Отзыв: Объектив Carl Zeiss Jena Sonnar 135mm f3.5 - "Зоннар" - значит "солнечный"!
Достоинства: Резкая, пластичная картинка
Недостатки: Встроенная блёнда, диафрагма
Этот объектив был один из первых, которые я приобрёл, когда всерьез занялся съёмкой на мануальную оптику. Описания просто очаровывали, да и цена была отнюдь не заоблачной. Оставалось сущая мелочь - сыскать его в продаже. Я уже настроился на долгий неспешный поиск. И тут внезапно "стёклышко" всплывает на барахолке! Такой подарок упускать было сущий грех...
Как полагается, вначале маленький исторический экскурс. Оптическая схема Sonnar была разработана и внедрена фирмой Carl Zeiss еще в начале тридцатых годов прошлого века. Технически это - развитие схемы Ernostar, главной особенностью которой являются "толстые" менисковые линзы. У Sonnar "мениски" стали еще толще и появилась фирменная склейка из трех линз, что уменьшало число поверхностей "стекло-воздух". Эти ухищрения понадобились, чтобы увеличить контраст изображения. Напоследок нужно отметить, что в наше время склейка из трех линз признана технологически сложной и объективы с маркой Sonnar тандем Zeiss-Sony "клепает" по схеме Ernostar...
В историю вошли объективы Sonnar Olympia 180/2.8, которые гитлеровцы дарили очень отдельным журналистам на приснопамятной Олимпиаде 1936 года в Берлине. Ну, а 135-ки пошли уже в массовый тираж...
Доставшийся мне объектив был произведён в Йене, Германская Демократическая Республика. "Социалистическое" происхождение ничуть не умаляет его достоинств - это фактически последняя массовая версия настоящего "зоннара". На смену "зебре" пришёл корпус "чёрная жемчужина" с характерным "тракторным" рифлением кольца фокусировки. Ход кольца широкий и плавный, шкала расстояний градуирована в метрической и так называемой "имперской" системе - футы.
Линзы имеют мультипросветление, причём, оно не багровое, как обычно описывают, а отливает синевой. Возможно, дело в том, что оптика, судя по номеру, выпущена где-то в районе восьмидесятых. Передняя линза нуждается в защите, впрочем, длинная блёнда положена этому объективу по штату. Фасад оптики украшает гордая надпись "Carl Zeiss", пусть и "Jena DDR".
Фокусное расстояние 135 миллиметров - "золотая классика" портретного фото. Относительное отверстие 3.5 - "без пяти минут тёмный", но для такого фокусного и это очень неплохо.
Объектив ставится на фотоаппарат с помощью присоединительной резьбы M42.
Задняя линза очень глубоко утоплена в корпус, что отлично предохраняет её от случайных тычков, но оставляет доступной для чистки. Виден шпенёк плунжера прыгающей диафрагмы.
Собственно, вот и она. Шесть слабо матированных лепестков - "гайки" в боке обеспечены. Вообще, диафрагму гэдэровских "цайсов" часто поминают недобрым словом - "залипает" и просто отказывает. Впрочем, по "зоннарам" такой статистики вроде бы нет...
Объектив оснащен полноценным отключателем "прыгалки", то бишь, лепестки диафрагмы будут закрываться сразу, а не когда нажат шпенёк. Для переходников без прижимного фланца актуально.
"Вылет" линзоблока при фокусировке на ближние дистанции весьма значительный. Минимальное расстояние фокусировки - всего один метр.
Есть встроенная пластиковая блёнда, но я не стал доверять ей.
Вместо этого предпочитаю китайские металлические резьбовые блёнды. На "полукропе" возможно использовать даже вот такие составные конструкции...
На моей беззеркалке Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3.5 смотрится очень даже прилично.
Правда, вес объектива - около 450 грамм, требуется "поддерживающий" хват. И пальцы устают довольно быстро.
Испытания начинаем с традиционного "ступенчатого" теста.
На "открытой" - 3.5. Неплохая резкость и замечательно размытый фон.
Диафрагма на ступень меньше - 5.6. Предсказуемо лезут "гайки".
Диафрагма 8. Выигрыша по резкости, считай, нет, а вот "гайки" - ядрёные.
Вообще, особенность этого объектива, в том, что при закручивании диафрагмы зримого прироста резкости практически нет. Ну, разве что по краям немного...
Кстати, разбежка "центр-края" у этого "зоннара" тоже довольно скромная.
На "полукропе" эквивалентное фокусное расстояние объектива составляет 270 мм. Это ограничивает сферу применения крупноформатной "портреткой", ведь для съёмки в полный рост придётся отходить на расстояние 12-14 метров.
Впрочем, Меховой Даме объектив понравился...
Однако, на кропе объектив с таким фокусным куда лучше раскроет свои возможности, ежели использовать его через переходник класса "speedbooster". Даже на "полукропе" ЭФР составит уже всего 200 мм, что дает фотолюбителю бОльшую свободу. Резкость при этом обычно не страдает, а вот боке станет куда выразительнее...
