Отзыв: Выставка "Дейнека/Самохвалов" ЦВЗ "Манеж" (Россия, Санкт-Петербург) - Интересная и полезная выставка
Достоинства: Удобное расположение в центре города. Отличная организация выставки. Работают кафе и книжный киоск.
Недостатки: Нет
Приветствую уважаемых читателей!
Несколько дней назад в Центральном выставочном зале "Манеж" открылась выставка, узнав о которой, я немедленно туда отправился.
Всё это стало результатом знакомства с произведениями двух знаменитых советских художников - Александра Александровича Дейнеки и Александра Николаевича Самохвалова.
В мае исполнилось 120 лет со дня рождения Дейнеки, а в августе - 125 лет со дня рождения Самохвалова. К этим юбилеям и приурочена выставка.
Сказав о знакомстве с произведениями этих художников, я слегка покривил душой. В самом деле, картины двух мэтров советской живописи мне, как и многим читателям, знакомы с детства. Конечно, лишь некоторая, довольно небольшая их часть. Ну кто не знает, к примеру, знаменитой "Девушки в футболке" Самохвалова.
Обо всём этом и о многом другом, связанном с жизнью и деятельностью замечательных художников, рассказывают огромные информационные стенды и два специальных вступительных раздела, посвящённых каждому художнику в отдельности. Здесь можно подробно проследить их творческий путь, познакомиться с многочисленными фотографиями, запечатлевшими героев в работе, на отдыхе, в семейном кругу, с друзьями, на важных общественных мероприятиях.
Интересна форма представления информации о художниках. Все стены небольших персональных зальчиков заняты своеобразной синхронистической таблицей, в которой жизнь каждого художника разбита на годы. И рядом с каждым годом сверху указываются наиболее значимые в то время события в России, а снизу - биографические сведения.
Приведу две подборки фотографий.
А. Н Самохвалов. Что-то есенинское есть в его облике.
Стадион в их представлении был идеальным местом для демонстрации преимуществ молодых, сильных, волевых, целеустремлённых строителей коммунизма.
Вообще вся выставка состоит из шести секторов, которые довольно чётко разграничены пространственно. Для удобства посетителей расположение этих разделов указано крупными надписями и стрелками: Спорт, Труд, Герои, Тело/Дети, Война, Мир.
Как зрителю, безусловно, с большим уважением относящемуся к творчеству обоих мастеров, мне ближе эмоциональная составляющая выставки. Конечно, люди разных поколений по-разному воспринимают эти картины. Старшему поколению многое из изображённого хорошо знакомо и по жизни, и по советским книгам, кинофильмам, театральным постановкам. Некоторые картины известны по школьным учебникам и репродукциям, в изобилии публиковавшимся в советских журналах. Многие плакаты, а они тоже в достатке представлены на выставке, мы видели в советских учреждениях и общественных местах. Большое количество книг, и в первую очередь детских, также сопровождено иллюстрациями наших юбиляров.
Для людей молодых, не заставших той поры, наше славное прошлое, красочно и выразительно отражённое в картинах двух художников, даёт прекрасную возможность, словно на машине времени, перенестись в тот, совершенно не похожий на сегодняшний, мир, почувствовать его дух и всеобщий энтузиазм, ставший преобладающей силой в деле строительства коммунизма.
Лично я отношусь к произведениям Самохвалова и Дейнеки, как к апологетике социалистических идеалов, повсеместно внедрявшихся в общественное сознание. Иначе тогда и быть не могло. А из этого следует, что изображённая на картинах обоих авторов "действительность", при всей её фактической правдивости, несёт очевидный пропагандистский смысл. Другими словами, стиль творчества обоих художников во многом может быть определён, как "соцреализм".
После всего сказанного давайте посмотрим картины.
Несмотря на большое сходство в манере письма двух авторов, внимательный зритель, безусловно, найдёт и много различий. Работы, как правило, вывешены вперемешку. Поэтому в помощь неискушённому посетителю устроители снабдили подпись к каждой картине большой буквой, на которую начинается фамилия художника (Д или С). Даже не подходя вплотную, мы сразу определяем автора конкретной картины.
Для простоты я последовательно пройдусь по секторам выставки.
Сектор 1. СПОРТ.
