приводят иллюзии
Недостатки: Опасный соблазн поддаться чарам притягательного негатива
Бах! Гремит закадровый выстрел, и израненное тело медленно погружается в бурные воды на окраине Бухареста.
А предшествовало этому немало драматических событий.
Каждый мечтает о лучшей доле. Но когда на тебя слишком много навалилось, хочется отчалить куда-нибудь в сказочные дали, где нет боли, усталости и проблем. Нелегко созерцать смерть человека, с которым совсем недавно вел премилый диалог. Думать об этом практически невозможно. Не проще ли сразу «закинуться», и неважно, что после этого диалог может возобновиться. В искаженном мире все гораздо проще. Если не зацикливаться. Ведь тогда все будет начинаться снова и снова, словно что-то заставляет тебя кружиться по замкнутому кругу. “Something’s pulling me outside to ride around the circles” (известнейшая песня Игги Попа In the Death Car – кстати, саундтрек к фильму Кустурицы).
С названием фильма, по традиции, нестыковочка вышла. В оригинале оно неотвратимо летальное (причем летать придется довольно далеко и высоко) – The Necessary Death of Charlie Countryman. У нас же название более воздушное – оно подчеркивает всю психоделичность событий, разворачивающихся вокруг главного героя. И дает понять, что иногда мечтать вредно, особенно о несбыточном. Правда, финал у фильма не совсем предсказуем.
Но почему бы тогда не дать картине название «История одной поездки»? Если она на самом деле имела место в реальности...
Помните Шайю ЛаБафа с пакетом на голове на ковровой дорожке Каннского фестиваля (я рассказывала об этом в рецензии на последний фильм фон Триера)? Да уж, если первым фильмом, где вы увидели ЛаБафа, была «Нимфоманка», при съемках которой не требовалось каких-то сверхвыдающихся актерских навыков для исполнения одной из главных ролей, то воспринимать Шайю в настоящей драматической роли поначалу будет несколько… непривычно. Впрочем, герой здесь все в той же стихии – трип в неземные сферы сопровождается непременным освобождением от одежды и лицезрением целой толпы красивых обнаженных девушек (кстати, Шайа ЛаБаф действительно перед съемками соответствующих сцен принимал ЛСД – для натуральности происходящего).
Какой парадокс судьбы! Чарли с пакетом на голове, мужественно сопротивляющийся пыткам ревнивца-злодея, и актер с пакетом на голове, эпатирующий публику год спустя на ковровой дорожке.
Фильм стоит смотреть уже только ради рыжеволосой Эван Рейчел Вуд (прическа и макияж smoky eyes придают ей невыразимую томность и прелесть). А в каком непривычном амплуа предстанет перед вами не менее рыжеволосый Руперт Гринт (Рон Уизли из «Гарри Поттера»)! Плохой парень Тиль Швайгер зловеще элегантен в своей ироничной уверенности и в официальном костюме. А нордически невозмутимый Мадс Миккельсен чем-то неуловимо напоминает Александра Пороховщикова в сериале «Следствие ведут знатоки». Особенно мне понравилась Мелисса Лео в эпизодической роли матери. «У тебя мировая мама!»
Эту картину я бы с еще большей натяжкой отнесла к жанру триллера, чем фильм «Воздушный маршал». Если с последним все понятно, и напряженное ожидание присутствует там до последнего кадра, то повествование о насыщенной и полной красок жизни Чарли Кантримена в течение нескольких дней, проведенных им в румынской столице, – типичная драма.
«Приватизировав» на время старенькую машину, принадлежавшую убитой горем девушке, Чарли колесит по улицам незнакомого европейского города, посетить который завещала ему мама. После смерти, кстати. «Добро пожаловать в Бухарест, Чарли!»
Помните фильм «Куда приводят мечты?» Так вот, кажется, что порой они заводят куда-то не туда. Чарли трогательно наивен и восхитительно настойчив в достижении своей цели. А ведь в таком возрасте уже надо быть осмотрительным. Особенно если вы когда-нибудь смотрели фильм «Месть» с Кевином Костнером. Хотя кто об этом вспоминает, когда голова забита туманными и идиллическими картинами? «А счастье было так возможно…» В чем же ты виноват, чувак? Просто ты оказался в ненужное время в ненужном месте.
Во многих эпизодах присутствуют элементы эксцентрики. Ну, а как же – действие некоторых стимуляторов весьма причудливо интерпретирует реальность, зато чудесные видения мило оживляют скуку серых будней. В фильме фоном присутствует потрясающая психоделическая музыка, есть очень интересные, забавные придумки с видениями одурманенного ума (чего стоит только всевидящее око в писсуаре общественного туалета), а также очень неплохие монтажные вставки с замедленным действием – такой экзальтированный саспенс. Однако сюжетные ходы порой слишком примитивны и малоубедительны (поведение гангстеров, зловещая видеокассета с записью бытовых разборок и пр.), монологи порой чересчур нарочиты, а встречи уж слишком «случайны». Хотя происходили ли они на самом деле?