Вон кот Мустафа это подтверждает... ;))
Естественно, для объектива-"портретника" момент истины - как раз "портретка". Поэтому мы этим летом со знакомой устроили ему знатный тест в городском парке. И "Зоннар" выдержал марку!
Крупный план. Картинка очень резкая, но не "дерматологическая", как у современной оптики с литыми асферическими линзами. А чего стоит фирменное "зоннаровское" боке, слегка хаотичное, но без "закручивания". Кстати, "закручивание" любят не все!
Парк просторный, расстояния для ростового портрета хватило. Опять же видим хороший фокус и зачётное, хотя и не в хлам, размытие фона. Кликайте для увеличения!.
Не стану дуть вам в уши насчёт "особой пластики" картинки старой немецкой оптики, но определённый шарм в ней точно есть.
И да, неспроста этот объектив назван Sonnar - в вольном переводе с немецкого "солнечный"! Он и вправду очень любит солнце, им комфортно работать именно в солнечную погоду. Когда на небе висят тучи, или дело идёт к закату, приходится следить за выдержкой. Даже на камерах со стабилизатором матрицы, если она будет длиннее 1/200, это может аукнуться "смазами"... И задранная ISO тоже не айс.
Объективы Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3.5 торгуются сейчас в районе ста "условных единиц". Это не так уж много, куда сложнее найти рабочий экземпляр.
Но гоняться за "Зоннаром" не стоит. Ведь есть его советский "потомок" - "Юпитер-37А". Быть может, он проигрывает оптике из Йены в "магии" и пластике картинки, но зато имеет неоспоримый козырь - неприхотливую диафрагму в целых 12 лепестков. При этом "Юпитер-37А" очень распространён, цена его куда более демократична. Так что, "Юпитер" либо хорошо послужит вам, пока будете неспешно искать "Зоннар", либо вообще спокойно заменит его.
Но если всё же встретите на барахолке, или там прилавке торговой точки, "Зоннар" и продавец не станет задирать цену - не стоит упускать случай пополнить свой парк оптики реально достойным экземпляром. Старые "гэдээровские" изделия Carl Zeiss точно стоят своих денег!...
Как полагается, вначале маленький исторический экскурс. Оптическая схема Sonnar была разработана и внедрена фирмой Carl Zeiss еще в начале тридцатых годов прошлого века. Технически это - развитие схемы Ernostar, главной особенностью которой являются "толстые" менисковые линзы. У Sonnar "мениски" стали еще толще и появилась фирменная склейка из трех линз, что уменьшало число поверхностей "стекло-воздух". Эти ухищрения понадобились, чтобы увеличить контраст изображения. Напоследок нужно отметить, что в наше время склейка из трех линз признана технологически сложной и объективы с маркой Sonnar тандем Zeiss-Sony "клепает" по схеме Ernostar...
В историю вошли объективы Sonnar Olympia 180/2.8, которые гитлеровцы дарили очень отдельным журналистам на приснопамятной Олимпиаде 1936 года в Берлине. Ну, а 135-ки пошли уже в массовый тираж...
Доставшийся мне объектив был произведён в Йене, Германская Демократическая Республика. "Социалистическое" происхождение ничуть не умаляет его достоинств - это фактически последняя массовая версия настоящего "зоннара". На смену "зебре" пришёл корпус "чёрная жемчужина" с характерным "тракторным" рифлением кольца фокусировки. Ход кольца широкий и плавный, шкала расстояний градуирована в метрической и так называемой "имперской" системе - футы.
Линзы имеют мультипросветление, причём, оно не багровое, как обычно описывают, а отливает синевой. Возможно, дело в том, что оптика, судя по номеру, выпущена где-то в районе восьмидесятых. Передняя линза нуждается в защите, впрочем, длинная блёнда положена этому объективу по штату. Фасад оптики украшает гордая надпись "Carl Zeiss", пусть и "Jena DDR".
Фокусное расстояние 135 миллиметров - "золотая классика" портретного фото. Относительное отверстие 3.5 - "без пяти минут тёмный", но для такого фокусного и это очень неплохо.
Объектив ставится на фотоаппарат с помощью присоединительной резьбы M42.
Задняя линза очень глубоко утоплена в корпус, что отлично предохраняет её от случайных тычков, но оставляет доступной для чистки. Виден шпенёк плунжера прыгающей диафрагмы.
Собственно, вот и она. Шесть слабо матированных лепестков - "гайки" в боке обеспечены. Вообще, диафрагму гэдэровских "цайсов" часто поминают недобрым словом - "залипает" и просто отказывает. Впрочем, по "зоннарам" такой статистики вроде бы нет...
Объектив оснащен полноценным отключателем "прыгалки", то бишь, лепестки диафрагмы будут закрываться сразу, а не когда нажат шпенёк. Для переходников без прижимного фланца актуально.