Александр Дейнека очень любил спорт и сам неплохо играл в футбол. Поэтому картины на спортивные темы принадлежат, в основном, его кисти.
"Футболист"
Эта картина вполне уместна была бы и в секторе "Тело", в который мы перейдём чуть позже. Мне кажется уместным, глядя на молодые крепкие, но чуть грузноватые женские тела, вспомнить живопись великого Рубенса, изобилующую обнажённой натурой, правда, несколько иной эстетики. Здесь, в отличие от великого голландца, каждый персонаж олицетворяет собой энергичность, непорочную юную красоту и выступает пропагандистом здорового образа жизни, так присущего молодому строителю светлого будущего.
Мне очень хочется верить, что уважаемые модераторы не станут уподобляться недавнему нелепому выпаду руководителей Фейсбука, запретивших публикацию в своей соцсети картин упомянутого Рубенса "по этическим соображениям".
"На стадионе".
Сюжет её собирательный. Здесь в большей степени демонстрируется не один конкретный вид спорта (хотя на переднем плане главное место занимает дискоболка), а стремление создать атмосферу всеобщего увлечения спортом. Как бы мимоходом глаз с удовлетворением отмечает и красивое стройное тело атлета, готовящегося войти в сектор для метания диска.
Сектор 2. ТРУД.
Здесь главными героями являются счастливые и беззаветно преданные делу строительства коммунизма высоко сознательные граждане советской страны.
Посмотрите, как бодро и жизнерадостно шагают по своей земле "Герои первой пятилетки" на картине Дейнеки.
На строительстве метро, где главным орудием производства был отбойный молоток,
Даже самохваловская "Кондукторша" на нижнем снимке предстаёт в образе могучей и энергичной героини, этакой полноправной хозяйкой мчащегося в светлое будущее социалистического вагона.
Героями этого раздела выставки стали простые, и не очень, люди, представители разных социальных групп, но являющие собой новую общность - собирательный образ советского человека.
Основное место занимают портреты, в основном, женские, выполненные с большим мастерством и явной симпатией к изображённым персонажам.
В этих работах - и у Дейнеки в мужском портрете, и у Самохвалоа в женском - очевидно влияние творчества их старшего товарища К. С. Петрова-Водкина.
"Парижанка" в красной шляпке явно кого-то поджидает.
А "Девушка с книгой" так увлеклась чтением, что забыла про остывающий в чашке чай.
Задумчивый интеллигентного вида товарищ, подперев голову рукой, готовится принять "Трудное решение".
Свободно и раскованно чувствует себя женщина на картине под названием "Женский портрет".
"Молодая работница", отвлечённая от своей работы, выжидательно смотрит на нас, мечтая скорее вернуться к любимому делу.
Портрет супруги художника М. А. Клещар-Самохваловой вполне можно отнести к разряду парадных, если, конечно, это определение вяжется с образом молодой советской женщины.
Студентка в голубой блузке прижимает к себе тетрадь с конспектами, а зажатый в руке белый цветок намекает на недавнюю приятную романтическую встречу. Картина называется "Вузовка".
"Синие сумерки" за окном отвлекли молодую скрипачку от занудных гамм и погрузили её в раздумья. А быть может, она ждёт кого-то. Скромный букет в вазе на столе настраивает на лирический лад.
Несколько из них, выполненных на бумаге акварельными красками и гуашью, можно увидеть на следующем снимке.
Название сектора, прямо скажем, необычное. Но, видимо, по представлению организаторов, именно эти две темы наиболее подходят для объединения в одном разделе.
Открывает этот увлекательный сектор "Натурщица" Александра Дейнеки.
Постараюсь обойтись без комментариев, уж больно всё говорит само за себя.
А две других - "На балконе" и "Купающиеся девушки" - это уже шедевры А. Дейнеки.
Придя на выставку, вы сможете в полной мере лицезреть это обильное разнообразие.
А мы переходим ко второй части раздела - Детям.
Работ на эту тему великое множество. Я отобрал для показа лишь несколько наиболее характерных, на мой взгляд.
Картина "Мать" А. Дейнеки не нуждается в комментариях, настолько в ней всё складно и выразительно. Ею невозможно не любоваться.