На грани яви и сна опасность уже не кажется столь угрожающей. Ведь когда вы, к примеру, с выпрыгивающим из груди сердцем сломя голову убегаете от покусывающего вас за пятки динозавра, вас все же не оставляют смутные мысли о том, что все это – не более чем иллюзия, фейк, обман, ведь динозавры давно вымерли, и сейчас вы проснетесь. Поэтому отчего бы не развернуться и не дать этому динозавру в морду? И пусть время остановится. Не зря в фильме монтаж встык соединяет напряженные эпизоды со сценами пробуждения героя – в кровати, в самолете, на пороге оперного театра. Мама, где я?
Зрители, испытавшие некогда всю прелесть путешествий в неведомые края (будь то под наркозом во время тяжелых операций или во сне) с трепетом воспримут знакомые мотивы в предстающих на экране картинах удивительной притягательности. И путешествия в иные миры, и сказочная панорама Бухареста с высоты птичьего полета не оставят вас равнодушными.
Кстати, все, что касается смерти в этом фильме, снято очень красочно. Просто волшебно. ;) «Чарли, может, ты с мертвецами говорить умеешь, как тот мальчик из фильма с Брюсом Уиллисом?» А почему бы и нет?
«Опасная иллюзия» – картина довольно лиричная. И если у вас всколыхнутся собственные воспоминания во время просмотра некоторых эпизодов – это уже неплохо. Теплые дни детства, которые связывали вас с матерью невидимой нитью, бодрые народные мелодии, напоминающие о картинах Эмира Кустурицы. Здесь же и первая балетная позиция босиком на мостовой (привет Тилю Швайгеру!) в полнолуние, и стремительная пробежка по городу – беги, Чарли, беги! Тут любая Лола позавидует. А уснувший пассажир, который доверчиво склоняется к вам, словно к собственной подушке, – это, конечно же, ставшая классикой сцена из рязановского шедевра «Ирония судьбы», где измученный парной баней герой Мягкова спит на теплом и мягком режиссерском плече. И где сон, где явь? Все перепуталось уже, и не различить.
И милая финальная картинка является вполне знаковой – наш личный нарисованный городок иллюзий в мегаполисе жестокости.
Бах! Гремит выстрел, падает истерзанное страданиями тело. «Правду ли говорят, что лучше любить и потерять, нежели не любить вовсе?»
А предшествовало этому немало драматических событий.
Каждый мечтает о лучшей доле. Но когда на тебя слишком много навалилось, хочется отчалить куда-нибудь в сказочные дали, где нет боли, усталости и проблем. Нелегко созерцать смерть человека, с которым совсем недавно вел премилый диалог. Думать об этом практически невозможно. Не проще ли сразу «закинуться», и неважно, что после этого диалог может возобновиться. В искаженном мире все гораздо проще. Если не зацикливаться. Ведь тогда все будет начинаться снова и снова, словно что-то заставляет тебя кружиться по замкнутому кругу. “Something’s pulling me outside to ride around the circles” (известнейшая песня Игги Попа In the Death Car – кстати, саундтрек к фильму Кустурицы).
С названием фильма, по традиции, нестыковочка вышла. В оригинале оно неотвратимо летальное (причем летать придется довольно далеко и высоко) – The Necessary Death of Charlie Countryman. У нас же название более воздушное – оно подчеркивает всю психоделичность событий, разворачивающихся вокруг главного героя. И дает понять, что иногда мечтать вредно, особенно о несбыточном. Правда, финал у фильма не совсем предсказуем.
Но почему бы тогда не дать картине название «История одной поездки»? Если она на самом деле имела место в реальности...
Помните Шайю ЛаБафа с пакетом на голове на ковровой дорожке Каннского фестиваля (я рассказывала об этом в рецензии на последний фильм фон Триера)? Да уж, если первым фильмом, где вы увидели ЛаБафа, была «Нимфоманка», при съемках которой не требовалось каких-то сверхвыдающихся актерских навыков для исполнения одной из главных ролей, то воспринимать Шайю в настоящей драматической роли поначалу будет несколько… непривычно. Впрочем, герой здесь все в той же стихии – трип в неземные сферы сопровождается непременным освобождением от одежды и лицезрением целой толпы красивых обнаженных девушек (кстати, Шайа ЛаБаф действительно перед съемками соответствующих сцен принимал ЛСД – для натуральности происходящего).
Какой парадокс судьбы! Чарли с пакетом на голове, мужественно сопротивляющийся пыткам ревнивца-злодея, и актер с пакетом на голове, эпатирующий публику год спустя на ковровой дорожке.