"Вылет" линзоблока при фокусировке на ближние дистанции весьма значительный. Минимальное расстояние фокусировки - всего один метр.
Есть встроенная пластиковая блёнда, но я не стал доверять ей.
Вместо этого предпочитаю китайские металлические резьбовые блёнды. На "полукропе" возможно использовать даже вот такие составные конструкции...
На моей беззеркалке Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3.5 смотрится очень даже прилично.
Правда, вес объектива - около 450 грамм, требуется "поддерживающий" хват. И пальцы устают довольно быстро.
Испытания начинаем с традиционного "ступенчатого" теста.
На "открытой" - 3.5. Неплохая резкость и замечательно размытый фон.
Диафрагма на ступень меньше - 5.6. Предсказуемо лезут "гайки".
Диафрагма 8. Выигрыша по резкости, считай, нет, а вот "гайки" - ядрёные.
Вообще, особенность этого объектива, в том, что при закручивании диафрагмы зримого прироста резкости практически нет. Ну, разве что по краям немного...
Кстати, разбежка "центр-края" у этого "зоннара" тоже довольно скромная.
На "полукропе" эквивалентное фокусное расстояние объектива составляет 270 мм. Это ограничивает сферу применения крупноформатной "портреткой", ведь для съёмки в полный рост придётся отходить на расстояние 12-14 метров.
Впрочем, Меховой Даме объектив понравился...
Однако, на кропе объектив с таким фокусным куда лучше раскроет свои возможности, ежели использовать его через переходник класса "speedbooster". Даже на "полукропе" ЭФР составит уже всего 200 мм, что дает фотолюбителю бОльшую свободу. Резкость при этом обычно не страдает, а вот боке станет куда выразительнее...
Вон кот Мустафа это подтверждает... ;))
Естественно, для объектива-"портретника" момент истины - как раз "портретка". Поэтому мы этим летом со знакомой устроили ему знатный тест в городском парке. И "Зоннар" выдержал марку!
Крупный план. Картинка очень резкая, но не "дерматологическая", как у современной оптики с литыми асферическими линзами. А чего стоит фирменное "зоннаровское" боке, слегка хаотичное, но без "закручивания". Кстати, "закручивание" любят не все!
Парк просторный, расстояния для ростового портрета хватило. Опять же видим хороший фокус и зачётное, хотя и не в хлам, размытие фона. Кликайте для увеличения!.
Не стану дуть вам в уши насчёт "особой пластики" картинки старой немецкой оптики, но определённый шарм в ней точно есть.
И да, неспроста этот объектив назван Sonnar - в вольном переводе с немецкого "солнечный"! Он и вправду очень любит солнце, им комфортно работать именно в солнечную погоду. Когда на небе висят тучи, или дело идёт к закату, приходится следить за выдержкой. Даже на камерах со стабилизатором матрицы, если она будет длиннее 1/200, это может аукнуться "смазами"... И задранная ISO тоже не айс.
Объективы Carl Zeiss Jena Sonnar 135/3.5 торгуются сейчас в районе ста "условных единиц". Это не так уж много, куда сложнее найти рабочий экземпляр.
Но гоняться за "Зоннаром" не стоит. Ведь есть его советский "потомок" - "Юпитер-37А". Быть может, он проигрывает оптике из Йены в "магии" и пластике картинки, но зато имеет неоспоримый козырь - неприхотливую диафрагму в целых 12 лепестков. При этом "Юпитер-37А" очень распространён, цена его куда более демократична. Так что, "Юпитер" либо хорошо послужит вам, пока будете неспешно искать "Зоннар", либо вообще спокойно заменит его.
Но если всё же встретите на барахолке, или там прилавке торговой точки, "Зоннар" и продавец не станет задирать цену - не стоит упускать случай пополнить свой парк оптики реально достойным экземпляром. Старые "гэдээровские" изделия Carl Zeiss точно стоят своих денег!...
Время использования | полтора года |
Стоимость | 6700 ₽ |
Год выпуска/покупки | 2018 |
Общее впечатление | "Зоннар" - значит "солнечный"! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву45
То - кошка…
Конечно, ценники сейчас не радуют на подобную оптику, а цена на камеры, для которых они предназначены - вообще заоблочная) А на Хасльбладе что стоит? Не Цейс, кстати? Или там много чего воткнуть можно?)
"Хассели" сами производят оптику для своих камер, им Цейс по параллели…
О… они и оптику сами штампуют - не знал)
Я, пока вы не спросили, тоже не знал. ;))
Бывает)
Стоила зеркалка дешевле)
Передам. ;)
Как же Вы все доходчиво растолковываете…
Гм, надо буде сделать уточнение, спасибо.
Еще как продаются! Чешская FOMA, британский ILFORD… FUJIFILM опять же… На любой вкус и кошелёк…