А девочка-подросток, держащая в руке апельсин, героиня одноимённой картины Самохвалова "Девочка с апельсином", банально вызывает ассоциацию с серовской "Девочкой с персиками".
Военная тема представлена очень интересной подборкой произведений.
При входе в зал на втором этаже первой попадается на глаза большая и хорошо знакомая картина Дейнеки "Сбитый ас", написанная в самый разгар войны в 1943 году.
За ним стоит палитра художника.
Приступаем к знакомству с заключительным разделом выставки.
Большинство представленных здесь картин изображают неприкрытую радость и всеобщее счастье от осознания своей принадлежности к лучшей на земле стране советов.
Победным маршем шагают навстречу светлому будущему "Стахановцы". Такими увидел их А. Дейнека.
А А. Самохвалов запечатлел трогательный праздник, посвящённый небывалому урожаю хлопка. Картина так и называется "Хлопок".
Ещё одна картина Самохвалова повествует о том, как "Киров принимает парад физкультурников".
Что он имел ввиду - догадайтесь сами.
Сценка в вагоне электрички, запечатлённая Дейнекой, ярко рисует идейное единство трудящихся разных поколений, упоенно слушающих "Стихи Маяковского", декламируемые молодой пассажиркой.
Последняя картина переносит нас в парадный зал какого-то дворца культуры, где проходит "Женское собрание". Таким увидел его А. Дейнека.
У меня есть ещё, чем поделиться с вами, но пора и честь знать.
Если мой рассказ вызвал у вас интерес, то до 19 января вы можете лично посмотреть всё содержимое весьма интересной и обширной выставки.
Центральный выставочный зал "Манеж" работает без выходных с 11 до 20 часов.
Стоимость билетов: для взрослых - 300 рублей, для студентов - 150 рублей, для учащихся средних учебных заведений и пенсионеров - 100 рублей.
Желаю приятных впечатлений от посещения выставки.
Несколько дней назад в Центральном выставочном зале "Манеж" открылась выставка, узнав о которой, я немедленно туда отправился.
Всё это стало результатом знакомства с произведениями двух знаменитых советских художников - Александра Александровича Дейнеки и Александра Николаевича Самохвалова.
В мае исполнилось 120 лет со дня рождения Дейнеки, а в августе - 125 лет со дня рождения Самохвалова. К этим юбилеям и приурочена выставка.
Сказав о знакомстве с произведениями этих художников, я слегка покривил душой. В самом деле, картины двух мэтров советской живописи мне, как и многим читателям, знакомы с детства. Конечно, лишь некоторая, довольно небольшая их часть. Ну кто не знает, к примеру, знаменитой "Девушки в футболке" Самохвалова.
Обо всём этом и о многом другом, связанном с жизнью и деятельностью замечательных художников, рассказывают огромные информационные стенды и два специальных вступительных раздела, посвящённых каждому художнику в отдельности. Здесь можно подробно проследить их творческий путь, познакомиться с многочисленными фотографиями, запечатлевшими героев в работе, на отдыхе, в семейном кругу, с друзьями, на важных общественных мероприятиях.
Интересна форма представления информации о художниках. Все стены небольших персональных зальчиков заняты своеобразной синхронистической таблицей, в которой жизнь каждого художника разбита на годы. И рядом с каждым годом сверху указываются наиболее значимые в то время события в России, а снизу - биографические сведения.
Приведу две подборки фотографий.
А. Н Самохвалов. Что-то есенинское есть в его облике.
Стадион в их представлении был идеальным местом для демонстрации преимуществ молодых, сильных, волевых, целеустремлённых строителей коммунизма.
Вообще вся выставка состоит из шести секторов, которые довольно чётко разграничены пространственно. Для удобства посетителей расположение этих разделов указано крупными надписями и стрелками: Спорт, Труд, Герои, Тело/Дети, Война, Мир.
Как зрителю, безусловно, с большим уважением относящемуся к творчеству обоих мастеров, мне ближе эмоциональная составляющая выставки. Конечно, люди разных поколений по-разному воспринимают эти картины. Старшему поколению многое из изображённого хорошо знакомо и по жизни, и по советским книгам, кинофильмам, театральным постановкам. Некоторые картины известны по школьным учебникам и репродукциям, в изобилии публиковавшимся в советских журналах. Многие плакаты, а они тоже в достатке представлены на выставке, мы видели в советских учреждениях и общественных местах. Большое количество книг, и в первую очередь детских, также сопровождено иллюстрациями наших юбиляров.