Фильм стоит смотреть уже только ради рыжеволосой Эван Рейчел Вуд (прическа и макияж smoky eyes придают ей невыразимую томность и прелесть). А в каком непривычном амплуа предстанет перед вами не менее рыжеволосый Руперт Гринт (Рон Уизли из «Гарри Поттера»)! Плохой парень Тиль Швайгер зловеще элегантен в своей ироничной уверенности и в официальном костюме. А нордически невозмутимый Мадс Миккельсен чем-то неуловимо напоминает Александра Пороховщикова в сериале «Следствие ведут знатоки». Особенно мне понравилась Мелисса Лео в эпизодической роли матери. «У тебя мировая мама!»
Эту картину я бы с еще большей натяжкой отнесла к жанру триллера, чем фильм «Воздушный маршал». Если с последним все понятно, и напряженное ожидание присутствует там до последнего кадра, то повествование о насыщенной и полной красок жизни Чарли Кантримена в течение нескольких дней, проведенных им в румынской столице, – типичная драма.
«Приватизировав» на время старенькую машину, принадлежавшую убитой горем девушке, Чарли колесит по улицам незнакомого европейского города, посетить который завещала ему мама. После смерти, кстати. «Добро пожаловать в Бухарест, Чарли!»
Помните фильм «Куда приводят мечты?» Так вот, кажется, что порой они заводят куда-то не туда. Чарли трогательно наивен и восхитительно настойчив в достижении своей цели. А ведь в таком возрасте уже надо быть осмотрительным. Особенно если вы когда-нибудь смотрели фильм «Месть» с Кевином Костнером. Хотя кто об этом вспоминает, когда голова забита туманными и идиллическими картинами? «А счастье было так возможно…» В чем же ты виноват, чувак? Просто ты оказался в ненужное время в ненужном месте.
Во многих эпизодах присутствуют элементы эксцентрики. Ну, а как же – действие некоторых стимуляторов весьма причудливо интерпретирует реальность, зато чудесные видения мило оживляют скуку серых будней. В фильме фоном присутствует потрясающая психоделическая музыка, есть очень интересные, забавные придумки с видениями одурманенного ума (чего стоит только всевидящее око в писсуаре общественного туалета), а также очень неплохие монтажные вставки с замедленным действием – такой экзальтированный саспенс. Однако сюжетные ходы порой слишком примитивны и малоубедительны (поведение гангстеров, зловещая видеокассета с записью бытовых разборок и пр.), монологи порой чересчур нарочиты, а встречи уж слишком «случайны». Хотя происходили ли они на самом деле?
На грани яви и сна опасность уже не кажется столь угрожающей. Ведь когда вы, к примеру, с выпрыгивающим из груди сердцем сломя голову убегаете от покусывающего вас за пятки динозавра, вас все же не оставляют смутные мысли о том, что все это – не более чем иллюзия, фейк, обман, ведь динозавры давно вымерли, и сейчас вы проснетесь. Поэтому отчего бы не развернуться и не дать этому динозавру в морду? И пусть время остановится. Не зря в фильме монтаж встык соединяет напряженные эпизоды со сценами пробуждения героя – в кровати, в самолете, на пороге оперного театра. Мама, где я?
Зрители, испытавшие некогда всю прелесть путешествий в неведомые края (будь то под наркозом во время тяжелых операций или во сне) с трепетом воспримут знакомые мотивы в предстающих на экране картинах удивительной притягательности. И путешествия в иные миры, и сказочная панорама Бухареста с высоты птичьего полета не оставят вас равнодушными.
Кстати, все, что касается смерти в этом фильме, снято очень красочно. Просто волшебно. ;) «Чарли, может, ты с мертвецами говорить умеешь, как тот мальчик из фильма с Брюсом Уиллисом?» А почему бы и нет?
«Опасная иллюзия» – картина довольно лиричная. И если у вас всколыхнутся собственные воспоминания во время просмотра некоторых эпизодов – это уже неплохо. Теплые дни детства, которые связывали вас с матерью невидимой нитью, бодрые народные мелодии, напоминающие о картинах Эмира Кустурицы. Здесь же и первая балетная позиция босиком на мостовой (привет Тилю Швайгеру!) в полнолуние, и стремительная пробежка по городу – беги, Чарли, беги! Тут любая Лола позавидует. А уснувший пассажир, который доверчиво склоняется к вам, словно к собственной подушке, – это, конечно же, ставшая классикой сцена из рязановского шедевра «Ирония судьбы», где измученный парной баней герой Мягкова спит на теплом и мягком режиссерском плече. И где сон, где явь? Все перепуталось уже, и не различить.
И милая финальная картинка является вполне знаковой – наш личный нарисованный городок иллюзий в мегаполисе жестокости.
Бах! Гремит выстрел, падает истерзанное страданиями тело. «Правду ли говорят, что лучше любить и потерять, нежели не любить вовсе?»
Общее впечатление | Мир ирреальный сделать явью, мечты в реальность обратить |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву42
А хобби у меня много. Как-нибудь расскажу подробнее. :)
Концовка фильма, пусть и несколько идеалистичная, лишний раз подтвердит, что вода камень точит, а любовь может подвигнуть человека на любые радикальные поступки.
Замечательно написано.
"to ride around the circles..."