Отзыв: Фильм "Расемон" (1950) - "настоящее искусство не стареет"
Достоинства: культовый фильм безо всяких кавычек
Недостатки: как это не парадоксально, но кое-где можно пожалеть, что 70 лет тому назад у режиссёров не было современных возможностей
Этот фильм я в первый раз посмотрел всего лишь года три тому назад. Т. е. слышал о нём, читал, отрывки видел, но целиком как-то не получалось. Так-то с творчеством Куросавы я знаком с детства, смотрел и "Семь самураев", и "Телохранителя", и "Тень воина", и "Дерсу Узала", конечно, а вот "Расёмон" всё проходил мимо меня.
А тут включил "Культ кино" - гляжу: у Разлогова сидит Кончаловский и рассказывает о том, "как же он завидует тем, кто сейчас первый раз в жизни посмотрит культовый фильм Куросавы "Расёмон". Ну и, в общем, я понял, что не зря он завидовал. Ибо я буквально не мог оторвать глаз от экрана, а в конце фильма, когда дровосек забирает к себе домой подброшенного младенца, а монах говорит, что он вернул ему веру в человечество, я едва не прослезился, честное слово. После этого пересматривал фильм ещё пару раз, с огромным удовольствием. Ну, это ж реальное "прикосновение к прекрасному".
Фильм - это такая притча с элементами средневекового японского детектива. Вольная интерпретация рассказа Акутагавы. Пересказывать сюжет, конечно, смысла нет, но если в двух словах, то совершается преступление, а на суде все его участники (включая убитого самурая) рассказывают совершенно разные истории.
Ну, в общем, смысл в том, что правды нет и всё такое. Однако ж, как это снято! Самый минималистичный фильм Куросавы, из тех что я видел! Там вообще нет ни одной лишней детали! Глядя на экран, отчётливо понимаешь, откуда "растут ноги" многих шедевров мирового киноискусства, в том числе, отечественного. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, например, как внимательно смотрели Куросаву те же Тарковский с Кончаловским - в "Рублёве" мы видим прямые киноцитаты, а дождь, столь обязательный в финале фильмов Куросавы, столь же обязателен и у Тарковского. Собственно, они, как и многие другие, никогда и не отрицали влияния Куросавы.
Ну и, как мне кажется, многие операторы позаимствовали завораживающие приёмы съёмки. Именно те, благодаря которым ты не можешь оторвать глаз от экрана, даже если не всегда понимаешь, что на нём происходит.
Ну и, думаю, "Болеро" Равеля (с его бессмысленным движением по замкнутому кругу) в кино стали использовать именно после "Расёмона", хотя здесь оно звучит в обработке японского композитора.
В общем, рекомендую этот фильм всем. Хотя бы для того, чтобы иметь представление об одном из шедевров мирового киноискусства. Фильм-то идёт всего полтора часа. Грубо говоря, можно не любить Питера Брейгеля-старшего, но знать, как выглядят "Охотники на снегу", уж точно не помешает))
Впрочем, если вы категорически не выносите "старую чёрно-белую заумь", то смотреть "Расёмона", конечно, не надо. Хотя, если честно, лично я ничего "заумного" в этой картине не нахожу. Фильм шедеврален как раз-таки в своей простоте и минималистичности. Хотя, конечно, как это не парадоксально, но кое-где можно пожалеть, что 70 лет тому назад у режиссёров не было современных возможностей.
А тут включил "Культ кино" - гляжу: у Разлогова сидит Кончаловский и рассказывает о том, "как же он завидует тем, кто сейчас первый раз в жизни посмотрит культовый фильм Куросавы "Расёмон". Ну и, в общем, я понял, что не зря он завидовал. Ибо я буквально не мог оторвать глаз от экрана, а в конце фильма, когда дровосек забирает к себе домой подброшенного младенца, а монах говорит, что он вернул ему веру в человечество, я едва не прослезился, честное слово. После этого пересматривал фильм ещё пару раз, с огромным удовольствием. Ну, это ж реальное "прикосновение к прекрасному".
Фильм - это такая притча с элементами средневекового японского детектива. Вольная интерпретация рассказа Акутагавы. Пересказывать сюжет, конечно, смысла нет, но если в двух словах, то совершается преступление, а на суде все его участники (включая убитого самурая) рассказывают совершенно разные истории.
Ну, в общем, смысл в том, что правды нет и всё такое. Однако ж, как это снято! Самый минималистичный фильм Куросавы, из тех что я видел! Там вообще нет ни одной лишней детали! Глядя на экран, отчётливо понимаешь, откуда "растут ноги" многих шедевров мирового киноискусства, в том числе, отечественного. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, например, как внимательно смотрели Куросаву те же Тарковский с Кончаловским - в "Рублёве" мы видим прямые киноцитаты, а дождь, столь обязательный в финале фильмов Куросавы, столь же обязателен и у Тарковского. Собственно, они, как и многие другие, никогда и не отрицали влияния Куросавы.
Ну и, как мне кажется, многие операторы позаимствовали завораживающие приёмы съёмки. Именно те, благодаря которым ты не можешь оторвать глаз от экрана, даже если не всегда понимаешь, что на нём происходит.
Ну и, думаю, "Болеро" Равеля (с его бессмысленным движением по замкнутому кругу) в кино стали использовать именно после "Расёмона", хотя здесь оно звучит в обработке японского композитора.
В общем, рекомендую этот фильм всем. Хотя бы для того, чтобы иметь представление об одном из шедевров мирового киноискусства. Фильм-то идёт всего полтора часа. Грубо говоря, можно не любить Питера Брейгеля-старшего, но знать, как выглядят "Охотники на снегу", уж точно не помешает))
Впрочем, если вы категорически не выносите "старую чёрно-белую заумь", то смотреть "Расёмона", конечно, не надо. Хотя, если честно, лично я ничего "заумного" в этой картине не нахожу. Фильм шедеврален как раз-таки в своей простоте и минималистичности. Хотя, конечно, как это не парадоксально, но кое-где можно пожалеть, что 70 лет тому назад у режиссёров не было современных возможностей.
Время использования | несколько раз |
Общее впечатление | "настоящее искусство не стареет" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4