Для людей молодых, не заставших той поры, наше славное прошлое, красочно и выразительно отражённое в картинах двух художников, даёт прекрасную возможность, словно на машине времени, перенестись в тот, совершенно не похожий на сегодняшний, мир, почувствовать его дух и всеобщий энтузиазм, ставший преобладающей силой в деле строительства коммунизма.
Лично я отношусь к произведениям Самохвалова и Дейнеки, как к апологетике социалистических идеалов, повсеместно внедрявшихся в общественное сознание. Иначе тогда и быть не могло. А из этого следует, что изображённая на картинах обоих авторов "действительность", при всей её фактической правдивости, несёт очевидный пропагандистский смысл. Другими словами, стиль творчества обоих художников во многом может быть определён, как "соцреализм".
После всего сказанного давайте посмотрим картины.
Несмотря на большое сходство в манере письма двух авторов, внимательный зритель, безусловно, найдёт и много различий. Работы, как правило, вывешены вперемешку. Поэтому в помощь неискушённому посетителю устроители снабдили подпись к каждой картине большой буквой, на которую начинается фамилия художника (Д или С). Даже не подходя вплотную, мы сразу определяем автора конкретной картины.
Для простоты я последовательно пройдусь по секторам выставки.
Сектор 1. СПОРТ.
Александр Дейнека очень любил спорт и сам неплохо играл в футбол. Поэтому картины на спортивные темы принадлежат, в основном, его кисти.
"Футболист"
Эта картина вполне уместна была бы и в секторе "Тело", в который мы перейдём чуть позже. Мне кажется уместным, глядя на молодые крепкие, но чуть грузноватые женские тела, вспомнить живопись великого Рубенса, изобилующую обнажённой натурой, правда, несколько иной эстетики. Здесь, в отличие от великого голландца, каждый персонаж олицетворяет собой энергичность, непорочную юную красоту и выступает пропагандистом здорового образа жизни, так присущего молодому строителю светлого будущего.
Мне очень хочется верить, что уважаемые модераторы не станут уподобляться недавнему нелепому выпаду руководителей Фейсбука, запретивших публикацию в своей соцсети картин упомянутого Рубенса "по этическим соображениям".
"На стадионе".
Сюжет её собирательный. Здесь в большей степени демонстрируется не один конкретный вид спорта (хотя на переднем плане главное место занимает дискоболка), а стремление создать атмосферу всеобщего увлечения спортом. Как бы мимоходом глаз с удовлетворением отмечает и красивое стройное тело атлета, готовящегося войти в сектор для метания диска.
Сектор 2. ТРУД.
Здесь главными героями являются счастливые и беззаветно преданные делу строительства коммунизма высоко сознательные граждане советской страны.
Посмотрите, как бодро и жизнерадостно шагают по своей земле "Герои первой пятилетки" на картине Дейнеки.
На строительстве метро, где главным орудием производства был отбойный молоток,
Даже самохваловская "Кондукторша" на нижнем снимке предстаёт в образе могучей и энергичной героини, этакой полноправной хозяйкой мчащегося в светлое будущее социалистического вагона.
Героями этого раздела выставки стали простые, и не очень, люди, представители разных социальных групп, но являющие собой новую общность - собирательный образ советского человека.
Основное место занимают портреты, в основном, женские, выполненные с большим мастерством и явной симпатией к изображённым персонажам.
В этих работах - и у Дейнеки в мужском портрете, и у Самохвалоа в женском - очевидно влияние творчества их старшего товарища К. С. Петрова-Водкина.
"Парижанка" в красной шляпке явно кого-то поджидает.
А "Девушка с книгой" так увлеклась чтением, что забыла про остывающий в чашке чай.
Задумчивый интеллигентного вида товарищ, подперев голову рукой, готовится принять "Трудное решение".
Свободно и раскованно чувствует себя женщина на картине под названием "Женский портрет".
"Молодая работница", отвлечённая от своей работы, выжидательно смотрит на нас, мечтая скорее вернуться к любимому делу.
