Отзыв: Фильм "Первая попытка" (2009) - Получилось другое произведение, более лёгкое, чем книга
Достоинства: Актерская игра, операторская работа, зрелищность, музыка
Недостатки: Несоответствие фильма концепции повести
На днях посмотрела фильм по одноименной повести Виктории Токаревой. Смотрела я его с пристрастием, так как редко бывают хорошие экранизации. Удивительно, но мне понравилось, несмотря на то, что акценты сместились. В книге – история про то, что за всё нужно платить, и любое действие твоё, а тем более жизненная установка, – потом тебе аукнется. В фильме – история банально скатывается к «все мужики сво...», а героиня ну просто несчастная женщина, желавшая любви. А то, что она брала лишние десятки с клиенток за не очень качественное шитьё, то, что позарилась на женатого соседа, и, наконец, самое страшное предательство по отношению к бывшему Димычке (я не про измену, я про звонок в органы) – всё это «мелочи»?
Но тем не менее такая версия тоже имеет право на существование. Пожалуй, только с изменением финала я не согласна – пожалели главную героиню. От этого трагический градус произведения снизился...
Любой человек, читая книгу, представляет описываемые эпоху, страну, город, здания, интерьеры помещений, времена года и, конечно же, главных и второстепенных героев. Вот и я, читая, нарисовала себе все это. Но фильм не совпал с моим представлением. Ладно – места, интерьеры – бог с ними. А вот с персонажами – серьёзнее. Нет, они не хуже, просто немного другие.
Главная героиня Мара получилась человечнее, чем в книге, более несчастной, незаслуженно обиженной судьбой. А в книге, на мой взгляд, её обидел злой рок только в самом начале жизни, а то, что случалось потом, – результат неправильной позиции. Ты или будь человеком, или будь циничной стервой, а её кидало из крайности в крайность, налицо когнитивный диссонанс. Вела бы себя, как хищница и потребительница – спрос был бы меньше. А она постоянно отходила от этой программы, искала любовь, возвышала не вполне достойных мужчин, помогала им, но не бескорыстно, как справедливо заметила её приятельница. Она вроде и любила, но даже в любви умудрялась самоутверждаться и лепила этих мужчин, как скульптор. Нет ничего ужаснее, чем идти наперекор своей программе – жизнь жестоко наказывает за это.
Следующий персонаж – первый муж Мары, сыгранный Алексеем Макаровым, сыном знаменитой Любови Полищук. Неожиданный выбор актера, но в принципе неплохо. В книге его образ нечеткий, едва обрисованный, по сути о нём написано пару предложений, а Макаров раскрасил его, придал объём, наполнил... насколько вообще можно наполнить образ эгоистичного молодого мерзавца...
Далее – Димычка. И здесь актёрская игра сделала удивительное – он получился менее тряпичным, со своей жизненной позицией, даже миссией. А в книге он выглядел жалким, бесхребетным существом. Сколько бы ни говорили, что актер – всего лишь марионетка в руках режиссера, а вот всё-таки есть актеры-личности, и вроде играют по режиссёрским нотам, а тональность задают свою. У актёра Карэна Бадалова тональность вышла замечательная: в глазах – вся скорбь еврейского народа (хоть и глаза армянские), в сердце – незыблемые любовь и всепрощение. Не потому, что слабый, а потому, что сострадательный, по-христиански мудрый. Я не восхищаюсь, но такие люди тоже нужны, хоть и страдают они всю жизнь, но для своих близких (и не только) – это абсолютная опора и свет во тьме, они примут их любыми. Финал, собственно, это подтверждает.
Мырзик тоже не совпал с книжным образом. Читая книгу, представляла его чуть старше, а здесь совсем пацан... Но актер Владимир Жеребцов сыграл всё же хорошо.
Остальные персонажи соответствуют моему представлению. Очень понравился Мойдодыр в исполнении Юозаса Будрайтиса. Вот он совпал с книжным – умненький дедуля, прожженный госслужащий, позабывший после смерти супруги, что такое женщины, и оживший от встречи с Марой. Всё про неё понимающий. Ну, здесь даже добавить нечего – когда такой мастер берётся за роль, пусть и небольшую, то результат очевиден.
И также совпала приятельница Мары, от лица которой ведётся повествование в книге. Актриса сыграла вроде и симпатичную внешне женщину, но такую пресную, такую скучную, такую правильную, что аж тошнит. Вот прямо в точку.
Ну и супружеская пара Саша с Сошей получились, как в книге. Семья интеллигентов по форме, а по сути – быдло неграмотное, когда супруга даже не знает элементарных вещей, чего нельзя говорить мужу о его состоятельности в постели.
