Отзыв: Книга "Дама в очках и с ружьем в автомобиле" - Себастьян Жапризо - Это больше психологическая драма, чем детектив.
Достоинства: Хорошее владение словом, внимание к деталям, знание психологии.
Недостатки: Нет.
Детективный жанр мне не очень интересен. Агата Кристи стоит особняком, но это не так из-за жанра, как из-за ее манеры письма. Картинки жизни, неторопливые описания характеров, постепенно проявляющаяся психология персонажей - вот это интересно, а кто там кого убил и почему - это дело сорок девятое.
А современные детективы, особенно те, кто с морями крови, с горами трупов, с суетливыми и не слишком логичными расследованиями, - не люблю.
И вдруг, просматривая отзывы на детективы на одном из сайтов, вспомнила: Себастьян Жапризо! Все, что у него читала, тоже ведь считается детективами. Но это обстоятельство нисколько не мешало мне читать его книги запоем. И помнить. И любить.
Особенно вот эту, "Дама в очках и с ружьем в автомобиле".
Только, по-моему, это все же не совсем детектив. Или, точнее, - это нетипичный детектив. Конечно, все условия жанра соблюдены: преступление, жертва, потенциальная жертва, которая об этом не догадывается, непонятные события, загадки, ошибки, - все есть. Но главное, что книгу отличает от большинства детективов, особенно современных, - так это удивительно тонкий и точный психологический анализ всех персонажей, необходимое сплетение всех событий в прошлом и будущем, пристальное внимание к каждой детали, к каждой мелочи, которая оказывается в дальнейшем вовсе не такой уж и мелочью. Ну, можно ли догадаться заранее, зачем босс описывает жене по телефону, как одета Дани? И не особо обращаешь внимание на то, что жена босса, машину которой поручают Дани отогнать к дому, не имеет представления, какой кнопкой поднимается крыша в ее машине. И откуда в чужом доме ее духи. И какую роль играет ночной кошмар, мучающий дани многие годы, и к чему приведет то обстоятельство, что она, не просыпаясь, вслух просит смерти. И почему все люди, которых она встречает на своем пути, совершенно уверены, что она уже была здесь, и даже имя ее называют.
События накапливаются, все больше запутывая и пугая героиню. И все эти события постепенно складываются в логичный узор, все мелочи встают на свои места и получают объяснения, слабая героиня с огромным комплексом вины, молящая во сне о смерти, выпутывается из паутины лжи, которая почти свела ее с ума. Никакой мистики не бывает. Никакой злой рок над ней не довлеет. Все, что с ней происходит, - дело рук людей. Кого? Она должна узнать.
Конец неожиданный, но в то же время - логичный. Все-таки это очень необычный детектив. Не так о расследовании, как о проявлении в критических ситуациях главных черт любого человека.
И мне очень нравится, как Жапризо пишет. Простой, ясный, выразительный стиль. Возможно, мне попался хороший перевод.
А современные детективы, особенно те, кто с морями крови, с горами трупов, с суетливыми и не слишком логичными расследованиями, - не люблю.
И вдруг, просматривая отзывы на детективы на одном из сайтов, вспомнила: Себастьян Жапризо! Все, что у него читала, тоже ведь считается детективами. Но это обстоятельство нисколько не мешало мне читать его книги запоем. И помнить. И любить.
Особенно вот эту, "Дама в очках и с ружьем в автомобиле".
Только, по-моему, это все же не совсем детектив. Или, точнее, - это нетипичный детектив. Конечно, все условия жанра соблюдены: преступление, жертва, потенциальная жертва, которая об этом не догадывается, непонятные события, загадки, ошибки, - все есть. Но главное, что книгу отличает от большинства детективов, особенно современных, - так это удивительно тонкий и точный психологический анализ всех персонажей, необходимое сплетение всех событий в прошлом и будущем, пристальное внимание к каждой детали, к каждой мелочи, которая оказывается в дальнейшем вовсе не такой уж и мелочью. Ну, можно ли догадаться заранее, зачем босс описывает жене по телефону, как одета Дани? И не особо обращаешь внимание на то, что жена босса, машину которой поручают Дани отогнать к дому, не имеет представления, какой кнопкой поднимается крыша в ее машине. И откуда в чужом доме ее духи. И какую роль играет ночной кошмар, мучающий дани многие годы, и к чему приведет то обстоятельство, что она, не просыпаясь, вслух просит смерти. И почему все люди, которых она встречает на своем пути, совершенно уверены, что она уже была здесь, и даже имя ее называют.
События накапливаются, все больше запутывая и пугая героиню. И все эти события постепенно складываются в логичный узор, все мелочи встают на свои места и получают объяснения, слабая героиня с огромным комплексом вины, молящая во сне о смерти, выпутывается из паутины лжи, которая почти свела ее с ума. Никакой мистики не бывает. Никакой злой рок над ней не довлеет. Все, что с ней происходит, - дело рук людей. Кого? Она должна узнать.
Конец неожиданный, но в то же время - логичный. Все-таки это очень необычный детектив. Не так о расследовании, как о проявлении в критических ситуациях главных черт любого человека.
И мне очень нравится, как Жапризо пишет. Простой, ясный, выразительный стиль. Возможно, мне попался хороший перевод.
Общее впечатление | Это больше психологическая драма, чем детектив. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву20
А мне больше всех понравилась и запомнилась "Дама…".)
Кстати, а Шерлок Холмс разве женский жанр?
Нельзя же считать детективами всякие женские якобы юмористические якобы детективы с якобы расследованиями якобы преступлений.(
Вы знаете произведения Достоевского можно тоже назвать детективами. Но это очень своеобразными детективами.
Монтечино, упомянутый мной, никаких загадок перед читателем не ставит. Он тоже "своеобразный", совсем не женский автор.
Насчет Достоевского - да, известно, что современники упрекали его в том, что он пишет "полицейские романы", низкий жанр.) И кто сейчас помнит тех упрекателей?
Монтечино надо читать, да?