Портрет супруги художника М. А. Клещар-Самохваловой вполне можно отнести к разряду парадных, если, конечно, это определение вяжется с образом молодой советской женщины.
Студентка в голубой блузке прижимает к себе тетрадь с конспектами, а зажатый в руке белый цветок намекает на недавнюю приятную романтическую встречу. Картина называется "Вузовка".
"Синие сумерки" за окном отвлекли молодую скрипачку от занудных гамм и погрузили её в раздумья. А быть может, она ждёт кого-то. Скромный букет в вазе на столе настраивает на лирический лад.
Несколько из них, выполненных на бумаге акварельными красками и гуашью, можно увидеть на следующем снимке.
Название сектора, прямо скажем, необычное. Но, видимо, по представлению организаторов, именно эти две темы наиболее подходят для объединения в одном разделе.
Открывает этот увлекательный сектор "Натурщица" Александра Дейнеки.
Постараюсь обойтись без комментариев, уж больно всё говорит само за себя.
А две других - "На балконе" и "Купающиеся девушки" - это уже шедевры А. Дейнеки.
Придя на выставку, вы сможете в полной мере лицезреть это обильное разнообразие.
А мы переходим ко второй части раздела - Детям.
Работ на эту тему великое множество. Я отобрал для показа лишь несколько наиболее характерных, на мой взгляд.
Картина "Мать" А. Дейнеки не нуждается в комментариях, настолько в ней всё складно и выразительно. Ею невозможно не любоваться.
А девочка-подросток, держащая в руке апельсин, героиня одноимённой картины Самохвалова "Девочка с апельсином", банально вызывает ассоциацию с серовской "Девочкой с персиками".
Военная тема представлена очень интересной подборкой произведений.
При входе в зал на втором этаже первой попадается на глаза большая и хорошо знакомая картина Дейнеки "Сбитый ас", написанная в самый разгар войны в 1943 году.
За ним стоит палитра художника.
Приступаем к знакомству с заключительным разделом выставки.
Большинство представленных здесь картин изображают неприкрытую радость и всеобщее счастье от осознания своей принадлежности к лучшей на земле стране советов.
Победным маршем шагают навстречу светлому будущему "Стахановцы". Такими увидел их А. Дейнека.
А А. Самохвалов запечатлел трогательный праздник, посвящённый небывалому урожаю хлопка. Картина так и называется "Хлопок".
Ещё одна картина Самохвалова повествует о том, как "Киров принимает парад физкультурников".
Что он имел ввиду - догадайтесь сами.
Сценка в вагоне электрички, запечатлённая Дейнекой, ярко рисует идейное единство трудящихся разных поколений, упоенно слушающих "Стихи Маяковского", декламируемые молодой пассажиркой.
Последняя картина переносит нас в парадный зал какого-то дворца культуры, где проходит "Женское собрание". Таким увидел его А. Дейнека.
У меня есть ещё, чем поделиться с вами, но пора и честь знать.
Если мой рассказ вызвал у вас интерес, то до 19 января вы можете лично посмотреть всё содержимое весьма интересной и обширной выставки.
Центральный выставочный зал "Манеж" работает без выходных с 11 до 20 часов.
Стоимость билетов: для взрослых - 300 рублей, для студентов - 150 рублей, для учащихся средних учебных заведений и пенсионеров - 100 рублей.
Желаю приятных впечатлений от посещения выставки.
Время использования | Три часа |
Стоимость | 100 ₽ |
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Исаакиевская площадь |
Дом № | 1 |
Общее впечатление | Интересная и полезная выставка |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву28
Апофеозом сюжетов стала картина " Игра в мяч". Вот это женщины!!! Эти женщины не подвержены депрессиям и меланхолиям!Не то, что современные молодые "вешалки" для тряпочек!
Да-да, есть сходство с Пикассо, а у Самохвалова с Есениным:)))
Не могу описать свои ощущения, но они точно положительные. Не знакома была ни с творчеством Самохвалова (хотя нет, по отзывам только и знакома), ни с работами Дейнеки. Как здорово, что есть наш сайт.
Многие картины помню…
Особенно романтическое полотно "Будущие лётчики"…