В общем, фильм, изменив градус, добавил в историю новые краски, визуальные нюансы, объём персонажам. Режиссёр Сергей Гинзбург сделал более лайтовый вариант, где нет тонущих в ведёрке крыс, умершего в утробе и мумифицированного младенца, истерзанной вербы, медузы на столе... Если вам непонятны эти словосочетания, вы можете прочесть книгу (мой отзыв на неё – здесь). А я фильму ставлю твёрдую четвёрку.
Но тем не менее такая версия тоже имеет право на существование. Пожалуй, только с изменением финала я не согласна – пожалели главную героиню. От этого трагический градус произведения снизился...
Любой человек, читая книгу, представляет описываемые эпоху, страну, город, здания, интерьеры помещений, времена года и, конечно же, главных и второстепенных героев. Вот и я, читая, нарисовала себе все это. Но фильм не совпал с моим представлением. Ладно – места, интерьеры – бог с ними. А вот с персонажами – серьёзнее. Нет, они не хуже, просто немного другие.
Главная героиня Мара получилась человечнее, чем в книге, более несчастной, незаслуженно обиженной судьбой. А в книге, на мой взгляд, её обидел злой рок только в самом начале жизни, а то, что случалось потом, – результат неправильной позиции. Ты или будь человеком, или будь циничной стервой, а её кидало из крайности в крайность, налицо когнитивный диссонанс. Вела бы себя, как хищница и потребительница – спрос был бы меньше. А она постоянно отходила от этой программы, искала любовь, возвышала не вполне достойных мужчин, помогала им, но не бескорыстно, как справедливо заметила её приятельница. Она вроде и любила, но даже в любви умудрялась самоутверждаться и лепила этих мужчин, как скульптор. Нет ничего ужаснее, чем идти наперекор своей программе – жизнь жестоко наказывает за это.
Следующий персонаж – первый муж Мары, сыгранный Алексеем Макаровым, сыном знаменитой Любови Полищук. Неожиданный выбор актера, но в принципе неплохо. В книге его образ нечеткий, едва обрисованный, по сути о нём написано пару предложений, а Макаров раскрасил его, придал объём, наполнил... насколько вообще можно наполнить образ эгоистичного молодого мерзавца...
Далее – Димычка. И здесь актёрская игра сделала удивительное – он получился менее тряпичным, со своей жизненной позицией, даже миссией. А в книге он выглядел жалким, бесхребетным существом. Сколько бы ни говорили, что актер – всего лишь марионетка в руках режиссера, а вот всё-таки есть актеры-личности, и вроде играют по режиссёрским нотам, а тональность задают свою. У актёра Карэна Бадалова тональность вышла замечательная: в глазах – вся скорбь еврейского народа (хоть и глаза армянские), в сердце – незыблемые любовь и всепрощение. Не потому, что слабый, а потому, что сострадательный, по-христиански мудрый. Я не восхищаюсь, но такие люди тоже нужны, хоть и страдают они всю жизнь, но для своих близких (и не только) – это абсолютная опора и свет во тьме, они примут их любыми. Финал, собственно, это подтверждает.
Мырзик тоже не совпал с книжным образом. Читая книгу, представляла его чуть старше, а здесь совсем пацан... Но актер Владимир Жеребцов сыграл всё же хорошо.
Остальные персонажи соответствуют моему представлению. Очень понравился Мойдодыр в исполнении Юозаса Будрайтиса. Вот он совпал с книжным – умненький дедуля, прожженный госслужащий, позабывший после смерти супруги, что такое женщины, и оживший от встречи с Марой. Всё про неё понимающий. Ну, здесь даже добавить нечего – когда такой мастер берётся за роль, пусть и небольшую, то результат очевиден.
И также совпала приятельница Мары, от лица которой ведётся повествование в книге. Актриса сыграла вроде и симпатичную внешне женщину, но такую пресную, такую скучную, такую правильную, что аж тошнит. Вот прямо в точку.
Ну и супружеская пара Саша с Сошей получились, как в книге. Семья интеллигентов по форме, а по сути – быдло неграмотное, когда супруга даже не знает элементарных вещей, чего нельзя говорить мужу о его состоятельности в постели.
В общем, фильм, изменив градус, добавил в историю новые краски, визуальные нюансы, объём персонажам. Режиссёр Сергей Гинзбург сделал более лайтовый вариант, где нет тонущих в ведёрке крыс, умершего в утробе и мумифицированного младенца, истерзанной вербы, медузы на столе... Если вам непонятны эти словосочетания, вы можете прочесть книгу (мой отзыв на неё – здесь). А я фильму ставлю твёрдую четвёрку.
Общее впечатление | Получилось другое произведение, более лёгкое, чем книга |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7